Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока по обществознанию

Молодежь в XXI веке

Закирова Елена Сергеевна
Урок включен в рабочую программу по учебному предмету «Обществознание», главу II « Право». Тема «Правовая свобода человека и гражданина». На изучение темы отводится 2 академических часа, 1 час выделяется на изучение проблем молодёжи, учитывая возрастные особенности учащихся.
Тип урока: урок-проблема.
Класс: 9.
Место урока: урок №9 в главе II «Право».
Тип урока: урок-проблема.
Используемые педагогические технологии:
  • Технология критического мышления;
  • Кейс-технология;
  • Технология группового обучения;
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология учебного диалога;
Формы работы: фронтальная, групповая.
Цель: ознакомление учащихся с возрастными рамками молодежи, ее проблемами, особенностями субкультуры.
Задачи:
1. Предметные:
  • формировать представление об основных психологических особенности юношеского возраста;
  • формировать понятие о процессе социализации среди молодёжи;
  • формировать знания об основных чертах современной молодёжной субкультуры и особенностях ее проявления;
  • формировать у учащихся отношение к проблеме молодёжи и ответственности молодого поколения;
  • формировать умение анализировать и систематизировать учебную информацию в
соответствии с заданным алгоритмом и использованием понятийного аппарата.
2. Метапредметные:
Формировать познавательные универсальные учебные действия (УУД):
  • умение объяснять суть явления «субкультура»;
  • умение анализировать социальные проблемы;
  • умение сопоставлять мнения по социальным вопросам;
  • умение рационально решать познавательные и проблемные задачи;
  • умение раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия по обществознанию;
  • умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа;
  • умение строить причинно-следственные связи на основе анализа учебной информации;
Формировать регулятивные УУД:
- умение ставить цель и прогнозировать результаты своей деятельности, вносить
коррективы по мере необходимости, преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
- умение творчески подходить к решению учебных задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности, отслеживать продвижение в
выполнении задания и качество его выполнения;
- умение анализировать качество и уровень усвоения учебного материала;
- умение определять свою роль в работе группы и оценивать свой вклад в общий результат.
Формировать коммуникативные УУД:
- умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать ;
- умение логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
- умение представлять результаты познавательной деятельности в различных видах
публичных выступлений (высказывания, учебный диалог, представление выполненной работы), а также в виде письменных работ;
- умение аргументированно критиковать альтернативные позиции, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
3. Личностные:
- формировать ценностно-смысловую ориентацию обучающихся при соотнесении своего выбора с правовыми нормами и общепринятыми этическими принципами, выделение нравственного аспекта поведения;
-  формировать гражданскую позицию, гражданственность, как неотъемлемую черту личности;
-формировать личностное эмоционально-ценностное отношение к законопослушному поведению;
Оборудование: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран.
Электронные образовательные ресурсы: презентация PowerPoint.
Раздаточные материалы: кейсы с заданиями и справочным материалом, листы
самодиагностики.
Опережающее задание:
  1. Видеоролик на тему «Современная молодежь – какая она?» Мнения выпускников 4 класса и выпускников 11 класса.
  2. Опрос среди сверстников, учителей, родителей на тему: «Легко ли быть молодым? С какими проблемами сталкивается молодежь в современном мире?
  3.  Сообщение по теме « Топ-5 самых распространенных субкультур»
 
Этапы урока:
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Целеполагание.
4. Планирование.
5. Открытие нового знания.
6. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
7. Рефлексия.
Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках
ФГОС:
1) Проведение аналитических работ по заданному алгоритму:
  • Формулировка обобщенного понятия на основе анализа информации,
  • характеристика процесса социализации молодежи, выделение проблем с которыми сталкивается молодежь на основе анализа информации,
  • Презентация кластера подготовленная учащимися на основе ситуационного анализа и анализа справочного материала.
2) Самооценка морально-нравственных ориентиров:
  • Ситуационный анализ при выполнении задания «Спайдограмма»;
  • Составление вывода на основе изученного материала и просмотра видеофрагмента
3) Самодиагностика:
  • Заполнение листа самодиагностики.
 

 

Технологическая карта урока
Время Этапы учебной деятельности Цель этапа Деятельность учителя.
Применяемые технологии
Деятельность учащихся
10 минут Актуализация
знаний учащихся
Активизация познавательной
деятельности учащихся.
1.Организационный момент, распределение учащихся по группам.
 
 
2. ( Слайд 1)
- Ребята! Посмотрите на экран.
- Кто мы?
- Сколько нас?
- Какие мы?
- Какие у нас проблемы?
- Кем быть?
- Кто нас поймет?
- Для чего мы нужны?  
-Что обьединяет этих людей?
 
Технология критического мышления – стадия
«вызова», технология учебного диалога,
ИКТ-технология.
Глядя  на  вопросы,  я  думаю,вам  нетрудно  будет  догадаться  о  ком
пойдет речь сегодня на уроке.

 
1. Готовятся к уроку. Концентрируют внимание на словах учителя.
 
 

 
2. Ответы учащихся.

 
  Создание проблемной ситуации Включение учащихся в
познавательную
деятельность на личностно- значимом уровне.
  1.  
Сегодняшний урок хочу начать со слов древнегреческого философа Сократа, который жил в 470-399 гг. до н.э.
«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры  и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»
Как сегодня живется молодёжи? Как к ней относятся окружающие? Некоторый представители старшего поколения считают, что значительная часть молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это?Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.
Кейс-технология: методситуационного анализа;
технология проблемного обучения; технологияучебного диалога; технология критическогомышления – стадия «вызова».

 
1. Знакомятся с высказыванием философа,
включаются в учебную деятельность на
личностно-значимом уровне.
 
2. Вступают в диалог с учителем,
анализируют ситуацию.
 
3. Сталкиваются с проблемной ситуацией
при попытке выполнить задания к тексту.
 
4. Приходят к осознанию нехватки информации для выполнения поставленной задачи.

 
  Целеполагание Формулировка темы урока. 1. Задает учащимся вопросы, подводя учащихся к постановке учебной задачи:
Каких знаний не хватает? Что нужно узнать, чтобы
выполнить задания?
 
 
 
2. Формулирует вместе с учащимися тему урока,открывает соответствующий слайд презентации (Слайд 2)
 
Технология учебного диалога, технологиякритического мышления – стадия «вызова», ИКТ-
технология.
1. Учащиеся в ходе учебного диалога определяют учебную задачу:- показать основные психологические особенности юношеского возраста,
- проследить процесс социализации среди молодёжи,
- охарактеризовать основные черты современной молодёжной субкультуры;
 
2. Вместе с учителем формулируют тему
урока :« Молодежь в современном обществе»
 
 
 
  Планирование Составление плана урока,
определение его целей и задач, выбор средств их
достижения
1. Организует учебный диалог, задает учащимся вопросы, которые подводят их к постановке целей урока:
 
 
- Кого считать современной молодежью?
 
-Как развивается молодежь в обществе?
 
- Что побуждает молодежь к  созданию субкультуры?
 
 
Вместе с учащимися определяет и формулирует цели
и задачи в процессе учебного диалога:
-Узнать кто такая молодежь как социальная группа:
-Проследить процесс социализации молодежи;
-Охарактеризовать основные черты современной молодёжной субкультуры;
 
2. Вместе с учащимися формулирует и открывает на
экране пункты плана урока
(Слайд 3)
3. Поясняет, какие средства будут использоваться для
достижения поставленных целей: работа с заданиями
из раздаточного материала кейса, заполнение рабочего
листа группы, заполнение листа самооценки.
Технология учебного диалога, технология критического мышления – стадия «вызова». ИКТ-
технология.
 

 
  1. В ходе учебного диалога учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цели урока:
 
 
Ответ:познакомиться с определением
понятия «молодежь»;
 
Ответ:проследить процесс социализации среди молодёжи.
 
Ответ:охарактеризовать основные черты современной молодёжной субкультуры;
 
 
 
 
2. Исходя из поставленных целей, вместе с
учителем формулируют пункты плана урока.
3. Учащиеся предполагают, как можно
достичь поставленных целей:
- искать информацию в различных
источниках;
- анализировать предложенные учителем
ситуации;
 
 
 
 
 
 
20 минут Открытиенового знания Формирование основ
Теоретического мышления, развитие
способности к обобщению.
1. Кого считать молодёжью, чем она отличается от других общественных групп?
1.Организует работу групп учащихся с Заданием № 1 (Приложение 1)  для формулировки термина «молодежь». Инструктирует учащихся, следит за ходом их деятельности, корректирует ее по мере необходимости. После завершения работы над заданием, открывает слайд с определением понятия «молодежь» для проверки (Слайд  4)

При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.К молодежи социологи относят группу населения от 16 до 25-30 лет.
2.С чем связывают социологи, психологи возрастные границы молодежи?
Инструктирует учащихся, следит за
ходом их деятельности, корректирует ее по мере необходимости.
 
 
 
 
 
3.Процесс социализации молодежи.
1. Как же идет процесс социализации, то есть взросления? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

 
  1. Организует работу учащихся.(Приложение 2)
Инструктирует, следит за ходом выполнения задания,
корректирует деятельность учащихся по мере
необходимости. Подводит итоги работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. За неделю до сегодняшнего урока учащиеся получили опережающее задание:
Провести опрос по нашей теме среди школьников, учителей, родителей. Вопросы:1) Легко ли быть молодым?       2) С какими проблемами сталкивается молодежь в современном обществе?
 
 
4.Молодежная субкультура
Итак, не так уж легко быть молодым… Все люди разные, но есть что-то, что обьединяет определенных людей. Что?
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни, ценностей. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру.
 
 
 
 
5.Как вы думаете, что побуждает молодежь созданию субкультуры?
Попробуем нарисовать основные черты молодежной субкультуры. Совместно с учащимися учитель составляет спайдограмму
Спайдограмма - (от англ. spider – паук, и др. греч. «…Грамма» - надпись) –графическое изображение в виде паутины.
Следит за ходом выполнения задания, корректирует
работу учащихся по мере необходимости. Подводит
итоги работы.
 
Учитель предлагает обсудить роль средств массовой информации в возникновении и развитии молодежной культуры. Выска­зать и аргументировать свое мнение о влиянии СМИ на
16-ие молодые умы - «за» и «против».
 
 
 
 
Кейс-технология: метод ситуационного анализа;
технология проблемного обучения; технология
критического мышления – стадия «осмысления».

 
1.Выполняют Задание № 1(Приложение 1): знакомятся с определениями термина молодежь  из различных источников, анализируют их, составляют свое определение из предложенного набора слов и словосочетаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Записывают определение термина в тетрадь
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Высказывают  предположения.
Нижняя граница возраста связывается с половым созреванием, окончанием общеобразовательной школы, началом профессионального обучения. Верхняя граница определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической самостоятельности, рождением первого ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
4.-Работают в группах с учебником, раскрытие вопросов;
-характеризуют и анализируют процесс социализации молодежи;
-определяют проблемы, с которыми сталкивается молодежь.
1 группа – гражданское совершеннолетие (п.2 §19)
2 группа – образование и профессиональная подготовка (п.3 §19)
3 группа – начало трудовой деятельности (п.4 §19)
 
 
 
 
 
 
5. Презентация результатов опроса в виде коллажа.
Предлагают пути решения проблем.
 
 
 
 
 
 
 
6. Ответы учащихся.
 
 
 
7. Находят определение в словаре и записывают в тетрадь.Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.
 
 
 
 
8. Совместное составление спайдограммы.

 
 
 
 
 
 
 
 
9. Сообщение учащегося: « Топ-5 самых распространенных субкультур»
10. Высказывают и аргументируют свое мнение. Делают выводы.
 

 
12 минут Учебные
действия по
реализации
плана.
Применение
нового знания.
Осмысление
учащимися
результативности
собственной
учебно-
познавательной
деятельности.
Включение
учащихся
деятельность на
личностно-значимом уровне.
1.Предлагает учащимся посмотреть видеоролик  (Слайд 5)
« Современная молодежь-какая она?», снятый при участии выпускников 4 класса и выпускников 11 класса.
2.Для создания синквейна учитель рекомендует воспользоваться определениями термина «молодежь» и справочными материалами кейса.

3. Следит за ходом выполнения задания, корректирует
работу учащихся по мере необходимости. Подводит
итоги работы.
Сегодня урок мы начали со слов Сократа, а завершить хочу следующей фразой: «Если низменной похоти станешь рабом – Будешь в старости пуст, как покинутый дом. Оглянись на себя и подумай о том, Кто ты есть, где ты есть и – куда же потом? (поэт Омар Хайям)  (Слайд 6)
 
 
 
Технология критического мышления – стадия
«осмысления», стадия «рефлексии». Технология
группового обучения.

 
  1. Просмотр видеофрагмента.
 
 
 
 

 
  1. Учащиеся  пользуясь памяткой, составляют синквейн ( Приложение 3)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 минуты Рефлексия Определение
сформированност
и морально-
нравственных
ориентиров
учащихся
1.Учитель предлагает в качестве домашнего задания подготовить эссе на тему: « Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее» ( Н.В. Гоголь)
2. Подводит итоги работы групп.
3. Подводит итоги урока:
 -нельзя однозначно судить о современной молодёжи!
-молодёжь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентиры
-проблема молодёжи была актуальна во все времена
-в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения
 
 
4. Предлагает заполнить листы самодиагностики ( Приложение 4)
 
Технология критического мышления: стадия
«рефлексии». Технология учебного диалога. ИКТ-
технология.
 

 
1.Записывают домашнее задание.
2.Озвучивают подготовленные синквейны.
3. Анализируют свою деятельность на уроке:
озвучивают то, что узнали и определяют
достигнуты ли поставленные цели урока.
4.Заполняют листы самодиагностики.
 
 
 
 

 

Литература:
 
Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник
для 11 класса – М. «Просвещение», 2003, §13;
Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник
для 11 класса – М. «Просвещение», 2003, §13;
Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник
для 11 класса – М. «Просвещение», 2003,

  1.  Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др./ Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И. Обществознание. 9 класс. М: Просвещение, 2015,  2017.       
  2. Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи // Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 1995. – С. 51–52.)
  3. Корнева Т.А. Обществознание 10-11 классы. Уроки учительского мастерства. Волгоград: издательство «Учитель», 2006
  4. Муштавинская И.В. Учебно-методическое пособие. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя – 2-е изд., - СПб: КАРО, 2013.
  5. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Методическое пособие. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС – СПб: КАРО, 2013.
  6.   Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб: КАРО, 2013.
  7. Кейс-технология, как способ организации самостоятельной работы учащихся// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам IX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 2(9) / URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(9).pdf

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложения.
Приложение 1.

  1. Одно из первых определений понятия "молодёжь" в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским:

Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.

  1. В «Кратком словаре по социологии» под редакцией Д.М.Гвишиани и Н.И.Лапина молодежь характеризуется как «социальнодемографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его обновление. 

Задание:
Составьте определение термина «молодежь» из представленного набора слов и словосочетаний:  социально-демографическая группа, которые определяются,  выделяемая , особенностями воспитания и т.д., совокупности возрастных характеристик, молодежь ,особенности социального положения, это, социально-психологических свойств, общественным строем, религией, на основе,  культурой,
 
Приложение 2.
Вопросы для первой группы.
1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
2. Какие права и свободы получает молодой человек?
3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?
4. Что означает полная правоспособность?
5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?
6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?
7. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.
8. Легко ли быть молодым?
9. Справедливо ли, на ваш взгляд, обвинение молодежи в инфантилизме? позицию аргументируйте.
10. Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?
 
Вопросы для второй группы.
1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?
3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?
4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.
5. Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с ними бороться?
6. Легко ли быть молодым?
Вопросы для третьей группы.
1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?
2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?
3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.
4. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?
5. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?
6. Легко ли быть молодым?

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»