Формирование информационной грамотности
на уроках иностранного языка
Вострилова Резида Фаритовна,
ГБОУ СОШ№ 599
Приморского района, Санкт-Петербург
Вхождение человечества в эпоху информационного общества характеризуется не только стремительным развитием новейших информационных технологий, но и созданием качественно новой, информационной среды жизнедеятельности. Для нее типичны:ГБОУ СОШ№ 599
Приморского района, Санкт-Петербург
- разнообразие содержания и форм представления информации;
- высокий уровень автоматизации;
- переизбыток информации;
- отсутствие гарантии достоверности;
- стремительный рост объемов информации и обновление информационных технологий
Именно в таких условиях получают образование современные школьники и поэтому школьное образование должно сформировать у учащихся информационную компетенцию. Учащиеся чаще пользуются компьютерами для игр или в качестве средства общения. И только учитель сможет сформировать навыки использования компьютера для самообразования. Важно, чтобы формирование информационной компетенции не было оторвано от учебно-познавательных задач, которые стоят перед учащимися, а скорее сопутствовало им, происходило параллельно с решением предметных задач. Обращение к ИКТ существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебной информации можно отнести базы данных и информационно- справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д.. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д. Среду, складывающуюся на основе средств ИКТ, часто называют информационно - коммуникативной средой. Необходимо отметить влияние информационно - коммуникативной образовательной среды на мотивационную сферу, создание условий для готовности учащихся к обучению, а также на организацию учебной деятельности. Знания не даются в «готовом виде», а формируются посредством организации самостоятельных исследований обучаемых. Благодаря этому обеспечивается возможность «погружения» обучаемых в определенную предметную среду. Наличие информационных технологий обучения делает возможным получение образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы. Средства контроля на основе ИКТ могут выступить как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся. Создание учебных материалов требует времени. В помощь учителю создано много различных сайтов, которые делают эту работу более простой. Использование приведенных ниже интернет- ресурсов в преподавании иностранных языков – один из самых используемых и доступных инструментов. Материалы уже адаптированы, учитель может использовать материалы сайта как в качестве дополнительных на уроке, так и рекомендовать учащимся выполнять задания самостоятельно. Интернет- сайты активно меняются в сторону интерактивности. На таких сайтах мы можем создавать собственные учебные интернет- ресурсы: тесты, кроссворды, викторины, аудио, видео и т.д. Для таких целей на уроках можно использовать следующие сайты:
- http://www.edu.glogster.com
- http://www.puzzlemaker.discoveryeducatoin.com
- http://hotpot.uvic.ca
Существуют сайты, которые предоставляют возможность общения. Следующие сайты позволяют оставлять комментарии, добавлять свои материалы, обмениваться материалами:
- http//nikpeachey.blogspot.com
- httр://technogogyelt.wetpaint.com
Аудио- и видеоресурсы являются составной частью вышеописанных ресурсов. Данная группа на современном этапе представлена не только в виде коллекции образовательных и аутентичных аудио- и видео роликов, но и возможностями для создания субтитров к фильмам, создания собственных обучающих роликов. Следующие сайты предоставляют возможность для выполнения перечисленных задач:
- http//www.skype.com/intl/en-gb
- http//www.wordia.com
- http//www.ztranormal.com
- http//www.teflclips.com
Сейчас уже любой учитель согласится, что в виде ИКТ получил отличный инструмент для формирования информационной компетентности школьников. Полученные знания, умения и навыки работы с информацией позволят учащимся уверенно чувствовать себя в современном информационном пространстве.