Методическая разработка урока физической культуры по гимнастике
Иванова Елена Евгеньевна,
учитель физической культуры
Место проведения: спортивный зал.
Актуальность работы.
На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях. Лично-ориентированный подход в системе физического воспитания не стал еще для многих учителей физической культуры нормой в своей работе. Практика испытывает потребность в разработке методик проведения уроков, носящих научно обоснованные, апробированные традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания.
Цель: овладения основами физкультурной деятельности личностно-ориентированной оздоровительной направленности.
Задачи:
-
формировать знания и навыки к практическим действиям, направленных на сохранение здоровья;
-
обеспечивать необходимой информацией для формирований стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-
формировать представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
-
Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
-
Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
-
Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Методика проведения разминки.
Разминка во вводной части уроков гимнастики имеет особое значение. Благодаря правильному подбору комплексов упражнений с учетом возрастных особенностей происходит последовательное воздействие на различные группы мышц. Особое внимание уделяется растяжке мышц тела, в том числе по системе “стретчинг”. Очень медленно сгибая и разгибая конечности туловища, занимающиеся удерживают части тела от 5 до 10 секунд. Польза “стретчинга” заключается в том, что в мышцах при растягиваниях и удерживаниях активизируется процесс кровообращения и обмена веществ. Наиболее эффективен “стретчинг” при работе в парах, т.к партнер усиливает нагрузку на мышцах. Но при этом учащийся должен полностью доверять своему партнеру, поскольку растягивание мышц не должно достигать острых болевых ощущений. Во время разминки так же уделять особое внимание правильному дыханию. Например: и.п. сидя на матах руки вверху, партнер сзади, руки на спине первого. Насчет раз – глубокий вдох, два, три, четыре – наклоны вперед с помощью партнера с захватом руками голени и выдохом. Удерживать 2-3 секунды. Пять, шесть, семь, восемь – и. п. с глубоким вздохом. Повторить 5–7 раз.
После разминки я обычно использую расслабляющие упражнения и метода релаксации на 2Ц3 минуты в положении лежа на матах с закрытыми глазами.
В основной части регулярно применяю систему силовой оздоровительной тренировки “изотон”.
Методика и организация основной части урока.
В связи с тем, что в стандартных рабочих планах по гимнастике использовано недостаточное, с моей точки зрения количество элементов и упражнений, я, расширил рабочую программу на базе 3 разряда по гимнастике, разделив каждый в отдельности класс на 4 рабочих отделения. Это позволило увеличит максимально плотность урока, поднять на уровень интерес учащихся к предмету и стимулировать оздоровительный процесс.
В планах присутствуют все элементы (звенья) предусмотренные программой, которые состоят из двух частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Базовая часть составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и предусматривает обучение и совершенствование навыкам и умениям гимнастики. В вариативную часть включены комплекс упражнений из современных оздоровительных систем: атлетическая спортивная и гимнастика с элементами акробатики, а также углубленное изучение предмета. На уроках частично присутствуют элементы релаксации (расслабление организма) также упражнения на статическое напряжение мышц, что позволяет эффективнее добиваться результатов физического совершенствования. Предусмотрены в плане домашнее и самостоятельные задания, упражнения для развития двигательных качеств и контроль за их развитием, воспитательная задача, основы знаний о физической культуре и межпредметные связи.
Пристальное внимание в данном планировании уроков уделено развитию двигательных качеств, достижению высокого уровня физической подготовленности, страховке и самостраховке на снарядах. В этих целях максимально усложнены и повышены нагрузки на уроках, системе домашних заданий и упражнений для развития двигательный способностей. Особая усложненность прослеживается в блоках специальных и подготовительных упражнений и элементов 3 разряда по гимнастике, которые в итоге к окончанию 11-го класса усваивает основная масса учащихся. В основном подобраны упражнения, которые эффективно (при правильной методике разделения класса на группы) способствуют повышению и общей физической подготовленности и результатов в гимнастических и акробатических упражнениях.
Предложенный вариант урока по гимнастике для учащихся 5–11-х классов (при правильной реализации его на практике позволит дать необходимый максимум знаний, умений и навыков, а также повысить уровень их физической дееспособности, необходимый для полноценной жизни, и будет способствовать активному формированию гармонической развитой личности учащихся.
В связи со сложностью элементов вышеуказанного предмета, особое внимание на уроках я уделяю страховке и самостраховке на снарядах. Тем самым практически полностью исключил возможность травматизма.
Методика заключительной части.
В заключительной части кроме стандартных – построения и задания на дом. Я так же использую частичную форму релаксации для расслабления всего организма и подготовки следующему уроку. Иногда в заключительной части идет разбор снятого на видео материала, с использованием мультимедийных средств. Это позволяет успешно реализовывать работу над собственными ошибками. Также в программу заключительной части урока ввожу обучение шагам, а в старших классах полностью танца “вальс”. Тем самым добиваюсь развития у воспитанников нравственного и эстетического воспитания.