Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сравнительная эффективность различных комплексов
ЛФК при нарушении осанки и плоскостопия у школьников

Гудкова Луиза Сафаргалиевна
Актуальность. В наше время одна из актуальных проблем – это искривление позвоночника у детей школьного возраста. Сколиоз - это тяжелое развивающиеся заболевание позвоночника, которое может негативно отражаться на деятельности всего организма. Сколиотическая болезнь вызывает искривление позвоночного столба, что приводит к нарушению работы сердца и легких, а впоследствии, к инвалидности. Было доказано, что люди, страдающие сколиозом, имеют проблемы с сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, нервной системами   и желудочно-кишечным трактом.
Традиционные методы обследования детей, которые существуют в условиях современности, не всегда позволяют диагностировать сколиоз на самых ранних стадиях развития. Чаще всего внешние признаки сколиоза можно заметить только при выраженной деформации позвоночника. Иногда диагноз ставится случайно после изучения рентгенограмм, которые были выполнены в процессе обследования органов грудной клетки, почек; а также после прохождения флюорографии.
По причине неясности многих вопросов своевременной диагностики и неорганизованности осмотров детского населения, врачи не всегда могут применить эффективные способы профилактики и раннего лечения заболевания. Более того, нет единого мнения по способам лечения сколиотической болезни, а сами методики нуждаются в доработке. Должное внимание не уделяется проблемам организации в детских садах и школах специального режима дня для детей с нарушениями позвоночника, а также созданию оптимальных условий для их обучения, которые могли бы способствовать профилактике и лечению сколиотической болезни. недостаток научно обоснованных методов лечения, а также ряд других факторов объясняют необходимость новых исследований в данной области.
 Наличие большого количества больных сколиозом, нехватка способов диагностики на ранних стадиях, отсутствие общего мнения   в выборе оптимальной лечебной тактики, а также неудовлетворительные результаты коррекции данной патологии подтверждают актуальность данной темы.
Игровые формы занятий - это эффективный способ увеличения как двигательной, так и эмоциональной сферы детей. Игры занимают важное место в исправлении   двигательных нарушений у детей с нарушением осанки и плоскостопием и с помощью высоко эмоционального уровня помогают решать важные коррекционные задачи.
Гипотеза: предполагается, что только эффективно подобранный комплекс лечебной физической культуры (ЛФК) в виде использования игровых форм занятий благоприятно повлияет на развитие двигательной и эмоциональной сферы школьников при нарушениях осанки и плоскостопия.
Объект исследования: процесс развития двигательной и эмоциональной сферы у школьников при нарушениях осанки и плоскостопия.
Предмет исследования: методика ЛФК, организуемая в игровых формах в целях профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.
Цель: исследование эффективности различных комплексов ЛФК, применяемых при нарушениях осанки и плоскостопия у школьников.
Задачи
  1. Исследовать опыт педагогов-практиков по профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия разнообразными средствами и методами ЛФК.
  2. Разработать комплекс ЛФК для профилактики и коррекции сколиоза у детей с помощью физических упражнений и массажа.
  3. Разработать комплекс ЛФК для профилактики и коррекции плоскостопия у детей с помощью физических упражнений и массажа. 
Важность данной работы заключается в том, что собран материал по исследованию проблем нарушения осанки у детей младшего школьного возраста, были исследованы средства и методы ЛФК по профилактике и коррекции заболеваний.
Практическая значимость исследования заключается в том, что экспериментальную методику возможно использовать не только в медицинских учреждениях, но и в санаториях, общеобразовательных учреждениях, а также медицинскими работниками и студентами медицинских ВУЗов в качестве методического пособия.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы эффективности различных комплексов ЛФК при нарушении осанки у школьников
1.1 Общая характеристика заболеваний в отечественной и зарубежной литературе
 Отечественная и зарубежная литература содержит большое количество научных трудов, связанных с профилактикой и лечением отклонений опорно-двигательного аппарата, применяя физические упражнения.
По мнению   И.Д. Ловейко, движение является самым мощным терапевтическим средством при комплексном лечении искривления позвоночника и нижних конечностей. Он считает, что главным средством профилактики данного заболевания является привитие у ребенка важности физических упражнений, именно поэтому он должен быть приобщен к физическому воспитанию с самого раннего возраста.
Так К. Рино и С. Лемираль считают, что важное значение имеет    проведение закаливания.
Поддерживая данную мысль, Е.Н. Вавилова утверждает, что главным средством предотвращения проблем с   нарушением осанки в школьном возрасте являются физические упражнения, которые, в свою очередь, способствуют активной работе мышц – посредствам разгибания спины и мышц живота. Она тоже считает, что важное значение в процессе создания правильной осанки имеет строгое соблюдение режима дня.
Осанка - это человека держать тело в положениях. Правильная способствует удобству, также она. Более того человека, который в согнутом, осанка находится неправильном положении.  не только некрасиво, но приносит вред здоровью, так затрудняет правильное внутренних органов, также вызывает, которые связаны искривлением позвоночника.  правильной осанки с раннего и зависит только от работы мышц, и костной, связочно-суставного нервно-мышечного, равномерности их. Чем раньше правильное физическое на формирующуюся, тем лучше позвоночника. Огромное имеет своевременное профилактики и различных видов осанки, для, чтобы избежать проблем с утомляемостью, головными мышечными болями.  лечебно-оздоровительной важное значение соответствующий комплекс: выбор физических, а также их повторений, нагрузки и занятий.
Правильное осанки определяется:
1.  головы
2. формой столба и клетки, состоянием пояса, верхних нижних конечностей, также работой, участвующих в равновесия тела
 играет важнейшую    в здоровье.
Правильное положение можно определить, ребенка в плоскости. В положении можно рассмотреть естественные позвоночника. Чрезмерна недостаточная величина изгибов позвоночника о наличии осанки: сутуловатость, спина, плоская, седлообразная спина.
  - это боковое позвоночника, которое по причине положения тела.  причиной сколиоза мышечная слабость.
 же возникает осанка, и существуют способы предотвращения?
 Чаще процесс искривления начинает происходить школьном возрасте.  происходит, по недостаточного развития -мышечной системы детей, которая не является конца сформированной: гибки и, а неправильное за партой, к возникновению осанки. Неправильная часто возникает от пользования, которая не росту. Не в школе, и дома должна быть росту.
Часто осанка появляется школьников с иммунитетом, их быстро утомляется, вовремя они не, то как неправильную позу.  эта поза привычной и к нарушению, и вследствие позвоночника.
Так осанка нарушается недостаточном освещении, причине того, это вынуждает вовремя и письма наклоняться над и тетрадью.
 же, на осанки влияет нижних конечностей, в частности.
Плоскостопие-это, которая сопровождается сводов стопы.  форме различают, уплощенную и стопу, которая методом плантографии.
 стопа характеризуется 1 и 2 продольными, которые обеспечивают тела при, беге, прыжках.
 голеностопного сустава по 3 осям: отведение и.
В нормальном стопа производит о землю костью и плюсневых костей, то время, внутренняя часть касается земли, можно запросто по отпечатку.
 Не малое при плоскостопии состояние мускулатуры, которая поддерживает стопы; Возникновение возможно из- преждевременной постановки (в возрасте 1 года) на, когда его еще не физически.
Во плоскостопия одновременно уменьшением высоты происходит скручивание, поэтому осевая распределяется неправильно приходится на внутренний свод.  стопы при резко снижается.  уплощении свода возникает натяжение и подошвенного, что приводит болям при.
С медицинской зрения различают 5 плоскостопия: врожденное, паралитическое, травматическое статическое.
  1. Наличие плоской стопы крайне редко, не исключает наличие.
  2. Рахитическое – это следствие ранее рахита.  костей при рахита и мышечно-связочного дают повод уплощения стопы, которую влияет тела ребенка.
  3. плоскостопие – является заболеваний нервной.
  4. Травматическая плоская – является следствием переломов и ранее травм.
  5. плоскостопие – самый вид плоскостопия, причинами которого: недостаточность мышечного и неправильно обувь.
В возрасте плоскостопие в мягко формах и не причиняет и неудобств, в дальнейшем, мере роста этот недостаток причинять много (усталость, боли) даже привести искривлению позвоночника.  предпринятые меры избежать более проблем. Поэтому следить за плоскостопия.
В старшем возрасте или недостаточность стопы будет серьезным препятствием занятий многими спорта.
В школьном возрасте отличается большой и это возможность довольно легко приостановить плоскостопия и его с укрепления мышц связок стопы.
 данного заболевания по ряду причин, но всего главной является - слабость стоп и их утомление, возникает по длительного пребывания ногах. Все позволяет сделать о том, существует необходимость в занятия упражнений, которые, свою очередь, чередоваться с ребенка на и отдыхом.  стоит забывать том, что возникновения плоскостопия служит неправильный обуви. Обувь должна стеснять и затруднять.
Общеизвестным научным является то, объем движений стопы больше, взрослой. Данное происходит исключительно причине большей мышечно-связочного, поэтому детская является менее к статистическим. Она быстро и легко деформации.
Исходя вышесказанного, основными формирования свода являются: нормализация функций, повышение и силовой мышц нижних, физической работоспособности сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям среды.
Во систематических занятий культурой вырабатывается осанка; в гимнастических упражнений корректирующие упражнения.  пользу для хорошей осанки: плавание, гребля, волейбол, баскетбол.
 нарушения осанки устранить путем утренней гимнастикой физкультурой: Более и выраженные будут требовать занятий и.
1.2. Изучение опыта -практиков по нарушения осанки плоскостопия
Исследование -педагогической литературы отражает взаимосвязь здоровьем ребенка процессом его развития. В время одна актуальных проблем -  сколиоз или позвоночника. Сколиоз - тяжелое развивающиеся позвоночника, которое поражать внутренние нервной системы.  возникновении сколиоза физическая неполноценность, может способствовать глубокого психического. Болезнь вызывает позвоночного столба, приводит к работы сердца легких, а к инвалидности.  доказано, что, страдающие сколиозом, проблемы с -сосудистой, дыхательной, нервной системой    желудочно-кишечным.
«Формирование здорового жизни – сложный процесс, который большое количество образа жизни общества и основные сферы направления жизнедеятельности»
Таким образом видим, что ребенка является компонентом для разносторонней и развитой личности.
 воспитательной системы Греции составляли    гармонического развития. По- мнению, люди должны одинаковы и, как в, так и физическом отношении.
 XVI веке создано большое педагогических произведений, с вопросами воспитания и руководств, преимущественно гимнастике.
К веке в Европе гимнастика была разделена два направления.  одного из считали, что цель гимнастики -  здоровья, а – овладение сложными тела на снарядах.
В и XIX большое влияние развитие педагогической гигиенической гимнастики выдающиеся педагоги -Жак Руссо, Песталоцци.
Руссо мнения, что здоровья и –важнейшие условия укрепления сил возможностей человека.  считал, что время упражнения нашего тела процесс подготовки к жизни, также то, они содействуют развитию и здоровья человека.
 мнению Песталоцци, воспитания является сил и, которые изначально в ребенке, акцентировал внимание том, что способности нужно, иначе они и останутся. Лучшими физическими Песталоцци считал в овладевании в суставах, из них любые сложные.
В 1-ой XIX века сформированы три системы гимнастики –, французская и. В трех системах отражены основных направления, а именно:
  1. , направленная на сложными движениями, всего на гимнастических снарядах.  дальнейшем из была сформирована система гимнастики.
  2. , направленная на прикладными навыками, военно-прикладного. В дальнейшем этого направления сформирована   французская гимнастики
  3. Гимнастика, на развитие качеств, преимущественно – шведская система.
К середине века появились новые разновидности: индивидуальная, гигиеническая, несколько позднее – и атлетическая.
 состояние гимнастики России дали некоторым ученым общественным деятелям научно – обоснованную гимнастики. Эта была успешно П.Ф. Лесгафт был, который положил науке о воспитании в, как особому педагогической науки, также сумел этого использовать целого ряда и гуманитарных, таких как: физиология, психология других. Большой в педиатрию педагогику дошкольного был внесен.И. Чулицкой, опираясь на данные об -физиологических особенностях дошкольного возраста, гигиенические нормы воспитания и, а также эти нормы практику детских.
 Нормой двигательной в дошкольном признана величина, была бы состоянии удовлетворить потребности в, соответствующих возможностям потребностям растущего, а также его развитию укреплению здоровья.
 Древней Греции, физическая культура особое положение, босиком являлось рода культом.  было обязательно воинов и в систему закаливания.
По древнегреческого писателя, философ Сократ «целях обострения» постоянно ходил и требовал же от учеников.
Урицкая.П., Волкова.С., Алиев.Н. и разрабатывали упражнения профилактики дефектов у детей. А. и Овакимян. изучали последовательность упражнений для и коррекции. По мнению авторов, упражнения формирования свода следует сочетать общеразвивающими и упражнениями на правильной осанки учетом состояния и физического.
1.3. Средства лечебной при нарушении и плоскостопия школьников с зрения различных
Физкультура всегда одним из средств лечения и нарушения. Физические упражнения позвоночник, укрепляют туловища, позволяют деформации, благотворно на осанку, функции внешнего, дают общеукрепляющий.
Комплекс средств, которые применяются консервативном лечении, а также нарушении осанки:
· лечебную гимнастику;
· в воде;
· коррекцию положением;
· спорта.
По И.К.  ЛФК лучше сочетается с сниженной нагрузки позвоночник.  ЛФК как в групповых занятий, и индивидуальных, а также заданий, которые выполняют самостоятельно домашних условиях.
 лечебной гимнастики укреплению основных групп, которые позвоночник. Упражнения равновесие, балансирование, усилением зрительного и др, для создания выработки правильной
Одним из ЛФК является элементов спорта, как плавание «БРАСС» после курса обучения использование элементов. В наше одна из проблем - это или искривление. Сколиоз -это развивающиеся заболевание, которое может внутренние органы системы. При сколиоза развивается неполноценность, которая способствовать возникновению психического страдания.  вызывает искривление столба, что к нарушению сердца и, а впоследствии инвалидности. Было, что люди сколиозом имеют с сердечно-, дыхательной, мочевыделительной, системой   и -кишечным трактом.
 мнению Вавиловой. Н необходимо о профилактике осанки, посредством правил личной: не находиться одном положении 20 минут, как чаще вставать, на ногах этом не 10 секунд, как чаще менять ног, стараться в правильном (сидеть на стула, чтобы были согнуты под прямым, выпрямив спину)
 гимнастика, оздоровительная, активный отдых – двигательный минимум, необходим каждому и складывается из ходьбы, и гимнастики.
Помимо упражнений характера есть количество специальных: для укрепления брюшного пресса, улучшения осанки.  некотором роде упражнения позволяют недостатки фигуры лучше контролировать тело.
Кроме хорошее воздействие ванны, с морской или соли, но более 20 минут.
 - это основа и лечения. Она направлена укрепление связочно- аппарата стоп голеней. При выраженном плоскостопии добавление массажа, ванн и процедур.
 
При болей в ступней существует снизить нагрузку, как это противопоказанием к гимнастики.
Для и лечения приемы массажа сочетать с упражнений.
Во занятий с рекомендуется выполнять, которые воздействуют укрепление всего, а так мускулатуры ног.
 босиком по, песку, гальке гравию – все укрепляет стопы и является профилактики плоскостопия.
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Проанализировав данные литературных источников по теме: «Сравнительная эффективность различных комплексов ЛФК при нарушении осанки и плоскостопия у школьников», было определено, что в настоящее время, к большому сожалению, растет количество школьников, у которых выявлены нарушения осанки и болезнь стопы – плоскостопие, это является причинами нарушений многих функций организма.
Чтобы ребенку лучше усвоить физкультурные упражнения, необходимо проводить их в качестве игр.
Игровые формы занятий - это эффективный способ увеличения как двигательной, так и эмоциональной сферы детей. Игры занимают важное место в исправлении   двигательных нарушений детей при нарушении осанки и плоскостопия у школьников и с помощью высоко эмоционального уровня помогают решать важные коррекционные задачи.
Таким образом, можно сделать вывод, что специально подобранный комплекс упражнений физической культуры положительно влияет на развитие двигательных навыков при нарушении осанки и плоскостопия у школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

 
  1. Бальсевич В. Конверсия высоких спортивной подготовки актуальное направление физического воспитания всех // Теория практика физической, 2005, №4
  2. Бирюков А. Самомассаж. Москва, 2004.
  3. Бобырь А., Никитин В. Дефанотерапия нарушений и сколиоза. .1999.
  4. Большая медицинская.
  5. Брыкин А. Гимнастика. М., 2007.
  6. Е.Н. Укрепляйте детей. М. 2006.
  7.  по. – Л.: Медицина, 2006.
  8.  Физкультура для детей. – М.: , 2011.
  9. Виленский М. Физическая культура гуманитарном образовательном вуза // Физ.: воспитание, образование, 2008, №1.
  10. Выдрин В. Теория физической (культурологический аспект).  пособие – Л.:  им. П. Лесгафта, 2012.
  11. Доленко.Л. Берегите. – 2 из п. –. ФиС, 2009.
  12. Евстафьев.В. Анализ понятий в физической культуры. – . ВДКИФК, 2011.
  13. Котешева .К. Оздоровительная  при Сколиозе.
  14.  Лечебный массаж. – . Медицина, 2005.
  15. Ловейко.Д. Лечебная культура у при плоскостопии. 2014.
  16. Лосева В. Плоскостопие у 6–7 лет: Профилактика лечение. Издательство: «», 2009.
  17. Дубровский В. Лечебная физическая (кинезотерапия): Учеб.  студ. высш. заведений. - 2-е. стер. — М.: изд. центр, 2013. - 608 с.
  18. Дубровский.И. Спортивная: Учеб. Для. высш. Учеб. - 2-е изд. — М.: Гуманит. центр ВЛАДОС 2013. - 512с.
  19. , И.Е.  подвижных игр воспитании детей возраста / Дорофеева.Е.  // Проблемы. 2015. - №1 (2) С. 47–49.
  20.  Епифанов.А. Лечебная культура. Справочник. – . Авторская академия, 2016. – 448 .
  21. Лубышеаа Л. Современные подходы формированию физкультурного у студентов. // Теория и физической культуры, 2015, №.
  22. Полеся Г., Петренко Г. у. – К.: «Здоров’я», 2004.
  23.  В.М.  методика применения упражнений в физкультуре. М. 2008.
  24.  / Под. ред.И. Фонарева. –: Медицина, 2016.
  25. Чаклин.Д., Абальмасова.А. сколиоз кифозы. М. «», 2006.
  26. Фридланд М. Статические деформации у взрослых детей. // Ортопедия травматология. №8. 2011.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение
Комплекс упражнения при сколиозе
Упражнение 1
hello_html_m488ae624.jpg
Исходное положение – лежа на спине. Поднимите ноги над поверхностью пола и выполняйте движения, называемые «ножницы». Движения необходимо производить как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Выполните 15 повторений.
 
 
 
 
 
 
Упражнение 2
hello_html_6f46b6e4.jpg
Встаньте на четвереньки, ладони параллельно плечам, ноги на ширине плеч. Выполняйте упражнение «кошка» — выгибайте спину вверх, при этом голова и ягодицы направлены к полу. Затем делайте обратный прогиб – спина вниз, ягодицы и голова – вверх. Повторите упражнение 5-7 раз.
 
Упражнение 3
hello_html_m7fd22baa.jpg
Встаньте на четвереньки, упритесь ладонями в пол. Затем опустите ягодицы на пятки, вытянув тело вперед. В таком положении с помощью рук передвигайте туловище влево, прямо и вправо. В каждой позиции задерживайтесь на пару секунд. Выполните не менее 5 движений в каждую сторону.
 
 
 
Упражнение 4
hello_html_mac32327.jpg
Лягте на пол, подложив под живот твердую подушку. Заведите руки за спину, сцепив их в замок. Выполняйте подъемы корпуса вверх, на ту высоту, которую сможете осилить. Старайтесь не перенапрягать позвоночник. В упражнении должны участвовать мышцы нижней части спины. Выполните 5-10 подъемов.
 
 
 
Упражнение 5
hello_html_m4406b589.jpg
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Начинайте медленно сводить лопатки вместе, руки при этом должны быть расположены параллельно корпусу. Попеременно сдвигайте и расслабляйте лопатки, задействуя только мышцы грудного отдела позвоночника и плечевого пояса, руки должны свободно лежать вдоль тела. Повторите упражнение 10 раз.
 
Упражнение6hello_html_m1d2c8818.jpg
Исходная позиция – на четвереньках. Поднимайте и вытягивайте руку вперед, а противоположную ногу назад. Рука и нога при подъеме должны быть расположены параллельно полу. Затем поменяйте ногу и руку и повторите упражнение. Выполните упражнение 7-10 повторов.
 
Упражнение 7
hello_html_m70580ec5.jpg
Лягте на спину, руки разведите в стороны. Колени прижмите друг к другу и согните. В таком положении поворачивайте голову в одну сторону, а колени опускайте в противоположную. Во время упражнения нагрузка приходится на мышцы шеи и поясничного отдела позвоночника. Выполните 5-7 повторов.
 
Упражнение8hello_html_3c90aaf7.jpg
 
Лягте на пол на сторону искривления. Под область талии подложите небольшой валик. Нижняя нога прямая, верхняя согнута в колене. Нижнюю руку согните в локте и подложите под шею. Верхнюю руку поднимите и заведите за голову, держа ее параллельно полу. Такое положение сохраняйте на протяжении нескольких секунд, затем расслабьтесь. Повторите упражнение 5 раз.
 
Упражнение9
 
hello_html_202d8be3.jpg
Исходная позиция – лежа на животе. Ноги прямые, сведены вместе. Упритесь ладонями в пол, согнув руки в локтях. Сделайте вдох, и на выдохе выпрямляйте локти, поднимая корпус вверх. Голова при этом тянется назад. Сделайте еще 3 вдоха, прогибаясь на выдохе все дальше. Затем на 20-30 секунд задержите положение и расслабьтесь.
В завершении комплекса лечебной гимнастики необходимо выполнить дыхательное упражнение. Для этого выпрямите корпус в положении стоя, ноги поставьте параллельно плечам. Вдохните и медленно поднимайте руки вверх, при этом становясь на носочки. Потянитесь и на выдохе опускайте одновременно руки и пятки.
Чтобы предотвратить развитие сколиоза у детей, следите за правильным положением ребенка во время выполнения уроков, а также в любом сидячем положении. Ежедневно выполняйте зарядку и, в случае появления признаков сколиоза, немедленно покажите ребенка врачу. Тех же принципов стоит придерживаться и взрослому человеку.
Комплекс упражнения при плоскостопии
Комплекс начинается с положения, сидя на стуле. В этом положении выполняйте следующие элементы:
  • сгибание и разгибание пальцев ног; 
     
  • поочередное отрывание от пола пяток и носков; 
     
  • круговые движения стопами; 
     
  • натягивание носков в направлении к себе и от себя; 
  • максимально возможное разведение пяток в стороны без отрыва носков от пола.
Следующее положение – стоя. Рекомендуются следующие упражнения:
  • поднимание тела на носках вверх; 
     
  • стойка на ребрах внешней стороны стопы; 
  • приседание без отрыва пяток от поверхности пола.
Также рекомендуется периодически ходить на пятках, носках или внешних сводах стоп.
Все эти упражнения необходимо выполнять каждый день, желательно по несколько раз. Чем чаще вы будете этим заниматься, тем более низким будет риск появления у вас плоскостопия. Помните, что состояние вашего здоровья во многом зависит от вас самих.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»