Гендерный подход в обучении на уроках физической культуры
Кузнецова Полина Владимировна
В современных условиях проведения урока возникла потребность в том, что современные российские школы, должны обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, строя принципиально иную функциональную модель своей деятельности, Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена, прежде всего новыми требованиями к образованности человека, которая определяется не только специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому, образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его физических возможностей, способностей.
Урок физической культуры в общеобразовательной школе оказывает существенное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к спортивной деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Со-вершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребностей к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников их умениям самостоятельно заниматься, а так же воспитывать убеждение в значимости занятий физкультурой.
Мы понимаем что, психические и анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек имеют значительные различия в строении их мозга, в способах обработки информации. Женский мозг развивается быстрее мужского: развитие мозга у младенцев в основном ярко выражено в правом полушарии, а затем постепенно переходит в левое – у девочек этот переход происходит раньше, поэтому они чаще используют левое полушарие. Мужские клетки и кровообращение головного мозга функционально смещены в правое полушарие, поэтому мальчики проявляют тенденции лучшего развития определенных областей правого полушария. Исходя из этого, одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.
На занятиях физической культурой в общеобразовательной школе предоставляется прекрасная возможность осуществлять работу по половому воспитанию. В школе у мальчиков формируется специфический тип мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками, мы может корректировать и расправлять поведение средствами урока. С первых занятий педагог дает понять, что такое физические упражнения и что на каждом уроке имеется нагрузка которая направлена на развитие физических качеств (быстрота, ловкость координация) так же урок приучает к выносливости, что важно для мальчиков, и необходимо для девочек.
Так как урок физической культуры имеет свою специфику, при организации учебного процесса необходимо учитывать следующие факторы, определяемые различиями половой психики.
1. Поведение - школьная адаптация у мальчиков хуже, чем у девочек. Утомляемость у мальчиков выражена больше, чем у девочек, и проявляется в отвлекаемости и расторможенности, поэтому для активизации внимания необходимо в конце урока включать подвижные игры с элементами соревнования.
2. Оценивание. Мальчикам принципиально важно, что оценивают в его деятельности, а не как. Для девочек же важно отношение значимых людей к их поступку: кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности.
3. Характеристика деятельности - мальчики более агрессивны и более успешны в зрительно – пространственных операциях. Для них важен показ движения, а не объяснение правил выполнения. Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, зато быстрее воспринимают любую информацию о действиях. У девочек выше языковые способности, а значит они лучше, эмоциональнее дадут характеристику или действию. Мальчики сделают это же задание точнее.
4. Межличностные отношения - для мальчиков на уроках хорошо использовать соревновательный метод. Для девочек соревновательный метод надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить.
5. Взаимодействие между мальчиками и девочками. Младшие школьники очень хорошо идут на контакт, с противоположным полом по этому, в этот период можно активно использовать игры и упражнения в паре, дети научаться понимать чувствовать партнера, а так же контактировать с ним. При работе со старшими школьниками могут возникнуть проблемы «Я не хочу с ним (с ней)!». Учитывая специфику, пубертатного кризиса учитель должен найти подход к ребенку, дать возможность ему раскрыться почувствовать уверенность в себе. Процесс физического воспитания хорошо влияет на преодоление трудностей в отношениях между мальчиками и девочками, участие в командных играх учит доброжелательного и внимательного отношению друг к другу, формирует черты гуманности, человечности.
Следовательно, можно сделать следующие выводы: мальчикам свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение. Девочкам свойственны чувствительность, общительность, добросовестность и старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение.
Список литературы
Урок физической культуры в общеобразовательной школе оказывает существенное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к спортивной деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Со-вершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребностей к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников их умениям самостоятельно заниматься, а так же воспитывать убеждение в значимости занятий физкультурой.
Мы понимаем что, психические и анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек имеют значительные различия в строении их мозга, в способах обработки информации. Женский мозг развивается быстрее мужского: развитие мозга у младенцев в основном ярко выражено в правом полушарии, а затем постепенно переходит в левое – у девочек этот переход происходит раньше, поэтому они чаще используют левое полушарие. Мужские клетки и кровообращение головного мозга функционально смещены в правое полушарие, поэтому мальчики проявляют тенденции лучшего развития определенных областей правого полушария. Исходя из этого, одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.
На занятиях физической культурой в общеобразовательной школе предоставляется прекрасная возможность осуществлять работу по половому воспитанию. В школе у мальчиков формируется специфический тип мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками, мы может корректировать и расправлять поведение средствами урока. С первых занятий педагог дает понять, что такое физические упражнения и что на каждом уроке имеется нагрузка которая направлена на развитие физических качеств (быстрота, ловкость координация) так же урок приучает к выносливости, что важно для мальчиков, и необходимо для девочек.
Так как урок физической культуры имеет свою специфику, при организации учебного процесса необходимо учитывать следующие факторы, определяемые различиями половой психики.
1. Поведение - школьная адаптация у мальчиков хуже, чем у девочек. Утомляемость у мальчиков выражена больше, чем у девочек, и проявляется в отвлекаемости и расторможенности, поэтому для активизации внимания необходимо в конце урока включать подвижные игры с элементами соревнования.
2. Оценивание. Мальчикам принципиально важно, что оценивают в его деятельности, а не как. Для девочек же важно отношение значимых людей к их поступку: кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности.
3. Характеристика деятельности - мальчики более агрессивны и более успешны в зрительно – пространственных операциях. Для них важен показ движения, а не объяснение правил выполнения. Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, зато быстрее воспринимают любую информацию о действиях. У девочек выше языковые способности, а значит они лучше, эмоциональнее дадут характеристику или действию. Мальчики сделают это же задание точнее.
4. Межличностные отношения - для мальчиков на уроках хорошо использовать соревновательный метод. Для девочек соревновательный метод надо применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить.
5. Взаимодействие между мальчиками и девочками. Младшие школьники очень хорошо идут на контакт, с противоположным полом по этому, в этот период можно активно использовать игры и упражнения в паре, дети научаться понимать чувствовать партнера, а так же контактировать с ним. При работе со старшими школьниками могут возникнуть проблемы «Я не хочу с ним (с ней)!». Учитывая специфику, пубертатного кризиса учитель должен найти подход к ребенку, дать возможность ему раскрыться почувствовать уверенность в себе. Процесс физического воспитания хорошо влияет на преодоление трудностей в отношениях между мальчиками и девочками, участие в командных играх учит доброжелательного и внимательного отношению друг к другу, формирует черты гуманности, человечности.
Следовательно, можно сделать следующие выводы: мальчикам свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение. Девочкам свойственны чувствительность, общительность, добросовестность и старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение.
- Кузнецова, П. В. Образовательная программа «Фитнес-аэробика» / Кузнецова, П. В. – Санкт-Петербург . не издавалась, 2015. – 35 с.
- Кузнецова, П. В. Рабочая программа «Физическая культура» / Кузнецова, П. В. – Санкт-Петербург. не издавалась, 2015. – 94 с.