Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы занятий физической культуры в школе

Бережная Александра Васильевна
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства. Что делается на гос. уровне-3-й час
К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья детей нашей гимназии ухудшается. Сегодня в среднем на каждого из детей приходится около двух заболеваний в год. Приблизительно 20% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. Если так будет и дальше продолжаться, то к 2017 году число детей – потенциально больных сердечно - сосудистыми заболеваниями и вегето - сосудистой дистонией увеличится до 85 %. Все больше детей нуждаются в психокоррекции, что часто объясняется психологическим неблагополучием в семье, связанным с малым вниманием родителей по отношению к детям, а также отсутствием друзей. Лучший друг ребенка в наше время это компьютер и другие гаджеты.
Количество занимающихся физкультурой, например, в 7 классах составляет 55%-65%. В состав тех, кто не занимается физкультурой входят не только учащиеся с освобождением или отсутствующие по болезни, но и те, которые пришли без формы или не хотят заниматься, оправдывая это своим плохим самочувствием. Многим из незанимающихся, родители пишут записки. Некоторые дети любят урок физкультуры, но не могут сдать на хорошую оценку нормативы, так как им не позволяют проблемы со здоровьем или с лишним весом. Большинство из отличников физической подготовки, помимо физкультуры посещают спортивные секции, которые открыты в гимназии: легкая атлетика ,спортивное ориентирование.
Еще одной проблемой плохой физической подготовки и слабого здоровья школьников является отношение к своему организму, непонимание всей важности здорового образа жизни. Учащиеся не задумываются над тем, к чему может привести нерациональное питание, отсутствие режима дня, нарушение продолжительности сна, а многие к 9 классу начинают приобщаться к вредным привычкам, чтобы этим подчеркнуть свою взрослость. Не испытав на себе и не видя рядом с собой тех, кто пострадал от такого отношения к себе, не учась на ошибках других людей, они, как первопроходцы, познают эти опасные стороны мира, пропуская многие вредные вещи через себя. В результате складывается ситуация, которая отражена в диаграмме. В нашем образовательном учреждении с этой проблемой борются с помощью профилактической работы: лекций, привлечения специалистов ДООЦ, на уроках ОБЖ и проведения спортивных мероприятий.
Одной из проблем в проведении занятий является дефицит спортивных залов для проведения занятий.Часто приходится размещать два класса в одном спортзале. Это отражается на количестве времени учащихся, играющих в активные игры - нагрузка явно уменьшается : когда одни команды играют, другие сидят. Эту проблему гимназия пытается решить , используя находящийся по соседству со школой физкультурно - оздоровительный комплекс. Но ФОК предоставляет гимназии недостаточное количество времени для того чтобы наши учащиеся приходили туда на занятия физкультурой. Учителя по- своему пытаются решить и этот вопрос: они делят каждый свой класс на мальчиков и девочек, затем целый урок мальчики одно класса играют с мальчиками другого, а потом, целый урок то же самое происходит и с девочками, что позволяет повысить интерес к определенной игре за счет к своему классу.
Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ, то есть необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической подготовки, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, кем бы ни хотел ребенок стать в будущем.
Физическое развитие создает предпосылки для полноценного умственного труда, который требует большого физического напряжения, поэтому умственную работу рекомендуется сочетать с занятиями спортом и упражнениями. Ведь здоровье человека напрямую зависит от физического воспитания.
Вместе с тем должно предусматриваться соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни.
Как же повысить интерес обучающихся к спорту? Программа по физической культуре в гимназии имеет разностороннюю направленность средств и методов физического воспитания. Кроме общей программы по физической культуре существуют спортивные секции по: футболу, волейболу, баскетболу, обучение плаванию, спортивное ориентирование, военно-патриотический кружок. Для учащихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках, разрабатываются программы в соответствии с общей и спортивной направленностью. Это способствует привлечению учащихся к спорту.
За счет большого количества молодых учителей повышается интерес детей к предмету. Новые физкультурники приносят инновации в программу по физической подготовке, это новые игры, другая разминка. Кроме того ученикам проще общаться с молодыми, как говорится: «На одной ноге». Также без опытного коллеги не возможны победы в развитие физкультуры в школе. Инновация и опыт должны гармонировать друг с другом. Опытный учитель всегда может подсказать, как в какой ситуации поступить, к кому обратиться с данным вопросом, помогает дисциплине на уроках и организовывает работу. В общем, для правильного развития предмета должна быть создана благоприятная среда, не только для учеников, но и для учителей.
Не только кружковой работой и хорошей атмосферой на уроках и в коллективе в нашей школе добиваются процветания физкультуры. В конце каждого семестра проводятся соревнования между учащимися. Команды, вышедшие в финал соревнований, соперничают со сборной учителей и персонала гимназии. Так, например, в этом году ученики боролись за победу в футболе и волейболе. К новому году планируются веселые старты, а летом – туристический поход.
В наше время есть возможность использовать информационно-коммуникационные технологии. Они также применяются в нашей школе для заинтересованности детей в предмете физкультура и спорте в целом. У гимназии есть сайт, на котором можно прочитать всю информацию о секциях и кружках работающих в нашем учебном заведении. О каждой секции, представляющей определенный вид спорта, написана история возникновения данной дисциплины, основной род занятий во время обучения, часы работы и учитель, проводящий занятие. Кроме того, всю информацию по спортивным кружкам можно найти на стенде, возле спортивного зала. Также при занятии призовых мест командой или отдельным учащимся, на доске почета вывешиваются поздравления.
Учитель физической культуры в силу своей профессии чаще и ближе находится со своими учащимися, будь то уроки, тренировки, спортивные соревнования, туристические походы и другие мероприятия. Каждый ребенок в разнообразных условиях раскрывается перед ним как личность, проявляя те или иные положительные или отрицательные качества и способности. Педагог — тонкий психолог, знаток души ребенка. Поэтому должен найти в ученике то положительное, что скрыто от других, и помочь ему развить эти способности. Отрицательные стороны постепенно ослабеют и исчезнут.
Таким образом, для "идеального" варианта построения, процесса физического воспитания школьников являются вопросы качественной подготовки к преподаванию и организации такого сложного курса, каким по природе своей является образовательный курс по физической культуре в школе. 
Литература:
  1. Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие/ А.В. Ахаев. – Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С.Аманжолова, 2004.
  2. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред., Круцевич Т.Ю. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
  3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
  4. Белорусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом. - М: ''Физкультура и спорт'', 1964.
  5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр “Академия”, 2006. — 368 с.
  6. Теория и методика физического воспитания, т. 1, 1967;История физической культуры и спорта,1975;Доклад Профессора, д.п.н. Лукьяненко В.П.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»