Предупреждение травматизма на уроках физической культуры
Липснис Елена Анатольевна,
учитель физической культуры
учитель физической культуры
ГБОУ гимназия №498
Каждый учитель физической культуры знает, что как бы он ни старался обезопасить учебное пространство на уроке, увы травм не избежать. Учитель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Сегодня к предмету физическая культура уделяется огромное внимание, что продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.В нашем образовательном учреждении работа на уроках физической культуры ведется в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы (автор-составитель В.И.Лях и А.А.Зданевич.). В гимназии учатся 935 человек. Гимназия имеет два здания. В одном учатся дети некоторых начальных классов. В главном здании учится начальная средняя и старшая школа. Гимназия имеет один спортивный зал, а также спортивную площадку. Работают 4 учителя физической культуры. Шестидневный график. В связи с такой загруженностью школы занятия физической культурой проводятся с двумя классами одновременно. Думаю, эта проблема знакома практически всем учителям.
В такой ситуации на учителя ложится сложная задача, как сделать так чтобы урок физической культуры был насыщен, приносил пользу и прошел без травм.
Для предупреждения ситуации, когда в спортивном зале находятся классы разных параллелей учителям физической культуры необходимо взаимодействие с администрацией школы при составлении сетки занятий. У нас в гимназии расписание занятий составляется таким образом, чтобы в зале на уроке занимались учащиеся одной параллели или учащиеся с разницей в один год. Это дает возможность нам учителям работать с двумя классами одновременно. В случае, когда уроки невозможно было составить, таким образом, и в зале занимаются учащиеся с большей разницей, например 7 и 9 класс, то мы делим зал пополам и каждый учитель работает на половине зала, при этом разминочную часть можно проводить вместе.
Играет роль и взаимодействие учителей между собой. Стиль работы у каждого педагога разный. Тут важно договориться, кто уступает, кто, наоборот, занимает активную позицию. Здесь важно взаимодействие педагогов между собой. Если один берет на себя проведение урока, то второй педагог не сидит, а помогает проводить урок. Контролирует, подсказывает, поправляет учащихся. Это дает возможность проводить урок без видимых заминок, и лучше контролировать учащихся. Важно, чтобы вся нагрузка не падала на одного учителя.
Организационные недостатки и чрезмерная физическая нагрузка – это основные причины травматизма, и тут значение имеет мастерство педагога. Посещение открытых уроков, различных мастер-классов, зачастую дает в копилку педагога такие наработки, которые помогают делать урок более разнообразным, интересным. В некоторых ситуациях нужно не бояться импровизировать, так как удачные находки помогают провести урок так, что он пролетает незаметно как для учителя, так и для учеников, и в будущем ребята воспринимают урок физической культуры как любимый предмет. Наша задача научить ребят не бояться движения, показать, что всегда можно найти такие упражнения игры, которые будут нравиться и которыми будут заниматься с удовольствием.
Инструктаж по технике безопасности с учениками учитель проводит два раза в год, и на каждом уроке напоминает о возможных последствиях нарушения инструкций. Необходимо помнить о правильном подборе упражнений. Никогда не начинать со сложных элементов, а соблюдать принцип от простого к сложному. Материально-техническое состояние инвентаря должно строго соответствовать норме, и задача учителя следить за этим. И конечно учитель по опыту работы знает своих учеников, их физическую подготовку, страхи, состояние здоровья. Учитель должен уметь оказать первую медицинскую помощь. Для предупреждения травматизма все это нужно знать, и тогда риски будут минимизированы, а уроки будут приносить радость.
В такой ситуации на учителя ложится сложная задача, как сделать так чтобы урок физической культуры был насыщен, приносил пользу и прошел без травм.
Для предупреждения ситуации, когда в спортивном зале находятся классы разных параллелей учителям физической культуры необходимо взаимодействие с администрацией школы при составлении сетки занятий. У нас в гимназии расписание занятий составляется таким образом, чтобы в зале на уроке занимались учащиеся одной параллели или учащиеся с разницей в один год. Это дает возможность нам учителям работать с двумя классами одновременно. В случае, когда уроки невозможно было составить, таким образом, и в зале занимаются учащиеся с большей разницей, например 7 и 9 класс, то мы делим зал пополам и каждый учитель работает на половине зала, при этом разминочную часть можно проводить вместе.
Играет роль и взаимодействие учителей между собой. Стиль работы у каждого педагога разный. Тут важно договориться, кто уступает, кто, наоборот, занимает активную позицию. Здесь важно взаимодействие педагогов между собой. Если один берет на себя проведение урока, то второй педагог не сидит, а помогает проводить урок. Контролирует, подсказывает, поправляет учащихся. Это дает возможность проводить урок без видимых заминок, и лучше контролировать учащихся. Важно, чтобы вся нагрузка не падала на одного учителя.
Организационные недостатки и чрезмерная физическая нагрузка – это основные причины травматизма, и тут значение имеет мастерство педагога. Посещение открытых уроков, различных мастер-классов, зачастую дает в копилку педагога такие наработки, которые помогают делать урок более разнообразным, интересным. В некоторых ситуациях нужно не бояться импровизировать, так как удачные находки помогают провести урок так, что он пролетает незаметно как для учителя, так и для учеников, и в будущем ребята воспринимают урок физической культуры как любимый предмет. Наша задача научить ребят не бояться движения, показать, что всегда можно найти такие упражнения игры, которые будут нравиться и которыми будут заниматься с удовольствием.
Инструктаж по технике безопасности с учениками учитель проводит два раза в год, и на каждом уроке напоминает о возможных последствиях нарушения инструкций. Необходимо помнить о правильном подборе упражнений. Никогда не начинать со сложных элементов, а соблюдать принцип от простого к сложному. Материально-техническое состояние инвентаря должно строго соответствовать норме, и задача учителя следить за этим. И конечно учитель по опыту работы знает своих учеников, их физическую подготовку, страхи, состояние здоровья. Учитель должен уметь оказать первую медицинскую помощь. Для предупреждения травматизма все это нужно знать, и тогда риски будут минимизированы, а уроки будут приносить радость.