Особенности планирования работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
Ковалёв Игорь Николаевич
Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорта. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Главной целью физической культуры является максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, - социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.Задача педагога реализовать особые образовательные потребности детей данной категории, создать психологическую и нравственную атмосферу, в которой ребёнок перестаёт ощущать себя не таким, как все, занимает достойное место в обществе. Поэтому нужно создать условия для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.
Принципы и правила работы:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку
-предотвращение наступления утомления, использования для этого разнообразных средств (чередование деятельности)
-использование методов, активизирующих познавательную деятельность школьников
- проявление педагогического такта
-социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
-компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
-адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
-сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
-ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Коррекционная физкультура - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.
Положительными особенностями упражнений являются:
-отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
-возможность длительного применения;
-универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
--положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
-стимулирующее влияние на все органы и системы организма.
От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми. При этом необходимо учитывать характеристику заболевания, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.
Несмотря на индивидуализацию занятий, существуют общие правила:
-строго дозировать физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).
-постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.
-упражнения охватывают различные мышечные группы.
-в занятие включаются дыхательные и общеукрепляющие упражнения.
-перед занятием помещение хорошо проветривается.
-проводится строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).
-при появлении признаков утомления занятие прекращается.
При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма воспитанников, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Систематические, разнообразные занятия физическими упражнениями в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дают устойчивое повышение двигательной активности школьников, улучшение состояния здоровья.
Особенности урока физической культуры.
Занятие состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Поскольку у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить длительность подготовительной части занятия до 30-35% общего времени занятия, оставляя на основную часть до 40-50%, на заключительную - 20-25%.
Занятия направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие двигательной моторики, оперативность мышления, моторная выносливость).
Программа по физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс (в рамках адаптивной физической культуры), получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).
Продолжительность подготовительной части урока небольшая (5-8 минут) и может включать в себя как ранее разученные «тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, коррекцию, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений.
В основной части урока необходимо выделить образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объёма учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 минут до 10-12 минут. В свою очередь, двигательный компонент – представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотносится с поставленными педагогическими задачами.
Продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.
Рабочая программа по физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс, получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).
Направления программы и их содержание
Вся работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями, подразделяется на:
– комплекс утренней гимнастики;
– комплекс физкультурных занятий;
– комплекс сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики;
– комплекс упражнений на дыхание.
Основные направления и их содержание
- Утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия.
- Сюжетные физкультурные занятии.
Разработан комплекс утренней гимнастики с учетом коррекции. Структура утренней гимнастики:
- Упражнения на дыхание;
- Пантомима;
- Упражнения для кистей рук;
- Различные виды ходьбы;
- Оздоровительный бег;
- Подвижные игры;
- Релаксация.
Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: дети заторможенные, вялые, либо чрезмерно возбужденные и не могут сосредоточиться.
Утренняя стимулирующая гимнастика позволит обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
Физкультурные занятия
Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме:
- вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия;
- блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения;
- оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резистентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.
Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. В среднем эти дети усваивают движение в течение 5-8 занятий, им требуется регулярное повторение, иначе быстро утрачивается приобретенный двигательный опыт.
Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Основное содержание занятий
Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью учителя; в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг.
Ходьба выполняется самостоятельно; в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом, в обход зала, парами, врассыпную.
Оздоровительный бег выполняется самостоятельно и за учителем; друг за другом с изменением направления, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
Коррекционные упражнения выполняются вместе с учителем, по показу и словесной инструкции. Упражнения с предметами и без них.
Основные виды движений:
Упражнения для равновесия выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой учителя и самостоятельно: ходьба друг за другом, с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.
Упражнения на формирование правильной осанки выполняются самостоятельно по показу и по словесной инструкции. Ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по канату, прямо, приставным шагом, боком, и т.д. с мешочком на голове. Лазание по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке, по наклонной доске, лежа на животе, катание среднего мяча друг другу, лежа на животе. Ходьба по канату с мешочком песка на голове.
Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой учителя: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу, и натянутую веревку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку.
Прыжки выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью учителя: подпрыгивание, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через веревку, с места, прыжки в длину.
Метание выполняются по показу и словесной инструкции. Детей учат удерживать и перебрасывать мяч, разные по весу, по размеру, по материалу; бросать мяч в горизонтальную цель, ловить мычи разные по размеру, ударять о пол и ловить его; бросать в цель мешочки с песком, сбивать кегли.
Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил.
Релаксация выполняется под тихую музыку с использованием различных упражнений помогающих расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья применяютя такие подходы: использование дифференцированного обучения с целью большей индивидуализации обучения (введение специальных разделов в рабочую программу для детей с ОВЗ, систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний).
Используются разнообразные средства для предотвращения утомления:
- чередование двигательной и практической деятельности,
- выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами,
- использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности для активизации обучающихся.
- физические упражнения;
- корригирующие упражнения;
- коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
- материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; нетрадиционное оборудование.
Необходимо использовать специальные методы (наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля), приёмы и средства обучения, способствующие познавательной деятельности учащихся, формирующие необходимые учебные навыки на уроках физкультуры, способствующие раскрытию и развитию потенциала ребенка, в том числе специализированные компьютерные технологии.
Специфические методы.
- Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:
-создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажёров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за её воздействием и т.д.
Этот метод направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.
- Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по заданному кругу, выполняя определённые упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода-достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
- начинать с нагрузки не более 20-30% от максимальных возможностей каждого ребёнка;
- оптимальное количество упражнений 6-8 подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка; постепенно повышая скорость преодоления кругов.
- Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать следующее:
-Повышать темп выполнения упражнений с учётом индивидуальных
способностей ребёнка до максимального.
-Соблюдать интервалы отдыха после выполнения упражнений.
- Игровой метод отражает методические особенности игры и игр и упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка. В работе с детьми широко используются сюжетные, а также спортивные игры. Метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребёнка.
- Соревновательный метод. Способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Широко используются общедидактические методы: наглядный, вербальный, практический.
- Наглядные методы формируют представления в движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.
- Вербальные активизируют сознание ребёнка, способствуют осмыслению задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.
- Практические обеспечивают проверку двигательных действий ребёнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы строго регламентированы.
-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;
-поощрять любые проявления его инициативы,
-отмечать его успехи в физическом развитии;
-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;
-продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы у ребёнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение, что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Численность детей с проблемами в развитии здоровья увеличивается, поэтому правильно организованное инклюзивное образование поможет поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.
Приложение №1.
Комплекс упражнений в положении лежа.
Упражнения для укрепления мышц спины:
- И.п. - лежа на животе, подбородок на кистях рук. Поднять голову и плечи, руки на пояс (живот от пола не отрывать, Лопатки соединить), держать 3-4 секунды.
- То же, но руки к плечам, за голову.
- То же, но руки назад, в стороны.
- То же, но руки вверх.
- Поднять голову и плечи. Движение руками к плечам, в стороны, к плечам, И.П.
- Поднять голову и плечи. Руки в стороны - сжимание и разжимание пальцев.
- Поднять плечи и голову. Руки вверх - два хлопка, и.п.
- То же, но руки в стороны - небольшие круговые движения в плечевых суставах.
- Движения руками как при плавании способом брасс на гpуди.
- Движение руками в стороны, к плечам, вверх. и.п.
- Движения руками, имитация «бокса».
- И.П. – то же. Движение руками вверх, за голову, вверх, и.п. Держать 4 счета в каждом положении.
- И.П. - лежа на животе, руки вверх. Передача теннисного мяча, эстафетной палочки из рук в руки до конца шеренги. Все занимающиеся держат руки вверху до окончания передачи.
- То же, но передача предмета слева направо.
- И.П. - лежа на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание ноги вверх.
- То же, но движения ногами как при плавании кролем на груди.
- И.П. - то же. Поднимание обеих ног вверх.
- И.П. - тоже. Поднять правую, присоединить левую, опустить правую, затем левую.
- Поднять ноги, развести в стороны, соединить и опустить.
- На гимнастической скамейке, лежа продольно на животе, движения ногами, как при плавании способом брасс на груди.
- И.П. - то же, но движения руками и ногами.
- И.п. - лежа на животе, руки согнуты, кисти под подбородком. Поднять левую руку вперед, а правую назад вдоль туловища, опустить голову и потянуться, проделать то же, меняя положение рук. Темп медленный.
- «Лягушонок». И.П. - то же. Поднять голову вверх, руки к плечам ладонями вперед, сводя лопатки, прогнуться спину с небольшим подниманием груди от пола. Прогибая спину, отводить голову назад, избегать сильного прогиба в пояснице, темп медленный.
- И.п. - лежа на животе, упор ладонями у плеч, голова опущена. Попеременное поднимание ног назад-вверх с прогибом спины и отклонением головы назад. Прогибаясь, не отрывать грудь от пола, темп средний.
Приложение №2.
Упражнения для формирования правильной осанки в положении стоя
|
Встать спиной к стенке, касаясь еѐ затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперѐд, затем назад. |
|
Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной. |
|
Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперѐд, не теряя касания со стеной. |
|
Стоя лицом к стене, поднять руки вверх, отводить ноги назад-вверх. |
В положении стоя на коленях
|
Оттянуть носки и сесть на пятки, руки за голову. Подняться с пяток и разводя прямые руки в стороны ладонями вверх, сильно выдвинуть таз вперед. Вернуться в и.п. |
Упереться прямыми руками в пол. Выгнуть спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5 с. |
|
Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно)
|
и голову, прогибаясь в пояснице.
|
|
В положении сидя
|
|
Мяч за спиной. Наклон назад. Прогнуться (мяч под поясницей), не отрывая таз от пола. Желательно головой коснуться пола, руки вверх (или за головой). |
|
Ноги вместе. Опираясь сзади прямыми руками на пол, прогнуться, как можно выше поднять таз, вернуться в и.п. |
|
|
Сидя спиной к гимнастической стенке ухватиться руками за 2 рейку внизу. Согнуть ноги (не отрывая оп пола). Поднимая таз, прогнуться. |
В положении лѐжа на спине
Руки (согнутые в локтях)- за головой. Опираясь головой на руки и тазом на пол, прогнуться так чтобы лопатки не касались пола. |
Руки развести в стороны. Опираясь на пол затылком, пятками и руками, приподнять туловище и держаться 3-5 с. |
В положении лѐжа на животе
Упереться в пол согнутыми руками. Разгибая руки не отрывая бедер от пола, запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с., вернуться в и.п. |
|
|
Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову и плечи, прогнуться, вернуться в и.п. Ноги от пола не отрывать. |
Слегка поднять согнутые ноги, взяться руками за стопы и поднять их к голове. Держаться так 5-7 с. |
|
Руки вытянуть вперѐд. Прогнуться, отрывая от пола руки и ноги. Держаться так 3-5 с. |
|
Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться в и.п. |
Стоя у стены, поднимать к груди поочерѐдно левое, затем правое колено. |
|
|
Ноги вместе, руки вперѐд. Делать выпады вперѐд правой, затем левой ногой. |
|
Опуститься на колени, сесть на пятки и встать. |
Приложение №3.
Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки
ПО МЕСТАМ
Все играющие выстраиваются в шеренгу (колонну, круг), ориентируясь по полоске. По команде учителя: "Разойдись!", все дети разбегаются по залу.По команде учителя: «У ребят порядок строгий, знают все свои места, 1-2-
3 место свое найди!»
Играющие должны как можно быстрее найти свои места, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, кто встанет на место быстрее и сохранит правильную осанку.
СЛУШАЙ СИГНАЛ
Игроки идут по залу. По сигналу учителя (хлопок, свисток, бубен) внезапно останавливаются и принимают положение правильной осанки.Варианты:разные звуковые сигналы - разные положения рук, с сохранением правильной осанки. Хлопок - основная стойка. Свисток - руки за спиной и т.д.
СОВА
Выбирается «сова» и ведущий. Ее гнездо в стороне от площадки. Игроки - на площадке, а сова - в гнезде.По сигналу ведущего: " День наступает, все оживает!" – дети ходят, бегают по залу, изображая полет бабочек, птиц, лягушат, мышей. По второму сигналу: "Ночь наступает, все замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. Сова выходит охотиться. Услышав разговаривающего игрока или игрока, принявшего неправильную позу, она берет его за руку и уводит в свое гнездо. По сигналу: "День наступает, все оживает!" - сова возвращается в гнездо, игроки вновь свободно резвятся на площадке. Игру можно проводить под музыку.
САЛКИ
Выбирается водящий. Дети подбегают к нему и, хлопая в ладоши, говорят: "Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!" водящий, подавая звуковой сигнал, догоняет игроков и пытается их осалить. Спасаясь от водящего, игрок должен остановиться и принять заранее обусловленное положение правильной осанки. Такого игрока осаливать нельзя, и водящий должен переключиться на других. Через некоторое время выбирается другой водящий, и игра продолжается. В конце игры называются дети, ни разу не осаленные водящим, и водящий, запятнавший наиболее число игроков.Положения, принимаемые детьми во время преследования водящим:
"Часовой" - основная стойка, лопатки сблизить;
"Самолет" - стойка ноги врозь, наклон вперед прогнувшись, руки в стороны;
"Звездочка" - стойка ноги врозь, руки за голову, локти в стороны;
"Ракета" - стоя на носках, руки слегка отведены, ладони вперед;
ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ
Ребята строятся в колонну по одному (в шаге друг от друга) на середине площадки и рассчитываются "на первый, второй". Одна команда - первые номера, другая - вторые.По обеим сторонам от игроков на расстоянии 1,5м кладутся какие-либо предметы, например: справа кубики, слева теннисные мячи. Предметов вдвое меньше, чем участников игры. Играющие вместе с ведущим выполняют разные задания на выполнение правильной осанки. Внезапно водящий произносит одно из слов: "воробьи" или "вороны". При слове "воробьи" все бегут к мячам, а при слове "вороны" - к кубикам и каждый старается схватить один предмет. За каждый предмет команда получает 1 очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ
Играет нечетное количество игроков, например, 11. Для них в круг кладут 5 обручей.Идя по внешнему кругу, дети выполняю различные упражнения на осанку. По команде руководителя: "Стоп, ребята не зевайте! Быстро пару выбирайте!" игроки вбегают в обручи, образуют пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки. Игрок, оказавший лишним, идет по кругу и вместе с руководителем, выбирая учащегося с неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение правильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, - два штрафных. Победителем становится тот, у кого окажется наименьшее количество штрафных очков. Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорта. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Главной целью физической культуры является максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, - социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.
Задача педагога реализовать особые образовательные потребности детей данной категории, создать психологическую и нравственную атмосферу, в которой ребёнок перестаёт ощущать себя не таким, как все, занимает достойное место в обществе. Поэтому нужно создать условия для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.
Принципы и правила работы:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку
-предотвращение наступления утомления, использования для этого разнообразных средств (чередование деятельности)
-использование методов, активизирующих познавательную деятельность школьников
- проявление педагогического такта
-социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
-компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
-адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
-сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
-ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Коррекционная физкультура - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.
Положительными особенностями упражнений являются:
-отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
-возможность длительного применения;
-универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
--положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
-стимулирующее влияние на все органы и сист