Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Средства и методы развития координационных
способностей на уроках физической культуры

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным количеством средствами для воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров. А так же за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:
- подводящие - способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
- развивающие - направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одни и тех же постоянных условиях не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.
Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, по сколько они быстро ведут к утомлению .
Ловкость как комплексное проявление координационных способностей.
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связаны с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость - в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которая требует находчивости, быстроты, переключаемости движений.
Исходя из этого, ловкость следует рассматривать как способность человека искусно, успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации.
Ловкость - это сложное и комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложно координационных задач. Для решения этих задач человек должен быть и физически и психически. Хорошо развитое качество ловкости - одна из высших форм управления движениями .
В качестве главных критерии оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, то есть когда движение приводит к требуемой целее( делай то, что нужно); быстроту результата; рациональность движений и действий (выполняй так, как нужно); двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.
Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений. В практике, наряду с данными показателями, учитывают и другие .
Во многих случаях данные признаки координационных способностей проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при определении координационных способностей, кроме единичных, широко используются и комплексные критерии, с помощью которых о степени развития координационных способностей судят одновременно по двум или нескольким признакам.
В числе таких комплексных критериев выступает показатели эффективности (результативности) выполнения целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в которых имеются требования к координационным способностям человека. Например, координационные способности изменяются по результату челночного бега 4 по 9 или 3 по 15 метра; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям скорости перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки.
Однако следует иметь в виду, что многие из перечисленных критериев оценки координационных способностей, согласно современным научным данным, имеют сложное строение и специфические разновидности.
В частности, имея в виду точность движения, необходимо сразу оговориться о какой точности идет речь, поскольку точность может носить как процессуальный, так и финальный характер. В том случае, когда точность носит финальный характер, она тождественна меткости.
Координационные способности могут характеризоваться точностью оценки, отмеривания, дифференцирования и воспроизведения различных параметров движения (временных, пространственных, пространственно-временных, силовых), точностью реакции на движущийся объект, целевую точность (или меткость).
Установлено что между некоторыми показателями точности нет соответствия. Можно хорошо дифференцировать амплитуду движений, но относительно плохо воспроизводить, то есть повторять заданный параметр.
Это касается других признаков координационных способностей. Так быстрота выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном соотношении действий, быстроты перестройки этих действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях.
Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимум лишних, ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии. Она зависит не только от эффективности техники движений, но и от уровня физической подготовленности занимающихся. Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижение.
Совершенная координация обеспечивает высокий уровень достижений и их стабильность. Следует обратить внимание на то, что повышение стабильности результата не всегда может привести к повышению его уровня. Например, волейболист подает верхнюю прямую подачу исключительно в первую зону. Подает стабильно, но не результативно, а если бы спортсмен подавал направленную подачу в другие зоны, то его уровень повысился и приводил бы к повышению результата.
К числу основных координационных способностей относятся:
-способность к дифференцированию различных параметров движений (временных, пространственных, силовых и др.);
- способность к ориентированию в пространстве;
- способность к равновесию;
-способность к перестраиванию движений;
- способность к соединению (комбинированию) движений;
- способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и необычной постановке задач;
- способность к выполнению заданий в заданном ритме;
- способность к управлению времени двигательных реакций;
-способность предвосхищать( антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
-способность к рациональному расслаблению мышц.
В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Спецификой вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других- вспомогательную.
Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.
Следует иметь в виду, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:
  • Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов)
  • Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами центральной нервной системы (корой больших полушарий, спинного мозга).
  • Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).
В значительной степени двигательная координация связана с понимаем занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет широкое применение. Его подразделяют на 2 подметода- со строгой и не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например, верхняя передача баскетбольного или набивного мяча весом 1 кг).
- изменение исходных и конечных положение ( выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения стоя- ловля сидя и наоборот);
- изменение способов выполнения действия (например, передача снизу в стену выполняется лицом к стене, с полным приседом и т.д.).
- «зеркальное» выполнение упражнений (выполнение упражнения с напарником, следить за партнером и выполнять все упражнения в зеркальном изображении).
- выполнение освоенных выполнений действий после воздействия на вестибулярный аппарат (упражнение в равновесии сразу после вращений, кувырков);
- выполнение упражнений с исключение зрительного контроля - в
специальных очках или с закрытыми глазами (упражнения в равновесии,
ведение мяча, бросок в цель).
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.
Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнение. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений.
Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ в сложившейся ситуации.
Список использованной литературы:
1. Голунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов. - Учебное пособие - М.:2000.-168с.
2. Дубровский В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова.- М.: «Издательство Владос-пресс», 2002.-666с.
3. Жуков М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. - М.:2000.-254с.
4. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-480с.
5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2004.-464с.
6. Лях В.И.Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / В.И.Лях.- М.: Пособие для учителя, 2001.-230с.
7. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М.Максименко. - М.:1999.-207с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»