Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологическая безопасность в условиях информационного общества

Артемьева Светлана Геннадьевна
В истории своего развития человеческая цивилизация прошла через несколько социально-экономических стадий:
— аграрное общество;
— индустриальное общество;
— постиндустриальное общество.
Или иначе “информационное общество”.
Согласно мнению специалистов, США завершат переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы ѕ к 2030–2040 годам.
Само название “информационное общество” впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования.
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к концу XX века — уже каждые 5 лет, и это  не предел.
Восхищаясь возможностями, которые несет информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит и которые уже проявляются.
Перечислим некоторые опасности и проблемы:
· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей;
· опасность все возрастающего влияния на общество со стороны средств массовой информации;
· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность.
При переходе к информационному обществу человечество должно быть готово к наличию психологических проблем. Информационный образ жизни влечет  увеличение психоэмоциональных нагрузок на человека. Необходим существенный пересмотр существующих механизмов адаптации человека и выработка новых.
Появилось даже понятие "информационное здоровье" - эта та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется и зависит от информации. Доказано, что информация влияет на возникновение психоэмоционального перенапряжения, развитие стресса и его последствий в виде ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы, пищеварительной, иммунной систем организма, онкологических болезней а также на возникновение психических заболеваний, дисфункций поведенческого характера, тревожных состояний, депрессии, психосоматических нарушений, повышения уровня травматизма и количества самоубийств.
Несомненно, изменение образа жизни влияет на психику человека. У людей различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях возрастающих потоков информации. На повестке дня - активное развитие научного направления - информационной психологии. Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:
страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия);
"информомания" как болезнь человека, отдающего приоритет общению с компьютером, а не с людьми;
Интернет-зависимые люди преимущественно пользуются теми сервисами Интернета, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства, позволяют встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве, т.е. большая часть интернет-зависимых людей пользуется сервисами, связанными с общением. К. Янг выделяет две группы среди интернет-зависимых: «висящие» на общении ради общения (91 %) и «висящие» на информации.
Интернет-зависимость можно сравнить с другими видами зависимостей, например от психоактивных веществ. Зависимым людям, в том числе от информации, свойственны такие черты, как крайняя несамостоятельность, неумение отказать, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, подчинение авторитетным людям. Опасность данной зависимости, виртуального социума состоит в том, что он для конкретного человека может заменить реальное общество живых людей. Увеличение числа таких людей может привести к распаду общества.
Информационное общество также порождает информационный кризис.
Информационный кризис -  явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Информационный кризис, проявляющийся в следующем:
· информационный поток превосходит возможности человека по восприятию и переработке информации. Возникает большое количество избыточной информации (так называемый “информационный шум”), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
Важный вклад в развитие идеи информационного общества внесла концепция Э. Тоффлера, изложенная в его книге  «Футурошок» . Он издал её на пике популярности психоанализа, когда стрессированные новым темпом жизни американцы уже вовсю осаждали кабинеты психиатров. Наблюдая за тенденциями середины прошлого столетия, Тоффлер сделал пророческое предположение. Состоит оно в том, что люди в какой-то момент перестают поспевать за всё уплотняющимся потоком перемен. Это вызывает у них своего рода «декомпенсацию» — комплекс психологических проблем и заболеваний, которые автор в книжке очень красочно живописал.
Его   книги исследуют один отрезок времени - с середины 1950-х до   2025 г. По мнению Тоффлера этот период является переломным пунктом в истории, когда цивилизация «фабричных груб» окончательно уступает место другой, принципиально отличной от нее. Центральная тема - анализ перемен, которые происходят с людьми, когда общество внезапно трансформируется в нечто новое и невиданное. Эту эпоху Тоффлер называет Великой Межой, которая разделяет человеческую историю на две равные части
Интересно то, как Тоффлер это доказывает: за всю историю человечества было 800 жизненных сроков (если брать в среднем по 62 года на каждый): 650 из них человек провел в пещере, за последние 70 человек изобрел письменность, за последние 6 большинство людей увидели печатное слово, за последние 2 человек изобрел электрический мотор и за последний, 800-ый, срок было изобретено неисчислимое количество вещей. Это пик человеческой активности, и именно мы в нем живем.
Наверное многим из нас приходили мысли об уникальности нашей эпохи, Тоффлер же обосновал это научным путем. И действительно, раньше люди жили так же, как и их предки, с самого рождения ориентировались на них, на их нормы поведения, традиции передавались из поколения в поколение. А теперь наше поколение не знает, как себя вести. Нам не с кого брать пример, потому что то, как жили наши предки «устарело». К их образу жизни уже нельзя вернуться, а надо искать новый путь, идти одним в неизвестность.
Эту теорию Тоффлер подкрепляет статистическими данными из всех сфер жизни общества. Так, почти 90% ученых, живших за всю историю, живут сейчас. До 1500 года издавалось 1000 книг в год, а теперь издается 1000 книг в день. Половина всей энергии, потраченной человечеством за последние 2000 лет приходится на последние 100 лет. 
Проблематика футурошока Тоффлера – это проблема адаптации человека к информационному обществу, которая заключена в трех его элементах: быстротечности, новшествах и разнообразии.
Быстротечность – это новый темп повседневной жизни, результатом которого является чувство непостоянства. Увеличивается количество вещей, людей, идей и уменьшается продолжительность отношений человека с теми же вещами, людьми, идеями. Тоффлер называет современный мир «обществом одноразовых стаканчиков».
В психическом измерении чрезмерная стимуляция нервной системы человека информацией приводит к сбою на сенсорном уровне (культурный шок), на когнитивном уровне (информационные перегрузки) и на разрешающем уровне (стресс принятия решений).
Первый из них, культурный шок, представляет собой чувство потери, изоляции, одиночества, апатии, усталости (вспомним массовый характер депрессий в современном обществе). Он является результатом перестимулирования нервной системы, путем резкой смены элементов окружения, в частности, света, звука.
Второй, информационная перегрузка, ослабляет способность думать и является результатом увеличения количества информации и скорости ее ввода. Мы же сегодня ежедневно подвергаемся непрерывной «информационной бомбежке».
И, наконец, третий, стресс принятия решений, является результатом сверхвыбора, о котором мы уже говорили, и представляет собой нежелание их принимать вообще.
Шок будущего — это реакция на сверхвозбуждение. Она возникает, когда индивид вынужден управлять своим пределом адаптации.  Шок будущего поражает психику. В то время как тело разрушается под напряженным воздействием окружающей среды, перегруженный «рассудок» не способен принимать адекватные решения. При беспорядочных скачках механизмов изменений мы не только можем подорвать здоровье, отчего уменьшится степень адаптации, но и утратить способность рационально реагировать на эти изменения.
Адаптация – основное понятие в теории Тоффлера. Это главный биологический механизм, запускающий все последующие процессы, промежуточный этап между воздействием среды и реакцией, ответным действием организма. А шок – это отсутствие действия. Это напряжение всех сил впустую. В таком состоянии слепоты и оглушённости организм не способен на сопротивление, он может совершать лишь механические, беспорядочные, примитивные движения, чтобы как-то дотянуть до того момента, когда к нему вернутся ощущения и понимание происходящего.
Шок наступает тогда, когда механизм адаптации не сработал, и агрессивная окружающая среда – в виде, прежде всего, новых технологий – безо всякого предупреждения и отлагательств, т.е. непосредственно воздействует на человека.
Мы видим вокруг себя поразительные знаки нарушений работы психики, вызванных частичным затемнением сознания: увеличение употребления наркотиков, рост мистицизма, периодические вспышки вандализма и неспровоцированного насилия, болезненное равнодушие миллионов людей — все это может быть понято лучше, если выявить связь этих явлений с шоком будущего. Эти формы социального абсурда прекрасно отражают ухудшение способности индивида к принятию решений, вызванное напряженным воздействием окружающей среды.
 
Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из-за того, что не выдержат психологических нагрузок.
Захваченный потоком изменений, вынужденный принимать значительные, быстро следующие друг за другом решения, жертва шока будущего чувствует не просто интеллектуальное замешательство, а дезориентацию на уровне персональных ценностей. По мере того как скорость изменений возрастает, к этому замешательству подмешиваются самоедство, тревога и страх.
«Никто в действительности не знает, куда ведет нас наука, – говорит Ральф Лэпп, ученый, ставший писателем. – Мы находимся в поезде, который набирает скорость и мчимся по пути, где стоит неизвестное количество стрелок, ведущих к неизвестным пунктам назначения. В кабине паровоза нет ни одного ученого, а у стрелок могут оказаться демоны. При этом большая часть общества находится в тормозном вагоне и смотрит назад».
Тоффлер говорит о том, что стратегии, которые применяют люди для выживания в условиях футурошока абсолютно неэффективны. Открытое отрицание, либо возврат к привычным, но устаревшим адаптивным приемам не помогают. Создается впечатление, что «весь мир сошел с ума». В связи с этим необходимо разрабатывать новые стратегии. Для начала Тоффлер предлагает свои.
Бывало ли с вами такое, что вы приходите домой изнуренным из-за усталости и бесконечных конфликтов на работе, но как только переступаете порог своей квартиры, внезапно стресс исчезает? Вы окружены людьми, которые вас любят, и чувствуете себя комфортно, потому что вокруг вас находятся привычные и любимые вами вещи. Дом — это место вашей безопасности и стабильности, где вы чувствуете себя спокойно и умиротворенно.
Элвин Тоффлер представил свою концепцию в 1971 году в книге «Future Shock». Она достаточно проста. Зоны стабильности — это «места», которые позволяют вам чувствовать себя защищенным и расслабленным. Это то, что кажется вам знакомым и не изменяется со временем, поэтому имеет благотворное влияние на вашу психику и эмоции.
Под «местами» понимается все, что угодно — вещи, люди, объекты и даже идеи.
Люди из зоны стабильности помогают вам почувствовать себя расслабленным, когда вы рядом с ними. Они выслушивают то, что вы хотите сказать и вам не нужно быть другим человеком или надевать маску при общении с ними. Их ценности схожи с вашими. Идеи зоны стабильности представляют собой все что угодно, начиная с религиозных верований и заканчивая идеологическими убеждениям. Такая зона является чрезвычайно крепкой, потому что сочетается с глубинными ценностями человека.
Чем динамичнее время, тем больше нуждается человек в территориях, на которых все предсказуемо и определено. Для этого не требуется специальная помощь государства, достаточно психологической уверенности в себе. Оказывается, что уверенность в себе есть абсолютная точка отсчета для жизни в мире.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»