Теологическая теория происхождения государства и права
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 10
с углубленным изучением химии
Василеостровского района Санкт-Петербурга
В государствоведении одновременно существуют десятки теорий происхождения государства и права. У каждой из них есть сильные и слабые стороны, свои сторонники и противники, каждая теория отвечает персональным интересам исследователей в соответствии с их личными взглядами и мировоззрением.
Теологическая теория происхождения государства относится к числу теорий, которые невозможно доказать или опровергнуть: вопрос о её истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном счёте вопрос веры.. Критика теократической теории ведётся по разным направлениям: несоответствия данной теории историческим фактам, недостаточной аргументированности её основных положений, противоречивости отдельных суждений и т.д. Однако подобного рода критика не достигает своей цели, так как теократическая теория в любых её формах – это вопрос веры, а не научного знания.
Теологическая - самая древняя теория, возникшая на Древнем Востоке в III тысячелетии до н. э. 1 В соответствии с ней Бог – создатель всего существующего на земле, в том числе и государства. Из этой посылки вытекает тезис о том, что «вся власть от Бога», а потому каждый должен подчиняться государственной власти как проявлению божественной воли. Государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый гражданин обязан беспрекословно подчиняться государю во всём. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога - правителю. Следовательно, неповиновение государственной власти может расцениваться как неповиновение самому Всевышнему.
В соответствии с теократической теорией принадлежащие человеку от рождения права также даны ему Богом, так как они не могут быть дарованы ему ни другим человеком, ни обществом, ни государством, а их появление может быть объяснено только божественной волей, сотворившей и самого человека. Божественное право понимается как данное Богом искусство добра и справедливости.
Сторонники теократической теории придавали различный смысл посланию апостола Павла римлянам: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению"2. Одни считали, что власть конкретного правителя установлена Богом, и поэтому ей нужно повиноваться.
В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Основные идеи божественного происхождения государственной власти и законов нашли своё закрепление в древнейших памятниках религии и права.
В конце 1901 – начале 1902 г. в ходе раскопок древнего города Сузы французская археологическая экспедиция обнаружила столб из чёрного диорита (некоторые авторы указывают в качестве материала базальт), представляющий собой древнейший из сохранившихся письменных законодательных сборников. По обе стороны столба были выбиты 282 параграфа свода законов вавилонского царя Хаммурапи (1793 – 1750 гг. до н.э.), изображённого в самом верху столба перед троном, на котором восседает Шамаш – бог солнца и света. В руках царь Хаммурапи держит врученный ему Богом жезл как символ судебной власти. Это изображение подчеркивало божественный характер происхождения царской власти и права, выраженный еще и текстуально: «Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми»; «Человек является тенью Бога, раб является тенью человека, а царь равен Богу».
Древнеегипетский историк и жрец Манефон (Манетон), живший в конце IV - первой половине III вв. до н.э., составивший списки египетских фараонов, писал, что поколению земных правителей предшествовало поколение богов и полубогов, принесших царственность на Землю. По мнению академика М.А. Коростовцева, «фикция божественной природы фараонов зиждется в египетских текстах на следующих положениях: … Ра был не только создателем, но и первым повелителем всего сущего, т.е. царем богов и людей, Ра – первый фараон… Согласно египетской религиозной и исторической традиции Хор – прообраз всех египетских фараонов, а фараоны – его земное воплощение. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра, и Хора…» 3.
В древнем Китае император именовался Сыном Неба. Появление титула «Сын Неба» в китайском мировоззрении тесно связано с почитанием Вечного Синего Неба как Верховного Божества и понятием о Небесном мандате, предоставляемом Вечным Синим Небом своему Сыну, т.е. правителю, который по воле и от имени Вечного Синего Неба руководит Поднебесной.
Идея богоустановленности государства и божественной природы права развивалась и в более поздних религиозных учениях, например, в христианстве. Так, в послании апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». А в Библии (в Исходе 15,23-25) так описывается появление права: «Моисей возошёл к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его».
Христианский богослов и философ Аврелий Августин (354 – 430 гг.) описал генезис государства в своем труде «О граде Божьем» в 426 г.. Государство, по его мнению, есть наказание людей Богом за первородный грех, а земная государственная власть - «великая разбойничья организация» 4.. Очевидно, что первый сторонник теологической теории отрицательно относился к государству. Оно рассматривалось им как аппарат угнетения одной части людей над другой, и единственный, кто мог регулировать это – Бог. Если чья-либо власть неугодна Всевышнему, то её низложит народ и поставит на престол легитимного и более достойного правителя.
Наибольшую популярность теологическая теория получила в Средневековье – в связи с невысоким уровнем развития научных знаний. Главной её направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX–X вв. формируется т.н. теория мечей (меч – символ власти), согласно которой для защиты христианства Бог дал церкви два меча – духовный и светский. Церковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, т.к. она – источник его власти. Однако, существовала и другая интерпретация этой теории: сторонники независимой светской власти утверждали, что монархи получили свой меч непосредственно от Бога.
Государство – это продукт божественной воли. Бог (независимо от религиозного течения) создал Землю и различные народы и государства, в которых наделил действующего правителя верховной властью. Форма государства (территориальное устройство, форма правления и политический режим) также предопределены божественным вмешательством. Именно в такой трактовке сути государства и государственной власти можно увидеть слабое место данной теории: если Бог создал государство в том виде, в каком его видят подданные монарха, то почему в других государствах иное государственное устройство (разная степень самостоятельности земель в стране, выборные лидеры, более свободный режим отношений власти и народа)? Получается, что Бог допускает иные формы организации человеческого общества, чем монархия. Выходит, любая смена действующей власти в стране должна ознаменовываться крахом самого государства как творения Всевышнего, но таких «божественных» катаклизмов и кар не происходит. Из этого можно сделать вывод, что Бог только заложил основу действующей формы государства и общества, дальше сами люди должны определять: подходит им такое устройство или следует что-то поменять. Можно сделать вывод о том, что теологическая теория, с одной стороны, ограничивает варианты развития государства т.к. ставит его в рамки исходного, созданного Богом. А с другой стороны – предоставляет им право выбирать между государственной данностью от Всевышнего и самостоятельно установленной формой государства.
Обычно основателем теологической теории происхождения государства считается доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274 гг.). О государстве, законе и праве Аквинат рассуждает в труде «О правлении властителей» (1265-1266 гг.) и в произведении «Сумма теологии» (1266-1274 гг.). Стремясь подвести базу под вмешательство церкви в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввёл различие трёх следующих элементов государственной власти:
1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования. Сущность власти - это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся на верху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведён Богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Потому она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы её происхождения (точнее, завладения ею), те или иные формы её устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Аквинат и ситуаций, при которых пользование государственной властью вырождается в злоупотребление ею. Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются лишёнными печати божественности. Это случается когда правитель либо приходит к власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо. И то и другое - результат нарушений заветов бога, велений римско-католической церкви. Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Аквината, оказывать этим действиям сопротивление. Однако окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по общему правилу, церкви и папству.
Аквинат широко применял категорию «закон» для объяснения различных явлений, свойственных политически оформленному обществу. Он разработал особую теорию закона. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон - универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключён в боге, тождественен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего - естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме. Естественный закон призывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение - силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Еще один вид закона - божественный. Он дан в Библии и необходим по двум причинам. Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде; помочь им достичь его и призвана Библия. 5
Теологическая концепция власти - всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Такая трактовка в XVI - XVIII вв. использовалась для обоснования неограниченной монархической власти, а также для пропаганды смирения подданных перед государственной властью. 6
В новое время теоретическая реставрация идеи божественного происхождения была обоснована немецким юристом и политическим философом Фридрихом Юлиусом Шталем (1802 – 1861 гг.): "Божественное установление означает не только то, что государство есть вообще предписанная Богом форма общения, но так же, что данное устройство и данные носители власти имеют божественную поддержку» 7
Французский католический философ, литератор и дипломат, ярый противник теории общественного договора Жозеф-Мари, граф де Местр (1753 – 1821 гг.) считал, что «всякая государственная власть происходит от Бога и все государи осуществляет свою власть как исполнители божественной воли».8 Другие исследователи полагали, что христиане обязаны повиноваться «сущим», т.е. существующим властям, ибо всякая власть вообще исходит от Бога, но это не означает, что та или иная конкретная власть установлена Богом. В современной теологии выражение «вся власть от Бога» понимается в том смысле, что все совершается в мире или волею Божьей или с соизволения Божьего, но непосредственная власть устанавливается людьми.
Многие современные приверженцы теологических учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) видят исходное основание и источник права и государства в конечном счёте, именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.). В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана и Ирана, которые являются теократическими государствами.9 Под теократией понимается форма государства, где политическая и религиозная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. В современном понимании теократия - исторический анахронизм, уходящий корнями к началу возникновения государств Азии, Африки, доколумбовой Америки, так как именно здесь становление политической организации происходило под сильным влиянием религиозной идеологии.
Использованная литература:
-
Дробязко, С.Г. Происхождение государства / С.Г. Дробязко // Основы теории государства и права / Под. ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. – Минск, 2002. – С. 12–13.
-
Цит. по: Святое Евангелие и книги Нового Завета. М., 1995. С.728.
-
Петров И.В. Теологическая теория происхождения государства и права и разнообразие её воплощений // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 129.
-
Демократия: Теория и политическая практика. Метод. Рекомендации по курсу «Политология» Н.В.Панина, П.А.Коньков.- М.,2008. – С. 6
-
Политология: курс лекций (для студентов 2-3 курсов всех форм обучения, всех специальностей) / Л. А. Радионова, Е. С. Семенюк; Харьк. нац. акад. гор. хоз-ва. – Х.: ХНАГХ, 2013.С.35.
-
А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. Проблемы теории государства и права. – М.:Эксмо, 2005. – С. 39.
-
Fr. Stahl, Die Philosophie des Rechts, т. II, ч. 2, изд. 1856, стр. 177.
-
Joseph de Maistre, Du pape, 1821, и Les soirees de St. Petersbourg, 1821.
-
Салыгин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. - 1996. - № 5. - С. 84.