Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма
через преподавание истории и обществознания
Пекарева Ирина Константиновна,
преподаватель СПб ГБ ПО
«Экономический колледж»
Как показывает мой многолетний опыт работы преподавателем обществознания и права студенты плохо усваивают раздел обществознания «Политика. Политическая сфера», не понимают суть и назначение власти, негативно относятся к ней, к выборам, не верят в собственную возможность участия и влияния на власть. Между тем, проблема гражданского воспитания на сегодняшний день является актуальной. Гражданин-свойство личности, проявляющееся в разнообразных видах деятельности, в том числе социальной, содействующее успешной ее социализации личности. Воспитание гражданской позиции старшеклассников определяется как целенаправленный, непрерывный и специально организуемый процесс личностно значимой гражданской деятельности учащихся, предполагающий освоение гражданского опыта с целью самореализации и выполнения гражданского долга. В сегодняшней реальности происходит процесс формирования новой системы воспитания подрастающего поколения, ориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции. Воспитание гражданина реализуется в первую очередь на уроках обществознания. Учащиеся усваивают актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни, открываются широкие возможности единой правовой, политической и нравственной культуры, лежащие в основе гражданственности, а студенты приобретают опыт освоения основных социальных ролей: гражданин, политик, выборщик, член партии и т.д. Воспитывая гражданина, мы формируем у молодежи любовь к Родине, готовность ее защитить, формируем активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Это работа по воспитанию у учащихся гордости за свою страну и свой народ, уважения к страницам прошлого. Необходимо также научить учащихся критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критику. Гуманистическое воспитание одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма. В ситуации информационного роста главной целью преподавателя является: научить принципам самообразования, пробудить внутреннюю потребность к образованности, способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике. У нашей страны длительная история, с примерами патриотизма народа. На этих примерах выросло не одно поколений. Патриотизм и гражданственность сыграли важную роль в судьбе России. Именно патриотизм и гражданственность являются основой определения национальных целей и приоритетов в России. Благодаря патриотизму народных масс нашей стране удавалось выходить из тяжелых ситуаций, переживать сложные периоды истории. Уроки истории призваны помочь студентам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение идеи любви к Родине, ко всему человечеству привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, патриотизма, воспитания гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются в ярких эмоциональных образах, пробуждает в них чувство сопереживания, благодарности к мужественным борцам за справедливость. Эмоциональная составляющая является важным компонентом урока: побуждает переживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознавать истоки российского патриотизма. Применяется такой метод как обсуждение. Преподаватель должен помочь студентам осознать, что в сложное время именно перед народом стоит выбор: либо пасть перед ударами врага, либо начать спасение Родины. Подъем патриотического движения народных масс и рост национального самосознания происходит не просто и быстро.преподаватель СПб ГБ ПО
«Экономический колледж»
На уроках обществознания происходит воспитание определенного доверия к власти, пробуждение активной гражданской позиции. Развивается интерес к проблемам современной России. Молодежи необходимо говорить о терпимости и толерантности, объяснять, насколько важно в современной ситуации быть сдержанными, терпимыми. Необходимо добиться чтобы студенты понимали, почему так важно быть законопослушными, зачем следует платить налоги, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятникам истории и культуры.