Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности развития специальной
выносливости у девушек 15-16 лет

Тарутина Зинаида Владимировна
Старший школьный возраст является завершающим этапом созревания органов и систем, формирования большинства физических качеств, свойственных взрослому человеку. Важнейшей особенностью этого периода является половое созревание.
Адаптация к физическим нагрузкам происходит с участием всех систем организма. В двигательном аппарате окончательно созревают, как центральные, так и периферические его звенья. Осваивается большинство спортивных и трудовых движений. В их регуляции важную роль играют сенсорные системы. Точные действия рукой становятся возможными после адекватной оценки пространственных отношений между наблюдателем, объектом и фоном. Заметное совершенствование кинестетической чувствительности в реализации бимануальных движений происходит у подростков в период от 11 до 15 лет, а точность выполнения многих двигательных актов в этот период быстро возрастает в 1,5-2 раза. К 14-15 годам достигают функциональной зрелости механизмы билатерального управления движениями рук, о чем свидетельствует биоэлектрическая активность симметричных мышц при выполнении однонаправленных  движений. В этом же возрасте достигает максимального развития связи между ассоциативными полями коры больших полушарий. Усиливается правосторонняя моторная асимметрия, в 15 лет подростки боле часто используют правую руку по сравнению  с периодом 11-12 лет при выполнении движений «вправо, к себе, вниз, вверх».
В рассматриваемый период происходит активное совершенствование центральных регуляторных процессов: восприятия и переработки информации, программирования и принятия решений (В.Г.Панов, 1998г.).
На фоне интенсивного развития и совершенствования двигательных функций организма, в рассматриваемом возрастном диапозоне, в пубертатный период процессы возбуждения преобладают над торможением, трудно образуются условные рефлексы, ухудшаются сенсоматорные реакции, повышается лабильность вегетативной нервной системы, отмечается психологическая неуравновешенность и нестабильность функционольных систем организма. «Взрыв» гормональной системы сдвигает соотношение нервных и гуморальных влияний в организме при выполнении движений. Выделяют две фазы периода полового созревания. В 11-13 лет наблюдается высокая утомляемость, замедление выработки условных рефлексов и скорости сенсорных реакций, «размываются» отличия похожих объектов и ситуаций, неустойчивы показатели сердечно-сосудистой системы, выражена сонливость, понижена работоспособность. В 13-15 лет отмечается неуравновешенность поведения, вспыльчивость, обидчивость, апатия, заторможенность, нарушение сна, снижение умственной и физической работоспособности (А.С.Солодков, 1997г.).
В связи с активацией гипатоламо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки, у девочек продолжается развитее молочных желез, наблюдается рост волос в лобковой и подмышечной областях, появляются менструальные выделения. Длительность этого цикла в начале непостоянна, но в старшем школьном возрасте уже стабилизируется. Протекание фаз одного цикла (менструальный – от 1 до 7 дня; постменструальный -11-12 день; оволяторный – 13-14 день; постовуляторный – 15-25 день и предменструальный – 26-28 день) регулируется гормонами гипоталамуса, гипофиза, половых желез. В первую, третью и пятую фазы физическая и умственная работоспособность снижена, повышается функциональная стоимость выполняемой работы, возникает состояние физиологического стресса. В менструальную фазу снижается внимание и чувствительность сенсорных систем. В связи с кровопотерей уменьшается концентрация эритроцитов и гемоглобина, а следовательно, и кислородная емкость крови. Снижается мышечная сила,  быстрота и выносливость, однако улучшается гибкость. Повышение концентрации эстрогена во вторую фазу нормализуются многие функции организма. Работоспособность повышается. В третью фазу концентрация эстрогена уменьшается, снижается основной обмен, повышается функциональная стоимость работы. Работоспособность заметно снижается. В четвертую фазу вновь усиливается обмен веществ и повышается работоспособность. В последней, предменструальной фазе повышается возбудимость ЦНС, активируются обменные процессы. Отмечается ухудшение остроты слуха и зрения. Появляется раздражительность, утомляемость, тошнота, потеря аппетита, головная боль. Таким образом, реакции организма девушек на мышечные нагрузки будут типичными для данного возраста лишь в постменструальный и постовуляторный фазах ОМЦ (Л.П.Федоров, 1987г.).
В старшем школьном возрасте начинают преобладать гликолитические механизмы анаэробного обеспечения мышечной работы. В целом до начала полового созревания у детей превалируют аэробные механизмы энергообеспечения, а в процессе полового созревания начинают усиливаться анаэробные, достигая максимума к концу этого периода. Следует обратить внимание на то, у девочек и девушек по сравнению с юношами аэробная и анаэробная производительность ниже, и соответственно, - физическая работоспособность. Однако по мере расходов углеводов во время физической работы умеренной мощности спортсменки легче переходят на утилизацию жиров. Это позволяет выполнять работу более длительное время, но потребность в большом количестве кислорода лимитирует мощность и продолжительность работы.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»