Развивающая среда детства
(Из опыта работы)
Смолева Татьяна Николаевна
Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.
Для успешного осуществления образовательного процесса в группе я создала необходимую предметно-развивающую среду в соответствии с программными требованиями, возрастными особенностями и диагнозом детей. Оборудовала уголок «Дружбы», изготовила картотеки коммуникативных, пальчиковых игр, «Колпачок настроения». Систематизировала игры-занятия по речевому этикету: «Что такое этикет?», «Будем знакомы», «Волшебные слова», «Этикет телефонного разговора». Создала среду для благоприятного речевого развития детей, условия для самовыражения, проявления творческих и интеллектуальных способностей своих воспитанников. В зоне театрально-игровой деятельности дети могут разыгрывать театральные костюмированные и кукольные постановки, играть на детских музыкальных инструментах, петь в имитированном «караоке-клубе». В центре грамотности, где имеется художественная литература, альбомы по лексическим темам, дидактические игры, фотонаборы, схемы, таблицы, модели, дети имеют возможность развивать познавательные навыки, расширять свой кругозор. Изготовила и подобрала раздаточный и демонстрационный материал по обучению грамоте, с помощью которого я в игровой форме знакомлю детей с буквами и звуками.
В центре «Науки» имеется необходимое оборудование для опытов и экспериментирования, подобрана различная познавательная и занимательная литература, энциклопедии, из которых дети познают многообразие форм жизни на Земле. Дидактические игры, календари погоды и природы, в которых ребята фиксируют свои наблюдения, позволяют систематизировать и конкретизировать их знания.
Для организации предметно-развивающей среды я придерживалась следующих принципов (по В.А. Петровскому): дистанции, позиции при взаимодействии – организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми; активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения; стабильности – динамичности - создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы; комплексирования и гибкого зонирования - построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; эстетической организации среды, (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво); открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию; половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Организация развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает моим воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.