Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках обществознания
Деньги и их функции
Столярова Анна Анатольевна
Класс: 7
№ урока: 25
Базовый учебник
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Цель урока: Формирование представлений об экономическом содержании денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена и основных социальных функциях денег.
Планируемые результаты:
− личностные: - научиться мыслить и осуществлять морально-нравственный выбор в соответствии с существующими общечеловеческими моральными ценностями.
− метапредметные: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
− предметные: усвоить и применять понятия деньги, эквивалент; иметь представление о важности и роли денег в современном мире. Характеризовать функции денег.
Формируемые УУД:
− личностные: умение адекватно реагировать на трудности ,
формирование учебной мотивации.
− регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
− познавательные умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной), в разных источниках (учебник, словарь); умение применять полученную информацию: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Умение формулировать понятия.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: работа с карточками-гексами, работа в парах, индивидуальная работа, беседа, обсуждение
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: учебник «Обществознание» 7 класса, под ред. Боголюбова Л.Н.; карточки с гексами, видеофрагмент из к/ф «Сватовство гусара».
Структура и ход занятия
Организационный момент.
1. Определение темы урока.
Послушайте крылатые выражения и вы поймете, о чем же пойдет речь сегодня на уроке.
- Вещь очень нужная. Особенно когда их нет.
- Обладают способностью размножаться.
- Их много не бывает.
- Не пахнут, но быстро улетучиваются.
- Не приносят счастья... Но зато, сколько они приносят радости!
- Любовь к ним — корень всех бед.
- Либо господствуют, либо служат.
- Да, речь пойдет о деньгах.
2. Создание проблемной ситуации.
- Тема урока «Деньги, их функции».
Проблема: Для людей умных деньги составляют средство, для глупцов – цель. А для Вас?
- Что мы должны узнать, чтобы решить нашу проблему?
План изучения темы:
1. Из истории денег.
2. Как деньги стали деньгами.
3. Функции денег.
3. Вступительное слово учителя и обсуждение. Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот( коровы, лошади, овцы). В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты стали называть «солинусы». У разных народов деньгами служили топоры, раковины, рыболовные крючки, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна, зерна какао.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 4 м. Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Задание: Назовите, какие предметы исполняли роль денег.
Вопрос: Почему именно эти предметы исполняли роль денег?
4. Самостоятельная работа со словарем учебника стр.153-158
Как деньги стали деньгами?
задание: найдите в словаре значение слов:
Эквивалент - равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товара.
Цена-сумма денег, которая выплачивается при покупке товаров и услуг.
Товар-продукт труда, произведены для обмена.
задание: составьте рассказ с использованием этих слов.
5. Первичное закрепление материала
Учитель: Я предлагаю вам прослушать музыкальный отрывок из кинофильма «Сватовство гусара» и выполнить задание
Выпишите те слова и словосочетания, которые показывают отношение человека к деньгам (деньги – цель и средство, слаще меда, милее девушки, женился на приданом).
ПЕСНЯ «ДЕНЕЖКИ»
Что означают деньги для героя этого сюжета цель или средство?
- Понравился ли вам герой сюжета? Почему?
- Как люди относятся к деньгам?
- Можно на этот вопрос ответить однозначно?
- Нам необходимо выяснить, каковы функции денег в обществе?
6.Самостоятельная работа с учебником. ( стр. 106-109).
Практическая работа. Создайте в парах гексы по теме функции денег и приведите конкретный пример на каждую функцию. Обсуждение предложенных вариантов (особенно в плане примеров) .Смотрите вариант выполнения задания в отдельном файле.
7.Заключительное слово учителя.
Мир денег – удивительный и необычный мир. Он скрывает в себе невероятно много открытий и тайн. Человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.
Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил.
1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.
2.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах.
3.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.
4.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть
ПОМНИ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
- На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо поработали. Спасибо! До свидания.
Домашнее задание: § 13 в учебнике и рабочей тетради, составить синквейн со словом деньги.