Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Анализ третьего урока по физической культуре

Швыряев Дмитирий Юрьевич,
учитель физической культуры

 

             Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего, для самого учителя, дающего урок, так как формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Перед анализирующим урок,  встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок,

            Всё большее значение приобретает физическое воспитание подрастающего поколения. Важным шагом стало внедрение третьего урока физкультуры в общеобразовательных школах.

В учебный план урок вводится за счёт регионального и федерального компонентов. Педагоги будут проводить физкультминутки, рассказывать о видах спорта разных народов, о том, как  сохранить здоровье и насколько важно придерживаться здорового образа жизни.

«В первую очередь речь идёт о состоянии здоровья вообще. Порядка 70% детей уже поступая в начальную школу, имеют отклонения в здоровье.   среднем по школам получается с теми или иными нарушениями здоровья как минимум 40%. Абсолютно здоровых детей нет вообще».

   Педагоги уверены, что дополнительные уроки физкультуры пойдут детям на пользу. Нужно лишь создать хорошие условия для занятий, сделать их разнообразнее.

Урок физкультуры отличается от любого другого  эмоциональностью, возможностью двигаться, и кроме того, занятия физкультурой полезны для здоровья, считают врачи. Многие ребята тоже с этим согласны. Школам зачастую для проведения дополнительного урока физкультуры не хватает спортивных залов и инвентаря. Есть проблема и с кадрами.

Учителя физкультуры и тренеры  считают, что особое внимание нужно уделять двигательной активности школьников, поощрять игровые виды спорта. А тех ребят, которые начинают проявлять успехи, приглашать в спортивные секции, где они смогут развить свой талант.

Ребята считают что третий урок хорошо, так как всё равно надо заниматься спортом.

           Есть  хорошая фраза у  Руссо: «Если хочешь чтоб ребёнок был умным и рассудительным, сделай его крепким и здоровым».  А знаменитые слова Гиппократа: «Здоровье – в движении» помнят все. Физическое воспитание способствует всестороннему развитию личности.   Поэтому  важно с детства приучать ребят к занятиям спортом. Ну а результаты и эффективность внедрения третьего урока физкультуры можно будет оценить  только через несколько лет.

 

           

 

  Актуальность проблем при введении дополнительного часа физической культуры

 

  Неблагоприятная внешняя среда, нарушения пищевого режима, отсутствие должного уровня физической активности – вот лишь некоторые причины, негативно влияющие на уровень здоровья школьников. Чтобы наши дети стали хотя бы немного здоровее, с начала 2011 учебного года в учебные планы школ  включён третий урок физкультуры в неделю. Но поможет ли это? Поделюсь своими личными размышлениями.

С одной стороны, у этого нововведения цели весьма благородные, но с другой, приходится признать очевидное: вряд ли дополнительная сдача нормативов по прыжкам через скакалку или козла добавит  здоровья. По рассказам большинства родителей, с которыми мне довелось общаться, школьная программа по физической культуре в большинстве школ крайне неинтересная: игровых видов спорта, занимательных упражнений – минимум, а вот сдачи нормативов – хоть отбавляй. И что самое интересное, к последнему детей толком никто не готовит, поэтому те, кому природой не дано чувствовать себя королями на спортплощадке, вынуждены все школьные годы тихо ненавидеть уроки физкультуры. Хотя, конечно, всё зависит от учителей, среди которых редко, но всё-таки встречаются люди, понимающие, что далеко не все дети обладают физической одарённостью.

Зачем вообще такая физкультура?

                Хотя я всячески стараюсь развивать у собственного ребёнка потребность в физической активности и при любой возможности отвечаю на желание дочери поиграть в бадминтон, покататься на коньках или лыжах. Почему-то до сих пор никто не поставил вопрос так, как его надо поставить: а зачем вообще нужны уроки физкультуры в школе?

Если для сдачи «норм» и стремления к новым результатам, то для этого, по-моему, существуют спортивные секции. Если для общей физической подготовки и обеспечения здоровья, то зачем тогда «сантиметры и секунды»? Не у всех длинные ноги, чтобы высоко прыгать и быстро бегать, не у всех сильные руки, чтобы закидывать мяч на необходимое расстояние, не все готовы лазать по канату из-за боязни высоты. Уверен, что среди ваших знакомых найдутся люди, которые в школьном возрасте проявляли феноменальные успехи, например, в катании на лыжах, но не могли перепрыгнуть через козла и из-за этого порой просто ненавидели уроки физкультуры. Гибкость, координация, умение плавать (не на секунды, а для себя), спортивные игры (не для голов, а просто погонять мяч с друзьями) – вот что действительно необходимо детям.

А беготня по залу в течение 45 минут и бесконечное «улучшение результатов по…» отобьют желание у кого угодно. Не последнюю роль в привитии детям основ физической культуры в стенах учебного заведения играет и готовность самой школы отвечать этим целям: ну как, скажите, можно кататься на лыжах, если школа стоит в центре города, как можно проводить уроки по плаванию, если ближайший бассейн находится в нескольких километрах от школы, и чтобы до него добраться и провести хотя бы 30 минут на воде, потребуется не сдвоенный, а строенный урок. О какой физической культуре может идти речь, если школа, к примеру, не оборудована душевыми и дети после урока вынуждены отправляться на следующие занятия потными?

Но я  за модернизацию школ и развитие в них бесплатных спортивных кружков, куда берут всех детей. Принудиловкой здоровья не прибавишь.

Чего ещё боятся родители?

Как показал мой личный опыт общения с родителями других школьников, многих беспокоит не только бесполезность этого нововведения, но и увеличение в целом учебной нагрузки:  Если же этот час будет выкраиваться за счёт сокращения часов по другим предметам, значит, детям придётся уже самостоятельно добирать то, чего их лишили, а это опять же дополнительная нагрузка. Вряд ли нынешним перегруженным школьникам (я говорю о детях, которые по-настоящему учатся, а не просто проводят время в школе) необходима такая «забота» о здоровье.

Сюда же относится и проблема загруженности спортивных залов: хорошо, если в школе таких помещений несколько, а как быть школам старой постройки, в которых спортивный зал один? Не проводить же уроки с двумя классами одновременно – о каком здоровье может идти речь, когда в зале занимается полсотни детей?

Конечно, время покажет, насколько эффективным будет данное нововведение. Но, может быть, прежде чем принимать программы, имеет смысл сначала прислушиваться к мнению родителей и стимулировать последних к занятиям физкультурой и спортом, потому что именно в семье формируется культура отношения к чему-либо, в том числе и к физической активности.

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»