Аттестация по физической культуре детей
с ограниченными возможностями с учетом групп здоровья
Ромашова Ольга Николаевна,
учитель физической культуры
ГБОУ школа №123 Санкт-Петербурга
В нашей школе уже более 10 лет аттестуются по физической культуре все учащиеся. Согласно письму Министерства образования РФ от 31 октября 2003 года были разработаны критерии оценки по физической культуре детей с ограниченными возможностями.учитель физической культуры
ГБОУ школа №123 Санкт-Петербурга
Для занятий физической культурой учащиеся распределяются на 3 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная.
Функциональные возможности организма учащегося определяются медицинским работником школы в начале учебного года. Комплектование групп осуществляется на основании заключения врача школы о состоянии здоровья после медицинского осмотра. Заключение о состоянии здоровья заносится в медицинскую карту ребенка и в классный журнал в листок здоровья, а списки по группам здоровья передаются учителям физической культуры.
К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят учащихся без отклонений или с небольшими отклонениями в состоянии здоровья.
К подготовительной медицинской группе относят учающихся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и часто болеющих (более 3-х раз в год).
К специальной медицинской группе относят учащихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.
Уровень физической подготовки определяется преподавателем в начале и конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений.
Учащиеся , имеющие отклонения в состоянии здоровья занимаются вместе с классом. До начала занятий с такими детьми проводится инструктаж о правильности выполнения упражнений и ограничениями во время урока . К концу учебного года физическая подготовка учащихся с ограниченными возможностями не уступает физической подготовке основной массы детей ,они хорошо сдают разрешенные контрольные упражнения.
Учащийся, длительно болевший и освобожденный после болезни, согласно разработанному учителями физической культуры положению об аттестации освобожденных, выбирает любую из перечисленных в положении форм аттестации.
(См. Приложение 1).
Есть в школе дети с ограниченными возможностями. Они так же занимаются на уроках физической культуры, выполняя комплексы общеразвивающих упражнений и приемлемые для них задания.
Приходится ориентировать и дополнительное образование на детей с ограниченными возможностями. В школе открыт Школьный Спортивный Клуб, задачей которого является привлечение к занятиям физической культурой и спортом широкие массы учащихся. Благодаря Школьному Спортивному Клубу появилась возможность открыть спортивные кружки по городкам и настольному теннису, где дети с ограниченными возможностями и ослабленным здоровьем занимаются с удовольствием , а это повышает их уровень физической подготовки, прививает интерес к здоровому образу жизни, помогает исправить недуг.
Приложение 1
Положение
об аттестации освобожденных от занятий физической культурой
1. Общие положения
Все учащиеся школы должны иметь оценку по физической культуре. Дети, имеющие:
1. I (основную) группу здоровья, должны заниматься в полном объеме учебных требований.
2. II и III (подготовительную и специальную) группы здоровья, занимаются на уроках физической культуры с ограничением согласно медицинским показаниям.
3. Освобожденные временно или постоянно, готовят ответы на теоретические задания.
2. Аттестация освобожденных от занятий ФК производится
по следующим вариантам:
Представление материала, изученного за определенный период учебного года в виде:
- Презентации.
- Доклада.
- Сообщения.
2.1 Выбор темы доклада, сообщения
Тематика доклада, определяется преподавателем в соответствии с календарно-тематическим планированием. Для выполнения заданий можно использовать учебники под редакцией В.И. Ляха, а так же интернет-ресурсы и другую дополнительную литературу.
2.2 Этапы работы над докладом, сообщением
3.1 Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию с выделением главного.
3.2. Подбор и изучение основных источников по теме.
3.3. Написание доклада.
3.4. Рассказ преподавателю.
2.3 Структура доклада, сообщения
- титульный лист
-содержание
- заслушивание презентации, доклада, сообщения.
2.4 Требования к оформлению доклада
5.1. Объем доклада может колебаться в пределах 2-5 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем (список литературы).
5.2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
5.3. Для сообщения достаточно 1-2 страницы.(список литературы не нужен) интервал 1,5, шрифт 14, Times New Roman, либо рукописный текст.
5.4. Для начальной школы возможно написание сообщения в письменной форме.
5.5. Приветствуется оформление с использованием рисунков и картинок по теме .
2.5 Сроки сдачи материала
Педагог вправе назначать сроки сдачи подготовленного материала.
2.6 Критерии оценки
Ребенок должен пересказать предоставленный учебный материал:
Оценка «5»- ребенок самостоятельно изложил учебный материал и выделил главное.
Оценка «4»-ребенок рассказал, не выделил главное и отвечал на наводящие вопросы учителя правильно.
Оценка «3» -ребенок не полностью ,а частично рассказал изложенный материал.
Оценка «2» - Ребенок не подготовил домашнее задание на момент аттестации.