Право и культура
Тинт Ирина Робертовна,
преподаватель истории и обществознания,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное
учреждение «Экономический колледж»
Вопросы соотношения права, т. е. законности и культуры актуальны сегодня как никогда. Законность есть зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан. Данный принцип означает обусловленность законности знанием законов, необходимым уровнем правосознания, правовой образованности, воспитанности, правовой культуры. Правовое воспитание - это система мер формирующая установку уважения права и цивилизованных способов решения споров. Правосознание - это совокупность правовых представлений, взглядов, идей, и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни. Экономика, право и культура – это три своеобразных кита, на которых держится современное общество и государство. И особенно на уроках истории, обществознания, права ученикам нужно прививать понимание, что человечество на протяжении всей своей долгой и трудной истории стремилось к сохранению и упрочению общественного порядка.
Разные эпохи выдвигали в качестве «движителя» культуры разные общественные явления – мифологию, технологию, философию, религию и т. п.
Таким образом, культура всегда отождествлялась с разнообразными сферами жизнедеятельности общества, к которым относится и право. Культура определяет систему ценностей, норм и убеждений членов общества. Среди нормативной системы общества важное место в социальной регуляции занимают правовые нормы и идеалы, отражающие специфику правовой культуры цивилизаций разных исторических эпох.
Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества. Она складывается из ряда взаимосвязанных элементов, таких как осознание необходимости строгого выполнения требований законности; вера в право; глубина юридического образования и юридического мышления; состояние законодательства, степень воплощенности в нем общечеловеческих начал. Одно из важнейших проявлений культуры общества – это состояние законности, уважение законодателя к издаваемым им самим нормам, качество работы суда, прокуратуры и других юридически органов.
Листая страницы истории права, мы познаем особое явление – правовую культуру общества в историко-хронологической последовательности. Правовая культура представляет собой социальный механизм для накопления, хранения и передачи социально значимой правовой информации.
«Право в своих истоках частью было тесно связано с религией, частью было правом-обычаем. Право было волей божества, которая часто проявлялась через вождя, являющимся также и священником, посредником между племенем и божеством. Справедливое решение и справедливый человек находятся в соответствии с Божьим законом. Как минимум такой же сильной является связь права с традициями и обычаями (А.В. Ильин, С.А. Морозова «Из истории права», с. 43)».
Если обратиться к практике, то хорошо видно, что наибольшая часть и морального, и правового сознания людей установилась в связи с унаследованными от предков традициями и обычаями. Поэтому сталкиваешься в иными нормами права и морали, когда выезжаешь в другую страну. Однако наступил момент, когда люди начали искать более солидное основание для права, чем эти настолько отличающиеся друг от друга религиозные или традиционные предписания. Искали «идеальную» основу. Древнегреческий ученый Платон проиллюстрировал эту тенденцию. Согласно его мнению, есть некая метафизическая действительность – идеал, идея. Право – нечто вечное и неизменное. Только размышляя, человек доходит до признания этой правовой идеи, и только тот, кто таким образом дошел до ее признания, в состоянии поступить согласно идее. Поэтому справедливым считается такой поступок, который совпадает с идеей, с идеалом – сказали бы мы сегодня. Идеал вечен, возвышен, непостижим, и лучшее в человеке – его стремление воплотить этот идеал настолько, насколько это возможно в земных условиях. Идеал обязывает человека, земное законодательство и осуществление права берут свои образы в вечном мире идей.
В известном хвалебном гимне Софокла, гимне силе и уму человека, рассказывается, как человек подчинил себе землю и море, и весь животный мир. Достигнув так многого, он построил настоящее общество: мысль оградила страну законом. Величие человека в том, что он знает то, что не знают звери – что есть разница между законом и насилием, между правом и произволом…
«Таким образом, ценность права выражается в тех характеристиках, которые раскрывают место и значение права в жизни общества, в различных правовых ценностях. Правовые ценности – это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы.
К ним относятся безопасность человека в конфликтных ситуациях, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов; это цивильные институты собственности, сделок, разнообразных договорных обязательств, которые обеспечивают приоритетную юридическую значимость индивидуальной воли (А.В. Ильин, С.А. Морозова «Из истории права», с 57)».
Теснейшую связь права и культуры можно рассмотреть на примере правовой практики Древней Индии.
Зародившееся в начале первого тысячелетия до н. э. индусское право представляет оригинальную систему юридических норм и институтов, которые развивались без тесных связей и зависимости от правовых систем других стран, что свидетельствует о высоком уровне правовой культуры древнеиндийского общества.
Индусское право – одна из древнейших правовых систем в истории человечества. Первый этап его существования называют ведической эпохой. В священных книгах глубокой древности (Ведах) было заключено божественное предписание для правоверных индусов. Хотя сами Веды – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа – практически не содержат юридических норм, они являются идейной основой индусского права. Собственно правовые нормы нашли закрепление в особых сборниках, комментирующих веды – Дхармасутрах (дхарма – «справедливость», сутра – «нить»). Наиболее авторитетным считался дхармшастра «Законы Ману». Этот сборник состоит из нескольких тысяч двустиший – шлок, из которых лишь незначительная часть содержит юридические правила. Ведь Древняя Индия не знала общегосударственных сборников законов, и рекомендации шастр опирались на авторитет религии (вед) и юридические обычаи.
Важнейшая особенность права Древней Индии заключалась в том, что оно выросло непосредственно из религиозных предписаний, а священные книги веды занимали краеугольное положение в системе источников индусского права. Изначально юридическим правилам придавалось религиозное обоснование и обеспечение.
Связь религии и правосознания у древних индийцев была настолько тесной, что во многих случаях эффективное действие правовых норм не требовало государственного принуждения. Примечательно, что религиозное наказание (епитимья) могло заменить любое светское наказание. Царь отказывался от своего права наказать преступника, если было дано согласие исполнят епитимью, наложенную брахманами.
Духовная кара назначалась за самые различные проступки: от нарушения обрядности до совершения преступлений, в том числе и при отсутствии умысла.
«В Древней Индии творцами правовых норм были жрецы-брахманы, которые не только толковали священные книги, но также записывали в шастрах юридические обычаи и некоторые установления государственной власти. В результате по мере укрепления государства происходила секуляризация права, он принимало более светский облик, а с другой стороны, расширялась сфера общественных отношений, регулируемых не морально-религиозными нормами, а правом (Законы Ману. М, 1992 Глава 7. Обязанности царя.)».
Источником права в Древней Индии также признавался обычай. В текстах содержатся правила «процентных займов», «применяемых по всей земле», допуская иные правила исполнения долговых обязательств там, где они «опираются на местные обычаи» …
Обычай обозначался словами, означающими общественно полезное поведение, поступки добродетельных и благоразумных людей. Поскольку индусское право теоретически относится к неизменяемым правовым системам (ведь люди не могут переиначивать установления богов), то его приспособление к изменяющимся общественным потребностям шло обходным путем – посредством широкого включения обычных норм. Таким образом, старейший из известных нам источников права оказался в парадоксальной роли модернизатора, обновителя древнеиндийского писаного права.
Соотношение различных источников права Древней Индии при практическом использовании их норм в суде емко описывает политико-правовой трактат IIIв. до н. э.
Извлечения:Артхашастра, или Наука политики
Всякое спорное судебное дело решается на четырех основах, которые суть:
1) закон (то есть дхармашастры); 2) судебное разбирательство; 3) обычаи и
4) правительственное распоряжение. И них последнему отдается преимущество перед другими.
Закон основывается на истине, судебное разбирательство – на показаниях свидетелей, обычаи – на соглашении народа. Правительственное же распоряжение является приказом, издаваемым властями. (…)
В том случае, если обычай или закон противоречил приказу, решение принималось в соответствии с волей правителя.
Особая роль правильной государственной идеи вообще весьма занимала умы древних индийских монархов. Этой идее был посвящен специальный трактат «Артхашастра», приписываемый советнику первого из Маурьев Каутилье (III в. до н. э.). Государь должен быть деятельным, внимательным к делам, заботящимся о счастье подданных – перечислялись в трактате обязанности царя. («Польза для царя не то, что ему приятно, но что приятно подданным».) (О.А. Омельченко «Всеобщая история государства и права», т. 1, с. 33)
Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн (Законы Ману. М., 1992).
Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины “вследствие непостоянства женского ума”. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов — испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.
И в заключение следует сказать, что право представляет собой пестрое, многомерное нормативное образование. Дать единое определение права чрезвычайно трудно. Однако, если исходить из идеи гуманистической ценности правового порядка, то можно определить право следующим образом: право есть система санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы при минимуме карательного насилия.
Право – это всегда антипод беспорядка, произвола, насилия, унижения человеческого достоинства. Каждая историческая эпоха имела собственное представление о том, где находится та граница, за которой начинается произвол и насилие. Эти представления не всегда совпадают с современными. Тем не менее социальная ценность права состоит прежде всего в том, что право является показателем уровня развития цивилизации и культуры данного общества, особым видом социального регулирования.
Литература:
1. А.В. Ильин, С.А. Морозова «Из истории права», СПб. «Специальная литература», 1997, с. 10-14.
2. Законы Ману. М, 1992.
3. О.А. Омельченко «Всеобщая история государства и права» Учебник в 2 т. М., 1998.