Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мои приемы развития самостоятельности детей в учебной деятельности

Шевцова Наталья Юрьевна
 
В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации» [6, с. 8]. В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки .
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию"
Моя задача на уроках сводится к  включению самого ученика в учебную деятельность, организация процесса самостоятельного овладения детьми новых  знаний, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке.
Включение младших школьников в самостоятельную познавательную деятельность происходит через проблемные ситуации, игровую деятельность, систему дифференцированных заданий, проектную и исследовательскую деятельность, совместные формы организации обучения.  
Большинство детей не могут на начальном этапе обучения обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Развитие самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления детской умелости и постепенного уменьшения дозы помощи со стороны учителя и родителей, в которой нуждается ребенок.
Моя цель, формировать  индивидуальный опыт и развить самостоятельность. Я должна не только поделиться своими знаниями, умениями, опытом, но  обратить  внимание на результаты своих действий, помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер.
Самостоятельную познавательную деятельность нужно «взращивать». Так, например, в 1-ом классе чаще всего при написании реферата основную работу выполняет родитель (поиск информации, выбор главного, оформление), а ребенок наблюдает, учится. Он списывает то, что выделит ему родитель или учитель, а затем представляет реферат в классе. И с каждым новым рефератом доля самостоятельности ученика возрастает. В 4-ом классе этот ученик реферат и компьютерную презентацию готовит самостоятельно.
Самостоятельная работа обеспечивается высоким уровнем познавательной активности учеников начальной школы по критериям саморегуляции и целеполагания, которые формируются именно в этом возрасте.
Виды самостоятельных работ:
Работа с книгой
Упражнения
Выполнение практических работ
Проверочные самостоятельные, контрольные работы
Домашние задания.
Например уроках литературного чтения  образование учащихся невозможно без включения ученика в самостоятельную творческую деятельность. Поэтому можно выделить следующие основные направления работы на уроках литературного чтения, которые используют многие учителя в своей работе:
- развитие навыка чтения;
- развитие восприятия художественного произведения;
- усвоение литературоведческих понятий;
- развитие речевых умений;
- развитие творческой деятельности учащихся;
- формирование читательских умений;
 -нравственно-эстетическое воспитание.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»