Использование кейс-метода на уроках права
Вагу Мария Викторовна,
учитель истории, обществознания и права
ГБОУ "Морская школа" Санкт-Петербурга
Кейсы представляют собой группу образовательных технологий, основанных на решении конкретных проблем, задач. Данная технология относится к интерактивным методам обучения, которая позволяет взаимодействовать всем обучающимся.
Обучающиеся получают кейс (пакет документов), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения, а также вырабатывают решения проблемы.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Кейс-технологиями, активизирующими учебный процесс являются следующие методы – инцидент, разбор деловой корреспонденции, ситуационный анализ.
Кейс по праву – это описание реальной ситуации, событие реально произошедшее или смоделированное. Это события, которые реально могут произойти в жизни. Обучающимся предлагается проанализировать предложенные ситуации, спланировать стратегию и предложить решения.
Вариант 1
Кейс «Право граждан на труд»
Вид кейса: практический
Тип кейса: аналитический
Цель:
1. Подготовка учащихся к роли будущих работодателей и работников, знающих трудовое законодательство РФ
Задачи:
1. Закрепление теоретических знаний по теме
2. Формирование представления о путях применения знаний в конкретных правовых ситуациях
3. Развитие познавательной активности учащихся
Задание 1.
Женщина, имеющая двоих маленьких детей, обратилась в отдел кадров завода с просьбой принять ее на работу, но учесть при этом, что за детьми требуется уход. Укажите, какой вид должны предложить ей с учетом ее положения: а) рабочий день нормальной продолжительности; б) рабочий день сокращенной продолжительности; в) неполный рабочий день.
Задание 2.
Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать трудовую книжку, которую он якобы потерял дома. В чём заключается розыгрыш?
Задание 3.
Кому не устанавливается испытательный срок при приеме на работу: а) Валентину 17 лет: б) библиотекарю Елене Семеновне с высшим образованием и 5-летним стажем работы: в) Сергею, демобилизованному из армии
Задание 4.
За час до окончания смены 17-летний слесарь убрал своё рабочее место и отправился в раздевалку. Проходивший мимо пожилой рабочий с другого участка спросил, не рано ли тот уходит домой. О чём забыл, делая замечание пожилой рабочий?
Для формирования устойчивого интереса к предмету, можно предложить обучающимся следующий кейс:
Задание 1.
Фрекен Бок за работой
Родители Малыша наконец-то нашли няню для своего шаловливого ребенка. Обговорив условия труда, в том числе, что няня будет называться домоправительницей, стороны ударили по рукам. Использовав все возможные физические способы борьбы с домомучительницей, Малыш и Карлсон решили использовать тяжелую артиллерию и обратились в компетентные органы. Фрекен Бок и родители Малыша так и не смогли объяснить в прокуратуре, какой вид правоотношений существует между ними. Если это договор на оказание услуг, то почему Фрекен Бок не предприниматель? Если трудовой договор, то могут ли родители Малыша быть работодателями?
Какой вид договора был заключен между сторонами?
Примерное направление мысли
Отношения, регулируемые трудовым законодательством
Задание 2.
33 трудовых договора
На острове Буяне случилось такое чудо. Из воды вышли 33 богатыря во главе с дядькой Черномором и предложили князю Гвидону свои услуги по охране границ государства. Князь дал задание придворному юристу выяснить, каким договором (трудовым или гражданско-правовым) следует урегулировать отношения между княжеской администрацией и богатырями? Надо ли богатырям обращаться в компетентные органы для получения лицензии на осуществление охранной деятельности?
Примерное направление мысли
Сфера действия гражданского и трудового права
Задание 3.
Трудовая книжка Ильи Муромца
До 33 лет Илья Муромец лежал на печи и не мог подняться, и лишь случайное стечение обстоятельств излечило его двигательный аппарат. Однако былины умалчивают, что прежде, чем стать богатырем и воином, Илья Муромец пытался реализовать себя в мирном труде. Он обращался ко всем окрестным купцам с просьбой принять его на работу. «А трудовая книжка у тебя есть?» – спрашивали купцы. «Нет» – честно отвечал Илья. «Извини, друг. Сам понимаешь, приедут княжеские тиуны с проверкой, дадут нам по голове – терпеливо объясняли купцы. – Скажут, а почему это вы завели на него вторую трудовую книжку? Он что, до 33 лет не работал? Непорядок». «Но клянусь, я до той недели правда не мог двигаться!» – в отчаянии кричал Илья. «Расскажи это своему адвокату», - ехидно советовали купцы. Не сумев реализовать себя в мирной жизни, Илья взял палицу, пришел в военкомат и завербовался охранять государственную границу, где и завоевал свою славу богатыря и защитника Отечества.
Разъясните, насколько оправдан и юридически грамотен был отказ купцов завести на Илью Муромца трудовую книжку?
Примерное направление мысли
Заключение трудового договора. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора. Трудовая книжка
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. Данная педагогическая технология интерактивна и позволяет обучающимся в полной мере проявить самостоятельность, активность и инициативу.
Литература:
1. Анисимов А.П., Мельниченко Р. Г. Вредные учебные задачи по юридическим дисциплинам: Учебно-практическое пособие. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009
2. П.А.Баранов, А.В.Воронцов. Обществознание: экспресс-репититор для подготовки к ЕГЭ: «Право».- М.: АСТ: Астрель, 2009
3. В.О.Мушинский. Основы правоведения. –М.: Международные отношения, 1995
4. С.Н.Степаненко. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова. Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеева: под редакцией Л.Н.Боголюбова. Введение в обществознание. – Волгоград.: Учитель, 2005.