Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Освобождение от физкультуры:
как организовать обучение?

 

Фунтикова Любовь Васильевна, Агафонов Антон Андреевич

преподаватели СПб ГБПОУ "Педагогического колледжа № 8"

 

Вопросы освобождения учащихся от занятий по физической культуре регулируются в нашей стране на сегодняшний день на разных уровнях. Это, прежде всего, уровень всей страны, то есть федеральное, общегосударственное законодательство. В этом смысле имеются в виду такие документы, как федеральные законы, постановления правительства и распоряжения министерств. Кроме того, освобождение от физкультуры затрагивается более детально на региональном, а так же на местных уровнях. В данном случае, если говорить о конкретных документах, в которых зафиксированы соответствующие нормы, то упомянуть необходимо документацию региональных правительств, а так же законодательные акты субъектов Российской Федерации. Наконец, нельзя не упомянуть и локальные нормативные акты, касающиеся конкретных учебно-образовательных учреждений. Это, прежде всего, уставы учебных заведений, приказы руководителей соответствующих образовательных учреждений.

В указанных документах более или менее четко обозначено следующее: учебный процесс в любом образовательном учреждении Российской Федерации строится на основании утвержденных программ, обязательных к освоению. Эти программы состоят из учебных дисциплин, каждая из которых должна быть в должной мере изучена и освоена каждым отдельно взятым учащимся. Причем существует некий перечень общеобязательных учебных дисциплин, которые должны преподаваться во всех учебных заведениях.

Физическая культура относиться как раз к тем учебным дисциплинам, которые являются обязательными. Освобождение от физкультуры как от предмета, от учебной дисциплины, невозможно.

Тем не менее, понятие «освобождение от физкультуры»  имеет место быть. Что же под ним подразумевается? Каково содержание данного термина, если формально освобождение нельзя организовать в полном смысле?

На сегодняшний день освобождение от физкультуры может быть лишь ограниченным, частичным. Полное и окончательное освобождение допускается только для лиц с ограниченной дееспособностью, которые не могут проходить обучение на общих основаниях в рамках стандартных учебных заведений.

Сейчас освобождение от физкультуры положено только по состоянию здоровья. в этом смысле, чтобы его получить в обязательном порядке необходимо оформить медсправки у врача. Характерно, что для этого придется пройти медосмотр. Не любое заболевание дает основание, чтобы получить освобождение и оформить медсправки соответствующего типа. Легкие болезни, несерьезные проблемы со здоровьем, согласно нормам, могут обеспечить освобождение на небольшой период. Самое долгое освобождение от физкультуры возможно, если оформить медсправки КЭК.

Комиссия КЭК официально уполномочена освобождать учащихся от физической культуры на целый год (но не более того). Для этого, конечно, придется проходить не просто медосмотр, а серьезное медицинское обследование с участием целой коллегии специалистов в области медицины.

Заметим, что в разных случаях освобождение от физкультуры может предполагать разные формы облегчения занятий, начиная с отмены некоторых упражнении и заканчивая переходом на теоретическое освоение предмета. Все зависит от серьезности диагноза, от текущего состояния здоровья студента.

Чтобы подобрать физическую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья учащегося, существуют физкультурные группы.

  1. Основная группа – для здоровых людей. В нее попадают все учащиеся, если в их медицинской карте нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.
  2. Подготовительная группа – для людей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья. Занятия в этой группе может порекомендовать  врач-специалист по заболеванию. От него требуется сделать четкую запись с рекомендациями в отношении занятий физкультурой в амбулаторной карте. Заключения КЭК для занятий в  подготовительной группе не требуется, на справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники. Зато необходима четкая и конкретная запись с рекомендациями. Ее обычно выдает участковый педиатр на основании рекомендаций врача-специалиста. Обязательно указывается диагноз, срок на который рекомендуются занятия в подготовительной группе (на весь учебный год,  на полугодие), и конкретные   рекомендации, что именно нужно ограничить при занятиях физкультурой (не разрешаются занятия физкультурой на улице или в бассейне, не допускается к соревнованиям или сдаче каких-то определенных нормативов, не разрешаются кувырки через голову или прыжки и т.д.). Подготовительная группа для учащегося означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. Лучше, если студент сам будет знать, какие именно упражнения на уроке физкультуры ему делать нельзя. По окончанию срока действия справки, студент автоматически окажется в основной группе.
  3. Специальная группа – это физкультурная группа для людей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка, определяющая специальную физкультурную группу  для учащегося оформляется через КЭК. Показаниями к занятиям в спецгруппе могут быть заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем организма.

Основываясь на данной классификации под категорию «освобожденных от физкультуры» попадают учащиеся, имеющие специальную группу. Если выявленные у них заболевания предусматривают ограничения в нагрузках, а не полный запрет на них, то в таких случаях, студенты занимаются физкультурой вместе с остальными, но по специальной программе, либо в специально организованной группе.

Нормативные документы предлагают также тем, кому на данном этапе полностью запрещено выполнять физические упражнения любого типа, временно отказаться от физкультуры в ее классическом представлении. В таких ситуациях предусмотрена система оценивания теоретических знаний с помощью тестов, рефератов, устных ответов и т.д.[1]

Однако студенты нашего колледжа получают профессию «педагог». Педагогическая профессия характеризуется направленностью на передачу подрастающему поколению социокультурного опыта, что отражается в следующем определении:

  • Педагогическая профессия - род деятельности, которую осуществляет субъект, имеющий педагогическое образование и необходимую квалификацию, основной целью которой выступает целенаправленное обучение и воспитание подрастающего поколения.

Профессия «педагог» классифицируется по нескольким основаниям - по субъекту деятельности, квалификациям и должностям. В качестве субъекта деятельности выступают: учитель, воспитатель, преподаватель и т.п. Профессиональные квалификации характеризуются уровнем педагогического образования и уровнем профессионализма субъекта педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность отражает содержание профессионального стандарта. Это - наблюдаемый, измеримый образец проявления знаний, умений, навыков, способностей, способов поведения и других характеристик личности, позволяющих педагогу успешно выполнять профессиональную деятельность. Успешность профессиональной деятельности педагога зависит от уровня профессиональной компетентности, характеризующей его готовность к эффективному и результативному решению профессиональных задач.

Профессия «педагог» как система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым, интегративным качеством, которое не находится в одном ряду с другими составляющими системами. Это особое качество задается субъектом педагогической деятельности.[2]

Педагог должен: проявляя активность, взаимодействовать с миром (характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности). Влияние педагога должно ориентировать воспитанника на определённое отношение к социальным ценностям. Взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.

Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений (каждый имеет право высказывать любую точку зрения, отстоять её убедительной аргументацией, но обязан выслушать и понять другого, терпимо относиться к чужому мнению» извлекать из него рациональное, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела). Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчуждённость, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.

Современный педагог это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.

Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга.[3]

Физическая культура является неотъемлемой составляющей успешности личности человека в целом и педагога в частности. По мимо общепринятого использования данного предмета, в качестве совершенствования двигательных навыков и формирования здорового образа жизни, физкультура может использоваться в качестве формирования организаторских умений и навыков.

Именно на этот факт мы и опираемся при оценивании студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями. А именно на организационную и судейскую практику.

Студенты, которые не имеют возможности заниматься физкультурой наровне со всеми, но желающие иметь в дипломе оценку «отлично» должны участвовать в спортивной жизни колледжа в качестве организаторов и, возможно, судей.

Одним из  направлений воспитательной работы колледжа является проведение ежегодной спартакиады, в рамках которой проводятся традиционные соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису, дартсу, легкоатлетическому кроссу, шашкам.

Именно в рамках проведения спартакиады студентам, освобожденным от занятий физической культурой предлагается получать аттестацию по дисциплине, которая включает в себя следующие элементы:

  1. Знание правил спортивных игр, включенных в спартакиаду.
  2. Знание правил организации соревнований по дисциплинам, включенным в спартакиаду.
  3. Знание жестов судей.
  4. Информирование групп колледжа о предстоящих соревнованиях и сбор заявок.
  5. Проведение жеребьевки команд.
  6. Выполнение обязанностей секретаря соревнований.
  7. Помощь в судействе игр (допускаются студенты, успешно сдавшие знание правил и жесты судей).

В результате, студенты получают не только теоретические знания по физической культуре, но и практические навыки – умение организовать и судить соревнования.

Мы считаем, что такая форма аттестации «освобожденных» студентов, является наиболее приемлемой как в рамках учебной дисциплины, так и в подготовке компетентного современного педагога.

 

Список используемой литературы:

 

  1. http://www.mednorma.ru/
  2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Пед. об-во России, 1998 г
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1999 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»