Мои приемы развития самостоятельности детей в учебной деятельности
Шевцова Наталья Юрьевна
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования "формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию"
Моя задача на уроках сводится к включению самого ученика в учебную деятельность, организация процесса самостоятельного овладения детьми новых знаний, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке.
Включение младших школьников в самостоятельную познавательную деятельность происходит через проблемные ситуации, игровую деятельность, систему дифференцированных заданий, проектную и исследовательскую деятельность, совместные формы организации обучения.
Большинство детей не могут на начальном этапе обучения обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Развитие самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления детской умелости и постепенного уменьшения дозы помощи со стороны учителя и родителей, в которой нуждается ребенок.
Моя цель, формировать индивидуальный опыт и развить самостоятельность. Я должна не только поделиться своими знаниями, умениями, опытом, но обратить внимание на результаты своих действий, помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер.
Самостоятельную познавательную деятельность нужно «взращивать». Так, например, в 1-ом классе чаще всего при написании реферата основную работу выполняет родитель (поиск информации, выбор главного, оформление), а ребенок наблюдает, учится. Он списывает то, что выделит ему родитель или учитель, а затем представляет реферат в классе. И с каждым новым рефератом доля самостоятельности ученика возрастает. В 4-ом классе этот ученик реферат и компьютерную презентацию готовит самостоятельно.
Самостоятельная работа обеспечивается высоким уровнем познавательной активности учеников начальной школы по критериям саморегуляции и целеполагания, которые формируются именно в этом возрасте.
Виды самостоятельных работ:
Работа с книгой
Упражнения
Выполнение практических работ
Проверочные самостоятельные, контрольные работы
Домашние задания.
Например уроках литературного чтения образование учащихся невозможно без включения ученика в самостоятельную творческую деятельность. Поэтому можно выделить следующие основные направления работы на уроках литературного чтения, которые используют многие учителя в своей работе:
- развитие навыка чтения;
- развитие восприятия художественного произведения;
- усвоение литературоведческих понятий;
- развитие речевых умений;
- развитие творческой деятельности учащихся;
- формирование читательских умений;
-нравственно-эстетическое воспитание.