Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Организация эффективной системы здоровьесбережения
на уроках русского языка и литературы как условия
повышения качества образования

Здоровье не все, но все без здоровья - ничто.  
Сократ
  Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание и становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и нравственное здоровье. [4; с.1]
     Данные статистики показывают, что здоровье детей с каждым годом ухудшается, и эта тенденция приобретает устойчивый характер. Поэтому большое внимание в системе своей работы я уделяю  здоровью детей, применяю здоровьесберегающие технологии. В настоящее время в понятие «здоровье» включается, кроме физического, нравственное и духовное благополучие. Поэтому цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья на всех уровнях за период обучения, сформировать у них необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни, научить детей считать престижным быть здоровым.
     Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 40 минут концентрации внимания и напряжения. Поэтому на занятиях я провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
   Обязательно стремлюсь создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, веду целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.
     Считаю, что если подросток или старшеклассник будет занят и увлечён интересным делом, какой-либо творческой работой, у него не будет лишнего времени на вредные привычки. Для этого в  нашей школе, в нашем городе имеются возможности огромные, и мы с ребятами их широко используем: посещаем театры, музеи, художественные выставки, кружки по интересам, участвуем в днях здоровья, спортивных соревнованиях, конкурсах, в работе научного общества учащихся, в школьных и классных мероприятиях.
     На  уроках русского языка и литературы учащиеся знакомятся как с творчеством известных художников, так писателей и поэтов. Ученики изучают пейзаж как жанр изобразительного искусства, знакомясь с богатством и красотой родной природы. Они (учащиеся) – часть этого богатства и должны жить в гармонии с природой. Божественная красота нашей родной природы, увиденная внимательными глазами художника, не может оставить никого равнодушными. Школьники уже по-иному смотрят на окружающую их природу, нашу действительность. Свои мысли, чувства, свою любовь они выражают в творческих работах:
     Осенью я была в деревне и видела поле. Огромное, словно море. Только не синее, не черное, а золотисто-желтое. Смотришь на поле и не видишь ни конца, ни краю. Ветер сильно дует в лицо, и кажется, что сейчас поднимет тебя и унесет в бескрайнее «море», и потеряешься ты, и никто тебя не найдет. Набираешься смелости и ложишься на межу. Но поле рядом, оно справа и слева. Лежишь и смотришь в небо, и уже не помнишь ни о чем, не слышишь ничего. Наклонится колосок, пощекочет твою щеку, и ты очнешься то ли от задумчивости, то ли от глубокого сна. Сорвешь этот шаловливый колосок и рассмотришь его: тоненький стебелек сгибается под тяжестью зерна. Попробуешь зернышки на вкус - почувствуешь непередаваемое ощущение нежности, мягкости, сытности. Дороги для людей эти поля, колоски, зерна. Слишком много вложено сил, чтоб заколосилось это поле.
     Встанешь в полный рост и вообразишь себя капитаном. Бурное море… Сильный ветер... Слышишь только стук своего сердца. Островками кажутся кустарники и деревья… Вот кто-то спугнул журавлей, и они поднялись в небо. Наверное, полетели на юг. И вот я лечу вместе с ними, я лечу над полем, лечу над селом. Все как на ладони. А люди такие маленькие! Домики крошечные! Я смотрю на них с высоты птичьего полета. Повезло журавлям! Но мне тоже повезло. Ведь я хожу по родной земле, люблю ее.
                                                                                 Лапаева Екатерина, 6 класс
     Большое эмоциональное впечатление на учащихся производят эффектные изображения репродукций картин известнейших художников в цвете, в увеличенных размерах  на интегрированных уроках развития устной и письменной речи. Помогая школьникам понять картину, почувствовать её колорит, задаю вопросы по ней, прошу подобрать художественные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, и т.д.
     Нередко рассматриваем и обсуждаем репродукции картин, непосредственно связанных с развитием физкультуры и спорта в стране. Так в 6, 7 классах уроки развития устной и письменной речи подростков проводятся на основе анализа репродукций Т.Н. Яблонской «Утро» (девочка-подросток занимается физзарядкой на фоне домашнего интерьера), А. Сайкиной «Детская спортивная школа» (коллективный портрет гимнастов).
     После работы с репродукциями, как правило, предлагаю ученикам творческие работы как классные, так и домашние. Практикую самостоятельное знакомство и изучение репродукций и написание сочинений по ним. Творческие работы на уроке нередко провожу под тихое музыкальное сопровождение произведений П.И. Чайковского, А. Вивальди, Э.Грига, тем самым создаю атмосферу творческого вдохновения, увлечённости и поиска.
     Программа по литературе включает стихи о неповторимых красотах русских пейзажей мастеров слова - поэтов Жуковского В.А., Пушкина А.С., Толстого А.К., Бунина И.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Блока А.А., Есенина С.А. и др.  Анализируя их поэзию с художественной точки зрения, обращаю внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического
 героя.  
     Читая произведения о животных, о родном крае,  говорим об их сохранении, обращаем внимание на глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, на лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение видеть необычное в обыкновенном.   Обратной связью с учащимися по итогам таких уроков становится желание самих учеников «попробовать себя» в поэтическом творчестве, создании собственных стихов, посвящённых родной природе. Вот одно из стихотворений ученицы 6 класса Чистяковой Юли:

 
  Золото осени, праздничность красок,
  Как я люблю это время!                                             
 Листья деревьев в агонии плясок,
 Солнца с дождем перемены. 
 
Сколько же будет листва золотая
Облаком, кубарем, вихрем метаться?
Это зима, лишь одна она знает,
Гнать осень прочь иль позволить остаться.                                                                                                                                                                
     Также на уроках литературы оформляем книжки-малышки, куда записываем и иллюстрируем  загадки на определенную тематику, в том числе и на тему «Здоровье».  В «Ларчик мудрых мыслей» складываем пословицы, поговорки, мудрые изречения о здоровье, здоровом образе жизни, рациональном питании. Например, « Будешь двигаться – через хребет перевалишь, будешь сидеть – в яму скатишься», «По яблоку в день – и доктор не нужен», « Здоровый сон – лучшее самочувствие днем» и другие. [1; с.193 – 196]
     При организации уроков русского языка подбираю материал, который способствует разрешению вопросов здоровьесбережения. Остановлюсь подробней на некоторых из них.
1. Выполните синтаксический разбор предложения: Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожег пальцы. Расскажите о первой помощи при ожогах.
      2. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
3. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным: Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих тренировкой мышц.
4. Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки: Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо. Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.
5. Запишите меню, исправив в нем ошибки:1) Щи из свежей копусты. 2) Яишница с  калбасой. 3) Кисель клюквеный. 4) Пирожное бесквитное.
6. Запишите буквальный перевод следующих заимствованных слов: помидор, батон,  винегрет, пельмени, редис, вермишель. Слова для справок: корень, червячки,  золотое яблоко, палка, кислое вино, медвежьи ушки.
      7. На Руси каша считалась самой простой, сытной и доступной едой, недаром
     народ  говорил: «Щи да каша – пища наша». Чем же объяснить возникновение
     фразеологизмов: «С ним каши не сваришь», «Заварить кашу»?
      8.Терминологический словарный диктант «Если хочешь быть здоров»
      ( вид спортивной гимнастики – аэробика, поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью – массаж, расслабление и снятие психического напряжения -  релаксация и т.д.). [3; с.3]
     Кроме этого, на уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм, отдых. Приведу пример подобного текста:
     Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Все наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум – прекрасное средство от страха в зубном кабинете. [2; с. 74]
      При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваем с ребятами режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
     Как классный руководитель провожу классные часы, беседы о здоровом образе жизни: «Что такое рациональное питание?», «Эмоции человека и его здоровье», « Суд над наркоманией», «Даже если горит зеленый», «Азбука здоровья» и другие. В классном уголке постоянно обновляется страница «Не болей!», где учащиеся помещают материал, рассказывающий о профилактике различных заболеваний, открытиях в области медицины, о применении народных средств для лечения заболеваний. В кабинете поддерживается санитарное состояние: проводятся  влажные уборки, проветривания, много растений, очищающих воздух.
     Конечно же, воплощая в жизнь свою идею обеспечения условий для формирования целостной личности, я столкнулась с некоторыми трудностями: это и недостаточное количество методической литературы, и отсутствие материальной базы школы. Но все же, подводя итог своей работы, могу отметить, что за два года наблюдения общая заболеваемость в классах снизилась на 9-13%, вдвое уменьшилось число часто болеющих детей.
      Таким образом, если, в соответствии с законом об образовании РФ, одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей и подростков, то престиж любого образовательного учреждения должен определяться не только показателями успеваемости и воспитанности, но и уровнем здоровья обучающихся и здравоохранной деятельностью школы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»