Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности учебного процесса по физической культуре для девушек
10 — 11 классов в общеобразовательных школах

Голубев Юстон Сергеевич,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ№4 ст. Полтавская

Красноармейский района Краснодарского края

В российской образовательной школе идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологии обучения. Противо­речия, возникшие между низким уровнем здоровья школьников и от­сутствием у них мотивации к занятиям физической культурой, орга­низация физического воспитания, не обеспечивающая должного уров­ня и соразмерности развития физических качеств, неспособность про­цесса физического воспитания адекватно отвечать психофизическому состоянию, интересам и потребностям учащихся обостряют проблему улучшения образовательного процесса по физической культуре в школах. Урок физической культуры в современной школе по содер­жанию есть активный двигательный отдых или «натаскивание» на спортивный результат, что особенно ярко проявляется в процессе раз­вития физических качеств [1].

Актуальность настоящейработы обусловлена необходимостью повышения уровня физической подготовленности девушек 10 - 11 классов, как фундамента для дальнейшей жизнедеятельности, учиты­вая текущую динамику хода развития функционального состояния женского организма.

Гипотеза исследования.Предполагается, что индивидуальная оперативная оценка «общего уровня физического развития» подготов­ленности девушек старших классов позволит наиболее адекватно по­добрать средства развития физических качеств, отвечающие индиви­дуальнымособенностям школьниц.

Цель исследования.Экспериментально обосновать технологию управления физической подготовленностью школьниц старших клас­сов на основе дифференцированного контроля индивидуального фи­зического состояния.

Объект исследования- оптимизация процесса по развитию фи­зических качеств девушек старших классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования -управление физической подготовлен­ностью старшеклассниц на уроках физической культуры с применени­ем управленческой технологии.

Для решения поставленных задач нами планируется использо­вать следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научной и методической литературы, опрос (анкетирование), анализ документальных источников, антропометрия, педагогические кон­трольные испытания, физиологические методы исследования, психо­логическая диагностика, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Модель физической подготовленности старшеклассниц целесо­образно рассматривать как взаимосвязь: «общефизического» и «эстетико-координационного» компонентов, а также следует учитывать ре­акцию организма во время менструального цикла. «Общефизический» компонент представлен признаками проявления силы, быстроты, гиб­кости, выносливости. «Эстетико-координационный» - «осанка», «гар­моничность телосложения», «согласованность движений», «точность движений», «легкость», «слитность», «выразительность», «амплиту­да» [1; 2].

Особенности методической работы преподавателей физической культуры с девушками должны включать в программу физического воспитания (в вариативную часть) комплекс специальных упражнений для укрепления мышц тазового дна, брюшного пресса, спины, нижних конечностей. Кроме того, нужно использовать дыхательные упражне­ния, аутогенную тренировку.

Это активизирует кровообращение во всем организме, уменьшая застойные явления в органах малого таза, активизирует синтез белка не только в самих работающих мышцах, но и в других органах и тка­нях, увеличивается масса крови, снижается риск образования тромбов в сосудах, улучшает работоспособность печени, почек, повышается  работоспособность. Однако физическая нагрузка будет полезно только  тогда, когда она оптимальна, особенно для лиц с ослабленным здоровьем, страдающих хроническими заболеваниями или перенесших их.

Поэтому важной проблемой является определение критического минимума двигательной активности лиц, занимающихся оздорови­тельной физической культурой в школе. Под критическим минимумомдвигательной активности подразумеваются те ограниченные параметры рационально организованной двигательной деятельности в условиях повседневного быта, отступление от которых в сторону уменьше­ния ведет к регрессу функциональных возможностей организма. [2].

Учитывая, что при планировании уроков физической культуры для группы девушек старших классов, помимо всех необходимых условий, учитывается и МЦ, мы и начнем с изложения последнего.  Учет фаз МЦ дает дополнительную возможность правильно распределить физические нагрузки, способствует воспитанию физических качеств. Под менструальным циклом понимают одно из проявлений сложногобиологического процесса в организме женщины, выражающееся в закономерных циклических изменениях функции половой системыс одновременными циклическими комбинациями функционального стояния женского организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и др.

МЦ - это период времени от первого дня наступления менструации до первого дня следующей менструации, повторяющейся с правильными промежутками 21 - 28 - 35 - 42 дня. 21-дневный цикл встречается у 28 % женщин, 28-дневный - у 54 %. 35-дневный - у 12 % и 42-дневный - у 6 % женщин [3].

Известно, что всякий адаптационный процесс в организме направлен на поддержание постоянства внутренней среды. Одним из основных условий существования организма есть его способности восстанавливать гармонию, равновесие, нарушенные факторами внут­ренней и внешней среды. Эту способность организма принято назы­вать термином "гомеостаз". Гомеостаз включает постоянство внут­ренней среды, адаптацию и координацию физиологических процессов, обеспечивающих единство организма как в физиологических, так и в патологических условиях его функционирования. Разные гомеосстатические механизмы находятся между собой в сложных взаимоотношениях. В процессе гомеостаза принимают участие нервная, эндокринная системы, биохимические реакции, происходящие в организме, иммунологические, генетические факторы, морфологические изменения в клетке, микроциркуляторные и другие свойственные организму процессы. Особенно важно сокращение гомеостаза в процессе роста и развития, в период полового созревания, когда в организме ребенка происходит серьезная перестройка функций всех органов и систем, являющаяся сама по себе стрессом и требующая для приспособления напряжения всех жизненных сил [3]. Вот почему именно в этом воз­расте при планировании нагрузок тренировочного процесса необхо­димо помнить о сохранений гомеостаза и быстром восстановлении ор­ганизма. Особенно важно соблюдать эти правила у девочек, так как в период полового созревание начинает функционировать яичник и его половые гормоны и происходит становление МФ. Таким образом, в период полового созревай^ в организме девочек появляется новая железа адаптации - яичник, который самым тесным образом связан с функцией коры надпочечников. Половые гормоны яичников (эстроге­ны, прогестерон, андрогены) с их колоссальным диапазоном действия должны учитываться при планировании тренировочного процесса. Игнорирование этих положений могут вызывать задержку полового созревания или нарушение функции гонад, что, в свою очередь, при­водит к снижению работоспособности девушек. Поэтому одной из важнейших медико-социальных задач является профилактика и свое­временная коррекция нарушений генеративной функции девушек.

Биологические ритмы в женском организме тесно связаны с ра­ботоспособностью. Правильное использование фаз МЦ, строгий под­бор средств и методов в соответствии с возрастными и индивидуаль­ными особенностями и учет специфики вида спорта - неотъемлемое условие эффективного осуществления учебного процесса.

Приспособительные возможности организма не беспредельны, рост мастерства спортсменки во многом зависит от того, насколько правильно удается согласовать учебно-тренировочный процесс с био­логическими ритмами ее организма, с присущим ему комплексом пси­хофизиологических проявлений. В практической работе необходимо учитывать снижение работоспособности и психофизиологических функций организма в предменструальную, менструальную и овуляторную фазу МЦ, максимально усложнять программу занятий физи­ческими упражнениями в постменструальные и постовуляторные дни. В период сниженной работоспособности необходимо избегать тяже­лых физических нагрузок, как по объему, так и по интенсивности, че­редовать их с более частыми паузами отдыха.

Системный подход к организации у девушек старших классов уроков физической культуры, направленных на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, усиление образовательной направленности учащихся за счет третьегоурока физкультуры, а также включение ритмической гимнастики как обязательного раздела программы в учебный процесс позволит повы­сить качество обучения и уровень двигательной активности учащихся.

Разработанная методика физической подготовленности предпо­лагает дифференцированный контроль за функциональными возмож­ностями организма индивидуально для каждой школьницы. В учеб­ный процесс по физическому воспитанию девушек 10-11 классов внедрена и реализована технология управления развитием физических качеств. Разработанная в исследовании система корректирующих средств, учитывающая запросы учащихся, их мотивационные ориен­тации, способствует развитию физических качеств на занятиях фи­зической культурой в старших классах и позволяет повысить уровень «общефизического» и «эстетико-координационного» компонентов фи­зической подготовленности.

Результаты исследований показали, что при построении трени­ровочного процесса необходимо учитывать изменения функциональ­ного состояния женского организма и мышечной работоспособности, обусловленные фазами менструального цикла. Это обеспечит дости­жение более высокого, чем при традиционном планировании, прирос­та двигательных возможностей учащихся.

Литература

1.   Бальсевич В.К., Прогонюк Л.М. Методология построения ин­новационной программы спортивно-ориентированного физического воспитания детей и подростков в условиях общеобразовательной школы // 2 Международный форум «Молодежь - Наука - Олимпизм». - М., 2002. - С. 42 - 46.

2.   Блинков С.Н., Левушкин С.П. Методика реализации индиви­дуальных подходов к физической подготовке школьников-подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. -№ 1.-С. 8- 12.

3.   Квашнина Е.В. Социально-педагогические условия становле­ния физической культуры девушек старших классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск: Урал. гос. акад. физ. культуры, 2005. - 23 с.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»