Моя инициатива в образовании
Рупатов Илья Александрович
… Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученику – он совершенный учитель.
Я - учитель физической культуры, меня зовут Руптанов Илья Александрович. Я работаю в ГБОУ СОШ № 578. Свое призвание я начал ощущать еще в школьные годы. Самым любимым предметом был урок физкультуры и я мечтал стать учителем. С большим уважением я вспоминаю своего учителя физкультуры. Он был добрый и серьезный, строгий и справедливый, задумчивый и творческий. До сих пор, рассматривая фотографии с соревнований, с любовью и уважением вспоминаю о нём. Перебирая в памяти всех учителей нашей школы, понимаю, что быть учителем непросто, сколько труда и терпения нужно было им, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли вдумчивые, целеустремлённые молодые люди.
Я являюсь молодым учителем, но меня очень волнует проблема образования. Время быстро меняется, а значит меняются приоритеты, мотивации, меняется общество, в котором мы живём. Лишь роль педагога в современном образовательном учреждении остается неизменной.
Учитель - кто он? Кто-то скажет, преподаватель учебного предмета, другие ответят, что это воспитатель и наставник. Я же скажу, что учитель - это человек обладающий определенными качествами: щедростью души, любознательностью, готовностью понять радость и горе каждого, и прежде всего ребенка, любящий детей, относящийся к детям как к чему-то особенному и исключительному, с неистощимым интересом к внутреннему миру ребенка.
Каждому человеку, а ребёнку тем более, необходимо: чтобы его любили, понимали, уважали; чтобы он был кому-то нужен; чтобы у него был успех в делах, учёбе; чтобы он мог себя реализовать, самосовершенствоваться, старался уважать себя и близких.
Да, каждому маленькому Человеку надо, чтобы его любили, но любили не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть!
Долгое время система образования четко разделяла детей на обычных и детей с особыми потребностями, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются «нормальные» дети. До недавнего времени система образования полноценно принимала в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. Несправедливость этой ситуации очевидна. Дети с некоторыми особенностями развития должны иметь такие же права, как и их здоровые сверстники. Они должны получать равное со всеми детьми образование, реализовать себя в какой-либо сфере, чувствовать нужными обществу. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. В системе общего образования отторгаются сложные, доставляющие проблемы дети. Это, наверное, самая страшная беда российской школы - она избавляется от учеников, которые не вписываются в принятые обществом рамки.
Я считаю, что необходимо менять социальную модель общества. Для успешного осуществления инклюзии учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей - без дискриминации, пренебрежения и отвращения. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе. Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. В любой школе есть разные дети, в том числе «трудные», дети с психомоторными расстройствами, дети из асоциальных семей. Допустим, ребенок плохо ведет себя на занятиях. Самое простое, что может сделать учитель - вынести вопрос на психолого-медико-педагогическую комиссию; ребенок впоследствии может получить диагноз вроде «задержки психологического развития» и будет переведен в спецкласс или в спецшколу. То есть подход, условно говоря, такой: «нормальные» дети в одном месте, «проблемные» - в другом. Для них уровень преподавания - ниже, программы - проще, требования - невысокие. Судьба ребенка практически предрешена. Так происходит очень часто. Между тем, принцип «инклюзивности» подразумевает, что школа умеет справляться с теми, кто не вписывается в норму и создает трудности в классе. Инклюзивное образование требует более универсальных педагогических подходов и методик.
«Сделать трудное – привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным» - эти слова стали девизом моей педагогической деятельности. Школа, в которой я преподаю - ГБОУ СОШ № 578 города Санкт-Петербурга практикует совместное обучение обычных и «трудных» детей. Так, наряду со здоровыми детьми у нас обучаются и слабослышащие, и дети с нарушениями зрения, и дети из асоциальных семей. Смысл нашей работы не в том, чтобы подготовить школу к инклюзивному образованию, а в том, чтобы создать атмосферу инклюзии, когда дети воспринимают своего сверстника с ограниченными возможностями как обычного ребенка. Такой подход не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении таких людей и способствует развитию толерантности и социального равенства. Инклюзивный подход сказывается и на типично развивающихся детях, помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Также не подлежит сомнению и то, что инклюзивная образовательная среда формируется учителем, причем не, только учителем, а целой командой педагогов и специалистов - коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве. Педагоги должны научиться работать с разными детьми!
На своих уроках я стараюсь обеспечить «непростых» детей поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. Считаю, что главным показателем профессионализма учителя является умение создавать у обучающихся атмосферу тепла и доверия, как между учителем и учениками, так и между одноклассниками. Всем детям – «обычным» и «трудным», предстоит долгая, и, надеюсь, счастливая жизнь. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физическая культура развивает их больше всего. Физкультура должна стать универсальным средством оздоровления.
На сегодняшний день мой педагогический стаж насчитывает более 2 лет, но я точно знаю, что профессию выбрал правильно и могу с уверенностью сказать — конечной точки совершенства в моей профессии нет.