Организация эффективной системы здоровьесбережения
на уроках русского языка и литературы как условия
повышения качества образования
на уроках русского языка и литературы как условия
повышения качества образования
Здоровье не все, но все без здоровья - ничто.
Сократ
Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание и становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – ее физическое и нравственное здоровье. [4; с.1]
Данные статистики показывают, что здоровье детей с каждым годом ухудшается, и эта тенденция приобретает устойчивый характер. Поэтому большое внимание в системе своей работы я уделяю здоровью детей, применяю здоровьесберегающие технологии. В настоящее время в понятие «здоровье» включается, кроме физического, нравственное и духовное благополучие. Поэтому цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья на всех уровнях за период обучения, сформировать у них необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни, научить детей считать престижным быть здоровым.
Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 40 минут концентрации внимания и напряжения. Поэтому на занятиях я провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
Обязательно стремлюсь создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, веду целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.
Считаю, что если подросток или старшеклассник будет занят и увлечён интересным делом, какой-либо творческой работой, у него не будет лишнего времени на вредные привычки. Для этого в нашей школе, в нашем городе имеются возможности огромные, и мы с ребятами их широко используем: посещаем театры, музеи, художественные выставки, кружки по интересам, участвуем в днях здоровья, спортивных соревнованиях, конкурсах, в работе научного общества учащихся, в школьных и классных мероприятиях.
На уроках русского языка и литературы учащиеся знакомятся как с творчеством известных художников, так писателей и поэтов. Ученики изучают пейзаж как жанр изобразительного искусства, знакомясь с богатством и красотой родной природы. Они (учащиеся) – часть этого богатства и должны жить в гармонии с природой. Божественная красота нашей родной природы, увиденная внимательными глазами художника, не может оставить никого равнодушными. Школьники уже по-иному смотрят на окружающую их природу, нашу действительность. Свои мысли, чувства, свою любовь они выражают в творческих работах:
Осенью я была в деревне и видела поле. Огромное, словно море. Только не синее, не черное, а золотисто-желтое. Смотришь на поле и не видишь ни конца, ни краю. Ветер сильно дует в лицо, и кажется, что сейчас поднимет тебя и унесет в бескрайнее «море», и потеряешься ты, и никто тебя не найдет. Набираешься смелости и ложишься на межу. Но поле рядом, оно справа и слева. Лежишь и смотришь в небо, и уже не помнишь ни о чем, не слышишь ничего. Наклонится колосок, пощекочет твою щеку, и ты очнешься то ли от задумчивости, то ли от глубокого сна. Сорвешь этот шаловливый колосок и рассмотришь его: тоненький стебелек сгибается под тяжестью зерна. Попробуешь зернышки на вкус - почувствуешь непередаваемое ощущение нежности, мягкости, сытности. Дороги для людей эти поля, колоски, зерна. Слишком много вложено сил, чтоб заколосилось это поле.
Встанешь в полный рост и вообразишь себя капитаном. Бурное море… Сильный ветер... Слышишь только стук своего сердца. Островками кажутся кустарники и деревья… Вот кто-то спугнул журавлей, и они поднялись в небо. Наверное, полетели на юг. И вот я лечу вместе с ними, я лечу над полем, лечу над селом. Все как на ладони. А люди такие маленькие! Домики крошечные! Я смотрю на них с высоты птичьего полета. Повезло журавлям! Но мне тоже повезло. Ведь я хожу по родной земле, люблю ее.
Лапаева Екатерина, 6 класс
Большое эмоциональное впечатление на учащихся производят эффектные изображения репродукций картин известнейших художников в цвете, в увеличенных размерах на интегрированных уроках развития устной и письменной речи. Помогая школьникам понять картину, почувствовать её колорит, задаю вопросы по ней, прошу подобрать художественные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, и т.д.
Нередко рассматриваем и обсуждаем репродукции картин, непосредственно связанных с развитием физкультуры и спорта в стране. Так в 6, 7 классах уроки развития устной и письменной речи подростков проводятся на основе анализа репродукций Т.Н. Яблонской «Утро» (девочка-подросток занимается физзарядкой на фоне домашнего интерьера), А. Сайкиной «Детская спортивная школа» (коллективный портрет гимнастов).
После работы с репродукциями, как правило, предлагаю ученикам творческие работы как классные, так и домашние. Практикую самостоятельное знакомство и изучение репродукций и написание сочинений по ним. Творческие работы на уроке нередко провожу под тихое музыкальное сопровождение произведений П.И. Чайковского, А. Вивальди, Э.Грига, тем самым создаю атмосферу творческого вдохновения, увлечённости и поиска.
Программа по литературе включает стихи о неповторимых красотах русских пейзажей мастеров слова - поэтов Жуковского В.А., Пушкина А.С., Толстого А.К., Бунина И.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Блока А.А., Есенина С.А. и др. Анализируя их поэзию с художественной точки зрения, обращаю внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического
героя.
Читая произведения о животных, о родном крае, говорим об их сохранении, обращаем внимание на глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, на лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение видеть необычное в обыкновенном. Обратной связью с учащимися по итогам таких уроков становится желание самих учеников «попробовать себя» в поэтическом творчестве, создании собственных стихов, посвящённых родной природе. Вот одно из стихотворений ученицы 6 класса Чистяковой Юли:
Данные статистики показывают, что здоровье детей с каждым годом ухудшается, и эта тенденция приобретает устойчивый характер. Поэтому большое внимание в системе своей работы я уделяю здоровью детей, применяю здоровьесберегающие технологии. В настоящее время в понятие «здоровье» включается, кроме физического, нравственное и духовное благополучие. Поэтому цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья на всех уровнях за период обучения, сформировать у них необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни, научить детей считать престижным быть здоровым.
Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Конечно, урок – фактор движения обучения в целом, трудная работа для ученика, означающая 40 минут концентрации внимания и напряжения. Поэтому на занятиях я провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.
Обязательно стремлюсь создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, веду целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.
Считаю, что если подросток или старшеклассник будет занят и увлечён интересным делом, какой-либо творческой работой, у него не будет лишнего времени на вредные привычки. Для этого в нашей школе, в нашем городе имеются возможности огромные, и мы с ребятами их широко используем: посещаем театры, музеи, художественные выставки, кружки по интересам, участвуем в днях здоровья, спортивных соревнованиях, конкурсах, в работе научного общества учащихся, в школьных и классных мероприятиях.
На уроках русского языка и литературы учащиеся знакомятся как с творчеством известных художников, так писателей и поэтов. Ученики изучают пейзаж как жанр изобразительного искусства, знакомясь с богатством и красотой родной природы. Они (учащиеся) – часть этого богатства и должны жить в гармонии с природой. Божественная красота нашей родной природы, увиденная внимательными глазами художника, не может оставить никого равнодушными. Школьники уже по-иному смотрят на окружающую их природу, нашу действительность. Свои мысли, чувства, свою любовь они выражают в творческих работах:
Осенью я была в деревне и видела поле. Огромное, словно море. Только не синее, не черное, а золотисто-желтое. Смотришь на поле и не видишь ни конца, ни краю. Ветер сильно дует в лицо, и кажется, что сейчас поднимет тебя и унесет в бескрайнее «море», и потеряешься ты, и никто тебя не найдет. Набираешься смелости и ложишься на межу. Но поле рядом, оно справа и слева. Лежишь и смотришь в небо, и уже не помнишь ни о чем, не слышишь ничего. Наклонится колосок, пощекочет твою щеку, и ты очнешься то ли от задумчивости, то ли от глубокого сна. Сорвешь этот шаловливый колосок и рассмотришь его: тоненький стебелек сгибается под тяжестью зерна. Попробуешь зернышки на вкус - почувствуешь непередаваемое ощущение нежности, мягкости, сытности. Дороги для людей эти поля, колоски, зерна. Слишком много вложено сил, чтоб заколосилось это поле.
Встанешь в полный рост и вообразишь себя капитаном. Бурное море… Сильный ветер... Слышишь только стук своего сердца. Островками кажутся кустарники и деревья… Вот кто-то спугнул журавлей, и они поднялись в небо. Наверное, полетели на юг. И вот я лечу вместе с ними, я лечу над полем, лечу над селом. Все как на ладони. А люди такие маленькие! Домики крошечные! Я смотрю на них с высоты птичьего полета. Повезло журавлям! Но мне тоже повезло. Ведь я хожу по родной земле, люблю ее.
Лапаева Екатерина, 6 класс
Большое эмоциональное впечатление на учащихся производят эффектные изображения репродукций картин известнейших художников в цвете, в увеличенных размерах на интегрированных уроках развития устной и письменной речи. Помогая школьникам понять картину, почувствовать её колорит, задаю вопросы по ней, прошу подобрать художественные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, и т.д.
Нередко рассматриваем и обсуждаем репродукции картин, непосредственно связанных с развитием физкультуры и спорта в стране. Так в 6, 7 классах уроки развития устной и письменной речи подростков проводятся на основе анализа репродукций Т.Н. Яблонской «Утро» (девочка-подросток занимается физзарядкой на фоне домашнего интерьера), А. Сайкиной «Детская спортивная школа» (коллективный портрет гимнастов).
После работы с репродукциями, как правило, предлагаю ученикам творческие работы как классные, так и домашние. Практикую самостоятельное знакомство и изучение репродукций и написание сочинений по ним. Творческие работы на уроке нередко провожу под тихое музыкальное сопровождение произведений П.И. Чайковского, А. Вивальди, Э.Грига, тем самым создаю атмосферу творческого вдохновения, увлечённости и поиска.
Программа по литературе включает стихи о неповторимых красотах русских пейзажей мастеров слова - поэтов Жуковского В.А., Пушкина А.С., Толстого А.К., Бунина И.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Блока А.А., Есенина С.А. и др. Анализируя их поэзию с художественной точки зрения, обращаю внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического
героя.
Читая произведения о животных, о родном крае, говорим об их сохранении, обращаем внимание на глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, на лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение видеть необычное в обыкновенном. Обратной связью с учащимися по итогам таких уроков становится желание самих учеников «попробовать себя» в поэтическом творчестве, создании собственных стихов, посвящённых родной природе. Вот одно из стихотворений ученицы 6 класса Чистяковой Юли:
Золото осени, праздничность красок,
Как я люблю это время!
Листья деревьев в агонии плясок,
Солнца с дождем перемены.
Сколько же будет листва золотая
Облаком, кубарем, вихрем метаться?
Это зима, лишь одна она знает,
Гнать осень прочь иль позволить остаться.
Также на уроках литературы оформляем книжки-малышки, куда записываем и иллюстрируем загадки на определенную тематику, в том числе и на тему «Здоровье». В «Ларчик мудрых мыслей» складываем пословицы, поговорки, мудрые изречения о здоровье, здоровом образе жизни, рациональном питании. Например, « Будешь двигаться – через хребет перевалишь, будешь сидеть – в яму скатишься», «По яблоку в день – и доктор не нужен», « Здоровый сон – лучшее самочувствие днем» и другие. [1; с.193 – 196]Как я люблю это время!
Листья деревьев в агонии плясок,
Солнца с дождем перемены.
Сколько же будет листва золотая
Облаком, кубарем, вихрем метаться?
Это зима, лишь одна она знает,
Гнать осень прочь иль позволить остаться.
При организации уроков русского языка подбираю материал, который способствует разрешению вопросов здоровьесбережения. Остановлюсь подробней на некоторых из них.
1. Выполните синтаксический разбор предложения: Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожег пальцы. Расскажите о первой помощи при ожогах.
2. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.
3. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным: Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих тренировкой мышц.
4. Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки: Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо. Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.
5. Запишите меню, исправив в нем ошибки:1) Щи из свежей копусты. 2) Яишница с калбасой. 3) Кисель клюквеный. 4) Пирожное бесквитное.
6. Запишите буквальный перевод следующих заимствованных слов: помидор, батон, винегрет, пельмени, редис, вермишель. Слова для справок: корень, червячки, золотое яблоко, палка, кислое вино, медвежьи ушки.
7. На Руси каша считалась самой простой, сытной и доступной едой, недаром
народ говорил: «Щи да каша – пища наша». Чем же объяснить возникновение
фразеологизмов: «С ним каши не сваришь», «Заварить кашу»?
8.Терминологический словарный диктант «Если хочешь быть здоров»
( вид спортивной гимнастики – аэробика, поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью – массаж, расслабление и снятие психического напряжения - релаксация и т.д.). [3; с.3]
Кроме этого, на уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм, отдых. Приведу пример подобного текста:
Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Все наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум – прекрасное средство от страха в зубном кабинете. [2; с. 74]
При изучении наклонений глаголов (6 класс) рассматриваем с ребятами режим дня школьника с последующим его обсуждением. Изучение числительных даёт возможность использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.
Как классный руководитель провожу классные часы, беседы о здоровом образе жизни: «Что такое рациональное питание?», «Эмоции человека и его здоровье», « Суд над наркоманией», «Даже если горит зеленый», «Азбука здоровья» и другие. В классном уголке постоянно обновляется страница «Не болей!», где учащиеся помещают материал, рассказывающий о профилактике различных заболеваний, открытиях в области медицины, о применении народных средств для лечения заболеваний. В кабинете поддерживается санитарное состояние: проводятся влажные уборки, проветривания, много растений, очищающих воздух.
Конечно же, воплощая в жизнь свою идею обеспечения условий для формирования целостной личности, я столкнулась с некоторыми трудностями: это и недостаточное количество методической литературы, и отсутствие материальной базы школы. Но все же, подводя итог своей работы, могу отметить, что за два года наблюдения общая заболеваемость в классах снизилась на 9-13%, вдвое уменьшилось число часто болеющих детей.
Таким образом, если, в соответствии с законом об образовании РФ, одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей и подростков, то престиж любого образовательного учреждения должен определяться не только показателями успеваемости и воспитанности, но и уровнем здоровья обучающихся и здравоохранной деятельностью школы.