Модернизация физкультуры в школе
Бережная Александра Васильевна
Уроки физической подготовки – неотъемлемая часть образовательного процесса. Они имеют существенное значение для поддержания здоровья школьника посредством развития физической выносливости. Именно поэтому меры, предпринимаемые с целью преобразования и совершенствования общего образования, включают модернизацию этой школьной дисциплины. Сегодня система образования претерпевает множественные изменения, которые в дальнейшем позволят улучшить уровень подготовки детей. С этой целью правительство разрабатывает и принимает новые положения по модернизации обучения во всех образовательных учреждениях. В поле зрения включены все учебные дисциплины, в том числе немалое внимание уделяется физической культуре.
Уроки физической подготовки – неотъемлемая часть образовательного процесса. Они имеют существенное значение для поддержания здоровья школьника посредством развития физической выносливости. Кроме того, физкультура позволяет сформировать умения и навыки, направленные на самостоятельные занятия спортом и выполнение упражнений надлежащим образом, а также стимулируют мозговую деятельность. Именно поэтому меры, предпринимаемые с целью преобразования и совершенствования общего образования, включают модернизацию этой школьной дисциплины.
ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ СЕГОДНЯ
В течение длительного времени физкультура рассматривалась обществом преимущественно в качестве факультативного предмета, не имеющего особого значения. И это несмотря на то, что она включена в перечень обязательных учебных дисциплин. Уже долгое время значимость уроков физической подготовки на фоне социальных и экономических преобразований вытесняется на второй план. Это приводит к серьезному кризису, влекущему к снижению уровня здоровья детей и юношей, а, следовательно, влияет на здоровье нации в целом.
В поисках виновников сложившегося положения многие чиновники перекладывают ответственность на администрацию общеобразовательных учреждений. По их мнению, в российских школах просто отсутствуют квалифицированные кадры, заинтересованные в повышении своей квалификации.
Несомненно, уровень подготовки учителей физкультуры и методическую базу по дисциплине в школах нельзя назвать совершенной. Однако в этом вопросе нельзя говорить исключительно об ответственности педагогов. Упадок значимости физкультуры в школе – упущение, к которому привело множество факторов.
Немалое воздействие на желание детей заниматься физическими упражнениями и посещать спортивные секции оказывают их родители. Как правило, они не рассматривают физкультуру как предмет, равноценный другим школьным дисциплинам. Поэтому чаще всего они сосредотачивают внимание детей на точных или гуманитарных науках, считая, что эти предметы важнее для будущего школьников.
Отсутствие ощущения значимости по отношению к предмету также возникает по причине того, что медики с легкостью подписывают справки, освобождающие школьника от занятий в спортзале, даже по самым незначительным поводам. Кроме того, инфраструктура многих школьных учреждений не позволяет заниматься физическим воспитанием в полной мере.
Эти недостатки обусловили необходимость проведения реформы по дисциплине "Физическая культура" в школе, которая была разработана с целью совершенствования качества физической подготовки и оздоровления детей.
КАКИЕ ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ?
На сегодняшний день в системе физического воспитания детей представлено два подхода:
- академический – сосредоточен на сдаче различных нормативов, проведении разминок, лекций по здоровому образу жизни,
- игровой – предполагает, что занятия физкультурой предназначены для развлечений и активного проведения времени.
По мнению заслуженного тренера России Ирины Чернышевой, учителя сегодня не обладают достаточными знаниями, которые бы позволили им преподавать физкультуру с учетом возраста ребенка, что негативно сказывается на состоянии здоровья школьников. Нередко от детей требуют выполнения задач на развитие физической выносливости, несмотря на то, что некоторые физические качества развиваются у них в более позднем возрасте. Кроме того, им не объясняют, как правильно выполнять те или иные упражнения, а это увеличивает риск травматизма.
В распоряжении Правительства РФ утверждена новая стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, которая содержит задачи по модернизации физкультуры в образовательных учреждениях.
Основные задачи проведения реформы направлены на:
- сохранение необходимого обязательного минимума по дисциплине в размере 3 часов в неделю, с учетом одного дополнительного часа, согласно федеральному государственному стандарту образования;
- оборудование школ необходимым спортивным снаряжением, которое позволит проводить занятия и спортивные мероприятия на надлежащем уровне;
- разработку учебных программ, которые будут распределены по образовательным уровням с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей и возраста школьников;
- модернизацию программ повышения квалификации преподавателей и тренеров, с учетом федеральных стандартов;
- проведение регулярной оценки качества реализации учебных программ;
- обеспечение соблюдения требований безопасности жизни и здоровья школьников во время уроков физкультуры и пр.
Уже до конца этого года разработанный документ будет отправлен на рассмотрение Правительства РФ, и в случае его утверждения будет реализован в течение 3 лет. Однако предполагается, что новый формат преподавания физкультуры будет введен до конца текущего учебного года, что позволит ускорить начало процесса преобразования и совершенствования этого предмета.