Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конфликты в обществе

(8 класс)
Митрофанова Галина Викторовна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 208
Красносельского района Санкт-Петербурга
 
   1. Актуальность  методической разработки по изучению темы «Конфликты в обществе» подтверждается  тем, что  проблема конфликта всегда существует на разных этапах становления личности. Ведь с конфликтом сталкивается почти каждый человек, будучи социальным существом. Умение разрешать конфликты – часть социально-психологической компетенции любого человека.  
2. Цели учебной деятельности
  • повышение уровня учебной мотивации,
  • изучить виды конфликтов  и способы их разрешения;
  • научить обучающихся  применять новые знания на своем личном опыте, для дальнейшей социализации в обществе.  
3.Планируемые результаты учебной деятельности
личностные результаты
  • развитие  исследовательских умений обучающихся в групповой и индивидуальной деятельности;
  • развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных;
  • формирование  уважительного и доброжелательного отношения к  другому человеку,  его мнению,  культуре, языку, вере, к истории, религии, традициям;
  • развитие  умения вести диалог с другими людьми, умение находить компромисные  решения;
  • формирование коммуникативности  со сверстниками и взрослыми людьми;
метапредметные результаты
  • формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций;
  • формирование у обучающихся  навыков и умений  выхода  из  конфликтных ситуаций;  
предметные результаты
  • формирование у  обучающихся  представлений о понятии « межличностный конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения;
  • способствовать усвоению обучающихся  основного  терминалогического материала ;
  • Формирование у обучающихся гражданского и  правового самосознания,  гуманизма и  толерантности.  
4.Перечень формируемых УУД
  • Познавательные: формирование у обучающихся внутреннего плана действий, ориентируются в раз­нообразии способов решения познава­тельных задач; структурируют найденную информацию в нужную форму.
  • Коммуникативные:  учитывают позицию других обучающихся, договариваются о распределении функций и ролей в командной  деятельности; задают вопросы, свободно взаимодействуют  в группе сверстников.
  • Регулятивные:  определяют последова­тельность промежуточных целей с учё­том конечного результата; составляют план и последовательность действий 
5.Учебные задания для формирования УУД на предметном материале 
1)  проанализировать конфликтную ситуацию в «Конфликт между  двумя учениками» 
 Вид конфликта: межличностный
2) Решение конфликтной ситуации (инсценировка)
3) Решение задач ОГЭ 
Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах? 
А. Один из способов решения межличностного конфликта – нахождение компромисса.
Б. Межличностный конфликт всегда разрешается при участии посредников. 
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Номер задания Задание ОГЭ Выполнение действий обучающихся Формируемые УУД
1 Анализ «Конфликт между двумя учениками»  Обучающиеся анализируют  конфликтную ситуацию;
Стараются найти  основные элементы конфликта;
Ищут пути и способы выхода из конфликта.

 
Познавательные: научаются находить способы  решения познава­тельных задач;
Коммуникативные: задача вопросов, необходимых для организации собствен­ной деятельности и сотрудничества
Регулятивные: определение последова­тельности целей и действий, составление плана

 
2 Решение конфликтной ситуации (инсценировка) Рассмотрение  жизненной ситуации :
Обучающиеся находят и применяют  самый оптимальный способ разрешения конфликта.
Познавательные: научаются находить способы  решения познава­тельных задач;
Коммуникативные: задача вопросов, необходимых для организации собствен­ной деятельности и сотрудничества
Регулятивные: определение последова­тельности целей и действий, составление плана

 
3 Решение задач ОГЭ Обучающиеся повторяют и закрепляют  пройденный материал;
Знания систематизируются.

 
Познавательные: ориентирование в раз­нообразии способов решения познава­тельных задач;
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собствен­ной деятельности;
Регулятивные: определение последова­тельности промежуточных целей с учё­том конечного результата.

 
 
6.Формы организации учебной деятельности обучающихся
 Беседа, дискуссия, практикум  
Конспект урока по обществознанию
в 8 классе.
 
Тема: Конфликты в обществе. (8 класс)  
Цели:
  • оптимизация учебного процесса, повышение уровня учебной мотивации,
освоение нового материала для формирования навыков выполнения заданий ОГЭ;
  • изучить виды конфликтов и найти оптимальные способы их разрешения;
  • научить школьников применять новые знания на практике, что является условием успешной социализации.  
Задачи
  1. Развивать навыки самостоятельной работы, работе в команде.
  2. Воспитывать у обучающихся чувство толерантности, уважения к чужому (иному) мнению.
  3. Применение на практике способов решения конфликта.  
3.Планируемые результаты учебной деятельности
личностные результаты
  • развитие  исследовательских умений обучающихся в групповой и индивидуальной деятельности;
  • развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных;
  • формирование  уважительного и доброжелательного отношения к  другому человеку,  его мнению,  культуре, языку, вере, к истории, религии, традициям;
  • развитие  умения вести диалог с другими людьми, умение находить компромисные  решения;
  • формирование коммуникативности  со сверстниками и взрослыми людьми;
метапредметные результаты
  • формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций;
  • формирование у обучающихся  навыков и умений  выхода  из  конфликтных ситуаций;  
предметные результаты
  • формирование у  обучающихся  представлений о понятии « межличностный конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения;
  • способствовать усвоению обучающихся  основного  терминалогического материала ;
  • Формирование у обучающихся гражданского и  правового самосознания,  гуманизма и  толерантности.
Перечень формируемых УУД
  • Познавательные: формирование у обучающихся внутреннего плана действий, ориентируются в раз­нообразии способов решения познава­тельных задач; структурируют найденную информацию в нужную форму.
  • Коммуникативные:  учитывают позицию других обучающихся, договариваются о распределении функций и ролей в командной  деятельности; задают вопросы, свободно взаимодействуют  в группе сверстников.
  • Регулятивные:  определяют последова­тельность промежуточных целей с учё­том конечного результата; составляют план и последовательность действий  
Структура урока:
  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к работе.
  3.  Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала и организация работы по применению знаний, умений и навыков обучающихся.
  5. Рефлексия
  6. Подведение итогов урока с выставлением оценок учащимся за работу в течение урока, задание на дом
ЭТАПЫ УРОКА
№ п/п Содержание этапа урока Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1 Организационный этап.
 
Проверка готовности учащихся к уроку.  
2 Этап подготовки учащихся к работе Послушайте, пожалуйста  эпиграф к уроку и попробуйте сформулировать тему урока. Слушают, формулируют тему «Конфликты»
Запишите тему в тетрадь «Конфликты в обществе».  
3 Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала.
 
Как вы думаете, почему мы будем изучать эту тему?
Дополнение учителя: В настоящее время в современном мире происходит огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам иногда к  фатальным исходам. Мы  с вами можем и должны научиться распознавать конфликты и грамотно из них выходить. Есть много значений термина конфликт. Конфликт - трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями (Психологический словарь, 1983).
Изучением конфликта занимались такие известные люди, как  Вебер, Спенсер, Козер, Миллс, Дарендорф. Наука, которая изучает конфликты, называется конфликтология.
Какова  цель урока?
 
 
 
Хочу предложить вам ребята к окончанию урока создать памятку по выходу из конфликтных ситуаций.
 
 
 
 
 
 
Вопрос учащимся: Что же такое конфликт?
 

 
Ответы учащихся
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дать определение понятия «конфликт», рассмотреть виды конфликтов, причины конфликтных ситуаций, найти способы их разрешения.
 
 
 
 
Предлагают варианты ответов: столкновение, борьба, противостояние, противоречие, разногласия…
    Сформулируйте свое определение  понятие конфликта.
 
- Прочитайте определения, которые сформулированы различными учеными.

 
  1. Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников (В.И. Андреев).
  2. Конфликт – это актуализировавшееся противоречие, то есть воплощённые во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы (Б.И. Хасан).
  3. Конфликт – это противостояние двух субъектов, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий (Н.В. Гришина).
 
- Давайте сейчас сравним ваши определения и определения ученых. Есть общее между ними?
Сделайте вывод.
Преподаватель: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:
- присутствие двух или более людей;
- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;
- столкновение противоположно направленных взглядов, позиций, мнений.

 
Предлагают варианты ответов
 
 
 
Это конфронтация, столкновение интересов отдельных индивидов,   социальных групп.
 
 
 
 
 
 
 
Ответ  учащихся.
Борьба сторон,  противоречие.
     Итак, запомним. Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Предмет конфликта- то из-за чего спорят, проблема послужившая возникновению конфликта . Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.
Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон.
Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.
Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.
Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.
Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.
На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем.
Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом общества всегда, во все времена существовали и будут существовать конфликтные ситуации.
Вопрос учащимся: Какие мы можем выделить конфликты? Что может  лежать в основе их классификации? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конфликты между людьми, государствами.
Их можно разделить по числу участников конфликта, причина конфликта и др.
    Учитель и учащиеся  совместно выделяют виды конфликтов и записывают их:
Типы конфликтов (по числу участников):
  • внутриличностные (один участник);
  • межличностные (два участника);
  • социальные (много участников, государства).
 
Типы конфликтов (по причинам):
  • экономические;
  • политические;
  • этнические;
  • культурные и религиозные;
  • профессиональные.
 
Приведите пример на каждый вид конфликта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Называют вид и приводят пример.
    Подумайте и назовите причины  выше перечисленных конфликтов. Причины конфликтов:
 - борьба за власть;
- за престиж;
- за влияние;
- за авторитет;
- экономическое неравенство;
- межнациональные распри;
- идеологическая несовместимость;
- межконфессиональные конфликты и т.д.

 
    По способам протекания конфликтов, классификация их выглядит следующим образом:
  • Конфронтация – пассивное противостояние групп.
  • Компромисс – взаимные уступки.
  • Конкуренция – получение выгоды.
  • Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющих интересы сторон.
Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
Приведите примеры.
 
 
 
 
 
 
 
 
Называют вид и приводят пример.
    Опираясь на  текст в учебнике, предложите  способы выхода из конфликта. Называют компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы.
    Существуют следующие характеристики различных стратегий поведения в конфликтах:
Стратегия поведения Характеристика стратегии
Конкуренция соперничество Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
Компромисс Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
Избегание, уклонение Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
Приспособление Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
 
4 Закрепление изученного  материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний. Учащимся предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения различных стратегий поведения.
1)Давайте попробуем проанализировать конфликтную ситуацию «Конфликт между двумя учениками»
2)Давайте сейчас сами попробуем решить конфликтную ситуацию.
Ваша задача инсценировать сценку.
Работать будете  в группах, придумываем конфликтную ситуацию, суждение.
- Какой способ вы применили? Возможно ли применение другого способа? Делаем вывод: что большинство конфликтных ситуаций можно решить путем принятия компромиссных решений.
 

 
После обсуждения в группах дети рассказывают всем о  том, какой стратегии могут придерживаться участники конфликта.
 
Дети отвечают.
    Совместное составление памятки «Пути разрешения конфликта». Каждая группа предлагает свои пути решения конфликта.
1. Всегда сохранять спокойствие, не проявлять агрессии в ответ на агрессивные действия, держаться уверенно.
2.Внимательно слушать слова другого человека, не перебивать его и попытаться понять его точку зрения.
3.Постараться как можно понятней и точнее объяснить свою точку зрения на этот вопрос, привести аргументы.
4.Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
5. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя останавливаться.



 
Дети формулируют памятку.
5 Рефлексия Конфликты — это необходимое явление социальной жизни. Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Но надо уметь находить компромиссное решение устраивающее  конфликтующие стороны.  
       
6 Подведение итогов урока с выставлением оценок, задание для самоподготовки. Выставление оценок.
Д/з: прочитать параграф составить вопросы (кроссворд) по теме «Конфликты».
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»