Рабочая программа внеурочной деятельности
Будь здоров
Бугаева Виктория Сергеевна
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПроблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «нездоровья» является неумение самих обучающихся быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе.
Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику здорового образа жизни. Профилактику необходимо начинать с начальных классов. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Слабослышащие дети восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ является в настоящее время одной из самых острых.
Наиболее эффективным путем формирования здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с ОВЗ является направляемая и организуемая внеурочная деятельность, способствующая освоению знаний основ здорового образа жизни, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Данная рабочая программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает у слабослышащих обучающихся формирование основ здорового образа жизни, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной ООП ООО, авторской программы «Комплексная программа воспитания учащихся с нарушениями слуха в условиях группы продлённого дня», 2011.
Рабочая программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с ОВЗ действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования cформирована с учѐтомфакторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные экологические условия;
- факторы риска собственной жизнедеятельности слабослышащих, позднооглохших обучающихся, связанные с нарушением слуха;
- особенности отношения слабослышащих обучающихся к своему здоровью, отличного от такового у детей с сохранным слухом.
Цель конкретизирована следующими задачами:
ü формировать установку на использование здорового питания;
ü развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом,
соблюдение здоровье созидающих режимов дня;
ü пробуждать в детях с ОВЗ желания заботиться о своем здоровье;
ü формировать потребность у слабослышащих обучающихся безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» состоит из 4блоков.
1. «Здоровое питание»;
2. «Бережём здоровье»;
3. «Личная гигиена»;
4. «Спорт любить-здоровым быть!».
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» предназначена для слабослышащих обучающихся 5А класса. Для детей в возрасте от 11до 12 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю - 34 часа в год. Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровьяобучающихся с ОВЗ. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с ОВЗ.
I. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися данной рабочей программы.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у слабослышащих обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» является готовность и способность обучающихся к саморазвитию, физическому развитию, сформированность мотивации к учению и познанию.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с презентацией, уметь работать по предложенному плану.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать речь других.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей с нарушениями слуха, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- Первостепенным результатом реализации Рабочей программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Будь здоров!» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- отрицательного влияния вредных привычек на организм ребёнка;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
- заботиться о своем здоровье;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки.
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов |
Кол-во часов | Универсальные учебные действия | |
Ауд. | Внеауд. | ||||
I. | Здоровое питание. | 8 | Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Добывать необходимые знания; Развивать познавательные навыки обучающихся. Учить ориентироваться в информационном пространстве. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Планировать свое действие. Формулировать собственное мнение и позицию; Задавать вопросы. |
||
1. | Зачем мы едим? |
1 | 1 | ||
2. | Режим питания. |
1 | 1 | ||
3. | Питание - источник энергии. | 1 | 1 | ||
4. | Вредные продукты. | 1 | 1 | ||
5. | Правила питания и влияние на здоровье человека. |
1 | 1 | ||
6. | Вред быстрого питания. | 1 | 1 | ||
7. | Продукты разные нужны, блюда разные важны. |
1 | 1 | ||
8. | Здоровое питание – отличное настроение. | ||||
II. | Бережем здоровье. |
8 | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью воспитателя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. |
||
10. | Что должно быть в домашней аптечке? | 1 | 1 | ||
11. | «Мы за здоровый образ жизни». | 1 | 1 | ||
12. | Как защититься от простуды и гриппа. | 1 | 1 | ||
13. | «Как сохранить и укрепить зрение». | 1 | 1 | ||
14. | Что мы знаем о курении. | 1 | 1 | ||
15. | Алкоголь – это ошибка. | 1 | 1 | ||
16. | Скажи наркотикам нет! | 1 | 1 | ||
III. | Личная гигиена | 9 | Уметь воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. Смысловое чтение, извлечение информации; Определение основной и второстепенной информации; Добывать новые знания: находить необходимую информацию. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
||
17. | Я и мой внешний вид. | 1 | 1 | ||
18. | Гигиена тела. | 1 | 1 | ||
19. | Правила ухода за ушами. | 1 | 1 | ||
20. | Учимся ухаживать за волосами. | 1 | 1 | ||
21. | Гигиена полости рта. | 1 | 1 | ||
22. | Гигиена нательного белья, одежды и обуви. | 1 | 1 | ||
23. | Гигиена питания. | 1 | 1 | ||
24. | Гигиена опорно – двигательного аппарата. | 1 | 1 | ||
25. | Гигиена сна. | 1 | 1 | ||
IV. | Спорт любить – здоровым быть! | 9 | Предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей. Учить работать по предложенному учителем плану. |
||
26. | Значение спорта в нашей жизни. | 1 | 1 | ||
27. | Как и чем играли в старину. | 1 | 1 | ||
28. | «Горелки», «Лапта», «Городки» - русские народные игры. | 1 | 1 | ||
29. | Мой веселый, звонкий мяч. | 1 | 1 | ||
30. | Игры народов Севера: «Хейро», «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки». | 1 | 1 | ||
31. | Баскетбольное кольцо. Правила игры в баскетбол. | 1 | 1 | ||
32. | Футбольное поле. Правила игры в футбол. | 1 | 1 | ||
33. | Волейбол. Правила игры в волейбол. | 1 | 1 | ||
34. | Эстафета «В здоровом теле - здоровый дух». | 1 | 1 |
IV. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | |
I. | Здоровое питание. | 8 | ||||
1. | Зачем мы едим? |
1 | Введение в занятие. Закрепление знаний о продуктах питания. | |||
2. | Режим питания. |
1 | Беседа о режиме питания. | |||
3. | Питание - источник энергии. | 1 | Разработка меню разнообразных завтраков. | |||
4. | Вредные продукты. | 1 | Изготовление плаката. | |||
5. | Правила питания и влияние на здоровье человека. |
1 | Учить отличать вредные продукты от полезных. | |||
6. | Вред быстрого питания. | 1 | Экскурсия. | |||
7. | Продукты разные нужны, блюда разные важны. |
1 | Беседа о пользе клетчатки для организма. | |||
8. | Здоровое питание – отличное настроение. | Подбор продуктов для полезного блюда. | ||||
II. | Бережем здоровье |
8 | ||||
9. | Что должно быть в домашней аптечке? | 1 | Подобрать необходимые препараты для аптечки. | |||
10. | «Мы за здоровый образ жизни». | 1 | Просмотр презентаций. | |||
11. | Как защититься от простуды и гриппа. | 1 | Повторить средства профилактики при ОРВИ, ОРЗ, гриппе. | |||
12. | «Как сохранить и укрепить зрение». | 1 | Гимнастика для глаз. Вспомнить сколько времени в день мы должны работать с компьютеров, смотреть ТВ. |
|||
13. | Что мы знаем о курении. | 1 | С помощью презентации выяснить какой вред наносит курение на организм человека. | |||
14. | Алкоголь – это ошибка. | 1 | Творческая работа. Изготовление листовок о вреде алкоголя. | |||
15. | Скажи наркотикам нет! | 1 | Изготовление стенгазеты. | |||
III. | Личная гигиена | 9 | Введение в занятие. Знакомство с тематикой занятий. Разгадывание кроссворда. | |||
16. | Я и мой внешний вид. | 1 | Групповое занятие. | |||
17. | Гигиена тела. | 1 | Закрепление знаний детей об основных правилах личной гигиены; формирование навыков соблюдения чистоты своего тела средствами личной гигиены. | |||
18. | Правила ухода за ушами. | 1 | Обучение поддержания в чистоте ушей и слуховых аппаратов, мытью их по мере надобности. | |||
19. | Учимся ухаживать за волосами. | 1 | Закрепление знаний о средствах ухода за волосами. | |||
20. | Гигиена полости рта. | 1 | Обобщение знаний о гигиене полости рта и зубов, выяснить, какой вред приносит неправильный уход за зубами. | |||
21. | Гигиена нательного белья, одежды и обуви. | 1 | Обучение простейшим навыкам ухода за своими вещами и обувью. | |||
22. | Гигиена питания. | 1 | Дискуссия по теме. | |||
23. | Гигиена опорно – двигательного аппарата. | 1 | Групповое занятие. Разгадывание кроссворда. | |||
24. | Гигиена сна. | 1 | Развитие потребности в соблюдении санитарно-гигиенических навыков. | |||
IV. | Спорт любить – здоровым быть! | 9 | ||||
25. | Значение спорта в нашей жизни. | 1 | Определение значимости спорта для людей. | |||
26. | Как и чем играли в старину. | 1 | Знакомство с видами игр и их правилами. | |||
27. | «Горелки», «Лапта», «Городки» - русские народные игры. | 1 | Формировать знания о правилах игры. Проведение игр «Горелки», «Филин и пташка» и др. | |||
28. | Мой весёлый, звонкий мяч. | 1 | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | |||
29. | Игры народов Севера: «Хейро», «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки». | 1 | Разучить и повторить названия и правила подвижных игр. | |||
30. | Баскетбольное кольцо. Правила игры в баскетбол. | 1 | Отработка приёмов игры в баскетбол. Броски в кольцо. | |||
31. 32. |
Футбольное поле. Правила игры в футбол. | 2 | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра футбол. | |||
33. | Волейбол. Правила игры в волейбол. | 1 | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра волейбол. | |||
34. | Эстафета «В здоровом теле - здоровый дух». | 1 | Мониторинг физических возможностей обучающихся. | |||
V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд (для учителя)
- Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
6. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
- Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
- Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
- Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
1. Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.
4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
5. Дедулевич М.Д. Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые поединки – Мозырь Белый ветер 2002г.
6. Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001.
7. Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1997.
Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1996. Усачев А.А., 9.
8. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД, М., 1998.10.
9. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Издательство
Технические средства обучения:
· компьютер,
· медиапроектор,
· интерактивная доска.