Развитие двигательных качеств на уроках
физической культуры.
Алексеев Александр Георгиевич
ГБОУ СОШ № 172 г. Санкт-Пеербурга.
Преподаватель физической культуры.
Актуальность выбранной темы. Цель и задачи.
В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и др.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.
Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? На сколько они зависят от наследственных и средовых факторов, как поддаются тренировке? С помощью каких критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить, измерить? Каковы основные положения, средства и методы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают при изучении данной проблемы.
Цель данной работы: Поиск, применение и диагностика для обеспечения успешного усвоения учащимися нашей школы двигательных навыков.
Обучение детей навыкам самоконтроля и самосовершенствования.
-
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
-
Определение особенностей двигательного развития учеников нашей школы.
-
Определение факторов и мотивов, влияющих на успешное развитие двигательных качеств.
-
Подбор, изучение и корректировке тестов для определения степени развития двигательных качеств у школьников. Создание системы оценки качества используемых технологий в образовательном процессе.
-
Разработка методики диагностики исследовательской работы по данной теме с целью анализа исследовательской работы.
-
Достижение учащимися методологической компетентности в данной области знаний как основа самореализации личности и развития её творчества.
-
Для достижения поставленной цели и задач были выбраны следующие пути:
-
Подбор комплекса упражнений, который учащиеся могут выполнить на каждом уроке: на силу рук – подтягивание, отжимание; на быстроту и силу ног – прыжки на скакалке; на гибкость - глубокие приседания на всей ступне; на гибкость, выносливость и силу мышц спины – поднимание туловища. При этом, следует отметить, что в зависимости от темы урока, его плотности, от пола и возраста, от индивидуальных особенностей каждого ребёнка могу варьироваться заданные упражнения и их дозировка.
-
В 3-ей четверти учебного года вместо лыжной подготовки в нашей школе проходят уроки общефизической подготовки. На этих уроках мы решаем следующие задачи:
-
А) Дать учащимся понятие о двигательных качествах и средствах развития двигательных способностей.
-
Б) Определение степени развития двигательных качеств каждого ребёнка с помощью тестов. Но в данном вопросе не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. При оценке каждого теста в первую очередь рассматривается динамика роста ребёнка.
-
В) Обучение ребёнка самому оценивать свои способности и умению контролировать себя, умению пользоваться приёмами саморазвития.
-
3.Подготовить ребят выпускных классов к сдаче итогового зачёта по программе «Испытай себя», а так же к итоговой аттестации по выбору предмета «Физическая культура».
-
Проведение праздника «День рекордов», посвященный Дню защитника Отечества, как итог обученности и тренированности.
Проведение тестирования и корректировка результатов
в соответствии с условиями данной школы.
Проводя уроки по общефизической подготовке: обучение, закрепление, тренировка и совершенствование двигательных навыков, мы столкнулись со следующей проблемой: учителям и ученикам желательно знать уровень своей тренированности и физического развития двигательного качества. В соответствии с комплексной программой Российской Федерации и планировании уроков общефизической подготовки, мы занимаемся с детьми следующими упражнениями:
-
Челночный бег.
-
Прыжки в длину с места.
-
Прыжки на скакалке за минуту на максимальное количество раз.
-
Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» - отжимание на максимальное кол-во раз.
-
Приседание на полную стопу за минуту на максимальное количество раз.
-
Выпрыгивание из положения «присед» с мячом за минуту на макс-ое кол-во раз.
-
Поднимание туловища из положения «лёжа» за минуту на максимальное кол-во раз.
-
Метание малого мяча в цель.
-
Метание малого мяча с отскоком на дальность.
-
Подтягивание из положения «виса» на высокой перекладине (для юношей) и низкой перекладине (для девушек) на максимальное количество раз.
-
Метание набивного мяча из положения «седа» на дальность (для старших классов).
Особый акцент при выполнении того или иного тестового упражнения делается для учеников 9-х и 11-х классов, которые готовятся к зачёту по программе «Испытай себя» и итоговой аттестации по выбору. Следует отметить, что при сдаче экзамена по выбору оценка контрольных тестов немного выше, чем для учеников в процессе обучения. Это объясняется тем, что контрольные упражнения для экзамена взяты в Научно-методическом центре и утверждены методистом района в АППО, менять которые, в зависимости от условий школы, мы не можем. Учеников, которые готовятся сдавать физкультуру, мы заранее предупреждаем и информируем их о том, что их физическое развитие должно быть на том уровне, при котором возможно успешно сдать итоговую аттестацию по предмету.
Примеры различия контрольных нормативов.
1.Прыжки в длину с места.
Контрольный норматив для юношей 9-х классов: 180 см; 200 см; 220 см.
Аттестационный норматив: 190 см; 210 см; 225 см.
Контрольный норматив для девушек 9-х классов: 150 см; 165 см; 180 см.
Аттестационный норматив: 175 см; 190 см; 205 см.
Контрольный норматив для юношей 11-х классов: 220 см; 235 см; 245 см.
Аттестационный норматив: 225 см; 240 см; 250 см
Контрольный норматив для девушек 11-х классов: 175 см; 185 см; 200 см.
Аттестационный норматив: 180 см; 195 см; 210 см.
2.Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» - отжимание на максимальное количество раз.
Контрольный норматив для юношей 9-х классов: 28 раз; 34 раза; 39 раз.
Аттестационный норматив: 30 раз; 35 раз; 40 раз.
Контрольный норматив для девушек 9-х классов: 19раз; 24раз; 28 раз.
Аттестационный норматив: 20раз; 25раз; 30 раз.
Контрольный норматив для юношей 11-х классов: 29 раз; 39 раз; 49 раз.
Аттестационный норматив: 30 раз; 40 раз; 50 раз.
Контрольный норматив для девушек 11-х классов: 20раза; 26раз; 31раза.
Аттестационный норматив: 22раза; 27раз; 32раза
Отсюда следует, что пройти успешно итоговую аттестацию могут ученики, регулярно посещающие уроки физкультуры, работающие в полную силу и осознанно выполняющие задания учителя, а так же, желательно, занимающиеся или тренирующиеся дополнительно.
Исходя из менталитета нашей школы, мы учитывали следующие особенности:
-
У нас общеразвивающая школа, где, в основном, занимаются ученики нашего микрорайона.
-
Материальное положение семей нашего округа не превышает среднего, а в некоторых случаях минимального, прожиточного минимума.
-
В школе имеются дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях.
-
Следовательно, определённый процент контингента нашей школы имеет низкое физическое развитие вследствие:
-
Не рационального питания.
-
Не соблюдение режима дня школьника.
-
Нехватка активного двигательного недельного режима, который поддерживает здоровье человека на нормальном физическом уровне.
-
Не секрет, что сейчас идёт ослабление здоровья ребёнка. Очень много детей имеют заболевания зрения, опорно-двигательного аппарата, вегето-сосудистой системы. Увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Такие ученики требуют особого внимания и контроля со стороны учителей, родителей, врачей.
Учитывая все вышеперечисленные причины и следствия мя самостоятельно, руководствуясь программой, составили таблицы контрольных нормативов с 4-го по 11-ый классы для мальчиков и юношей, для девочек и девушек. Принцип составления был следующим: во всех классах параллели проводили тестирование какого-либо упражнения и из всех полученных результатов выводили: 20-25 % - «отлично»; 60 % - «хорошо»;
15-20 % - «удовлетворительно»; 5-0 % - «неудовлетворительно». Корректировку тестов мы осуществляем примерно 1раз в 2-3 года, в зависимости от возможностей школьников.
Таблицы нужны для самостоятельной оценки детей их уровня физического развития. Они выполнены в виде плакатов и выставляются на обозрение школьников в начале занятии по данной теме. Основным критерием оценки физического развития любого ученика является егодинамика роста. Для контроля динамики развития каждый учитель физического воспитания имеет индивидуальный журнал, где отражены все успехи и неудачи каждого обучаемого им школьника.
Приведём в пример самостоятельной оценки результатов, диалог:
- Маша, ты отжимание выполнила плохо – всего 9раз.
- Да, результат у меня плохой, но какая динамика роста! В прошлом году я отжималась всего 2раза.