Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности планирования работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья

Ковалёв Игорь Николаевич
Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорта. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Главной целью физической культуры является максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, - социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.
Задача педагога реализовать особые образовательные потребности детей данной категории, создать психологическую и нравственную атмосферу, в которой ребёнок перестаёт ощущать себя не таким, как все, занимает достойное место в обществе. Поэтому нужно создать условия для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях. 
Принципы и правила работы:
            - индивидуальный подход к каждому ребёнку
             -предотвращение наступления утомления, использования для этого разнообразных средств (чередование деятельности)
              -использование методов, активизирующих познавательную деятельность школьников
              - проявление педагогического такта
              -социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
-компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
-адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
-сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
-ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Коррекционная физкультура - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.
Положительными особенностями упражнений являются:
-отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
-возможность длительного применения;
-универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
--положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
-стимулирующее влияние на все органы и системы организма.
От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми. При этом необходимо учитывать характеристику заболевания, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.
Несмотря на индивидуализацию занятий, существуют общие правила:
-строго дозировать физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).
-постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.
-упражнения охватывают различные мышечные группы.
-в занятие включаются дыхательные и общеукрепляющие упражнения.
-перед занятием помещение хорошо проветривается.
-проводится строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).
-при появлении признаков утомления занятие прекращается.
При планировании и проведении занятий   учитываются особенности организма воспитанников, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Систематические, разнообразные занятия физическими упражнениями в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дают устойчивое повышение двигательной активности школьников, улучшение состояния здоровья.
Особенности урока физической культуры.
Занятие состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Поскольку у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить длительность подготовительной части занятия до 30-35% общего времени занятия, оставляя на основную часть до 40-50%, на заключительную - 20-25%.
 Занятия направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие двигательной моторики, оперативность мышления, моторная выносливость).
Программа по физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс (в рамках адаптивной физической культуры), получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).
      Продолжительность подготовительной части урока небольшая (5-8 минут) и может включать в себя как ранее разученные «тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, коррекцию, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений.
    В основной части урока необходимо выделить образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объёма учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 минут до 10-12 минут. В свою очередь, двигательный компонент – представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотносится с поставленными педагогическими задачами.
Продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.
Рабочая  программа по физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс, получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).
 Направления программы и их содержание
Вся работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями, подразделяется на:
– комплекс утренней гимнастики;
– комплекс физкультурных занятий;
– комплекс сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики;
– комплекс упражнений на дыхание.
Основные направления и их содержание
  • Утренняя гимнастика.
  •  Физкультурные занятия.
  • Сюжетные физкультурные занятии.
Утренняя гимнастика
Разработан комплекс утренней гимнастики с учетом коррекции. Структура утренней гимнастики:
  • Упражнения на дыхание;
  • Пантомима;
  • Упражнения для кистей рук;
  • Различные виды ходьбы;
  • Оздоровительный бег;
  • Подвижные игры;
  • Релаксация.
В комплекс утренней стимулирующей гимнастики включаются традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направлены на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация.
Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: дети заторможенные, вялые, либо чрезмерно возбужденные и не могут сосредоточиться.
Утренняя стимулирующая гимнастика позволит обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
Физкультурные занятия
Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме:
- вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия;
- блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения;
- оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резистентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.
Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. В среднем эти дети усваивают движение в течение 5-8 занятий, им требуется регулярное повторение, иначе быстро утрачивается приобретенный двигательный опыт.
Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Основное содержание  занятий
Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью учителя; в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг.
Ходьба выполняется самостоятельно; в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом, в обход зала, парами, врассыпную.
Оздоровительный бег выполняется самостоятельно и за учителем; друг за другом с изменением направления, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
Коррекционные упражнения выполняются вместе с учителем, по показу и словесной инструкции. Упражнения с предметами и без них.
Основные виды движений:
Упражнения для равновесия выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой учителя и самостоятельно: ходьба друг за другом, с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.
Упражнения на формирование правильной осанки выполняются самостоятельно по показу и по словесной инструкции. Ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по канату, прямо, приставным шагом, боком, и т.д. с мешочком на голове. Лазание по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке, по наклонной доске, лежа на животе, катание среднего мяча друг другу, лежа на животе. Ходьба по канату с мешочком песка на голове.
Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой учителя: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу, и натянутую веревку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку.
Прыжки выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью учителя: подпрыгивание, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через веревку, с места, прыжки в длину.
Метание выполняются по показу и словесной инструкции. Детей учат удерживать и перебрасывать мяч, разные по весу, по размеру, по материалу; бросать мяч в горизонтальную цель, ловить мычи разные по размеру, ударять о пол и ловить его; бросать в цель мешочки с песком, сбивать кегли.
Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил.
Релаксация выполняется под тихую музыку с использованием различных упражнений помогающих расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
 При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья применяютя такие подходы: использование дифференцированного обучения с целью большей индивидуализации обучения (введение специальных разделов в рабочую программу для детей с ОВЗ, систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний).
 
  Используются разнообразные средства для предотвращения утомления: 
  • чередование двигательной и практической деятельности,
  • выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами, 
  • использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности для активизации обучающихся. 
  • физические упражнения;
  • корригирующие упражнения;
  • коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
  • материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; нетрадиционное оборудование.
Одной из главных задач является повышение уровня активности. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Это необходимое условие успешности процесса обучения школьников с ОВЗ на уроках физкультуры. 
Необходимо использовать специальные методы (наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля), приёмы и средства обучения, способствующие познавательной деятельности учащихся, формирующие необходимые учебные навыки на уроках физкультуры, способствующие раскрытию и развитию потенциала ребенка, в том числе специализированные компьютерные технологии. 
Специфические методы.
  1. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:                                                          
-точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнений, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;               
-создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажёров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за её воздействием и т.д.
Этот метод направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.
  1. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по заданному кругу, выполняя определённые упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода-достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.                                                                     
При использовании этого метода нужно:       
  • начинать с нагрузки не более 20-30% от максимальных возможностей каждого ребёнка;                                  
  • оптимальное количество    упражнений   6-8      подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка; постепенно повышая скорость преодоления кругов. 
  1. Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать следующее:                    
-тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий, можно повысить количество упражнений или интенсивность выполнения.                                                                                               
-Повышать темп выполнения упражнений с учётом индивидуальных
способностей ребёнка до максимального.                                                                
-Соблюдать интервалы отдыха после выполнения упражнений.
  1. Игровой метод отражает методические особенности игры и игр и упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка. В работе с детьми широко используются сюжетные, а также спортивные игры. Метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребёнка. 
  2. Соревновательный метод. Способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Широко используются общедидактические методы: наглядный, вербальный, практический.
  3. Наглядные методы формируют представления в движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.                                                    
  4. Вербальные активизируют сознание ребёнка, способствуют осмыслению задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.                                                                                                                          
  5. Практические обеспечивают проверку двигательных действий ребёнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы строго регламентированы.
          Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:
-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;
-поощрять любые проявления его инициативы,
-отмечать его успехи в физическом развитии;
-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;
-продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы у ребёнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение, что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.
  Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. 
Численность детей с проблемами в развитии здоровья увеличивается, поэтому правильно организованное инклюзивное образование поможет поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение №1.
Комплекс упражнений в положении лежа.
Упражнения для укрепления мышц спины:
  1. И.п. - лежа на животе, подбородок на кистях рук. Поднять голову и плечи, руки на пояс (живот от пола не отрывать, Лопатки соединить), держать 3-4 секунды.
  2. То же, но руки к плечам, за голову.
  3. То же, но руки назад, в стороны.
  4. То же, но руки вверх.
  5. Поднять голову и плечи. Движение руками к плечам, в стороны, к плечам, И.П.
  6. Поднять голову и плечи. Руки в стороны - сжимание и разжимание пальцев.
  7. Поднять плечи и голову. Руки вверх - два хлопка, и.п.
  8. То же, но руки в стороны - небольшие круговые движения в плечевых суставах.
  9. Движения руками как при плавании способом брасс на гpуди.
  10. Движение руками в стороны, к плечам, вверх. и.п.
  11. Движения руками, имитация «бокса».
  12. И.П. – то же. Движение руками вверх, за голову, вверх, и.п. Держать 4 счета в каждом положении.
  13. И.П. - лежа на животе, руки вверх. Передача теннисного мяча, эстафетной палочки из рук в руки до конца шеренги. Все занимающиеся держат руки вверху до окончания передачи.
  14. То же, но передача предмета слева направо.
  15. И.П. - лежа на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание ноги вверх.
  16. То же, но движения ногами как при плавании кролем на груди.
  17. И.П. - то же. Поднимание обеих ног вверх.
  18. И.П. - тоже. Поднять правую, присоединить левую, опустить правую, затем левую.
  19. Поднять ноги, развести в стороны, соединить и опустить.
  20. На гимнастической скамейке, лежа продольно на животе, движения ногами, как при плавании способом брасс на груди.
  21. И.П. - то же, но движения руками и ногами.
  22. И.п. - лежа на животе, руки согнуты, кисти под подбородком. Поднять левую руку вперед, а правую назад вдоль туловища, опустить голову и потянуться, проделать то же, меняя положение рук. Темп медленный.
  23. «Лягушонок». И.П. - то же. Поднять голову вверх, руки к плечам ладонями вперед, сводя лопатки, прогнуться спину с небольшим подниманием груди от пола. Прогибая спину, отводить голову назад, избегать сильного прогиба в пояснице, темп медленный.
  24. И.п. - лежа на животе, упор ладонями у плеч, голова опущена. Попеременное поднимание ног назад-вверх с прогибом спины и отклонением головы назад. Прогибаясь, не отрывать грудь от пола, темп средний.
 
 
 
 
 
 
Приложение №2.
 
Упражнения для формирования правильной осанки в положении стоя

 
 
 
 
Встать спиной к стенке, касаясь еѐ затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперѐд, затем назад.

 
 
 
 
 
Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.
 
 
 
Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперѐд, не теряя касания со стеной.
 
 
 
 
Стоя лицом к стене, поднять руки вверх, отводить ноги назад-вверх.
 
В положении стоя на коленях
 
 
Оттянуть носки и сесть на пятки, руки за голову. Подняться с пяток и разводя  прямые руки в стороны ладонями вверх, сильно выдвинуть таз вперед. Вернуться в и.п.
 
Упереться прямыми руками в пол. Выгнуть спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с.
 
 
Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно)
 
и голову, прогибаясь в пояснице.
 
 
 
В положении сидя
 
 
 
 
 
Мяч за спиной. Наклон назад. Прогнуться (мяч под поясницей), не отрывая таз от пола. Желательно головой коснуться пола, руки вверх (или за головой).

 
 
Ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками на пол, прогнуться, как можно выше поднять таз, вернуться в и.п.

 
 
 

 
 
Сидя спиной к гимнастической стенке ухватиться руками за 2 рейку внизу. Согнуть ноги (не отрывая оп пола). Поднимая таз, прогнуться.

 
 
В положении лѐжа на спине

 
 
 
Руки (согнутые в локтях)- за головой. Опираясь головой на руки и тазом на пол, прогнуться так чтобы лопатки не касались пола.
 
 
Руки развести в стороны. Опираясь на пол затылком, пятками и руками, приподнять туловище и держаться 3-5 с.
 
 
  
В положении лѐжа на животе

 
   
Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с., вернуться в и.п.

 
 
 
Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову и плечи, прогнуться, вернуться в и.п. Ноги от пола не отрывать.
   
Слегка поднять согнутые ноги, взяться руками за стопы и поднять их к голове. Держаться так 5-7 с.
   
Руки вытянуть вперѐд. Прогнуться, отрывая от пола руки и ноги. Держаться так 3-5 с.
 
 
 
 
 
Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и.п.
   
Стоя у стены, поднимать к груди поочерѐдно левое, затем правое колено.
 
 
 
Ноги вместе, руки вперѐд. Делать выпады вперѐд правой, затем левой ногой.
 
 
 
Опуститься на колени, сесть на пятки и встать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение №3.
 
Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки

ПО МЕСТАМ

Все играющие выстраиваются в шеренгу (колонну, круг), ориентируясь по полоске. По команде учителя: "Разойдись!", все дети разбегаются по залу.
По команде учителя: «У ребят порядок строгий, знают все свои места, 1-2-
3 место свое найди!»
 Играющие должны как можно быстрее найти свои места, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, кто встанет на место быстрее и сохранит правильную осанку.

СЛУШАЙ СИГНАЛ

Игроки идут по залу. По сигналу учителя (хлопок, свисток, бубен) внезапно останавливаются и принимают положение правильной осанки.  
Варианты:разные звуковые сигналы - разные положения рук, с сохранением правильной  осанки.  Хлопок - основная стойка. Свисток - руки за спиной и т.д.

СОВА

Выбирается «сова» и ведущий. Ее гнездо в стороне от площадки. Игроки - на площадке, а сова - в гнезде.
По сигналу ведущего: " День наступает, все оживает!" – дети   ходят, бегают по залу, изображая полет бабочек, птиц, лягушат, мышей. По второму сигналу: "Ночь наступает, все замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. Сова выходит охотиться.    Услышав разговаривающего игрока или игрока, принявшего неправильную позу, она берет его за руку и уводит в свое гнездо. По сигналу: "День наступает, все оживает!" - сова возвращается в гнездо, игроки вновь свободно резвятся на площадке. Игру можно проводить под музыку. 

САЛКИ

Выбирается водящий. Дети подбегают к нему и, хлопая в ладоши, говорят: "Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!" водящий, подавая звуковой сигнал, догоняет игроков и пытается их осалить. Спасаясь от водящего, игрок должен остановиться и принять заранее обусловленное положение правильной осанки. Такого игрока осаливать нельзя, и водящий должен переключиться на других. Через некоторое время выбирается другой водящий, и игра продолжается.  В конце игры называются дети, ни разу не осаленные водящим, и водящий, запятнавший наиболее число игроков.
Положения, принимаемые детьми во время преследования водящим:
"Часовой" - основная стойка, лопатки сблизить;
"Самолет" - стойка ноги врозь, наклон вперед прогнувшись, руки в стороны;
"Звездочка" - стойка ноги врозь, руки за голову, локти в стороны;
"Ракета" - стоя на носках, руки слегка отведены, ладони вперед;

ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ

Ребята строятся в колонну по одному (в шаге друг от друга) на середине площадки и рассчитываются "на первый, второй". Одна команда - первые номера, другая - вторые.
По обеим сторонам от игроков на расстоянии 1,5м кладутся какие-либо предметы, например: справа кубики, слева теннисные мячи. Предметов вдвое меньше, чем участников игры.  Играющие вместе с ведущим выполняют разные задания на выполнение правильной осанки. Внезапно водящий произносит одно из слов: "воробьи" или "вороны". При слове "воробьи" все бегут к мячам, а при слове "вороны" - к кубикам и каждый старается схватить один предмет.  За каждый предмет команда получает 1 очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков.  

НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ

Играет нечетное количество игроков, например, 11. Для них в круг кладут 5 обручей.
Идя по внешнему кругу, дети выполняю различные упражнения на осанку. По команде руководителя: "Стоп, ребята не зевайте! Быстро пару выбирайте!"  игроки вбегают в обручи, образуют пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки.  Игрок, оказавший лишним, идет по кругу и вместе с руководителем, выбирая учащегося с неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение правильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, - два штрафных.  Победителем становится тот, у кого окажется наименьшее количество штрафных очков. Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорта. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Главной целью физической культуры является максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, - социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.
Задача педагога реализовать особые образовательные потребности детей данной категории, создать психологическую и нравственную атмосферу, в которой ребёнок перестаёт ощущать себя не таким, как все, занимает достойное место в обществе. Поэтому нужно создать условия для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях. 
Принципы и правила работы:
            - индивидуальный подход к каждому ребёнку
             -предотвращение наступления утомления, использования для этого разнообразных средств (чередование деятельности)
              -использование методов, активизирующих познавательную деятельность школьников
              - проявление педагогического такта
              -социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
-компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
-адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
-сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
-ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Коррекционная физкультура - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.
Положительными особенностями упражнений являются:
-отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
-возможность длительного применения;
-универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
--положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
-стимулирующее влияние на все органы и сист

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»