Технология «портфолио» - система инновационной
оценки индивидуальных достижений ученика
Свиточ Ирина Гурьевна,
учитель ГБОУ СОШ №188 с углубленным
изучением мировой художественной культуры
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
- Во взрослой жизни мы своих учеников желаем видеть здоровыми, успешными и уважаемыми людьми.
- А какой человек добивается успеха и уважения окружающих?
- Я думаю, это тот, кто занимается своим любимым делом, тем делом, которое приносит и доход, и радость жизни.
- Какими качествами обладают успешные люди?
- Целеустремлённостью, самостоятельностью, уверенностью, упорством и настойчивостью, ответственностью за свои дела и поступки, профессионализмом и порядочностью.
- Мне очень хотелось, (и вы со мной, надеюсь, согласитесь) чтобы всеми этими качествами обладал каждый из наших учеников.
Правительство РФ разработало Концепцию модернизации российского образования на период с 2003 по 2010 год, которая предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение - это такая форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка, создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями. Важно помочь учащимся определить сферу своих интересов, профиль, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.
По данным центра социально-профессионального определения, 75 % старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23 % профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками; 18 % - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители. При этом 22 % вообще не задумывались о своем профессиональном будущем. То есть далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно.
Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
Нам всем придется привыкнуть к формуле:
аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы |
Именно «портфолио», как система инновационной оценки индивидуальных достижений ученика, может помочь каждому ребёнку в расстановке приоритетов.
Портфолиов переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
Портфолио — это дневник достижений ученика.
Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:
· стимулировать учебную мотивацию школьников: развивать познавательные интересы учащихся и их стремление к самостоятельному познанию мира;
· создать ситуацию успеха для каждого ученика. При этом повышается самооценка ребенка и уверенность в своих возможностях;
· развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· формировать умения анализировать свои интересы, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (саморефлексия);
· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
· формировать умения творческой деятельности;
· создавать условия для формирования позитивных моральных и нравственных качеств личности, для формирования жизненных идеалов.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важнейшим элементом практико – ориентированного подхода к образованию.
· Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.
· Основной смысл портфолио: «Покажи все, на что ты способен».
Ценность «портфолио» заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Структура комплексного портфолио содержит следующие разделы:
«Портфолио» ученика, представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделы (общая информация, официальные документы, творческие работы, отзывы, рекомендации), внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик (а также их тематика) может быть различным и определяется в каждом отдельном случае.
Существуют различные варианты формирования разделов «портфолио», но мы хотим предложить вашему вниманию наш вариант составления «портфолио» для учащихся начальной школы.
Первый разделпортфолио: «Познакомьтесь со мной»
И представляет собой знакомство с личностью ученика, позволяет составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах.
Здесь присутствуют следующие разделы:
· мое имя
· портрет
· семья + родословная
· Мои друзья
· город + Мой маршрут «Дом – школа»+ Мой адрес + история моей улицы.
· Мои увлечения(хобби, интересы, кружки, посещаемые ребенком).
· Мои учителя. Школьные предметы (русский язык, литературное чтение, математика, английский язык, окружающий мир, музыка). В этом разделе помещаются различные работы ученика. Так моя ученица Гаврилова Ксения поместила в этой рубрике свои доклады, сообщения, рисунки, сочинения, собственные стихотворения.
· «Моя общественная жизнь». Здесьребёнок отображает свои поручения, обязанности в классе, благодарности, поощрения, выполненную разовую работу в школе, фотографии, отзывы и т. д.)
Второй раздел портфолио «Мои успехи»:
· Первая рубрика данного раздела: «Мои достижения» ( это благодарности, дипломы, благодарственные письма, выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год), например, удачная контрольная работа.
· Далее следует«Мое творчество»: Оно отображается в фотографиях поделок, рисунках и других творческих работах учащихся ( стихи, сказки и т. д.)
· «Наши праздники» Это творческие отчеты с фотографиями, рисунками о конкурсах, праздниках, играх, которые проходили у нас в классе.
· Здесь же«Мои впечатления» об экскурсиях, различных внеклассных мероприятиях и т. д.)
· В этот же раздел могут быть включены так же такие рубрики, как«Книги, которые я прочитал»(отзывы о прочитанных книгах).
· Мои анкеты, тесты.
· "Моя помощь по дому»
· "Здоровый образ жизни ".
Третий раздел «портфолио»: Отзывы и пожелания: Его основные рубрики:
· «Мои цели»
· « Я на лестнице успеха»
· «Самооценка моей деятельности за год», т.е. осмысление самим ребенком своего духовного, интеллектуального и творческого роста, саморегуляция поведения и эмоциональной восприимчивости, а так же отзывы о ребенке классного руководителя, учителей, педагогов дополнительного образования, их рекомендации.
Четвёртый раздел «портфолио»- «Работы, которыми я горжусь». Они демонстрируют индивидуальный прогресс ученика от начала к середине и в конце учебного года.
Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь».
В процессе работы с портфолио происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В данной методике велика роль помощи родителей и учителя.
Когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эта помощь сводится к минимуму. Самое главное заинтересовать и поддерживать этот интерес, постоянно стимулировать ребёнкак сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации своих достижений, давать рекомендации, советы по оформлению. Стараться, с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио.
Очень важно родителям и учителю проявлять искреннийинтерес к помещаемым в портфолио работам, не оставлять без внимания деятельность ребенка по его формированию, всячески поощрять его активность.