Урок истории в 6 классе
Русь при Ярославе Мудром.
Расцвет Древнерусского государство
Херодинова Наталия Викторовна
Цель: Ознакомить учеников с деятельностью и итогами деятельности Ярослава Мудрого. С первым сборником законов « Русская правда»Планируемые результаты:
Личностные: развивать интерес к изучению истории России, гордость за историческое наследие, оценивать значимость роль личности в истории, овладевать умением выражать отношение к роли исторической личности в истории
Предметные: ученики учатся показывать на карте территорию Древнерусского государства, выявлять предпосылки расцвета Древнерусского государства, составлять рассказ о важнейших событиях, объяснять общественную сущность « Русской правды», систематизировать информацию из разных источников, применять исторические понятия.
Метапредметные: организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь работать в группах, анализировать, сравнивать и обобщать факты, фиксируя их в таблице, составлять схемы, выделять главную мысль документа, готовить сообщения, представлять результаты своей деятельности.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Мотивационный Момент. Актуализация знаний.
Учитель обращает внимание на эпиграф к уроку « Древняя Русь.. погребла в Ярославе свое могущество и благоденствие» Н . Карамзин. И учитель также еще одну оценку Карамзина Н.М
«Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого: не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россией в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество…»
Как вы думаете какая тема нашего урока сегодня? Какие вопросы нам сегодня предстоит обсудить?
Ученики формулируют тему урока и записывают ее в тетради
« Русь при Ярославе Мудром. Расцвет Древнерусского государство»
3. Изучение нового материала
а) усобицы после смерти князя Владимира
Князя Владимира прозвали Красное солнышко, а Ярослава прозвали Мудрым За что ему дали такое прозвище.. Мы сможем узнать, изучив деятельность князя
После смерти Владимира на Руси вновь начались усобицы (вспоминаем значение термина)
Читаем с учениками фрагмент из «Сказания о Борисе и Глебе», отвечает на вопросы: какие сыновьи чувства испытывает Борис, к каким трагическим событиям привели княжеские усобицы?
Беседуем по этим вопросам. Выполняем задание 1, в рабочей тетради Н.М. Черновой, часть 1, параграф 8
б) внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого
Учитель говорит , чтобы определить почему Ярослава прозвали Мудрым , мы поработаем в группах с историческим
материалом
Класс делиться на 4 группы
Первая группа: работает с материалом учебника параграф 7 с. 58, дополнительным материалом и составляет личностный портрет Ярослава Мудрого. Отвечают на вопросы:
- Какие черты характера князя показались вам наиболее сильными
.- Какие черты характера являются, по-вашему, негативными. Почему?
( Ответ представляют в виде краткого сообщения, и ответа на вопрос , задания 4, параграф 8, в рабочей тетради)
Вторая группа: работает с материалом учебника параграф 7, п.2, п.3 и анализирует внутреннюю политику Ярослава Мудрого, составляет схему, в рабочей тетради М.Н. Чернова, параграф 8, задание 2.
Ученики также изображают схему на доске, и выступают с комментариями
3. Третья группа: работает с учебником параграф 7, п.2, фрагментом «Правды Ярослава» на с. 62, 63 учебника, анализирует первый свод законов на Руси и отвечает на вопросы.
- О каких правилах жизни вы узнали из «Правды Ярослава»?
- Как можно доказать, опираясь на документ, что на Руси существовало неравенство?
- Какие законы вы считаете справедливыми, а какие нет?
- Какие законы вам представляются справедливыми?
- Почему свод законов является очень важным историческим источником? Обоснуйте свой ответ.
( ученики представляют работу в форме сообщения. В тетрадь записывают:
«Русская правда» – первый письменный свод законов, важнейший исторический источник )
Четвертая группа. Работает с текстом параграфа учебника на тему «Внешняя политика Ярослава Мудрого»
(Свою работу оформляют в виде схемы, и представляют ее на доске. В тетрадь записывают термин
династический брак» )
4.Проверка выполнения заданий , ученики выступают с сообщениями
5. Учитель обобщает выступление учеников, и под его руководством делают записи в Рабочей тетради , задание 5, к параграфу 8.
Вопрос учителя: «Можно ли считать правление Ярослава временем расцвета Руси» ?
Учитель: Но вернемся к эпиграфу урока « Древняя Русь.. погребла в Ярославе свое могущество и благоденствие» Н . М. Карамзин
Ученики читают на карточках материал о «лествичном» порядке наследования, (или из учебника п. 3 стр. 59)
княжеских престолов и отвечают на вопрос: "Справедливо ли высказывание Карамзина Н.М? Почему?"
6. Рефлексия: 1) Что нового вы узнали? 2) Как оцениваете свою работу в группе?
7. Домашнее задание: Параграф 7 учебника,
Выполнить задание 3 в Рабочей тетради М. Чернова , к параграфу 8.
Индивидуальные задания: продумать ответы на вопросы к документу 1 на стр. 62, и ответить на вопрос 5 учебника на стр. 63