Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Предстартовое состояние и психологическая подготовка спортсменов

Шаталов Андрей Александрович
Итоги выступления команды в масштабных соревнованиях, при прочих равных условиях с соперниками, в значительной мере зависят от качества пси­хологической подготовки игроков.
Психологическая подготовка и поддержка спортсменов очень важна в до­стижении ими высоких результатов и слаженной работы в команде. Это раз­личные воздействия на психологические состояния спортсменов , конечно, в пределах допустимых воздействий с целью формирования психологической го­товности к достижению высоких результатов в игре.
В психологической подготовке важен характер задач, поставленных пе­ред командой. Нельзя допустить, чтобы это были непосильные задачи, нельзя и довольствоваться малым. Задачи эти должны быть посильными и отвечать воз­можностям команды на данном этапе подготовки.
Немалые трудности в психологической подготовке возникают у тренеров команд переходного возраста: ведь психика юношей еще недостаточно устой­чива, порою очень ранима.
Главные средства воздействия тренера на психику спортсменов  - слово, го­лос, интонация. Слово тренера может поднять игрока на спортивный подвиг, а может и свести все усилия на нет. Самое главное слово тренера должно быть справедливым, убедительным, доходчивым и верным. В нем - не место упрекам, бестактности, грубости. Голос тренера должен меняться в зависимости от обстоя­тельств и от того, с кем наставник ведет разговор. Но в принципе он должен со­хранять среднюю тональность и не переходить ни на высокие ноты, ни на грубый окрик или доже крик. Надо знать, когда повысить, а когда снизить тон.
В работе с молодежными командами не всякий раз срабатывают стан­дартные взрослые подходы и методы.
Поскольку юный организм всегда возбудить проще и быстрее, в мобили­зации юношей благотворна роль интонации в голосе тренера, особенно с оттен­ком доброжелательности.
Желание играть у молодых спортсменов  огромно. Перед началом матча они оживлены и эмоционально возбуждены - так и рвутся поскорее выйти на поле. Тем не менее, одним удаётся сохранить уверенность и внешнее спокой­ствие, другие волнуются, переживают, нервничают. Некоторое предстартовое волнение вполне обосновано, поскольку равнодушных к игре не должно быть. Но излишнее волнение может помешать самым горячим правильно действовать на поле тактически.
Состояние повышенного возбуждения у игроков может вызвать и сам тре­нер, давая установку на игру, излишне требовательно говорит о задаче команды выиграть, во что бы то ни стало. Ещё хуже, если это требование высказать до­срочно и в такой форме, которая не допускает даже попытки возразить: "Выиграть любой ценой"! В результате такой подготовки в сознании игроков возникает изо­лированный очаг возбуждения, который затормозит, а затем и подавит все осталь­ные начала. Для футболистов и так ясно, соревноваться они выходят для того, чтобы побеждать. И в излишнем напоминании этого, нет ни какой нужды.
Давая установку на игру, тренер должен следить за тем, как игроки вос­принимают сказанное. И здесь много вариантов, одни принимают указания тренера к сведению как должное, другие - с сомнениями и опасениями, кото­рые перерастают в излишнее волнение. Это является сигналом тренеру о том, чтобы с этими игроками поговорить в доброжелательном, дружеском тоне от­дельно, успокоить их, снять излишнее напряжение. Перевозбуждение может быть и общим, если представить соперника слишком грозным. В этом случае надо детальнее остановиться на его слабых характеристиках и меньше говорить о достоинствах. И наоборот, слабого противника представить более сильным, чем он на самом деле. Как излишняя осторожность, так и чрезмерная уверен­ность в успехе нежелательны. Они пагубно отражаются на тактике игры, при­дают действиям игроков торопливость или инертность. Подвести всех игроков к оптимальному предстартовому состоянию, помогает разминка перед игрой. Легко возбудимые футболисты должны выполнять гимнастические упражнения в среднем темпе, апатичные - в более быстром.
Обычно разминка состоит из двух частей - гимнастических и беговых упражнений. Нагрузку для футболистов можно регулировать скоростью вы­полнения этих упражнений и упражнений с мячом. Такая программа разминки позволяет тренеру приравнять в игроках состояние готовности к началу матча.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»