Личностно-ориентированный подход в обучении географии
Лобаченко Тамара Алексеевна,
учитель географии ГБОУ
лицей №144 Санкт-Петербурга
Что происходит сегодня в образовании? Я задаю себе этот вопрос и понимаю, что ответ на него неоднозначен. Потому что вкладываю в его смысл современные подходы, которые вытекают из противоречий и проблем.
В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения, поле моей деятельности – это личностно-ориентированное обучение. Данная технология направлена на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.). Само содержание географической науки и личностно-ориентированная технология предполагают, что главный результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической; особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию. Задача учителя при этом заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, мотивации его изучения, предпочтение к видам деятельности.
В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:
- структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;
- создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением к их предмету;
- постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности;
- реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения.
В настоящее время в системе географического образования наблюдается очевидный разрыв между содержательным потенциалом географической науки и общеобразовательными, методическими возможностями его освоения в рамках учебного процесса. Это несоответствие вызвано традиционной ориентацией на знаниевую модель образования и на традиционные принципы функционирования (предметная сущность, репродуктивное воспроизведение знаний в ущерб развитию и самореализации личности).Разрешение этого противоречия возможно при условии трансформации содержания географического образования, основанного на культурологическом подходе. Использование данного принципа позволит формированию географической культуры школьника. Таким образом, у меня сложилась модель этнокультурного содержания географического образования как системы взаимосвязанных компонентов:
- ценностная – система ценностей, формируемых в процессе географического образования;
- деятельностная – система способов деятельности по освоению географической культуры;
- творческая – совокупность элементов творческой деятельности, связанных с личностным осмыслением элементов географической культуры.
Географическое образование имеет широкие возможности для гармонизации отношений не только между людьми, но и различными социальными и природными системами, между человеком и географической средой. Основными элементами содержания в рамках данного подхода являются вопросы многообразия культуры и вариативности, социокультурные и этнонациональные проблемы стран современного мира, глобальные проблемы человечества, влияющие на ход развития этнической истории и др. Например: урок в 11-ом классе по теме: «Глобальные проблемы человечества». Содержание данного раздела включает не только усвоение причин возникновения глобальных проблем, особенности их протекания в различных странах и регионах мира, и пути их решения. А главное что должны усвоить выпускники – это способность выдвигать свои гипотезы при решении проблем, предлагать пути их решения, брать ответственность за принятые решения. Культурологический подход в образовании формирует навыки и компетенции, необходимые для жизни, а также для проведения различных видов географических исследований:
- развитие коммуникативных навыков (в устной, визуальной, вербальной, графической формах);
- развитие навыков использования информационных технологий и картографических источников в целях получения информации о разнообразии мира;
- развитие когнитивных навыков (анализ, синтез, критическое мышление) для принятия решения в области глобальных проблем.
Культурологический аспект преподавания способствует формированию ценностно-мировоззренческого стержня личности учащихся. Для меня, как учителя географии гораздо важнее проблема формирования убеждений – нравственных, политических, религиозных, эстетических и относятся они уже к сфере компетенции воспитания личности, а не ее образования. Выживание человечества зависит не от уровня образования и технологии применения добываемых знаний, а от тех ценностных установок, которые определяют направление практического применения знаний,- то есть от характера складывающегося типа культуры.
Вклад географии в формирование системы ценностей личности определяется тем, что:
- знакомит школьников с основными методами географической науки (анализ, синтез, прогноз, наблюдение, эксперимент – это нашло отражение в требованиях к уровню подготовки выпускников в государственных образовательных стандартах), вооружает их соответствующими познавательными и практическими умениями (наблюдать, создавать образ территории, воспринимать окружающий ландшафт и т.п.);
- формирует систему прочных и действенных знаний учащихся, обеспечивает развитие умений самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться, вести наблюдения в природе и на производстве;
- способствует формированию геокомпетентностей, осуществляя тесную связь теории с практикой, с жизнью; вносит вклад в профессиональное самоопределение школьников, помогает выбирать жизненный путь;
- развивает личностную установку школьников на организацию процесса познания, самостоятельную творческую деятельность.
В реализации компетентностного подхода на практике и заключается моя главная задача, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Решение ее координируется с требованиями, сформулированными в стандарте географического образования. Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся. Например, чтобы научиться общению (овладеть коммуникативной компетентностью - способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в команде, владением различными социальными ролями в коллективе) бесполезно слушать научные работы об общении – надо общаться. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода ясчитаю эффективной и используютехнологию коллективного способа обучения. Я заранее делю класс на группы (2-6 в зависимости от конкретного урока), раздаю опережающие творческие задания (сочинение-эссе, комплексные характеристики, стихотворения, схемы и др.). Внутри каждой группы учащиеся самостоятельно распределяют между собой в зависимости от интересов в определенной области знаний. Например, урок в 8-ом классе по теме: «Сравнительная характеристика природных зон леса и степи». Класс делится на 2 группы: «Лесовики» и «Травники», а в них в свою очередь распределены роли: 1 ученик рассказывает о географическом положении – жизненное пространство – один из самых ценных и дорогостоящих ресурсов; 2-й – о рельефе – человек – завоеватель жизненного пространства у природы, другого племени; 3-й о климате – у природы нет плохой погоды; 4-й– о реках – кровеносная система территории; 5-й – о почвах – земля – кормилица. Причем каждый ученик должен быть убедительным в своих доказательствах о преимуществах жизни в каждой из природных зон. Нередко мы, учителя, недооцениваем учащихся, считая, что только мы сами можем доступно и верно объяснить сложное и непонятное. Я на практике убедилась, что это с успехом могут делать и ученики. Некоторые функции передаю учащимся, обеспечивая необходимую помощь и контроль. В группах выбирается лидер – это ученик, проявивший склонность к предмету, умеющий работать с картой, схемами. Вместе с ними мы готовим все необходимое к уроку: карточки для каждой группы, где могут быть задания теоретические и практические задания, проблемы, задачи, тренировочные упражнения по карте, оборудование к уроку, необходимый раздаточный материал. Следует отметить, что лидеры мне уже ответили на поставленные вопросы и знают подходы к решению той или иной проблемы. Так как наличие лидера не всегда обязательно, тогда группы формируются по интересам. При таком формировании групп исключается «подавление слабых сильными». Каждая группа, оставшись наедине со своими разноуровневыми проблемами, будет вынуждена их решать. Такой подход считаю гуманным, так как он создает комфортную среду для всех участников: для слабых - не завысить требования, для мотивированных – не занизить. Ценность такого урока - активная позиция учащихся, право выбора уровня сложности задания, формирование уверенности в собственных силах и ответственность перед членами своей группы за качество выполняемой работы. Для меня пока остается нерешенной проблема оценивания. Считаю удачным применение такой формы на уроках обобщения. В этом случае ученики, отвечая, проговаривают известные им сведения, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы. На обобщающих уроках предлагаю группам задания по решению технологических, экономических, экологических проблем, как, например: «Возможно ли строительство Удоканского металлургического комбината?», или «Ветер – друг или враг человека?». И даже поставленная перед группами одинаковая проблема может быть решена ими по-разному. После обсуждения оцениваем наиболее оптимальный вариант решения. Применение групповой формы помогает мне добиться поставленной цели, создает творческую атмосферу, а свободная форма общения способствует меньшей утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности. Из практического опыта использования интерактивного обучения я пришла к выводу, что обратная связь эффективна, только если она носит оптимистический характер и осуществляется с позиции равенства, но не с позиции превосходства учителя над учеником. За все годы работы в школе у меня нет опыта негативных межличностных отношений с детьми, потому что в своей практике я всегда уделяла большое внимание механизму формирования обратной связи, но только с использованием приемов интерактивного обучения мне стало легко и просто говорить о собственных чувствах, возникающих по поводу некоторых поступков учащихся, выражать свое отношение к тем или иным видам деятельности, обсуждать со своими учениками причины успеха и неуспеха нашей совместной работы.
Литература:
1.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.М.Сентябрь. 1999.