Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Рабочая программа внеурочной деятельности

Будь здоров

Бугаева Виктория Сергеевна
I.              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей с раннего возраста в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «нездоровья» является неумение самих обучающихся быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе.
Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику здорового образа жизни. Профилактику необходимо начинать с начальных классов. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Слабослышащие дети  восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Таким образом, проблема формирования здорового образа жизни у   детей  с ОВЗ является в настоящее время одной из самых острых.
Наиболее эффективным путем формирования здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с ОВЗ является направляемая и организуемая внеурочная деятельность, способствующая освоению знаний основ здорового образа жизни, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Данная рабочая программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает у  слабослышащих обучающихся формирование основ здорового образа жизни, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной ООП ООО, авторской программы «Комплексная программа воспитания учащихся с  нарушениями слуха в условиях группы продлённого дня», 2011.                                                                             
Рабочая программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с ОВЗ действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и безопасного образа жизни. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования cформирована с учѐтомфакторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
  •   неблагоприятные экологические условия;
  •   факторы риска собственной жизнедеятельности   слабослышащих, позднооглохших обучающихся,  связанные с нарушением слуха;
  • особенности отношения  слабослышащих обучающихся к своему здоровью, отличного от такового у детей с сохранным слухом.
     Основная цель рабочей программы «Будь здоров!» – сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья  у слабослышащих обучающихся среднего школьного возраста, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Цель  конкретизирована следующими задачами:
ü  формировать установку на использование здорового питания;
ü  развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом,
соблюдение  здоровье созидающих  режимов дня;
ü  пробуждать в детях с ОВЗ  желания заботиться о своем здоровье;
ü  формировать потребность у слабослышащих обучающихся безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» состоит из 4блоков.
1.   «Здоровое питание»;
2.   «Бережём здоровье»;
3.   «Личная гигиена»;
4.   «Спорт любить-здоровым быть!».
 
Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению  «Будь здоров!» предназначена для  слабослышащих обучающихся 5А класса. Для детей в возрасте от 11до 12 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю - 34 часа в год. Содержание программы  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровьяобучающихся с ОВЗ. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с ОВЗ.
 
I.         ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися  данной рабочей программы.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у слабослышащих обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» является готовность и способность обучающихся к саморазвитию, физическому развитию, сформированность мотивации к учению и познанию.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.     Регулятивные УУД:
  •   Определять и формулировать цель деятельности на занятии
  •  Проговаривать последовательность действий на занятии.
  •  Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с презентацией, уметь  работать по предложенному плану.
2. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
   3. Коммуникативные УУД:
  • Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Уметь слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
 
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей с нарушениями слуха, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
  • Первостепенным результатом реализации Рабочей программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Будь здоров!» обучающиеся должны                               знать:
  •   основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  •   особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  •   основы рационального питания;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  •   влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  •   отрицательного влияния вредных привычек на организм ребёнка;
  •  значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  •   знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
  •   составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  •  выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  •   различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
  •  заботиться о своем здоровье;
  •   использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  •   адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  •   отвечать за свои поступки.
Формы учёта знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
 
 
 
III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 
№ п/п Тема Всего
часов
Кол-во часов Универсальные учебные действия
Ауд. Внеауд.
I. Здоровое питание. 8     Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Добывать необходимые знания;
Развивать познавательные навыки обучающихся. Учить ориентироваться в информационном пространстве.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Планировать свое действие. Формулировать собственное мнение и позицию;
Задавать вопросы.

 
1. Зачем мы едим?
 
1 1  
2. Режим питания.
 
1 1  
3.  Питание - источник энергии. 1 1  
4. Вредные продукты. 1 1  
5. Правила питания и влияние   на здоровье человека.
 
1 1  
6. Вред быстрого питания. 1 1  
7. Продукты разные нужны, блюда разные важны.
 
1 1  
8. Здоровое питание – отличное настроение.      
II. Бережем здоровье.

 
8     Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью воспитателя.
 
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

 
10. Что должно быть в домашней аптечке? 1 1  
11. «Мы за здоровый образ жизни». 1 1  
12. Как защититься от простуды и гриппа. 1 1  
13. «Как сохранить и укрепить зрение». 1 1  
14. Что мы знаем о курении. 1 1  
15. Алкоголь – это ошибка. 1 1  
16. Скажи наркотикам  нет! 1 1  
III.  Личная гигиена 9     Уметь воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
Смысловое чтение, извлечение информации;
Определение основной и второстепенной информации;
Добывать новые знания: находить необходимую информацию. 
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
17. Я и мой внешний вид. 1 1  
18. Гигиена тела. 1 1  
19. Правила ухода за ушами. 1 1  
20. Учимся ухаживать за волосами. 1 1  
21. Гигиена полости рта. 1 1  
22. Гигиена нательного белья, одежды и обуви. 1 1  
23. Гигиена питания. 1 1  
24. Гигиена опорно – двигательного аппарата. 1 1  
25. Гигиена сна. 1 1  
IV. Спорт любить – здоровым быть! 9      
 
Предоставить детям возможность узнать
о важности активного образа жизни.
Увеличить перечень активных игр для
детей.
Учить работать по предложенному
учителем плану.
 
 

 
26. Значение спорта в нашей жизни. 1 1  
27. Как  и чем играли в старину. 1 1  
28. «Горелки», «Лапта», «Городки» - русские народные игры. 1   1
29. Мой веселый, звонкий мяч. 1   1
30. Игры народов Севера: «Хейро», «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки». 1   1
31. Баскетбольное кольцо. Правила игры в баскетбол. 1   1
32. Футбольное поле. Правила игры в футбол. 1   1
33. Волейбол. Правила игры в волейбол. 1   1
34. Эстафета «В здоровом теле - здоровый дух». 1   1
 
IV. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п
Тема занятий Кол-во часов Содержание занятий Дата проведения по плану Дата проведения по факту
I. Здоровое питание. 8      
1. Зачем мы едим?
 
1 Введение в занятие.  Закрепление знаний  о продуктах питания.     
2. Режим питания.
 
1  Беседа о режиме питания.    
3.  Питание - источник энергии. 1 Разработка меню  разнообразных завтраков.    
4. Вредные продукты. 1  Изготовление плаката.    
5. Правила питания и влияние   на здоровье человека.
 
1 Учить отличать вредные продукты от полезных.    
6. Вред быстрого питания. 1 Экскурсия.    
7. Продукты разные нужны, блюда разные важны.
 
1 Беседа о пользе клетчатки для организма.    
8. Здоровое питание – отличное настроение.   Подбор продуктов для  полезного блюда.    
II. Бережем здоровье

 
8      
9. Что должно быть в домашней аптечке? 1 Подобрать необходимые препараты для аптечки.    
10. «Мы за здоровый образ жизни». 1 Просмотр презентаций.    
11. Как защититься от простуды и гриппа. 1 Повторить средства профилактики  при ОРВИ, ОРЗ, гриппе.    
12. «Как сохранить и укрепить зрение». 1 Гимнастика для глаз. Вспомнить сколько времени в день мы должны работать с компьютеров, смотреть ТВ.
 
   
13. Что мы знаем о курении. 1 С помощью презентации выяснить какой вред наносит курение на организм человека.    
14. Алкоголь – это ошибка. 1 Творческая работа. Изготовление листовок о вреде алкоголя.    
15. Скажи наркотикам  нет! 1 Изготовление стенгазеты.    
III.  Личная гигиена 9 Введение в занятие. Знакомство с тематикой занятий. Разгадывание кроссворда.    
16. Я и мой внешний вид. 1 Групповое занятие.    
17. Гигиена тела. 1 Закрепление знаний детей об основных правилах личной гигиены; формирование навыков соблюдения чистоты своего тела средствами личной гигиены.    
18. Правила ухода за ушами. 1 Обучение поддержания в чистоте ушей и слуховых аппаратов, мытью их по мере надобности.    
19. Учимся ухаживать за волосами. 1 Закрепление знаний о средствах ухода за волосами.    
20. Гигиена полости рта. 1 Обобщение знаний о гигиене полости рта и зубов, выяснить, какой вред приносит неправильный уход за зубами.    
21. Гигиена нательного белья, одежды и обуви. 1 Обучение простейшим навыкам ухода за своими вещами и обувью.    
22. Гигиена питания. 1 Дискуссия по теме.    
23. Гигиена опорно – двигательного аппарата. 1 Групповое занятие. Разгадывание кроссворда.    
24. Гигиена сна. 1 Развитие  потребности в соблюдении санитарно-гигиенических навыков.    
IV. Спорт любить – здоровым быть! 9      
25. Значение спорта в нашей жизни. 1 Определение значимости спорта для людей.    
26. Как  и чем играли в старину. 1 Знакомство с видами игр и их правилами.    
27. «Горелки», «Лапта», «Городки» - русские народные игры. 1 Формировать знания о правилах игры. Проведение игр «Горелки», «Филин и пташка» и др.    
28. Мой весёлый, звонкий мяч. 1 Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.    
29. Игры народов Севера: «Хейро», «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки». 1 Разучить и повторить названия и правила подвижных игр.    
30. Баскетбольное кольцо. Правила игры в баскетбол. 1 Отработка приёмов игры в баскетбол. Броски в кольцо.    
31.
32.
Футбольное поле. Правила игры в футбол. 2 Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра футбол.    
33. Волейбол. Правила игры в волейбол. 1 Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра волейбол.    
34. Эстафета «В здоровом теле - здоровый дух». 1 Мониторинг физических возможностей обучающихся.    
             
 
 
V. МАТЕРИАЛЬНО ­- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд (для учителя)
  1. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 1988
2.     Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
  1. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  2. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
5.     Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
6.     Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
7.     Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М., ВАКО, 2005.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
  3. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
  4. Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987
  5. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - М.: Просвещение, 1988
  6. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  7. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011
  8. DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
Библиотечный фонд (для обучающихся)
1.     Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
2.     Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
3.     Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.
4.     Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995
5.     Дедулевич М.Д.   Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые    поединки – Мозырь Белый ветер 2002г.
6.       Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001.
7.     Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1997.
Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1996. Усачев А.А., 9.
8.     Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД, М., 1998.10.
9.     Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия.   – Издательство
Технические средства обучения:
·      компьютер,
·      медиапроектор,
·      интерактивная доска.
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»