Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальность использования юридических электронных
платформ на уроках обществознания и права

Фондорко Илья Владимирович
     В условиях огромного количества правовой информации, низкого уровня правовой грамотности и роста мошенничества  в юридической сфере резко возрастает запрос на грамотную юр информацию, желательно в режиме он- лайн.
     Формирование основ и развитие правового государства является приоритетной задачей большинства современных стран, Российская Федерация в данном контексте не является исключением из общемировых тенденций. Необходимо несколько ключевых условий, одним из них является формирование правового правосознания и правовой культуры граждан, которое будет гарантией и катализатором стабильных и надежных общественных отношений, основой которых будут нормы права. Существенной проблемой для формирования таких общественных отношений является практическая разница между формально определенными нормами и практикой их применения или отсутствие такого применения в тех или иных ситуациях, подобное несоответствие реального поведения субъектов формально определенным нормам является проявлением правового нигилизма, что негативно сказывается на формировании правового государства. Для достижения поставленных целей необходимо развитие института юридической консультации, поскольку через такую форму правовой помощи граждане могут не только лучше узнать о своих правах и обязанностях, но и выбрать именно правовую форму решения своих вопросов, которая не будет выходить за рамки действующего законодательства.
     Согласно положениям ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину РФ предоставлено право на получение квалифицированной юридической помощи. К участвующим  субъектам рынка,  которые эти услуги оказывают, относятся: – адвокаты, адвокатские образования; – специализированные на юридических услугах специалисты аудиторских компаний; – консалтинговые агентства в сфере юриспруденции; –  риэлторские  компании; – охранные предприятия; – частнопрактикующие специалисты; –  инхаус  юристы (специалисты, которые занимаются оказанием юридической помощи и юридического сопровождения в рамках одной конкретной организации, чья основная коммерческая деятельность не связана с рынком юридических услуг).
     Вместе с тем, у каждого гражданина имеется самостоятельная возможность работать  в бесплатном режиме, получать готовые и  юридически  грамотные формы документов посредством использования справочно-правовых систем. В РФ  в настоящее время функционирует 8 cправочно-правовых систем, а именно:
  • Справочно-правовая система «Право.ру»;
  • Справочно-правовая система «Гарант»;
  • Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
  • Справочно-правовая система «Система Юрист»;
  • Справочно-правовая система «Lexpro»;
  • Справочно-правовая система «Референт»;
  • Справочно-правовая система «Кодекс»;
  • Информационно-правовая система «Законодательство России».
         Из перечисленных наибольшей популярностью пользуются  системы  Гарант и КонсультантПлюс.
    Консульта́нтПлю́с — компьютерная справочная правовая система в России. Первоначально разработку системы осуществляло Научно-производственное объединение «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), отвечавшая за разработку системы «Гарант», НПО «ВМИ» в 1992 году создало новую систему «КонсультантПлюс». Распространяется через сеть региональных информационных центров (РИЦ).
    На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем. КонсультантПлюс ежегодно выпускает ограниченные бесплатные версии своей системы для  вузовшкол и т. д. (диски  «Высшая школа» и «Средняя школа»]). Поставляемая вместе с этими версиями документация зачастую неправомерно называется учебным пособием (например, «Введение в правовую информатику»), но при этом служит лишь для обучения пользователя работе с интерфейсами конкретной программы «КонсультантПлюс»
Консультант Плюс содержит более 145 миллионов документов. Система предназначена для специалистов, имеющих дело с законодательством. Консультант плюс — это самая полная база правовой информации, аналитические материалы, удобный и быстрый поиск, дружественный интерфейс и современные программные технологии. Система распространяется через сеть региональных информационных центров, которые есть в большинстве крупных городов России.
      Информация в СПС разделена на тематические разделы:
  • законодательство;
  • судебная практика;
  • финансовые и кадровые консультации;
  • консультации для бюджетных организаций;
  • комментарии законодательства;
  • формы документов;
  • проекты нормативных правовых актов;
  • международные правовые акты;
  • правовые акты по здравоохранению;
  • технические нормы и правила.
     Каждый такой раздел в справочно-правовой системе разделен на информационные банки, которых более 50. В каждом таком информационном блоке содержатся нормативные, правовые и аналитические материалы. Это позволяет пользователю составить свой индивидуальный комплект системы, включив в него только ту информацию, которая будет полезна в ежедневной работе.
      Как найти информацию в системе?
  • Быстрый поиск — инструмент работает также, как поисковая строка в привычных всем поисковых системах.
  • Карточка поиска позволяет искать документы по реквизитам.
  • Правовой навигатор дает возможность найти материалы по ключевым словам, которые в них встречаются.
  • Поиск в Консультант плюс учитывает потребности пользователей и находит материалы по известным сокращениям, аббревиатурам и профессиональным жаргонизмам.
      Инструменты системы
      Все материалы в системе можно скачивать, копировать, пересылать по электронной почте и печатать. Функция «поставить документы на контроль» будет сообщать каждый раз, как с выбранным материалом произойдут изменения. Будь то утрата или вступление в  силу.
     Гара́нт — справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации, разрабатываемая ООО НПП «Гарант-Сервис-Университет», первая массовая коммерческая справочно-правовая система в России (выпускается с 1990 года). Распространяется через дилерскую сеть из более чем 250 компаний в России и СНГ.
     Система производится в виде информационных блоков — баз данных, сформированных по тематическому принципу. Из информационных блоков формируется комплект, который и является конечным продуктом, предлагаемым заказчику. Еженедельное пополнение максимального комплекта составляет несколько десятков тысяч документов (включая онлайн-архивы судебной практики и муниципальных актов). Система включает все существующие виды правовой информации: акты органов власти федерального, регионального и муниципального уровня, судебную практикумеждународные договоры, проекты актов органов власти, формы (бухгалтерской, налоговой, статистической отчётности, бланки, типовые договоры), комментарии, словари и справочники. Также представлено законодательство Республики Беларусь.
    Помимо информационного наполнения комплекта заказчик также может выбирать вид доступа (от локальной до многопользовательской сетевой версии), способ обновления (с переносных носителей информации или через Интернет), периодичность обновления (от 1 раза в месяц до ежедневной через Интернет), подключение дополнительных сервисов: правового консалтинга, конструктора правовых документов, услуг электронного документооборота и других
     Документы, подключаемые в систему, проходят юридическую обработку: корректорскую вычитку для обеспечения их аутентичности, проставление явных и неявных гиперссылок, написание комментариев в тексте и справки к документу, подключение к разделам классификатора и другое. В системе реализованы разнообразные виды поиска и аналитические функции: отображение документов, имеющих редакции, по состоянию на заданную дату в прошлом или будущем («машина времени»); визуальное сравнение редакций документа; поиск похожих по содержанию документов без использования контекстного поиска; построение списка документов, вступающих в силу / утрачивающих силу / претерпевающих изменения в выбранный период (или на дату) в прошлом или будущем, а также обмен мгновенными сообщениями между пользователями сетевой версии со ссылками на документы в системе.
     Изначально оба лидера современного рынка СПС были единым целым. Если быть совсем точным — в начале был «Гарант», который разрабатывался организацией, выпускающей сейчас  Консультант Плюс. Спустя два года после начала деятельности этой организации, Гарант отпочковался от нее в отдельную конкурирующую структуру, а его место в материнской организации занял программный продукт Консультант ПлюсРаскол был вызван конфликтом интересов основателей компании. В то время как первый ратовал за технологичность, выражая интересы коллектива программистов, второй видел будущее продукта в большей открытости к клиенту, доступных ценах, широкой поддержке пользователей. Десятилетия спустя все мы можем воочию наблюдать, выигрышность второго пути. В настоящее время Консультант Плюс значительно оторвался от Гаранта по количеству установок, а, соответственно, и пользователей, которые используют эту СПС в своей каждодневной работе.
      Гарант и Консультант Плюс. Сравнение.
     Чем Гарант лучше Консультанта Плюс? В плюсы первой СПС можно отнести следующие особенности:
  • Система новостей. Лучший поиск и возможность построения индивидуального списка;
  • Большее количество нормативных актов;
  • Меньшая стоимость (пусть и незначительно);
  • Обьем юридической базы – у Консультанта она больше.
     Чем Консультант Плюс лучше Гаранта? Следующий список вышел более значительным как по количеству пунктов, так и по их сути, ведь не зря именно Консультант Плюс занимает лидирующую позицию на рынке:
  • Меньшая нагрузка на компьютер (из-за частичного дублирования содержимого информационных блоков в Гаранте);
  • Значительно более оперативное обновление баз (в Гаранте некоторые связи могут оставаться без целевых документов вплоть до месяца);
  • Значительно лучше структурированная судебная практика;
  • Больший объем сервиса и дополнительных услуг, в том числе бесплатных;
  • Значительно большее количество документов.
      Какой сделать выбор?
     Однозначно выводить один из вариантов как лучший во всех случаях мы, конечно же, не будем. Очевидно, что в какой-то ситуации СПС, теоретически являющаяся лидером, может уступить аутсайдеру в мелочах, которые именно сейчас окажутся наиболее важны. Причем речь идет не только о рассмотренных системах. Консультант Плюс, Кодекс, Гарант или другие справочно-правовые системы — практически у каждой есть свои плюсы, способные сыграть решающую роль в тех или иных условиях.
     Поэтому ориентируйтесь, в первую очередь, на свои потребности и выбирайте СПС внимательно.

Сравнительные особенности электронных ресурсов

     Принципиальных различий у систем нет. Визуально несхожесть обнаруживается в интерфейсах и оформлении. По иным показателям:
  1. Нормативная база. Оперативная юридическая обработка новой информации в СПС КонсультантПлюс проводится при публикации — сведения поступают в сеть раньше на день-два, чем от системы Гарант. Последний сервис проверку устраивает позже на недели, месяцы, что приводит к потере качества: проскакивают устаревшие законы.
  2. Формы документов. В первой СПС унифицированы, находятся в отдельном блоке, оплаты не требуют. У Гаранта секция вдвое меньшей ёмкости, многие другие распределены по консультативным разделам.
  3. Периодика и статьи. Есть в обеих системах, но в Консультанте — бесплатно, а Гарант сведения из библиотек юриста, бухгалтера предоставляет за деньги.
     Преимущества «Консультант Плюс»:
  • программа более оптимизирована, что создает меньше нагрузки на процессор;
  • обновление баз данных происходит намного быстрей («Гарант» прикрепляет связи к документам значительно медленнее);
  • намного понятней структурирован материал по судебной практике;
  • возможность заказа большего числа услуг, в том числе и бесплатных;
  • объем документов значительно больше.
     «Гарант» и его преимущества:
  1. встроена новостная система;
  2. поисковые возможности намного лучше, а также существует функция создания индивидуального списка;
  3. число нормативных актов намного превышает количество их в «Консультант Плюс»;
  4. стоимость сервиса немного ниже.
     Как мы видим, «Консультант Плюс» имеет больше плюсов перед своим конкурентом, это и дало ему занять лидирующую позицию на рынке. Но, все-таки, сказать кто лучше однозначно невозможно, ведь у каждого есть свои «за» и «против». Основным критерием выбора подходящей справочной системы являются ваши потребности, на которые вы должны ориентироваться, оценив все плюсы и минусы.
     Авторские консультации и консультативная информация — тут и кроются самые разнообразные споры и отличия систем Помимо обычных аналитических материалов, состоящих из различных статей, монографий и комментариев, разъяснительных писем органов власти (Минфин, ФНС, ЦБ и пр), консультаций различных аудиторских и консалтинговых агентств, в Консультанте имеются специальные аналитические материалы (САМ, в системе их называют путеводителями), которые представляют собой детальный анализ широкого круга тем, на основе законов и подзаконных актов, разъяснений органов власти и выборки судебной практики.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»