Индивидуальная работа с одаренными детьми «Моя формула успеха»
Мельникова Анна Анатольевна
Обществознание – комплексная дисциплина, которая изучает различные сферы жизни общества и включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, экономики и др.). Как школьный предмет, обществознание решает важные задачи, в том числе по социализации в различных сферах деятельности человека. Социализация на этапе интеграции подразумевает не столько пассивное накопление информации, сколько возможность применения ее в жизни, примеряя на себя различные социальные роли.Одним из наиважнейших требований ФГОС является реализация деятельностного подхода в образовании, что дает широкие возможности для развития компетенций учащихся, усвоения основных способов деятельности, способности к саморазвитию.
В последние годы возросла мотивация учащихся для участия в предметных олимпиадах по различным школьным дисциплинам. Но успешное решение олимпиадных заданий подразумевает наличие у школьников следующих сформированных умений:
- Решать (отвечать на урочные вопросы, выполнять тесты осмысленно (выявлять верное- пояснять неверное), находить ответы на типовые задания официальных олимпиадных интернет ресурсах, самостоятельно ставить задачи);
- Читать (пользоваться не только учебниками, но и периодическими изданиями, (многие из которых есть в электронном варианте: «Эксперт», «Профиль»), знакомиться с нормативно-правовыми документами (Конституция, кодексы), читать художественную литературу («Незнайка на Луне» - раскрывает структуру общества, рыночные отношения, «Силайское яблоко» - авторитарный режим…) и т.д.);
- Смотреть (развивать визуальную эрудицию, отождествлять картину и социальные явления, приобретать навыки осмысленной работы с видеоматериалами, грамотно использовать ресурсы интернет для поиска необходимой информации);
- Участвовать (начать (!) участвовать в олимпиадах (тем более, что школьных этап – для всех желающих), интеллектуальных играх, конкурсах и т.п.
- Жить (жить полной жизнью, проявлять активность в восприятии на себя максимум социальных ролей, общественных дел)
Мой педагогический опыт указывает, что наиболее успешными методами для формирования этих специфический навыков являются ниже перечисленные приемы, которые могут быть проиллюстрированы следующими примерами.
Работа с терминами. В 5-6-х классах данное направление деятельности предполагает не столько заучивание их, сколько осознание смысла и выделения основных признаков (составление и решение ребусов, а так же составление синквейна). В качестве примера можно привести синквейн, составленный учеником 5-го класса Даней:
Труд
Физический, умственный
Создает, развивает, обеспечивает
Терпение и труд все перетрут
Деятельность
Таким образом, данный метод позволяет в 5-ом классе научить выделять в понятии признаки, знания которых необходимы в 9-ом (ОГЭ) и 11-ом (ЕГЭ).
В 7-8-х классах в дополнение к вышеописанным методам используются составление кроссвордов (в качестве домашнего задания) и решения их на уроке. Этот метод позволяет разнообразить процесс изучения и в игровой форме сопоставлять определение с терминами. В качестве игрового метода так же для закрепления изученных понятий можно использовать игру «Крокодил» (где один из участников с помощью мимики и жестов изображает слово, не называя его, а остальные должны отгадать). Целесообразно это делать в конце большой темы или раздела.
В старшей школе от учащихся требуется более детальный анализ термина. Для этого школьникам предлагается подобрать определения одного и того же понятия из различных источников, определить сходства и различия между ними (типичное задание ОГЭ) и выявить наиболее полное и точное. На примере понятия «глобализация» для 8-го класса достаточно знать, что это взаимовлияние стран и народов, а уже в 9-ом классе учащиеся делают акцент не только на интеграции, но и на унификации (стандартизации) всех сфер жизни общества. Также в старшей школе (10-11 класс) на основе ранее полученных знаний в результате «мозгового штурма» учащиеся способны самостоятельно формулировать многоуровневые определения терминов.
Работа с текстом.
В 5-6-х классах используются элементарные приемы работы с текстом, поскольку не все учащиеся обладают навыками беглого чтения вслух. К ним относятся: комментированное чтение, выделение главной мысли (или предложения) в абзаце, ответы на вопросы и формулировка их про прочитанному материалу (пример: «Если бы я был учителем, я бы задал такой вопрос…») и т.д.
С более старшими учащимися мы используем как довольно распространенный метод (составление таблицы на основе текста), так и его вариации-антиподы (составление текста на основе таблицы), а так же другие приемы: поиск в тексте лишнего или преднамеренной ошибки.
Со старшеклассниками имеет смысл использовать дополнительные источники, неадаптированные материалы, фрагменты документов и нормативных актов. Основной целью является совершенствование навыков нахождения ответов на вопросы к тексту, что является значимым компонентом ЕГЭ.
Составление сложного плана.
В материалах итоговой аттестации обязательно встречается задание на составление развернутого плана (задание №28). В 5-6-х классах формированию развитию способностей выполнять подобные задания относится озаглавливание текста в целом и его частей, в частности, нахождение основной мысли, ключевого слова (слов). В 7-8-х класса вводим дополнительные требования к выполнению подобной работы: соответствие определенным критериям, разделение сплошного текстового массива на смысловые фрагменты.
Закрепление приобретенных умений происходит в старшей школе. Учащиеся к этому моменты уже способны самостоятельно составлять не только развернутые планы по представленному тексту, но и выполнять это задание по пройденному материалы без опоры на текст (например: 1.Конфликт в межличностных отношениях, 2. Причины конфликтов, 3.Видв конфликтов, 4.Этапы развития конфликтов, 5. Способы их разрешения, где основные пункты легко дробятся на более мелкие составляющие).
Эссе.
29-ое задание ЕГЭ связано с написанием мини-сочинения (эссе). Это одна из наиболее сложных проблем для выпускников, так как для написания данной работы требуются помимо высоко уровня владения литературной речью объемные теоретические знания по предмету и умения их аргументирования. Поэтому начинать подготовку по этому направлению как можно раньше.
Важное для решения задачи написания эссе умение - уже в 5 классе развернуто отвечать на поставленные вопросы, подразумевая не только констатацию факта, но и объяснение его. Для этого в качестве домашних заданий, кроме прочего, школьникам предлагается составить короткое сообщение в соответствие с заданным планом. В качестве контроля за выполнением задания мы используем метод взаимооценки (по критериям: выразительность, связность, полнота и т.д.).
Так же в средней школе постепенно увеличивается объем проверочных работ, в которых наряду с тестами, используются задания, предполагающие описательный ответ на вопрос, где оцениваются не только владение теоретическими знаниями, но и связность, логичность и аргументы.
Одной из любимых форм работы учащихся старшей школы являются дебаты, в ходе которых совершенствуется умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Элементы дебатов можно использовать и раньше, объявляя тему заранее, предлагая учащимся распределить роли и составить письменный алгоритм выступления. При такой целенаправленной подготовке, старшеклассники способны самостоятельно импровизировать в дебатах и находить актуальные темы для подобной формы работы.
Выше описанные методы не являются основными в подготовке к сдаче ЕГЭ, но качественно разнообразят учебную деятельность, а так же повышают интерес к предмету и эффективность усвоения учебного материала.
Список литературы
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
2. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995
3. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
4. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
5. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.