Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие скоростных качеств у подростков

 Ничипорович Людмила Павловна,
учитель физической культуры ГБОУ Лицей 554
Приморского района Санкт-Петербурга
 
Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития скоростных способностей в школьном возрасте
Развитие скоростных способностей за время пребывания ребенка в школе выражено не так ярко, как развитие силы, и заканчивается раньше. За 10-11 лет обучения, с 7 до 17 лет, показатели, характеризующие скоростные проявления человека, улучшаются на 20-60% и более. Данные о темпах прироста различных скоростных способностей у школьников приведены в таблице 1.
Прирост быстроты у школьников разных возрастных групп (в %)
Таблица 1                 
Возрастная группа
 

 
Общий прирост
(быстрота простой реакции, частота движений, быстрота спринтерского бега)
Среднегодовой прирост
(показатели те же)
мальчики девочки мальчики девочки
Младшая
(1 – 4 классы)
 
17,2
 
18,0
 
5,7
 
6,0
Средняя
(5 – 9 классы)
 
15,4
 
11,5
 
3,9
 
2,9
Старшая
(10 – 11 классы)
 
3,1
 
0,5
 
1,5
 
0,2
 
 
В таблице представлены обобщенные результаты отечественных и зарубежных авторов. Основанием для вычисления процентных отношений явились результаты начального класса в каждой возрастной группе: в младшей – результаты первоклассников (7 лет), в средней – результаты пятиклассников (11 лет), в старшей – десятиклассников (16 лет). Наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и у девочек улучшаются результаты в возрасте от 7 до 10 лет.
На фоне повышения производительных механизмов энергообразования наблюдается улучшение сократительных свойств скелетной мощности выполненной работы. Эти возрастные изменения позволяют подросткам успешно справляться с упражнениями скоростно-силового характера. Однако время их выполнения должно быть непродолжительным и строго ограниченным. Эти упражнения выполняются небольшими сериями в течение урока.
Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется рядом особенностей. Многочисленные исследования показали, что разные двигательные качества достигают своего максимума развития в различном возрасте. Существует гетерохронность созревания функциональных систем, обеспечивающих максимальное проявление различных двигательных качеств. Установлено, что быстрота движений достигает максимального развития в 12-15 лет. [1]
Другой особенностью возрастного развития двигательных качеств является разнонаправленность их изменений в период полового созревания. Скоростно-силовые качества в этот период растут интенсивно, а, например, координационные качества могут снизиться. Т.е. сдвиг нейродинамики (увеличение подвижности нервных процессов) способствуют проявлению скоростных качеств и затрудняют управление соразмерностью движений (в сторону увеличения их размеров). [2]
Детям 7-11 лет легче повысить скорость своих движений, чем 12-15-летним. Особенно эффективными для них являются упражнения, выполняемые в максимальном темпе, не требующие проявления больших мышечных усилий, при сохранении оптимальной амплитуды движения. В комплексе ОрУ можно выполнять в около предельном и предельном темпах во время «пиковых» нагрузок. С 12-15 лет добиваться увеличения быстроты движений следует с помощью увеличения количества скоростно-силовых упражнений (прыжки на носках, выпрыгивание вверх из полуприседа и приседа).
Благоприятный возраст для развития скоростно-силовых показателей – 9-12 лет. Большинство скоростно-силовых упражнений связаны с проявлением и других качеств: координации движений, гибкости и др. для создания широкого диапазона двигательной подготовленности и предотвращения создания двигательных стереотипов необходимо менять исходные положения, длину разбега в прыжках, массу метательного снаряда и т.п.
Как правило, скоростно-силовые упражнения выполняются однократно с таким усилием, чтобы не замедлить скорость выполняемого движения. Это условие особенно важно соблюдать при выполнении финального усилия в метаниях, прыжках и т.п.
Для развития скоростно-силовых качеств используют прыжки на одной и двух ногах прыжки со скакалкой, в длину и высоту с разбега, прыжки с поворотами на 90о, бег с высокого старта, упражнения с набивными мячами, многократные прыжки с максимальной высотой подскока, приседание на одной и двух ногах с акцентом на быстроту, бег на короткие дистанции, метание мячей и гранаты, беговые и прыжковые упражнения, игровые задания по сигналу, эстафеты, подвижные игры типа «Перестрелка», «Мяч ловцу», «Нападают пятерки», «Челночный бег» и др.
Методика применения средств легкой атлетики для развития скоростных качеств у подростков
Средство – это конкретное действия учащихся, а метод – это способ действий. Средствами тренировки легкоатлетов являются физические упражнения, гигиенические факторы: режим, личная гигиена, массаж и прочее, а также естественные силы природы.
Физические упражнения, применяемые для воспитания быстроты, должны быть близкими по структуре специфическим двигательным навыкам. Так, для юного спринтера наиболее рациональным средством развития быстроты является бег с предельной скоростью. При этом техническая основа бега должна быть безупречной. Иначе говоря, в рамках спортивной специализации эффективными для развития быстроты средствами являются технически совершенные формы движений, которые могут быть выполнены с максимальной скоростью.
Основными методами развития быстроты являются: повторный, гандикап, соревновательный, игровой.
Повторный метод, предопределяющий стандартное (стереотипное) повторение упражнения без определенных интервалов отдыха. Без повторения нет упражнения. Только систематическое и многократное повторение движения и действия приводит к определенным изменениям в форме, строении и функциональных возможностях, как отдельных органов, так и всего организма человека в целом. Этот метод применяется в том случае, когда для решения поставленной задачи нужно закрепить определенные движения, например, при совершенствовании техники легкоатлетических упражнений, при развитии двигательных качеств, при закреплении чувства скорости бега и т.д.
Игровой метод основан на развитии двигательных качеств в процессе игры. Широко применяется для восстановления и повышения эмоционального фона тренировочных занятий.
Соревновательный метод характерен выполнением физических упражнений с максимальной интенсивностью и стремлением достигнуть наилучших результатов.
Включая в игры тот или иной элемент легкоатлетических видов, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре заключать движения с максимальными усилиями, если это не проделывалось на уроках при формировании навыка.
У известного советского тренера В.И. Алексеева и юные, и маститые спортсмены тренировались, играя, и играя, тренировались. Свое тренерское кредо он как-то выразил так: «Радость порождает настроение, а настроение в легкой атлетике – немаловажный фактор…» [3]
В книге В. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» читаем: «Детский ум пробуждает эмоции. Обращайтесь не к уму, а к чувству – и лишь через чувство к уму». Вот почему в уроках по физической культуре нужна игра.
Игровой и соревновательный методы применяются в основном для совершенствования легкоатлетических упражнений и ценны тем, что они дают возможность моделировать условия выполнения двигательных действий.
Чтобы достичь лучших результатов в развитии у школьников быстроты, надо включать в уроки упражнения, связанные с необходимостью быстро реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимальное время, а также все виды действий, в которых можно регулировать скорость движения.
К таким упражнениям относятся старты из различных положений, бег на короткие дистанции, прыжки через скакалку, подвижные и спортивные игры и т.п. Все упражнения (исключая игры) лучше применять в начале основной части урока, когда организм еще не утомлен. Разумеется, предварительно упражнения должны быть разучены и в достаточной степени освоены.
Можно создавать и облегченные условия выполнения двигательных действий, например, бег под уклон, метание легких по весу снарядов и др. Проявлению максимума скоростных возможностей содействует положительный эмоциональный фон, поэтому с большим эффектом можно прибегать к игровым и соревновательным приемам. Этому же способствуют поощрительные и одобрительные оценки.
При воспитании быстроты простой реакции используют несколько методов. Наиболее распространенный – повторный.
1. По сигналу преподавателя (свисток, хлопок, короткое слово) изменение направления движения.
2. По сигналу выполнить другое движение (остановка, остановка с приседанием, остановка с выпрыгиванием вверх) и продолжить первое (ходьбу, бег, подскоки, прыжки, бег спиной).
Все выше перечисленные упражнения можно выполнять с 5-9 классами, не забывая о более простом варианте в 5-х классах и более сложном в других классах.
Этот метод на занятиях с начинающими довольно быстро дает положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем при его использовании быстрота реакции стабилизируется, и последующее ее улучшение проходит с большим трудом.
Далее, совершенствование быстроты реакции возможно при «расчлененном» и «сенсорном» методах.
Расчлененный метод сводится к быстрой реакции в облегченных условиях:
1. Бег на разные дистанции с высокого старта.
2. Бег на разные дистанции с высокого старта с опорой.
3. Бег без стартового сигнала - развить скорость первых движений в старте.
Сенсорный метод основан на тесной связи между быстрой реакцией и способностью различать небольшие интервалы времени - порядка десятых и даже сотых долей секунд. Люди, хорошо воспринимающие микро интервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Сенсорный метод и направлен на то, чтобы развивать способность ощущать мельчайшие отрезки времени и благодаря этому повышать быстроту реагирования. При использовании этого метода работа (тренировка) проходит в три этапа.
На первом этапе занимающиеся выполняют движения (например, 5-ти метровый стартовый рывок), стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает ему показанное время.
На втором этапе (основном) задание выполняется с максимальной скоростью. Но на этот раз преподаватель спрашивает у ученика за какое время он, по его мнению (ощущению), выполнил движение. После этого учащемуся сообщают действительное время. Постоянное сопоставление своих ощущений с тем, что говорит преподаватель, совершенствует точность восприятия времени.
На третьем этапе предлагается выполнение упражнений с различной, заранее обусловленной, скоростью. Это помогает обучать свободному управлению быстротой реакции.
Латентное время реакции может быть улучшено за счет рационального поведения в период, предшествующий реагированию. В частности, имеет значение направленность внимания: при внимании, направленном на предстоящее движение (моторный тип реакции), время реагирования меньше, чем при направленности внимания на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). Быстрота реакции зависит от времени ожидания сигнала; оптимальное время между предварительными и исполнительными командами около 1,5 сек.
Реакции на движущийся объект
 Основное значение в реакции на движущийся объект имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большей скоростью. Эта способность тренируема, ее развитию тоже необходимо уделять внимание на уроках легкой атлетики. Для этого используются упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышаются за счет увеличения скорости, большей внезапности появления объекта, сокращение дистанции. Очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом. В тех случаях, когда объект уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Точность реакции на движущийся объект совершают параллельно с развитием ее быстроты.
Лишь вначале следует отвести несколько занятий, специально направленных на развитие точности реакции. При этом необходимо ученикам объяснить, что действия следует выполнять, как бы несколько опережая движущийся объект.
Сложность реакции выбора зависит от разнообразно возможного изменения обстановки. При воспитании скорости сложной реакции, следуя правилу «от простого к сложному», идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки.
Например:
1. Сначала обучают реагировать на заранее обусловленный сигнал (где и когда сигнал прозвучит заранее не известно).
2. На свисток (хлопок, слово) выполнить бег в один угол зала, на взмах руки – в другой угол.
3. Ходьба обычная, спортивная, в полном приседе, выпадами; бег с изменениями направлений (вправо, влево, зигзагами), с остановками, поворотами на 90о, 180о, 360о в различном темпе с изменением темпа; с изменением скорости движения по внезапно поданному сигналу.
4. Изменение способа передвижения (бег, ходьба, прыжки) на внезапно поданный сигнал; быстрое выполнение несложных движений и действий из различных исходных положений по заранее обусловленному сигналу (из положения, лежа на спине быстро сесть или перейти в упор лежа).
5. Бег: с высоким подниманием бедра в среднем и быстром темпе различных отрезков и в переменном темпе с переходом на обычный бег; на месте; на месте с высоким поднимание бедра (туловище на угол 45о-50о) в среднем и быстром темпе сериями по 10-20 сек.; на скорости с низкого и высокого старта; из исходного положения лежа, сидя, спиной к линии старта; с ускорением, со сменой направления движения; прыжками (выполняются толчками вперед-вверх) с различной скоростью передвижения; скачки; бег на одной ноге с наклоном туловища; быстрая смена ног прыжками из положения выпада вперед правой (левой) ногой (выполняется сериями по 10-15 раз); беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках.
6. Прыжки с места и с разбега в длину и высоту с различными движениями руками и ногами в фазе полета; серии прыжков.
7. Максимально быстрое выполнение заданного упражнения на время; совершить небольшое количество ударов мячом в круг за 30 сек.; элементарных движений (поднимание рук вверх, вперед и назад) за 10 сек. и т.д.
8. Метание малого мяча, гранаты с места и с разбега на дальность и точность; на дальность с постепенным увеличением расстояния и уменьшением размеров мишени; точные передачи мяча (ударом о землю, по воздуху) с места, в движении, с прыжком и поворотом в воздухе, при встречном движении игроку, двигающемуся впереди, с низкой и высокой траекторией.
9. Жонглирование малыми (теннисными) мячами; подбрасывание вверх и ловля после дополнительных движений (присесть, подпрыгнуть, повернуться и т.п.), броски и ловля за спиной, под руку, перекидывая из руки в руку, ловля после хлопков руками.
10. Ловля волейбольного, баскетбольного мячей двумя одной рукой на разной высоте (выше головы, на уровне груди, пояса, ниже пояса), в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке).
11. Рывки за мячом, переданным партнеру после отскока, брошенным в стену из исходного положения, стоя на расстоянии 5-10 м от стены, спиной к направлению движения.
Подвижные игры на скорость двигательной реакции
«Поймай палку». Игроки стоят по кругу в 3-4 шагах от водящего, который придерживает рукой поставленную вертикально на пол гимнастическую палку (накрыв ее сверху ладонью). Все игроки имеют порядковые номера, в том числе и водящий, который выкрикивает какой-либо номер и отбегает в сторону. Вызванный игрок должен успеть схватить палку, не дав ей упасть. Если он не сумел этого сделать то идет на место водящего, а тот занимает его место в кругу. А если успел, то водящий остается прежний. Игроки могут располагаться лицом, спиной или боком к центру круга.  Побеждает после 2-3 мин. Игры тот, кто ни разу не был в роли водящего.
«Кто быстрее возьмет теннисный мяч» (или другой какой-то предмет). Игроки двух команд сидят на полу лицом (или спиной) к теннисным мячам (поролоновым полоскам и т.п.) друг против друга. Расстояние между игроками 1-1,5 м. Под команду учителя начинают выполнять различные упражнения для рук (например: руки за голову  - руки вверх – руки в стороны), по команде «хоп» (которая звучит неожиданно для школьников), игроки противоположных команд пытаются первыми взять мяч.
«Поймай мяч». Все играющие становятся по кругу, каждый запоминает свой номер, который получил после расчета. Водящий находится с мячом в центре круга. Подбросив мяч вверх над головой или, ударив о землю, называет любой
номер (цифру).
Названный игрок устремляется к мячу с задачей поймать его до касания пола. Если он успевает, то продолжает игру как водящий. Варианты – участники передвигаются по кругу ходьбой, легким бегом, прыжками на двух, одной ноге в приседании и т.п.
Подвижные игры для развития скорости бега
 «День и ночь» Двое команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 1-2 м. Одна команда – «День», другая – «Ночь». У каждой команды на своей стороне площадки «дом» в 10-20 м от середины площадки. Учитель, стоя сбоку, называет одну из команд – ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию дома, игроки другой команды их догоняют. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько и получают очков. Затем все становятся на прежние места, игра повторяется.
Рекомендуется изменять исходные положения в игре (например, сидя, лежа).
«Вызов номеров». Игроки строятся колоннами перед стойками, расположенными в 15-20 м, и рассчитываются по порядку. Учитель громко называет какой-либо номер, и эти номера команд бегут к стойке, оберегают ее и возвращаются на свои места. Команда, чей игрок первым пересечет финишную ленту (она проводится в четырех шагах перед колоннами), получает очко.
Для хорошей техники бега лучше, если игроки бегут только вперед (без поворота); но для этого линия финиша перед командами должна быть в 10-20 м и за ней еще необходимо место для свободного окончания бега.
«Бегуны и пятнашки». На расстоянии 1,5-2,5 м проводят две параллельные линии. Играющие делятся на команды – «бегунов» и «пятнашек». «Бегуны» становятся у первой линии, «пятнашки» – у второй, в затылок «бегуна».
По команде «На старт!» все занимают положение низкого старта (или высокого). Затем подаются команды «Внимание!» и «Марш!» – игроки бегут к линии финиша, намеченной в 20-30 м. «Пятнашки» стараются осалить любое количество «бегунов». Игрок, настигнутый «пятнашкой» за линией финиша, осаленным не считается.
Соревнование на прямолинейность бега. Дорожку длиной 20-30 м размечают двумя боковыми линиями (резиновыми лентами, шнуром, шпагатом и т.п.), отстоящими друг от друга на 25-35 см, и поперечными линиями на расстоянии 5 м одна от другой. Задача каждого участника пробежать с максимальной скоростью по узкому коридору, не сходя в сторону (за ограничительные линии). Участник, нарушивший это условие после первой (от начала старта) поперечной линии, получает 1 очко, после второй – 2 очка и т.д. Побеждают участники, набравшие наименьшее число очков.
Некоторые упражнения оказывают комплексное воздействие на организм. Они развивают и силу, и быстроту, так называемые скоростно-силовые качества.
Скорость движений хорошо развивается под влиянием упражнений, выполняемых в максимальном темпе. Наиболее распространенные упражнения для этой цели: бег на простых коньках на 300 м. Для развития скоростно-силовых качеств применяются прыжки на одной и двух ногах в длину и высоту, через скакалку с большой частотой, метание мячей.
Первое упражнение не стоит делать сразу же в максимальном темпе. Вначале следует проделать каждое упражнение с большой амплитудой, но с несколько меньшей (по сравнению с максимальной) скоростью.
Рекомендуются некоторые упражнения для развития быстроты и скоростно-силовых возможностей.
1. Бег из различных положений (стоя, лежа, стоя на коленях, сидя), на 60 м с максимальной скоростью.
2. «Челночный бег» 2х10, 3х10, 4х10 м. От линии старта тренирующийся бежит 10 м и должен заступить за линию, ограничивающую отрезок, повернуться кругом и бежать обратно (2х10, 3х10 и т.д. означает пробегание дистанции два-три раза без остановки).
3. Прыжки с места в длину (следить за мягким приземлением). Выполнить 5-8 прыжков.
4. Прыжки со скакалкой в максимальном темпе (2-3 раза по 10-15 с).
5. Метание теннисных мячей в цель на расстоянии 6-8 м. Целью может быть круг, нарисованный на стене (диаметром 20-50 см).
6. Броски и ловля набивного мяча одной и двумя руками 6-8 раз (выполняется с партнером).
7. Прыжки на двух и одной ноге с продвижением вперед, выполнить 6-8 прыжков подряд (отдых 1-2 мин и снова серия из 6-8 прыжков).
8. Выпрыгивание вверх из низкого приседа. Повторить 6-8 раз. Отдохнуть 1-2 минуты и снова повторить.
Для развития так называемой скоростной силы можно проделать следующую серию упражнений.
1. Бег на 15 м 2 раза.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 5-6 раз.
3. Выпрыгивание вверх из полуприседа 5-6 раз.
4. Броски набивного мяча (2-3 кг) 3 раза.
5. Прыжки на двух ногах через мячи. Такую серию по мере увеличения тренированности можно будет повторять 2-3 раза с интервалом отдыха в 4-5 мин.
6. Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком.
7. Бег на одной ноге на отрезках 10-15 м: а) с фиксацией времен; б) на выигрыш.
8. Прыжки в приседе на двух ногах «лягушкой» (5-8 прыжков) с последующим переходом на быстрый бег 10-15 м.
9. Прыжки с ноги на ногу. Толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех суставах, а маховая, согнутая в коленном суставе, энергично посылается коленом вперед немного вверх, туловище наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, энергично движутся назад-вперед.
10. Многоскоки на одной ноге с подтягиванием толчковой ноги вперед-вверх и приземлением на нее.
11. Прыжки на двух или одной ноге с преодолением различных препятствий: мячи, гимнастические скамейки и проч.
12. Прыжки на двух ногах, спрыгивая и напрыгивая на различные возвышения. То же, на одной ноге.
13. Присед на одной ноге («пистолетик»). Быстро подняться или выпрыгнут вверх.
14. Выпрыгивания вверх из глубокого приседа.
15. Стоя спиной к опоре (гимнастическая стенка, плинт, тумба, конь и проч.). Одна нога согнута в коленном суставе, носком касается опоры, другая стоит на полу: а) приседания на одной ноге в быстром темпе; б) приседания с последующим выпрыгиванием вверх.
16. Стоя лицом к опоре (гимнастический конь, гимнастическая стенка, плинт, тумба и проч.) одна нога (выпрямленная в коленном суставе) пяткой касается опоры, другая стоит на полу: а) полуприседания и приседания на одной ноге; б) полуприседания или приседания на одной ноге с последующим выпрыгиванием вверх.
17. Стоя лицом к гимнастической стенке, руками опереться о рейку на уровне плеч. Отталкивания вверх двумя ногами. Акцентировать внимание на разгибании голеностопного сустава. Выполнять в быстром темпе.
18. Стоя лицом к опоре (гимнастический конь, гимнастическая стенка, плинт, тумба и проч.) высотой 60-80 см. одна нога пяткой касается опоры, другая стоит на полу. Подскоки на месте. Акцентировать внимание на разгибании голеностопного сустава.
19. Стать на одну ногу, другую поставить на возвышение 15-30 см. Смена положения ног в быстром темпе.
20. Стоять на месте на одной ноге. Прыжки: а) через быстро вращающуюся по кругу веревку; б) то же, но в беге навстречу движущейся веревке. Следить за своевременным отталкиванием. Выполнять в быстром темпе.
21. Выпрыгивать вверх из приседа на двух параллельных скамейках с набивным мячом 2-3 кг в руках.
22. Стоя на пальцах ног на краю небольшого возвышения (или на рейке гимнастической стенки), поднимание и опускание пяток (покачивание): а) на двух ногах; б) на одной ноге. Следить, чтобы ноги в коленном суставе были прямыми. Упражнение выполнять с максимальной амплитудой.
23. Прыжки на двух или одной ноге из круга в круг. Круги делаются из гимнастических обручей, скакалок или рисуются мелом на полу (всего 10-15 кругов).
24. Спрыгивание с возвышения (20-30 см)  с последующим мгновенным подскоком вверх.
25. Спрыгивание с возвышения (20-30 см) на одну или две ноги с последующим прыжком в длину и приземлением на две ноги.
26. Прыжки (толчком обеих ног) вправо и влево (боком) вдоль резинового шнура на высоте 15-30 см: а) на месте; б) с продвижением вперед; в) с продвижением назад.
Для развития скоростно-силовых качеств для старшеклассников (9 класс) и повышения мощности отталкивания используются следующие упражнения.
1. Прыжки с помощью партнера и упругие покачивания с отягощением на спине и на плечах (штанга или партнер).
2. Впрыгивание на предметы на одну и на две ноги с места и с разбега, прыжки с доставанием предметов коленом, стопой, плечом, рукой и головой и с преодолением предметов, через барьеры с разной высотой и расстоянием между ними.
3. Спрыгивание с предметов разной высоты с места и с разбега (по скамейке, коробу) на одну ногу с последующим прыжком в длину или вверх-вперед.
Вспомогательные средства развития скоростных качеств
на уроке легкоатлетической направленности
 
Основное достоинство тренажеров в том, что в большинстве случаев они позволяют не только развивать необходимое физическое качество, но и имитировать какой-то определенный вид активных действий, сходных с основным двигательным навыком или состоящих из ряда подготовительных и подводящих упражнений. При этом разные тренажеры помогают эффективно воздействовать на функциональное развитие той или иной системы человеческого организма. Так, беговые и шаговые тренажеры оказывают влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Тренажеры могут иметь направление на преимущественное развитие того или иного двигательного качества или одновременно нескольких, то есть, комплексными. Практика применения тренажеров показала, что наилучшие результаты достигаются в случае групповых выполнений упражнений – как правило, 2 занимающихся.
Важнейшие требования к тренажерам, применяемым для физического воспитания школьников таковы: небольшие габариты и масса, простота в обращении, эстетичность, возможность дозировать нагрузки, соответствие антропометрических и функциональных особенностей занимающихся, наличие эффективных программ занятий.
Как правило, упражнения на тренажерных устройствах лучше выполнять в основной части урока. Иногда целесообразно включать их в комплекс ОрУ в подготовительной части урока. В этом случае рационально использовать принцип круговой тренировки. Преимущество такого способа выражается в более быстром врабатывании организма занимающихся в выполнении интенсивности разминки.
Уроки физкультуры, в решении задач которых используют тренажеры, могут быть направлены либо только на развитие определенных двигательных способностей учащихся, либо на обучение двигательным действиям. В последнем случае тренажеры выполняют функцию, аналогичную ОрУ, которые заполняют паузу между подходами к снаряду, одновременно решая задачу повышения физической подготовленности занимающихся.
Методические рекомендации по использованию тренажеров: соотношение времени, отводимого на тренажерную подготовку, в структуре урока не должно оставаться неизмененным. Рационально в начале 35% времени занятий отводить для упражнений на тренажерах, 45% для специальных упражнений, 20% - ОрУ. Через месяц подготовки это соотношение меняется и составляет соответственно 45, 35 и 20%. В дальнейшем доли упражнений на тренажерах можно увеличить, достигая в отдельных уроках 60-70% от общего времени занятий.
Физическую подготовку можно проводить весь учебный год. По результатам исследований регулярное выполнение упражнений на тренажерах не только повысило показатели тестирования основных физических качеств (на 15-35%), но и положительно повлияло на состояние организма учащихся 9-х классов после 4-х месячных занятий. У школьников на треть повысилась  max потребление кислорода (МПК) в минуту, на 3 удара снизилась частота сердечных сокращений в покое. В занятиях с индивидуальными тренажерами следует в основном использовать повторный метод, реже повторно-интервальный и интервальный.
Большое распространение получила круговая тренировка на основе тренажеров.
Преимущество тренажеров, направленное на развитие быстроты движений, заключено в том, что они позволяют совершить как качество в целом, так и отдельные его компоненты.
Способность к реагированию совершаться упражнениям в самых разнообразных движениях, т.к. если человек быстро реагирует в одних условиях, то столь же успешно осуществить это и в других. Но все же наиболее эффективно быстрота двигательной реакции развивается с помощью специальных тренажеров, конструктивная особенность заключается в том, что во внезапном появлении различного сигнала и необходимости занимающихся по-разному реагировать на него.
Использование таких тренажеров на уроке дает положительный результат, уже через 4-6 недель. Работа на тренажере ведется 3-4 мин. в начале основной части урока. Самая большая группа тренажеров относится к тренажерам скоростно-силовой направленности. Наибольшей эффект наблюдается при комплексном использовании тренажеров различной степени локального воздействия. С целью развития и совершенствования скоростно-силовых качеств с помощью тренажеров целесообразно использовать отягощения в 20-30% от max. При этом длительность упражнения 16-20 сек., количество подходов – 4, интервалы отдых между подходами – 3 мин.
При работе на тренажерах регионального воздействия величина отягощения должна составлять не менее 30% от max, длительность работы – 6-8 сек. Количество подходов не менее 3-х с паузами между ними 3 сек. При R в 20% от max длительность упражнений возрастает до 10-12, 4 подхода, интервал отдыха 3-4 сек.
Методика выполнения упражнений на тренажере общего воздействия характеризуется следующими показателями: - величина отягощения – 30%; - длительность упражнения – 5 сек.; - 3 повтора; - 3,5 сек. интервалы отдыха. При 20% внешнего R – длительность выполнения упражнений – 8 сек., 3 повторения с интервалом в 3-5 сек.
 
Функциональная музыка на уроках
легкоатлетической направленности
Психологам хорошо известно, что педагогическая результативность урока во многом зависит от отношения учащегося к заданиям учителя: чем больше «+» эмоций получает учащийся в процессе учебной работы, тем лучше выполняют они задания, тем выше результативность и привлекательность проводимого урока.
Не секрет, что на уроке легкой атлетики ученики не всегда с удовольствием выполняют задания учителя, особенно если это продолжительная однообразная работа циклического характера. Однако монотонность, которая делает такую работу неинтересной и утомительной можно избежать, если предложить учащимся выполнять задания под музыку.
Например, под музыку учащиеся будут бегать более продолжительное t’ и быстрее обычного, не замечая усталости. Включая музыкальное сопровождение, следует помнить, что музыка оказывает сильное воздействие на физиологические и психологические процессы человека.
На уроках легкой атлетики под музыку рекомендуется выполнять лишь те задания, которые более всего требуют стимуляции, и работе над которыми музыка помешать не может; это, прежде всего, многократное повторение простых или твердо усвоенных общеобразовательных и подводящих упражнений вводной части урока (6-8 мин.); совершенствование ранее изученных специальных двигательных навыков, преимущественно циклического характера, в основной части урока (5-10 мин.); выполнение упражнений на отдых и на расслабление, в заключительной части урока (3-5 мин).
Суммарное t’ звучания музыки на уроке легкоатлетической направленности не должно превышать 50% его общей продолжительности, в противном случае эффект ее использованного воздействия на занимающихся сужается.
Поскольку музыкальная стимуляция упражнений направлена на повышение работоспособности, облегчение выполнений упражнений, а не на зрелищность, необходимо предостеречься от механического заимствования некоторых стереотипов, используемых в видах спорта, где музыка применяется с иными целями и довольно часто без учета психологических закономерностей музыкального восприятия. Это, прежде всего, выражается в многократном использовании одной и той же мелодии или музыкальной программы в течение многих дней, а иногда и месяцев, что существенно снижает полезный эффект воздействия музыки на занимающихся.
Методически неправильным является и то, что учитель дает объяснение и делает замечания во время выполнения физических упражнений под музыку. Происходит раздваивание внимания учащегося. В результате работа из автоматического режима переводится в режим сознательно-волевой регуляции, физиологически менее экономичной, требующей больших энергозатрат. Необходимые объяснения и инструкции следует давать до включения музыки, а замечания делать в паузах между музыкальными фрагментами или по окончании их.
Вследствие этого, вспомогательные средства повышают эффективность урока, а, следовательно, и эффективность развития скоростных качеств, при правильном соблюдении методических рекомендаций.
С целью повышения максимальной скорости передвижения и частоты движения можно использовать звуковой ускоряющий ритм. Известно, что нарастающая по ритму музыка (например, в русских, грузинских народных танцах) помогает танцорам выполнять движения в очень быстром темпе. Объясняется это не только эмоциональным подъемом, но и тем, что танцор не сам создает ускоряющийся ритм, а подчиняется тому, что он слышит.
Под музыку с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанную на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее. Наилучшего эффекта можно достигнуть при продвижении в облегченных условиях при музыкальном сопровождении с ускоряющимся ритмом.
Способность к высокому темпу движений может развиваться. Для этого рекомендуется выполнять кратковременные (10-20 сек.) серии упражнений в максимальном темпе. Они особенно эффективны при использовании метронома, ритмичной музыки и различных приемов, позволяющих контролировать и постепенно увеличивать темп движений.
Подбирая упражнения для скоростной тренировки, следует останавливаться преимущественно на тех из них, в которых высокий темп движений и увеличение его до максимального, не может сопровождаться непроизвольным изменением формы движений.
Известно, что эффект скоростной работы ограничивается по времени моментом наступления

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»