Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Тесты по обществознанию – их соответствие концепциям
обучения и контроля и образовательным потребностям
личности. Тестирование как форма контроля и учета
знаний, его место в преподавании обществознания

Смирнова Светлана Валентиновна 
Важнейшей задачей образования является оценка качества образования, его соответствие меняющимся концепциям обучения и контроля, практическим подходам, образовательным потребностям личности. Закономерность изменений, исходящих из социально–экономических перспектив XXI в., определила необходимость инструментального измерения качества образования с целью его повышения. Среди факторов, формирующих ситуацию в сфере научно-методического обеспечения контрольно-оценочных систем, можно выделить наиболее важные:
- изменение содержания образования; информатизация всех его уровней и повышение роли творческих аспектов подготовки обучающихся на всех образовательных этапах;
- обеспечение вариативности учебных программ, совершенствование структуры государственных образовательных стандартов;
-  введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) как независимой формы аттестации выпускников и эффективной системы отбора абитуриентов;
- интеграция страны в мировое образовательное пространство.
Проверка знаний на уроках обществознания служит средством контроля учащихся и должна показать каждому ученику, где и какие у него имеются пробелы, что он усвоил хорошо, а также какие требования предъявляются к нему учителем. Систематическая проверка знаний имеет большое воспитательное значение для учащихся, так как дисциплинирует их, воспитывает у них волю, характер, настойчивость и упорство в достижении цели, побуждает систематически готовиться к каждому уроку обществознания, выполнять своевременно и добросовестно задания. На основании результатов проверки знаний можно судить о том, какие разделы класс усвоил хорошо, какие - плохо, какие ученики отстают. Это позволяет мне судить о своих достижениях и недостатках и дает возможность наметить пути их исправления в дальнейшей работе с учащимися.
Тестовый контроль позволяет диагностировать достижение целей учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. В связи с этим тестирование остается важным компонентом в системе оценивания умений и навыков учебно-познавательной компетенции учащихся.
Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником.
Проверка знаний по обществознанию  должна носить обучающий характер, то есть обязана не только выяснять степень усвоения пройденного материала, наличие умений и навыков, полученных учащимися, но также служить целям закрепления и дополнения полученных знаний. Проверка знаний должна быть всесторонней и полной и достаточно простой по форме, а результаты её доступны пониманию учащихся. При проверке знаний и умений необходимо принимать во внимание особенности каждого школьника: его общее развитие, особенности медленной или быстрой реакции на замечания и так далее. Правильно поставленная проверка способствует воспитанию у учащихся таких черт характера, как честность, умение преодолевать трудности, трудолюбие, желание
учиться. Проверка знаний по обществознанию - это выяснение уровня знаний и навыков, необходимых для восприятия нового материала. Она дает учителю представление о пробелах в знаниях и помогает своевременно организовать дополнительные занятия.
Как известно, традиционная система контроля и оценки качества учебных достижений обучаемых обладает многими существенными недостатками, не совместимыми с современными направлениями модернизации образования и управления его качеством. К их числу в первую очередь относятся проявление субъективизма оценок педагогов; отсутствие средств объективного контроля, адекватных современному уровню требований и компетентностному подходу в обучении; отсутствие стандартизированных измерителей, единых шкал и критериев оценивания; недостаточное методическое обеспечение самоконтроля, самокоррекции и самооценки результатов учебной деятельности; отсутствие современных методов практической реализации идей личностно ориентированного и развивающего обучения и др. Комплексное изучение актуальных проблем общественной жизни и человека – основа обществоведческого курса, его интегративного характера. Интеграция как высокая ступень сближения, взаимодействия, взаимопроникновения различных ветвей обществознания.
Понятия «общество» и «человек» - ключевые и системообразующие всего обществоведческого курса. Содержательные линии, включающие в себя блоки «Экономика»,
«Политика», «Социальная сфера», «Духовная жизнь», «Право». Особенности подхода к их раскрытию на первом этапе (6-7 класс); конкретизация содержания на второй ступени (8-9
класс); первые теоретические представления о сферах общественной жизни, их взаимосвязи, обусловленные человеческой деятельностью, об основных общественных институтах – в
старшем подростковом возрасте.
Тестирование как форма контроля и учета знаний, его место в преподавании обществознания. Тестирование как одна из форм систематизации знаний. Виды тестов: открытие и закрытые. ГИА и ЕГЭ как особая форма контроля результатов обществоведческой подготовки. Три основные формы заданий: задания с выбором ответа, открытые задания с кратким ответом, открытые задания с развернутым ответом. Практическая направленность тестов с развернутым ответом. Эссе как возможность проверки умения выпускников самостоятельно и аргументировано излагать свои мысли.
 Риски, связанные с введением ЕГЭ в преподавании обществознания.
 Тесты стали неотъемлемым атрибутом процесса  обучения. Они используются для отбора и  ориентации как эффективный и надежный способ проверки усвоения знаний, а также как вспомогательный элемент собственно процесса обучения. Цель учебного тестирования  - изложение практических основ использования тестов, знание которых позволит грамотно и эффективно применять тесты в школьном обучении. Предлагаемые тесты  имеют сугубо прикладной характер , а образовательные технологии, применяемые при освоении обществознания  разнообразны. 
 
Примеры тестов 
Тесты. 
1. Как называется правовая связь человека с государством?
а) правовой ответственностью;   б) гражданством;   в) общественным договором.
2. Какие два смысловые значения соединяет в себе понятие «право»?
а) управление отношениями между людьми и общественным порядком;
б) ориентацию юридических документов на правду и справедливость;
в) ориентацию юридических документов на волю отдельных лиц.
3. Нарушение прав человека, ограничение его правовых возможностей квалифицируется как нарушение его:
а) покоя;   б) свободы;   в) судьбы.
4. Соотнесите отрасли права и их значение:
1) гражданское право;   2) государственное право;   3) трудовое право;   4) семейное право.
а) собрание норм, регулирующих государственную жизнь;
б) совокупность норм, определяющих личные права граждан;
в) собрание норм, регулирующих трудовые отношения;
г) совокупность норм, регулирующих отношения родителей и детей, супругов.
5. Соотнесите ветви власти и название организаций, учреждений и должностных лиц, в них входящих.
1) исполнительная власть;   2) законодательная власть;   3) судебная власть.
а) Федеральное Собрание;   б) правительство;   в) председатель Государственной Думы;
г) Председатель Правительства РФ;  д) Конституционный суд;  е) Верховный суд;  ж) губернатор области
6. Какой закон в любом государстве имеет высшую юридическую силу?
а) Уголовный кодекс страны;   б) Гражданский кодекс страны;   в) Конституция страны.
7. Кто является главой нашего государства согласно Конституции?
а) Председатель правительства;   б) Президент России;   в) Председатель Конституционного суда.
 
 
Тесты.
 
1. Как называется правовая связь человека с государством?
а) правовой ответственностью;   б) гражданством;   в) общественным договором.
2. Какие два смысловые значения соединяет в себе понятие «право»?
а) управление отношениями между людьми и общественным порядком;
б) ориентацию юридических документов на правду и справедливость;
в) ориентацию юридических документов на волю отдельных лиц.
3. Нарушение прав человека, ограничение его правовых возможностей квалифицируется как нарушение его:
а) покоя;   б) свободы;   в) судьбы.
4. Соотнесите отрасли права и их значение:
1) гражданское право;   2) государственное право;   3) трудовое право;   4) семейное право.
а) собрание норм, регулирующих государственную жизнь;
б) совокупность норм, определяющих личные права граждан;
в) собрание норм, регулирующих трудовые отношения;
г) совокупность норм, регулирующих отношения родителей и детей, супругов.
5. Соотнесите ветви власти и название организаций, учреждений и должностных лиц, в них входящих.
1) исполнительная власть;   2) законодательная власть;   3) судебная власть.
а) Федеральное Собрание;   б) правительство;   в) председатель Государственной Думы;
г) Председатель Правительства РФ;  д) Конституционный суд;  е) Верховный суд;  ж) губернатор области
6. Какой закон в любом государстве имеет высшую юридическую силу?
а) Уголовный кодекс страны;   б) Гражданский кодекс страны;   в) Конституция страны.
7. Кто является главой нашего государства согласно Конституции?
а) Председатель правительства;   б) Президент России;   в) Председатель Конституционного суда.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»