Игра-моделирование «Идеальное городское Муниципальное образование»
Роль местного самоуправления в правовом государстве
Мельникова Анна Анатольевна
Возраст учащихся: 10 классУчебный предмет: Обществознание
Время: 90 мин.
Цель: формирование активной гражданской позиции посредством:
- Диалога с властью,
- Проектной деятельности в рамках компетенции МО,
- Участия в выборах
Задачи:
- Определить роль местного самоуправления в современном гражданском обществе и правовом государстве;
- Сформировать информационную компетентность старшеклассников о функциях и структуре МО (на примере МО Коломяги);
- Развивать коммуникативные способности учащихся, необходимые в «диалоге» с властью;
- Формировать готовность реально участвовать в местном самоуправлении;
- Формировать восприятие норм и требований правового государства
личностные: формирование потребности в участии в общественной жизни и ответственности за свое социальное поведение; становление и развитие гражданской позиции; повышение уровня социальной активности; умения взаимодействовать с органами местного самоуправления согласно российскому законодательству;
метапредметные: совершенствование способности решать творческие задачи; формировать умение составления текстов различной стилистики; развитие навыком публичного представления результатов своей деятельности.
Ход мероприятия:
I. А. Актуализация. Демонстрация видеоролика: Выступление членов местной администрации с планом работы. Подведение учащихся к формулированию темы работы.
Вы знаете, что субъекты РФ поделены на муниципальные образования, где население осуществляет местное самоуправление. Почему же государство передает часть своих полномочий органам местного самоуправления? => беседа с учащимися
Демонстрация учителем сайта МО «Коломяги» и привлечением внимания к его структуре, деятельности МО.
Б. В процессе мозгового штурма, учащиеся создают кластер (схему) «Самоуправление». Один из старшеклассников изображает его на доске.
В. На основе кластера по заданию учителя учащиеся пытаются сформулировать определение «Местное самоуправление», потом сравнивают данное определение с тем, что имеется в словаре-справочнике.
Г. Подведение к формулированию проблемного вопроса: Каковы границы компетенции муниципальных органов власти?
Д. Игра-моделирование: «Идеальное городское МО». На основе приобретенных теоретических знаний, переходим практике-моделированию.
Генератором случайных чисел (на основе списочного состава класса) учащиеся разделяются на 4 рабочие группы, которые распределяют роли согласно структуре МО (Глава, ЖКХ, благоустройство, работа с населением и т.д.). На основе распечатанного игрового материала (Приложение 1), который представляет из себя пары противоположных смысловых единиц, старшеклассники выбирают 5, на взгляд команды, самых актуальных направлений деятельности городского МО, приклеивают их на своем поле. Далее в процессе дискуссии определяют (придумывают) еще 5 важных направления, которых в раздаточном материале нет, дополняют ими имеющийся проект.
Е. Учитель: Вы сделали интересные полноценные проекты, но ценность любой работы в ее реализуемости. Сейчас нам помогут люди, которые имеют непосредственное отношение к власти разобраться, как соотносятся ваши проекты с реалиями жизни.
II. А. Круглый стол «Диалог с властью» с участием главы местной администрации, его заместителя и руководителей отделов. Глава местного самоуправления ориентирует школьников в структуре органов местного самоуправления, которые состоят из исполнительного органа – Местная администрация и представительного – Муниципальный совет, состоящий из 15 депутатов, кратко характеризует Устав МО и бюджет.
Б. К каждой команде в качестве наставника прикрепляется представитель администрации МО (в качестве модератора группы). В результате командной работы, ранее подготовленные проекты приводятся в соответствие с возможностями и функционалом муниципального образования, учащиеся выявляют конкретные проблемы отделов МО и предлагают варианты их решения.
В. Защита проектов. Команды по очереди проводят защиту своих проектов (встреча с избирателями - электоратом). Учащийся, выбранный главой МО, представляет результат коллективной работы, остальные – руководители направлений, отвечают на вопросы «избирателей» (жюри в составе реального главы МО и его заместителей). Выступление команд оценивается с соответствии со списком критериев (Приложение 2).
Г. Модель прямых выборов (избиратели не совещаются, тайное голосование). Счетная комиссия в лице учителя обществознания и секретаря главы МО подсчитывает голоса и обнародует результаты выборов.
Д. Обсуждение итогов (преимущества не только в реалистичности проектов, но и в качестве командной работы). Заместитель МО: Возможно, спустя какое-то время вы сами сможете притворить проект в реальную жизнь, став частью нашей команды или ее достойной сменой. Обсуждение вопросов для рефлексии:
- Насколько, по-вашему, важна организация местного самоуправления?
- Хотели бы вы быть активными в современном обществе/политике?
- В чем польза местного самоуправления для общества?
- Какова роль местного самоуправления в развитии демократии?
Мероприятие прошло в эмоциональной и творческой атмосфере, оно имело большое значение для формирования гражданской активности молодежи. Ученики активно включались не только игровую часть, но и не робели при общении с руководителем муниципального образования. Основные вопросы, которые интересовали старшеклассников, касались организации молодежного досуга, проблемой экологии и раздельного сбора мусора, а так же бездомных животных.
Местная администрация МО «Коломяги» в этом году (2018) отмечала свой небольшой юбилей – 20 лет, - в этой связи школьники ушли не с пустыми руками, - им вручили памятные подарки: письменные принадлежности с символикой МО «Коломяги», а так же его устав, который пригодится на уроках обществознания.
Приложение 1
Игровой материал "Идеальное городское МО"
Необходимо расширить тротуары и сделать велодорожки | Необходимо расширить дороги, чтобы избежать пробок и загазованности |
Нужно оборудовать многофункциональную площадку для детей | Нужно построить специальную площадку для выгула собак |
Необходимо увеличить площадь зеленых насаждений на территории МО | Необходимо увеличить количество парковочных мест для автотранспорта |
Нужно открыть на территории МО Дом детского творчества | Нужно открыть на территории МО торговый комплекс |
Необходимо увеличить количество мероприятий для молодежи | Необходимо увеличить количество мероприятий для пожилых людей |
Нужно осуществлять адресную помощь нуждающимся слоям населения | Нужно увеличить количество культурно-массовых мероприятий |
Нужно периодически проводить массовые мероприятия (субботники) для привлечения граждан к поддержанию чистоты на территории МО | Нужно выделить дополнительные средства для привлечения профессиональных клининговых компаний для поддержания чистоты на территории МО |
Необходимо поддерживать добровольные народные дружины, участвующие в поддержании правопорядка на территории МО | Необходимо заключать договоры с РУВД или охранными фирмами для поддержания правопорядка на территории МО |
Нужно обеспечить неограниченный и бесплатный доступ в Интернет в общественных местах на территории МО | Нужно обеспечить работу службы кибербезопасности для отслеживания опасного или вредного контента |
Необходимо увеличить количество урн и мусорных контейнеров на территории МО | Необходимо увеличить частоту вывоза мусора на территории МО |
Все запросы граждан и ответы на них направляются через единый и дистанционный электронный портал | Увеличено количество встреч депутатов и главы МО с гражданами, на которых каждый может подать свой запрос и получить ответ лично |
Проведение выездные научно-просветительских мероприятий для населения МО | Проведение научно-просветительских мероприятий для населения на территории МО |
Организация приюта для бездомных животных на территории МО | Материальное поощрение граждан на территории МО, взявших себе бездомное животное |
Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для населения МО | Предоставление абонементов в ФОК на территории МО |