Особенности учебного процесса по физической культуре для девушек
10 — 11 классов в общеобразовательных школах
Голубев Юстон Сергеевич,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ№4 ст. Полтавская
Красноармейский района Краснодарского края
В российской образовательной школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения. Противоречия, возникшие между низким уровнем здоровья школьников и отсутствием у них мотивации к занятиям физической культурой, организация физического воспитания, не обеспечивающая должного уровня и соразмерности развития физических качеств, неспособность процесса физического воспитания адекватно отвечать психофизическому состоянию, интересам и потребностям учащихся обостряют проблему улучшения образовательного процесса по физической культуре в школах. Урок физической культуры в современной школе по содержанию есть активный двигательный отдых или «натаскивание» на спортивный результат, что особенно ярко проявляется в процессе развития физических качеств [1].
Актуальность настоящейработы обусловлена необходимостью повышения уровня физической подготовленности девушек 10 - 11 классов, как фундамента для дальнейшей жизнедеятельности, учитывая текущую динамику хода развития функционального состояния женского организма.
Гипотеза исследования.Предполагается, что индивидуальная оперативная оценка «общего уровня физического развития» подготовленности девушек старших классов позволит наиболее адекватно подобрать средства развития физических качеств, отвечающие индивидуальнымособенностям школьниц.
Цель исследования.Экспериментально обосновать технологию управления физической подготовленностью школьниц старших классов на основе дифференцированного контроля индивидуального физического состояния.
Объект исследования- оптимизация процесса по развитию физических качеств девушек старших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования -управление физической подготовленностью старшеклассниц на уроках физической культуры с применением управленческой технологии.
Для решения поставленных задач нами планируется использовать следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научной и методической литературы, опрос (анкетирование), анализ документальных источников, антропометрия, педагогические контрольные испытания, физиологические методы исследования, психологическая диагностика, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Модель физической подготовленности старшеклассниц целесообразно рассматривать как взаимосвязь: «общефизического» и «эстетико-координационного» компонентов, а также следует учитывать реакцию организма во время менструального цикла. «Общефизический» компонент представлен признаками проявления силы, быстроты, гибкости, выносливости. «Эстетико-координационный» - «осанка», «гармоничность телосложения», «согласованность движений», «точность движений», «легкость», «слитность», «выразительность», «амплитуда» [1; 2].
Особенности методической работы преподавателей физической культуры с девушками должны включать в программу физического воспитания (в вариативную часть) комплекс специальных упражнений для укрепления мышц тазового дна, брюшного пресса, спины, нижних конечностей. Кроме того, нужно использовать дыхательные упражнения, аутогенную тренировку.
Это активизирует кровообращение во всем организме, уменьшая застойные явления в органах малого таза, активизирует синтез белка не только в самих работающих мышцах, но и в других органах и тканях, увеличивается масса крови, снижается риск образования тромбов в сосудах, улучшает работоспособность печени, почек, повышается работоспособность. Однако физическая нагрузка будет полезно только тогда, когда она оптимальна, особенно для лиц с ослабленным здоровьем, страдающих хроническими заболеваниями или перенесших их.
Поэтому важной проблемой является определение критического минимума двигательной активности лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой в школе. Под критическим минимумомдвигательной активности подразумеваются те ограниченные параметры рационально организованной двигательной деятельности в условиях повседневного быта, отступление от которых в сторону уменьшения ведет к регрессу функциональных возможностей организма. [2].
Учитывая, что при планировании уроков физической культуры для группы девушек старших классов, помимо всех необходимых условий, учитывается и МЦ, мы и начнем с изложения последнего. Учет фаз МЦ дает дополнительную возможность правильно распределить физические нагрузки, способствует воспитанию физических качеств. Под менструальным циклом понимают одно из проявлений сложногобиологического процесса в организме женщины, выражающееся в закономерных циклических изменениях функции половой системыс одновременными циклическими комбинациями функционального стояния женского организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и др.
МЦ - это период времени от первого дня наступления менструации до первого дня следующей менструации, повторяющейся с правильными промежутками 21 - 28 - 35 - 42 дня. 21-дневный цикл встречается у 28 % женщин, 28-дневный - у 54 %. 35-дневный - у 12 % и 42-дневный - у 6 % женщин [3].
Известно, что всякий адаптационный процесс в организме направлен на поддержание постоянства внутренней среды. Одним из основных условий существования организма есть его способности восстанавливать гармонию, равновесие, нарушенные факторами внутренней и внешней среды. Эту способность организма принято называть термином "гомеостаз". Гомеостаз включает постоянство внутренней среды, адаптацию и координацию физиологических процессов, обеспечивающих единство организма как в физиологических, так и в патологических условиях его функционирования. Разные гомеосстатические механизмы находятся между собой в сложных взаимоотношениях. В процессе гомеостаза принимают участие нервная, эндокринная системы, биохимические реакции, происходящие в организме, иммунологические, генетические факторы, морфологические изменения в клетке, микроциркуляторные и другие свойственные организму процессы. Особенно важно сокращение гомеостаза в процессе роста и развития, в период полового созревания, когда в организме ребенка происходит серьезная перестройка функций всех органов и систем, являющаяся сама по себе стрессом и требующая для приспособления напряжения всех жизненных сил [3]. Вот почему именно в этом возрасте при планировании нагрузок тренировочного процесса необходимо помнить о сохранений гомеостаза и быстром восстановлении организма. Особенно важно соблюдать эти правила у девочек, так как в период полового созревание начинает функционировать яичник и его половые гормоны и происходит становление МФ. Таким образом, в период полового созревай^ в организме девочек появляется новая железа адаптации - яичник, который самым тесным образом связан с функцией коры надпочечников. Половые гормоны яичников (эстрогены, прогестерон, андрогены) с их колоссальным диапазоном действия должны учитываться при планировании тренировочного процесса. Игнорирование этих положений могут вызывать задержку полового созревания или нарушение функции гонад, что, в свою очередь, приводит к снижению работоспособности девушек. Поэтому одной из важнейших медико-социальных задач является профилактика и своевременная коррекция нарушений генеративной функции девушек.
Биологические ритмы в женском организме тесно связаны с работоспособностью. Правильное использование фаз МЦ, строгий подбор средств и методов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и учет специфики вида спорта - неотъемлемое условие эффективного осуществления учебного процесса.
Приспособительные возможности организма не беспредельны, рост мастерства спортсменки во многом зависит от того, насколько правильно удается согласовать учебно-тренировочный процесс с биологическими ритмами ее организма, с присущим ему комплексом психофизиологических проявлений. В практической работе необходимо учитывать снижение работоспособности и психофизиологических функций организма в предменструальную, менструальную и овуляторную фазу МЦ, максимально усложнять программу занятий физическими упражнениями в постменструальные и постовуляторные дни. В период сниженной работоспособности необходимо избегать тяжелых физических нагрузок, как по объему, так и по интенсивности, чередовать их с более частыми паузами отдыха.
Системный подход к организации у девушек старших классов уроков физической культуры, направленных на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, усиление образовательной направленности учащихся за счет третьегоурока физкультуры, а также включение ритмической гимнастики как обязательного раздела программы в учебный процесс позволит повысить качество обучения и уровень двигательной активности учащихся.
Разработанная методика физической подготовленности предполагает дифференцированный контроль за функциональными возможностями организма индивидуально для каждой школьницы. В учебный процесс по физическому воспитанию девушек 10-11 классов внедрена и реализована технология управления развитием физических качеств. Разработанная в исследовании система корректирующих средств, учитывающая запросы учащихся, их мотивационные ориентации, способствует развитию физических качеств на занятиях физической культурой в старших классах и позволяет повысить уровень «общефизического» и «эстетико-координационного» компонентов физической подготовленности.
Результаты исследований показали, что при построении тренировочного процесса необходимо учитывать изменения функционального состояния женского организма и мышечной работоспособности, обусловленные фазами менструального цикла. Это обеспечит достижение более высокого, чем при традиционном планировании, прироста двигательных возможностей учащихся.
Литература
1. Бальсевич В.К., Прогонюк Л.М. Методология построения инновационной программы спортивно-ориентированного физического воспитания детей и подростков в условиях общеобразовательной школы // 2 Международный форум «Молодежь - Наука - Олимпизм». - М., 2002. - С. 42 - 46.
2. Блинков С.Н., Левушкин С.П. Методика реализации индивидуальных подходов к физической подготовке школьников-подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. -№ 1.-С. 8- 12.
3. Квашнина Е.В. Социально-педагогические условия становления физической культуры девушек старших классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск: Урал. гос. акад. физ. культуры, 2005. - 23 с.