Методическая разработка урока права для 9 класса
Международное гуманитарное право
Фрегин Ирина Николаевна,
учитель истории, обществознания, права
ГБОУ школа № 519
Московского района Санкт-Петербурга
Дата проведения: 11 декабря 2013года
Время проведения: 9.55-10.40
Место проведения: ГБОУ школа №519 Московского района СПб
Тип урока: комбинированный с элементами лабораторной работы
Образовательные ресурсы: учебник под ред. Л.Н.Боголюбова, текст Женевской конвенции от 12 августа 1949г., УК РФ, карточки с заданиями, кинохроника Нюренбергского процесса, ноутбук
Цели урока: закрепить правовые знания и понятия, полученные на предыдущих уроках, способствовать формированию представлений о сущности МГП, закрепить и проконтролировать усвоение учащимися сущности МГП, норм МГП, источников МГП
План урока:
1. Сущность МГП
2. Становление и источники МГП
3. Основные положения МГП
Соблюдение МГП
Методы и формы обучения:
методы – частчно-поисковый;
формы – индивидуальная, фронтальная
Основные понятия: МГП, конвенция, уголовная ответственность, военные преступления
Планируемые образовательные результаты:
Научатся - определять причины принятия МГП, отличия норм МГП от других правовых норм
Получат возможность научиться - формулировать свою точку зрения, осуществлять поиск информации в различных источниках, выделять главное Ггглавное и второстепенное
главное и второстепенное в тексте различных источников
Целостно-смысловая компетенция – умеют определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности, вступают в речевое общение, аргументируют собственное мнение, работают с книгой
Этапы урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний:
Анализ тестовых работ по теме «Правовая ответственность», «Отрасли права. Нормы права».
А) Разбор заданий, анализ ошибок.
Б) решение аналогичных задач 3,4,5 (см. приложение)
В) Выведение алгоритма решения правовых задач:
- определяю участников правоотношений;
- определяю отрасль права;
- определяю источник права;
3. Проверка д/з.
4. Ориентационный этап: введение в тему, создание проблемной ситуации, принятие цели УПД.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 238, задание 4, ответить на вопросы к заданию ( Какова основная цель разработки и принятия МГП?)
Примерные варианты ответов:
- облегчить страдания людей;
- ограничить беспредел во время военных конфликтов;
- защитить тех, кто не в состоянии защитить себя;
5. Содержательно-операционный этап:
А) «Сущность МГП»- рассказ учителя с элементами беседы.
«Накорми врага своего» гласит гласит древняя надпись на камне, найденном археологами в Египте.
Первым письменным международным договором стала женевская конвенция 1864г. Эта конвенция положила начало современному международному гуманитарному праву.
Определение:МГП – это совокупность правовых норм, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов, предоставляет защиту тем, кто не принимает непосредственного участия или прекратил принимать участие в военных действиях, а так же ограничивает выбор средств и методов ведения войны.
Б) Эмпирическая беседа и составление схемы ( на доске) «МГП защищает»
- гражданское население
- раненых и больных
- военнопленных
- беженцев
- гражданские объекты
В) Становления и источники МГП
- 1860г. Появление организации, созданной для оказания помощи раненым в военных конфликтах, впоследствии названная «Красный крест». Она обладает правом неприкосновенности в зонах вооруженных конфликтов.
- 1899г,1907г. Гаагские конференции.
Кто был инициатором этих конференций?
(Российская империя)
Какова была цель России?
( Остановить надвигающуюся войну, ограничить использование оружия, причиняющего чрезмерные страдания)
- Был принят документ «О законах и обычаях сухопутной войны»
Кто нарушил этот закон?
(Германия в 1915г)
- 1949г. в Женеве созвана международная конференция, итогом которой стало принятие четырех конвенций о защите жертв войны.
Обратите внимание на дату, что послужило причиной для созыва конференции и принятия этих документов?
( Действия нацистов в ходе Второй мировой войны)
Г) Самостоятельная работа с текстом Женевских конвенций, составление опорной схемы «МГП запрещает»
- нападение на гражданские объекты;
- вызывать голод среди населения;
- приводить в негодность гражданские объекты;
- нападения на госпитали и медицинские объекты;
- «хитрости» для маскировки военных операций;
- применять отдельные (запрещенные) виды оружия и методы ведения военных действий;
Д) Практическая работа:
Вспомните историю блокады Ленинграда. Какие нормы МГП были нарушены немецким командованием?
(голод, уничтожение гражданских объектов, приведение в негодность объектов, необходимых для выживания, например, Бадаевские склады, уничтожение памятников архитектуры и искусства)
По нормам МГП уничтожать культурное наследие запрещено.
Каковы были планы гитлеровского командования в отношении нашего города?
( Ленинград должен был быть стерт с лица земли)
Е) «Соблюдение МГП» Работа с текстом УК РФ ст.34
К какому виду правовой ответственности привлекаются нарушители МГП?
( Уголовная ответственность)
Уголовная ответственность предусматривается за жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение средств и методов, запрещенных МГП, а так же применение оружия массового поражения.
Какое название носит статья 34 УК РФ?
( «Преступления против мира и безопасности человечества»)
Ж) Просмотр хроники Нюренбергского процесса, обвинительная речь Р.Руденко.
По нормам МГП военные преступления не имеют срока давности. Именно этим объясняются многочисленные судебные процессы последнего времени над нацистскими преступниками, избежавшими наказания после окончания Второй мировой войны, спрятавшимися от возмездия в странах Латинской Америки, изменивших свое имя или внешность, дабы скрыться от наказания за свои преступления.
6. Рефлексия:
Назовите основные правовые источники МГП?
( Женевские конвенции, УК РФ)
- разобрать задание 6 на стр. 238 учебника
- решить тестовые задания 1,2 (см. приложение)
7. Контрольно-оценочный этап:
- разбор тестовых заданий
- соотнесение результата и цели (взаимооценка)
-д/з: п.37 учить, задание 6 выполнить письменно (см. приложение
Приложение 1.
ЖЕНВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ от 12 августа 1949Г.
(извлечения)
СТАТЬЯ 12. Личный состав вооруженных сил, в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.
Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.
СТАТЬЯ 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения...
СТАТЬЯ 36. Медицинский, госпитальный, санитарный личный состав, а так же священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.
СТАТЬЯ 13. С военнопленными следует всегда обращаться гуманно...
Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы.
СТАТЬЯ 35. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий. способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
СТАТЬЯ 51. Гражданское население, отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений.
СТАТЬЯ 52. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения.
СТАТЬЯ 54. Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны.
Запрещается подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие как запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней...
Приложение 2.
ЗАДАНИЕ 1:
Согласно нормам международного гуманитерного права
1) недопустим захват пленных во время вонных действий
2) осуждается распространение среди солдат противника призывы к сдаче
3) запрещены дайствия партизанских отрядов
4) недопустимы обстрел и бомбардировка жилых кварталов
ЗАДАНИЕ 2:
Нормы МГП запрещают
1) вызывать голод среди гражданского населения во время военных действий
2) сливать в водоемы отходы, загрязняющие окружающую среду
3) продавать генетически измененные продукты питания
4) давать школьникам задания повышенного уровня сложности
ЗАДАНИЕ 3:
Выступая по телевидению, депутат в оскорбительных выражениях отозвался о деятельности своего коллеги. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде?
1) административного
2) уголовного
3) трудового
4) гражданского
ЗАДАНИЕ 4:
За внедрение рационализаторского предложения администрация завода поощрила гражданина С. денежной премией, Нормы какого права регулируют данные правоотношения?
1) гражданского
2) финансового
3) трудового
4) административного
ЗАДАНИЕ5:
Семнадцатилетний К. находясь в нетрезвом состоянии приставал к прохожим, оскорблял их нецензурными выражениями и был задержан работником милиции. К какому виду ответственности будет привлечен К.? При каком условии К, мог избежать ответственности?