Деловая игра как метод активного обучения на уроках обществознания
В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, интерактивная стратегия и интерактивная технология приобретают особую актуальность. Ведь интерактивная стратегия преподавания базируется, во-первых: на взаимодействии и партнерских отношениях всех участников образовательного процесса; во-вторых: на творческой организации передачи учебной информации, с учетом основных каналов восприятия информации.
Основная задача современного преподавателя - выбрать такие методы и формы организации учебной деятельности, которые позволят вызвать у обучающихся интерес в процессе изучения предмета. В связи с этим одной из эффективных форм обучения является интерактивная форма обучения. Интерактивная игра, являясь особым способом вовлечения обучающихся в творческую деятельность, представляет собой одно из средств, создающих оптимальные условия для развития и самореализации участников учебно-воспитательного процесса. Среди методов интерактивного обучения ведущее место занимают деловые игры. Деловая игра - динамичная форма обучения, которая способствует развитию практических навыков обучающихся в различных сферах жизни общества.
Бизнес-игра – это не только взаимодействие в обучении, но и освоение навыков совместной работы и сотрудничества. Участники игры отметили, что приобрели благодаря участию в деловой игре важный опыт – умение работать в команде, договариваться с участниками команды, брать на себя ответственность за результат выполненного задания. Как пример можно привести «Деловую игру «Бизнес- инкубатор».
«Деловая игра "Бизнес-инкубатор"» проводится как итоговое практическое занятие по закреплению знаний, умений и навыков полученных обучающимися в результате изучения раздела «Экономика» и темы «Наука» предмета «Обществознание. Практическое занятие разработано для обучающихся 10-х классов. «Деловая игра "Бизнес-инкубатор"» посвящена теме «Нанотехнологии» и предполагает моделирование ситуации взаимодействия субъектов рыночной экономики от разработки (производства) инновационного нанотехнологичного продукта до поиска инвестора и продажи продукта потребителю.
Цель «Деловая игра «Бизнес-инкубатор»» направлена на профессиональную ориентацию обучающихся, актуализацию теоретических знаний и практических умений и навыков, полученных обучающимися на уроках «Обществознания».
Задачи
Образовательные:
-реализация междисциплинарного подхода в процессе обучения;
-формирование способности обучающихся к самостоятельному освоению знаний, умений;
-развитие критического, аналитического и творческого мышления при решении практических/прикладных/профессиональных задач;
-стимулирование учебно-познавательной, исследовательской деятельности обучающихся;
-развитие умения находить и оценивать альтернативные способы решения экономических задач;
Развивающие:
-осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач;
-способствовать развитию у обучающегося логического мышления путем выявления факторов, влияющих на изменение финансовых результатов;
-формировать умения экономически грамотно излагать мысли, обоснованно делать выводы по результатам решения экономических задач и ситуаций;
-принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
-развитие коммуникативных навыков и гибких навыков - soft skills;
-развивать экономическое мышление, сообразительность, находчивость, предприимчивость, умения работать в команде и применять знания для решения конкретных задач.
Воспитательные:
-способствовать социализации молодежи в условиях рыночной экономике;
-понимать сущность и социальную значимость различных специальностей экономического профиля;
-способствовать воспитанию самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.
Планируемые результаты деловой игры:
- получение опыта решения междисциплинарных практических/профессиональных задач;
- формирование способности к саморазвитию, к активному освоению знаний, умений;
- совершенствование аналитических умений, овладение навыками работы с информацией;
- развитие коммуникативных навыков и гибких навыков - soft skills;
-профориентация обучающихся;
- повышение мотивации к обучению.
Структура содержания методической разработки: пояснительная записка, методическая часть, организация деловой игры, состав участников, ход игры, обсуждение итогов, заключение, список используемой литературы и приложение.
Основной замысел методической разработки состоит в том, что она предполагает моделирование ситуации взаимодействия субъектов рыночной экономики от разработки (производства) инновационного продукта до поиска инвестора и продажи его потребителю.
В чем суть Деловой игры.
Задача обучающихся разработать инновационный продукт, который заинтересует потребителя и инвестора и получит широкое распространение.
Цель: разработать востребованный потребителями и инвесторами нанотехнологичный продукт.
Задачи:
- Организовать бизнес в области нанотехнологий.
- Определить потенциальные рынки сбыта продукта, составить портрет потребителя этих продуктов.
- Определить основных конкурентов и какими преимуществами должен обладать продукт, чтобы превзойти продукцию конкурентов.
- Разработать модель продаж – определить возможные каналы продаж и коммуникаций, то есть как нужно рассказать потребителям о предлагаемом продукте.Спланировать рекламную кампанию, концепцию продвижения товара в социальных сетях.
- Оформить паспорт предприятия по производству инновационного нанотехнологичного продукта.
- Продать нанотехнологичный продукт потребителю.
- Найти инвестора с целью расширения производства нанотехнологичного продукта.
- Умножить имеющийся капитал предприятия.
Каждая команда получает набор бейджи с указанием роли участников проекта.
1. Директор инновационного предприятия. В его обязанности входит создание и актуализация плана работ. Координация работы команды. Принятие решений по оперативным вопросам.
2. Менеджер (2 человека). В его обязанности входит постановка задач участникам рабочей группы в соответствии с утвержденным планом работ. Проектирование и описание проекта инновационного предприятия. Составление бизнес-план и определение стоимости инновационного продукта. Ознакомление и разъяснение результатов проделанной работы руководству. Используя информационные технологии, он предлагает необходимые для реализации инновационного проекта идеи и методы их реализации.
3. PR менеджер. Отвечает за презентацию инновационного продукта заказчику (покупателю или инвестору).
4. Технический специалист. Задача - продумать технологию производства инновационного продукта, необходимое оборудование и материалы. За консультацией обращается в Службу технической поддержки.
5. Аналитик. В его задачи также входит оценивать результаты работы команды, предоставлять рекомендации по улучшению разрабатываемого проекта с учетом минимизации затрат времени и ресурсов. В частности, он отвечает за общение со Службой технической поддержки.
Участники игры:
1. Экспертный отдел (преподаватели ОУ). Выдает сертификат на производство инновационного продукта.
2. Государственная служба (обучающиеся 11 класса). Проводит собеседование, принимает на работу участников игры. Предлагает разные виды работ, за которые участники получают заработную плату. Выдает форму 2 НДФЛ для банка.
3. Банк. Принимает 2 НДФЛ. Заключает кредитный договор с директором инновационного предприятия.
4. Служба технической поддержки (студенты ВУЗов или преподаватели ОУ). Консультируют участников деловой игры по вопросам технологии производства инновационного продукта. Предоставляют командам смету необходимого для производства оборудования и материалов.
5. Покупатели (преподаватели ОУ). Команда представляет бизнес-план инновационного предприятия покупателям и инвесторам с целью осуществления продажи продукта.
6. Группа экспертов (инвесторы; представители ВУЗов, социальные партнеры ОУ, преподаватели ОУ). Команда представляет группе экспертов паспорт предприятия по производству инновационного продукта. Эксперты оценивают работу команды.
3. Группа консультантов-кураторов (обучающиеся 11 класса). Помогают командам в решении организационных вопросов в процессе игры.
Интерактивное обучение – творческий процесс, порождающий новые интерактивные методы, приемы, и в этом я вижу преимущество интерактивной модели обучения и безграничные перспективы для своей дальнейшей педагогической деятельности.