Методическая разработка Физической культуре
Спортивные игры
Лаврентьева Любовь Алексеевна,
учитель физической культуры ГБОУ
гимназия №148 им. Сервантеса
Санкт-Петербурга
учитель физической культуры ГБОУ
гимназия №148 им. Сервантеса
Санкт-Петербурга
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Методическая разработка по проведению уроков тема:
«Спортивные игры».
3. Критерии оценки при обучении волейболу и баскетболу.
4. Развивающие игры и игровые задания.
5. Список литературы.
Пояснительная записка.
В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры - волейбол, баскетбол и др. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно-координационных качеств, в том числе точности движений, позволяющей воспроизводить двигательный акт по его пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам.
Наиболее распространенными разновидностями таких качеств, в спортивных играх, являются: точность воспроизведения движений по пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам; точность движений тела в ответ на раздражитель; точность баллистических движений; точность реагирования на движущийся предмет.
Развивать и совершенствовать точность движений можно не только с помощью системы специальных упражнений, но и при использовании игровых заданий, создающих ощущение естественности и непринужденности обстановки, что важно для сохранения устойчивой психо-эмоциональной сферы учеников. Проверка эффективности некоторых игровых заданий показывает, что их применение в учебно-тренировочном процессе позволяет активизировать внимание занимающихся, улучшать двигательную память, усиливать зрительное восприятие элементов двигательного акта, повышать работоспособность.
2. Методическая разработка по проведению уроков.
Урок по спортивным играм, как и другие занятия физической культуры в школе включает в себя подготовительную (вводную), основную и заключительную части.
Подготовительная часть. Продолжительность подготовительной части урока составляет 10-15 минут. Ее содержание должно обеспечивать выполнение двух «частных» задач: подготовить организм учащихся к выполнению заданий, реализуемых в основной части урока, и частично, сопряжено обеспечить развития физических качеств, в основном силы и выносливости. Для этого после объявления учителем задач урока, учащиеся выполняют программу двигательных действий.
Такие действия и физическая нагрузка, реализуемые в подготовительной части урока, должны соответствовать следующим требованиям:
а) интенсивность физической нагрузки должна быть большей, чем в основной части, средняя ЧСС равна 152-165 уд./мин. Поточное выполнение заданий непрерывно или с небольшими интервалами отдыха определяет высокую моторную плотность (70-80 %). В конце подготовительной части у учащихся должно наступить выраженное потоотделение. Интенсивный бег и энергично выполненные с большой амплитудой общеразвивающие упражнения должны обеспечить развитие выносливости учащихся;
В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры - волейбол, баскетбол и др. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно-координационных качеств, в том числе точности движений, позволяющей воспроизводить двигательный акт по его пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам.
Наиболее распространенными разновидностями таких качеств, в спортивных играх, являются: точность воспроизведения движений по пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам; точность движений тела в ответ на раздражитель; точность баллистических движений; точность реагирования на движущийся предмет.
Развивать и совершенствовать точность движений можно не только с помощью системы специальных упражнений, но и при использовании игровых заданий, создающих ощущение естественности и непринужденности обстановки, что важно для сохранения устойчивой психо-эмоциональной сферы учеников. Проверка эффективности некоторых игровых заданий показывает, что их применение в учебно-тренировочном процессе позволяет активизировать внимание занимающихся, улучшать двигательную память, усиливать зрительное восприятие элементов двигательного акта, повышать работоспособность.
2. Методическая разработка по проведению уроков.
Урок по спортивным играм, как и другие занятия физической культуры в школе включает в себя подготовительную (вводную), основную и заключительную части.
Подготовительная часть. Продолжительность подготовительной части урока составляет 10-15 минут. Ее содержание должно обеспечивать выполнение двух «частных» задач: подготовить организм учащихся к выполнению заданий, реализуемых в основной части урока, и частично, сопряжено обеспечить развития физических качеств, в основном силы и выносливости. Для этого после объявления учителем задач урока, учащиеся выполняют программу двигательных действий.
Такие действия и физическая нагрузка, реализуемые в подготовительной части урока, должны соответствовать следующим требованиям:
а) интенсивность физической нагрузки должна быть большей, чем в основной части, средняя ЧСС равна 152-165 уд./мин. Поточное выполнение заданий непрерывно или с небольшими интервалами отдыха определяет высокую моторную плотность (70-80 %). В конце подготовительной части у учащихся должно наступить выраженное потоотделение. Интенсивный бег и энергично выполненные с большой амплитудой общеразвивающие упражнения должны обеспечить развитие выносливости учащихся;
б) не следует выполнять сложные по координации упражнения, на объяснение и
показ которых затрачивается много времени. Упражнения должны быть простыми,
при их выполнении в сократительную деятельность должны включать не менее 70 %
скелетных мышц;
в) обязательно выполнение учащимися силовых упражнений, в том числе и те
стирующих уровень силы (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в
упоре лежа, поднимание и опускание туловища в положении сидя и др.);
г) координационная структура некоторых упражнений, выполняемых в подго
товительной части занятия, должна быть сходной с двигательными действиями,
включенными в основную часть урока;
д) выполнение упражнений с применением ударного метода развития взрывной
силы (например, прыжки толчком обеими ногами влево-вправо через гимнастиче
скую скамейку с продвижением вперед и максимальным использовании энергии рекуперации) допустимо лишь во второй половине подготовительной части, при условии полноценной подготовки мышечного и суставно-связочного аппарата к «острым»нагрузкам.
От проведения круговой тренировки в подготовительной части занятия нужно воздержаться.
Основная часть. После завершения подготовительной части занятия следует перестроение занимающихся в две шеренги, лицом друг к другу. В первой половине основной части занятия проводится обучение технико-тактическими двигательными действиями, чаще всего в парах. Два ученика образуют пару, стоя друг перед другом, они получают мяч и выполняют задания преподавателя.
Формирование пар может иметь методическое значение. В ряде случаев пары подбираются примерно одинаковых физической подготовленности, роста и прилежания. Тогда создаются равноценные возможности для двигательного совершенствования обеих занимающихся. Полезно, особенно на начальном этапе обучения, обеспечить взаимодействие «парных» занимающихся, развивать его на последующих занятиях.
У учащихся может возникнуть чувство открытого или скрытого соперничества («У меня должно лучше получиться, чем у него»), которое учитель должен вовремя заметить и своевременно перепрофилировать, направить в нужное русло. Наибольшего успеха достигают психологически совместимые «парные» партнеры: даже при наличии скрытого соперничества они доброжелательны друг к другу, на занятиях обмениваются методическими советами и секретами. Иногда скрытое соперничество приводит к недоброжелательству, особенно у девушек. Если учитель бессилен нормализовать сложные отношения партнеров, их следует развести по другим парам.
Партнеры могут заметно отличатся по уровню подготовленности и прилежанию. В таких случаях обучение мало эффективно: плохо подготовленный ученик часто теряет мяч, выполняет задания с грубыми ошибками; от этого более подготовленный партнер простаивает и не получат должной учебной нагрузки.
Однако формирование пар из сильного и слабого учеников может быть и оправданным. Например, хорошо подготовленного ученика тренирующегося в секции волейбол (баскетбол),учитель объединяет в парах со слабым учеником, последний в таком случае получает персонального куратора. Обучение улучшается. Более сложный случай - когда учитель пытается свести в паре добросовестного ученика с ленивым, часто при этом проигрывают оба.
показ которых затрачивается много времени. Упражнения должны быть простыми,
при их выполнении в сократительную деятельность должны включать не менее 70 %
скелетных мышц;
в) обязательно выполнение учащимися силовых упражнений, в том числе и те
стирующих уровень силы (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в
упоре лежа, поднимание и опускание туловища в положении сидя и др.);
г) координационная структура некоторых упражнений, выполняемых в подго
товительной части занятия, должна быть сходной с двигательными действиями,
включенными в основную часть урока;
д) выполнение упражнений с применением ударного метода развития взрывной
силы (например, прыжки толчком обеими ногами влево-вправо через гимнастиче
скую скамейку с продвижением вперед и максимальным использовании энергии рекуперации) допустимо лишь во второй половине подготовительной части, при условии полноценной подготовки мышечного и суставно-связочного аппарата к «острым»нагрузкам.
От проведения круговой тренировки в подготовительной части занятия нужно воздержаться.
Основная часть. После завершения подготовительной части занятия следует перестроение занимающихся в две шеренги, лицом друг к другу. В первой половине основной части занятия проводится обучение технико-тактическими двигательными действиями, чаще всего в парах. Два ученика образуют пару, стоя друг перед другом, они получают мяч и выполняют задания преподавателя.
Формирование пар может иметь методическое значение. В ряде случаев пары подбираются примерно одинаковых физической подготовленности, роста и прилежания. Тогда создаются равноценные возможности для двигательного совершенствования обеих занимающихся. Полезно, особенно на начальном этапе обучения, обеспечить взаимодействие «парных» занимающихся, развивать его на последующих занятиях.
У учащихся может возникнуть чувство открытого или скрытого соперничества («У меня должно лучше получиться, чем у него»), которое учитель должен вовремя заметить и своевременно перепрофилировать, направить в нужное русло. Наибольшего успеха достигают психологически совместимые «парные» партнеры: даже при наличии скрытого соперничества они доброжелательны друг к другу, на занятиях обмениваются методическими советами и секретами. Иногда скрытое соперничество приводит к недоброжелательству, особенно у девушек. Если учитель бессилен нормализовать сложные отношения партнеров, их следует развести по другим парам.
Партнеры могут заметно отличатся по уровню подготовленности и прилежанию. В таких случаях обучение мало эффективно: плохо подготовленный ученик часто теряет мяч, выполняет задания с грубыми ошибками; от этого более подготовленный партнер простаивает и не получат должной учебной нагрузки.
Однако формирование пар из сильного и слабого учеников может быть и оправданным. Например, хорошо подготовленного ученика тренирующегося в секции волейбол (баскетбол),учитель объединяет в парах со слабым учеником, последний в таком случае получает персонального куратора. Обучение улучшается. Более сложный случай - когда учитель пытается свести в паре добросовестного ученика с ленивым, часто при этом проигрывают оба.
В основной части урока учитель должен быть максимально методически активен. Он постоянно передвигается вдоль шеренг учащихся и осуществляет персональное обучение действия, исправляет ошибки, следит за правильностью выполнения того или иного технического действия. Время от времени педагог прекращает выполнение групповых заданий и дает общие указания, сопровождая их личным показом или показом данного действия каким-либо учеником, делая акцент на то, что у него отлично получается данный элемент.
Во второй половине основной части занятия проводят двусторонние игры или игры, закрепляющие полученные навыки. Однако им отводят им слишком много времени, что отнюдь не всегда целесообразно. Двусторонние игры следует проводить лишь в том случае, когда учащиеся владеют технико-тактическими действиями на уровне двигательного умения. Проведение двусторонних встреч с соблюдением всех правил с учащимися, особенно с девушками, является грубой ошибкой. Двусторонние игры следует проводить по программе мини-волейбола, мини-баскетбола, стритбола, волейбола и баскетбола по упрощенным правилам. Учебная программа предусматривает проведение таких игр с соблюдением всех правил только с 6-7 класса. Это справедливо, если учащиеся хорошо овладели технико-тактическими действиями, то допустимо уже в этот период обучения проводить учебные и соревновательные встречи с судейством и соблюдением всех правил игры.
При проведении основной части урока желательно ориентироваться на следующие методические рекомендации.
1. Во время обучения технико-тактическим действиям в парах и тройках
большое значение имеют выбор оптимальной дистанции между партне
рами и определение траектории полета мяча. Например, при обучении пе
редачам мяча волейбол (баскетбол) расстояние между партнерами состав
ляет от 2 - 5 м: оно тем больше, чем выше рост игроков и лучше их подго
товленность и, наоборот, тем меньше, чем хуже подготовленность и
меньше рост. При разучивании и совершенствовании подач (волейбол)
расстояние, на которое посылают мяч, составляют 4 - 8 м. Траекторию
полета мяча выбирают в зависимости от задач, поставленных учителем.
При определении параметров заданий педагогу следует учитывать мнение
учеников каждой пары.
2. В основной части занятия главное внимание уделяется обучению. Ка
чественное обучение, особенно в начальный период, сопряжено с невысо
кой физической нагрузкой. Овладение навыками и их закрепление не тре
буют предельных силовых напряжений, здесь необходима высокая точ
ность движений. Например, после передачи партнеру учащийся следит за
полетом мяча и готовится к выполнению последующей передачи. В это
время мяч перемещается к партнеру, который, в свою очередь, его при
нимает и передает обратно, на что затрачивается 4-10 сек. В данной си
туации соотношение продолжительности «действие - интервал отдыха»
Во второй половине основной части занятия проводят двусторонние игры или игры, закрепляющие полученные навыки. Однако им отводят им слишком много времени, что отнюдь не всегда целесообразно. Двусторонние игры следует проводить лишь в том случае, когда учащиеся владеют технико-тактическими действиями на уровне двигательного умения. Проведение двусторонних встреч с соблюдением всех правил с учащимися, особенно с девушками, является грубой ошибкой. Двусторонние игры следует проводить по программе мини-волейбола, мини-баскетбола, стритбола, волейбола и баскетбола по упрощенным правилам. Учебная программа предусматривает проведение таких игр с соблюдением всех правил только с 6-7 класса. Это справедливо, если учащиеся хорошо овладели технико-тактическими действиями, то допустимо уже в этот период обучения проводить учебные и соревновательные встречи с судейством и соблюдением всех правил игры.
При проведении основной части урока желательно ориентироваться на следующие методические рекомендации.
1. Во время обучения технико-тактическим действиям в парах и тройках
большое значение имеют выбор оптимальной дистанции между партне
рами и определение траектории полета мяча. Например, при обучении пе
редачам мяча волейбол (баскетбол) расстояние между партнерами состав
ляет от 2 - 5 м: оно тем больше, чем выше рост игроков и лучше их подго
товленность и, наоборот, тем меньше, чем хуже подготовленность и
меньше рост. При разучивании и совершенствовании подач (волейбол)
расстояние, на которое посылают мяч, составляют 4 - 8 м. Траекторию
полета мяча выбирают в зависимости от задач, поставленных учителем.
При определении параметров заданий педагогу следует учитывать мнение
учеников каждой пары.
2. В основной части занятия главное внимание уделяется обучению. Ка
чественное обучение, особенно в начальный период, сопряжено с невысо
кой физической нагрузкой. Овладение навыками и их закрепление не тре
буют предельных силовых напряжений, здесь необходима высокая точ
ность движений. Например, после передачи партнеру учащийся следит за
полетом мяча и готовится к выполнению последующей передачи. В это
время мяч перемещается к партнеру, который, в свою очередь, его при
нимает и передает обратно, на что затрачивается 4-10 сек. В данной си
туации соотношение продолжительности «действие - интервал отдыха»
составляет 1:4 - 1:5. Оно может быть и 1:10 - 1:15, если один из партнеров теряет мяч.
Но трудно рассчитывать, что малоинтенсивные двигательные действия, например, приемы и передачи мяча в парах, при соотношении периодов времени в циклах «движение - интервал отдыха» 1:4-1:15, обеспечат необходимую физическую нагрузку. Конечно, чтобы обеспечить развивающий режим, нагрузка на занятиях физической культуры должна быть достаточно большой. Поэтому целесообразно без ущерба для становления технических умений использовать любую возможность для сопряженного развития физических качеств, но только с помощью средств игровой подготовки (увеличение расстояния между двумя игроками при выполнении заданий в парах, повышения темпа движений, уменьшение времени полета мяча, и др.).
Не советую чередовать технические задания с нагрузками на развитие силы и выносливости. От круговой тренировки следует отказаться, за некоторыми исключениями. Время, отведенное на одном занятии на становление технического мастерства, надо использовать по назначению. Конечно, величина нагрузки должна быть достаточной и соответствовать требуемым параметрам, что достигается в основном за счет реализации двигательной программы подготовительной и заключительной части занятия.
3. При обучении полезно использовать тренажеры и технические средства
обучения .
4. Во второй половине занятия обычно проводят двусторонние игры. Одно
временно с программой таких встреч предусматривают специальные за
дачи для «остаточных» учащихся, по той или иной причине не попадаю
щих в команду. Например, на уроке присутствуют 22 человека, 10-12 из
них попадают в команды по 5-6 человек, но что же делать с остальными?
Эти учащиеся обязаны выполнять во время игры определенные дополни
тельные задания, например, занимаются технической подготовкой в парах
(приемы и передачи мяч).
5. В связи с эмоциональным напряжением при проведении двусторонних
встреч учащиеся часто допускают технические ошибки при выполнении
тех приемов, которые они выполняли успешно в процессе обучения.
Также и во время соревновательных игр учащиеся совершают техниче
ские и тактические ошибки, которых не было во время встреч, проводи
мых не в соревновательной обстановке. Такие сбивающие факторы нужно
учитывать и упреждать их в учебном процессе.
6. В содержании основной части занятия для разучивания, совершенствова
ния и освоения включают двигательные действия, различные по сложно
сти, а также по степени овладения ими учащимися. Нельзя планировать
для разучивания сразу несколько незнакомых учащимся двигательных
действий, ранее отсутствующих в программе урока, их не должно быть
более одного на одном уроке. Кроме двигательного действия, которое
учащиеся только начинают разучивать, в содержание урока включают
Но трудно рассчитывать, что малоинтенсивные двигательные действия, например, приемы и передачи мяча в парах, при соотношении периодов времени в циклах «движение - интервал отдыха» 1:4-1:15, обеспечат необходимую физическую нагрузку. Конечно, чтобы обеспечить развивающий режим, нагрузка на занятиях физической культуры должна быть достаточно большой. Поэтому целесообразно без ущерба для становления технических умений использовать любую возможность для сопряженного развития физических качеств, но только с помощью средств игровой подготовки (увеличение расстояния между двумя игроками при выполнении заданий в парах, повышения темпа движений, уменьшение времени полета мяча, и др.).
Не советую чередовать технические задания с нагрузками на развитие силы и выносливости. От круговой тренировки следует отказаться, за некоторыми исключениями. Время, отведенное на одном занятии на становление технического мастерства, надо использовать по назначению. Конечно, величина нагрузки должна быть достаточной и соответствовать требуемым параметрам, что достигается в основном за счет реализации двигательной программы подготовительной и заключительной части занятия.
3. При обучении полезно использовать тренажеры и технические средства
обучения .
4. Во второй половине занятия обычно проводят двусторонние игры. Одно
временно с программой таких встреч предусматривают специальные за
дачи для «остаточных» учащихся, по той или иной причине не попадаю
щих в команду. Например, на уроке присутствуют 22 человека, 10-12 из
них попадают в команды по 5-6 человек, но что же делать с остальными?
Эти учащиеся обязаны выполнять во время игры определенные дополни
тельные задания, например, занимаются технической подготовкой в парах
(приемы и передачи мяч).
5. В связи с эмоциональным напряжением при проведении двусторонних
встреч учащиеся часто допускают технические ошибки при выполнении
тех приемов, которые они выполняли успешно в процессе обучения.
Также и во время соревновательных игр учащиеся совершают техниче
ские и тактические ошибки, которых не было во время встреч, проводи
мых не в соревновательной обстановке. Такие сбивающие факторы нужно
учитывать и упреждать их в учебном процессе.
6. В содержании основной части занятия для разучивания, совершенствова
ния и освоения включают двигательные действия, различные по сложно
сти, а также по степени овладения ими учащимися. Нельзя планировать
для разучивания сразу несколько незнакомых учащимся двигательных
действий, ранее отсутствующих в программе урока, их не должно быть
более одного на одном уроке. Кроме двигательного действия, которое
учащиеся только начинают разучивать, в содержание урока включают
также действия и навыки, которые хорошо освоены. Следующие, подлежащие разучиванию двигательные действия, вводят в занятие только через определенный промежуток времени.
Определенную программой совокупность спорт игровых навыков и умений включают в процессе обучения Не одновременно, а последовательно. Ошибочно формировать программы «урока обучения», «урока закрепления», «урока повторения» и др. В ходе урока спортивных игр одновременно реализуются задачи обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания - всё в едином комплексе. При этом обучение должно быть «каскадным»: одни двигательные действия только начинают разучивать, другие - совершенствуют, третьи -автоматизируют и т. д.
Заключительная часть. Традиционно в конце занятия подводят итоги и определяют задания на дом. В данной части урока предлагается резко уменьшить физическую нагрузку и выполнять в медленном темпе успокаивающие упражнения с целью нормализации психического состояния и восстановления физической работоспособности, частично утраченной во время выполнения основных задач урока. Таким образом, средствами заключительной части постепенно ликвидируется двигательная доминанта и создается психологическая основа для восприятия учебного материала последующего занятия.
Необходимость указанных действий бесспорна, но только в тех случаях, когда физическая нагрузка на уроке была достаточно высокой, и учащиеся в конце основной части урока испытывали выраженное утомление. Но если в основной части в силу специфики урока нагрузка была невысокой, то специально выполнять восстанавливающие упражнения не имеет смысла. Наоборот, следует довести физическую нагрузку урока до должного уровня, предлагая учащимся выполнить интенсивные эстафеты, комплексы силовых упражнений и др.
3. Критерии оценки при обучении спортивным играм.
При обучении спортивным играм большое значение имеет точность и достаточно исчерпывающая полнота критериев оценки при выполнении учащимися того или иного технического приема. В данном разделе приведены такие критерии оценки в соответствии с учебным материалом.
3.1 Баскетбол.
Штрафной бросок. Бросок в кольцо должен быть осуществлен игроком в течение 5 сек. после того, как мяч передан в его распоряжение. Игрок может использовать любой способ выполнения штрафного броска (одной или двумя руками, от головы или от плеча). Выполняющий штрафной бросок, не должен касаться линии штрафного броска или площадки по ту сторону этой линии, пока мяч не коснется кольца.
Определенную программой совокупность спорт игровых навыков и умений включают в процессе обучения Не одновременно, а последовательно. Ошибочно формировать программы «урока обучения», «урока закрепления», «урока повторения» и др. В ходе урока спортивных игр одновременно реализуются задачи обучения двигательным действиям, развития физических качеств и способностей, воспитания - всё в едином комплексе. При этом обучение должно быть «каскадным»: одни двигательные действия только начинают разучивать, другие - совершенствуют, третьи -автоматизируют и т. д.
Заключительная часть. Традиционно в конце занятия подводят итоги и определяют задания на дом. В данной части урока предлагается резко уменьшить физическую нагрузку и выполнять в медленном темпе успокаивающие упражнения с целью нормализации психического состояния и восстановления физической работоспособности, частично утраченной во время выполнения основных задач урока. Таким образом, средствами заключительной части постепенно ликвидируется двигательная доминанта и создается психологическая основа для восприятия учебного материала последующего занятия.
Необходимость указанных действий бесспорна, но только в тех случаях, когда физическая нагрузка на уроке была достаточно высокой, и учащиеся в конце основной части урока испытывали выраженное утомление. Но если в основной части в силу специфики урока нагрузка была невысокой, то специально выполнять восстанавливающие упражнения не имеет смысла. Наоборот, следует довести физическую нагрузку урока до должного уровня, предлагая учащимся выполнить интенсивные эстафеты, комплексы силовых упражнений и др.
3. Критерии оценки при обучении спортивным играм.
При обучении спортивным играм большое значение имеет точность и достаточно исчерпывающая полнота критериев оценки при выполнении учащимися того или иного технического приема. В данном разделе приведены такие критерии оценки в соответствии с учебным материалом.
3.1 Баскетбол.
Штрафной бросок. Бросок в кольцо должен быть осуществлен игроком в течение 5 сек. после того, как мяч передан в его распоряжение. Игрок может использовать любой способ выполнения штрафного броска (одной или двумя руками, от головы или от плеча). Выполняющий штрафной бросок, не должен касаться линии штрафного броска или площадки по ту сторону этой линии, пока мяч не коснется кольца.
Выполнять штрафной бросок можно в парах, когда первый номер бросает мяч в корзину, а второй номер подбирает мяч и выполняет передачу первому на линию штрафного броска.
Количество попаданий мяча в корзину из 10 возможных. Оценки: «5», «4», «3» - 10-11 лет — юноши — 6, 5, 4; девушки — 4, 3, 1;
12-15 лет - юноши - 7, 6, 5; девушки - 5, 4, 2; 16-17 лет - юноши - 8, 7, 5; девушки - 5, 4, 2.
Передачи мяча в стену на скорость. Встать на расстояние 2-3 м от стены лицом к ней и выполнять передачи двумя руками от груди в стену в течение 20 сек., стараясь сделать как можно большее количество передач. Количество передач мяча в стену за 20 сек.
Оценки: «5», «4», «3» - 10-11 лет-юноши-25, 23, 18; девушки-23, 21,15;
12-15 лет - юноши - 26, 24, 20; девушки - 23, 21,15; 16-17 лет - юноши - 27, 26, 22; девушки-25, 22, 18.
Передачи в стену двумя мячами. Стоя в 3-5 м от стены, выполнять передачи двумя мячами в стену двумя руками от груди один за другим поочередно так, чтобы, отскочив от стены, они ударялись в пол и возвращались в руки выполняющего передачу игрока. Расстояние до стены при выполнении данного упражнения каждый участник определяет для себя предварительно, опытным путем. Количество передач в стену двумя мячами.
Оценки: «5», «4», «3» - 10-11 лет - юноши - 35, 30, 20; девушки - 30, 25, 15;
12-15 лет - юноши - 40, 35, 25; девушки - 35, 30, 20; 16-17 лет - юноши - 45, 40, 30; девушки - 35, 30, 25.
Передачи мяча в парах на скорость. Ученики стоят напротив друг друга на расстоянии 3-4 м и выполняют передачи двумя руками от груди. Количество передач мяча в парах за 30 сек. Оценки: «5», «4», «3» - 10-11 лет - юноши - 40, 35, 30; девушки - 30, 27, 25;
12-15 лет - юноши - 45, 40, 35; девушки - 35, 30, 25;
16-17 лет - юноши - 45, 40, 35; девушки - 35, 30, 25.
3.2 Волейбол.
Передачи мяча в парах через сетку. Ученики стоят напротив друг друга на расстоянии 2-3 м и выполняют передачи сверху двумя руками перемещение и выход к мячу.
Количество передач мяча в парах с соблюдением всех критериев. Оценки: «5», «4», «3» - 13-14 лет-юноши- 18, 15, 12; девушки- 12, 10, 8;
15-16 лет - юноши-20, 18, 15; девушки- 15, 12,10; 17 лет - юноши - 20, 18, 15; девушки- 18, 15, 12.
Передачи мяча в мишень на стене снизу на точность. Встать на расстояние
2-3 м от стены лицом к ней и выполнять прием и передачи мяча снизу.
Количество попаданий мяча в корзину из 10 возможных. Оценки: «5», «4», «3» - 10-11 лет — юноши — 6, 5, 4; девушки — 4, 3, 1;
12-15 лет - юноши - 7, 6, 5; девушки - 5, 4, 2; 16-17 лет - юноши - 8, 7, 5; девушки - 5, 4, 2.
Передачи мяча в стену на скорость. Встать на расстояние 2-3 м от стены лицом к ней и выполнять передачи двумя руками от груди в стену в течение 20 сек., стараясь сделать как можно большее количество передач. Количество передач мяча в стену за 20 сек.
Оценки: «5», «4», «3» - 10-11 лет-юноши-25, 23, 18; девушки-23, 21,15;
12-15 лет - юноши - 26, 24, 20; девушки - 23, 21,15; 16-17 лет - юноши - 27, 26, 22; девушки-25, 22, 18.
Передачи в стену двумя мячами. Стоя в 3-5 м от стены, выполнять передачи двумя мячами в стену двумя руками от груди один за другим поочередно так, чтобы, отскочив от стены, они ударялись в пол и возвращались в руки выполняющего передачу игрока. Расстояние до стены при выполнении данного упражнения каждый участник определяет для себя предварительно, опытным путем. Количество передач в стену двумя мячами.
Оценки: «5», «4», «3» - 10-11 лет - юноши - 35, 30, 20; девушки - 30, 25, 15;
12-15 лет - юноши - 40, 35, 25; девушки - 35, 30, 20; 16-17 лет - юноши - 45, 40, 30; девушки - 35, 30, 25.
Передачи мяча в парах на скорость. Ученики стоят напротив друг друга на расстоянии 3-4 м и выполняют передачи двумя руками от груди. Количество передач мяча в парах за 30 сек. Оценки: «5», «4», «3» - 10-11 лет - юноши - 40, 35, 30; девушки - 30, 27, 25;
12-15 лет - юноши - 45, 40, 35; девушки - 35, 30, 25;
16-17 лет - юноши - 45, 40, 35; девушки - 35, 30, 25.
3.2 Волейбол.
Передачи мяча в парах через сетку. Ученики стоят напротив друг друга на расстоянии 2-3 м и выполняют передачи сверху двумя руками перемещение и выход к мячу.
Количество передач мяча в парах с соблюдением всех критериев. Оценки: «5», «4», «3» - 13-14 лет-юноши- 18, 15, 12; девушки- 12, 10, 8;
15-16 лет - юноши-20, 18, 15; девушки- 15, 12,10; 17 лет - юноши - 20, 18, 15; девушки- 18, 15, 12.
Передачи мяча в мишень на стене снизу на точность. Встать на расстояние
2-3 м от стены лицом к ней и выполнять прием и передачи мяча снизу.
Количество передач мяча в стену.
Оценки: «5», «4», «3» - 14-17 лет-юноши- 15, 12, 10; девушки- 12, 10, 8; Передачи мяча над собой сверху двумя руками и снизу, передачи мяча выполняются над собой с чередованием передач, высота передач не ниже 1 м, учитывается синхронная, согласованная работа ног, туловища и рук.
Комбинированные передачи (одна сверху над собой, одна снизу). Оценки: «5», «4», «3» - 14 лет— юноши — 10, 8, 6; девушки — 10, 8, 6;
15 лет - юноши - 15, 12, 10; девушки -10, 8, 6; 16-17 лет-юноши -20, 18, 15; девушки- 12, 10, 8.
Верхняя (нижняя) прямая подача. Ученики располагаются в районе линии подачи и выполняют подачи мяча точно на противоположную площадку.
Подачи можно выполнять в парах, когда первый номер выполняет подачу мяча, а второй номер ловит мяч и передает первому на линию подачи.
Количество подач мяча через сетку на точность с 7 м из 10 возможных. Оценки: «5», «4», «3» - 14-15 лет - юноши - 6, 5, 4; девушки - 4, 3, 2;
16-17 лет - юноши - 7, 6, 5; девушки - 5, 4, 2; 18-20 лет-юноши-8, 7, 5; девушки-6, 5, 4.
Прием мяча снизу с подачи. Подачи и прием мяча выполняются в тройка, когда первый номер выполняет подачу мяча, а второй номер принимает мяч снизу и направляет его в зону 3,2 третьему номеру.
Количество приемов из 7 подач.
Оценки: «5», «4», «3» - 14-15 лет - юноши — 5, 4, 3; девушки — 4, 3, 2;
16-17 лет - юноши - 6, 5, 4; девушки - 5, 4, 3.
4. Развивающие игры и игровые задания.
Развивающие игры - это подвижные игры, помогающие совершенствовать различные элементы спортивных игр.
Баскетбол.
1. «Подвижный квадрат»: четверо
участников располагаются так, чтобы получился квадрат. Пятый игрок - водящий, находится в нутрии квадрата и передает мяч на выбор любому из четверки, а сам бежит на его место. Получивший мяч занимает время водящего, выполняет передачу и т.д.
2. «Салки с мячом»: игроки распола-
гаются произвольно по всей баскетбольной площадке, один игрок с мячом в руках - водящий. По
Оценки: «5», «4», «3» - 14-17 лет-юноши- 15, 12, 10; девушки- 12, 10, 8; Передачи мяча над собой сверху двумя руками и снизу, передачи мяча выполняются над собой с чередованием передач, высота передач не ниже 1 м, учитывается синхронная, согласованная работа ног, туловища и рук.
Комбинированные передачи (одна сверху над собой, одна снизу). Оценки: «5», «4», «3» - 14 лет— юноши — 10, 8, 6; девушки — 10, 8, 6;
15 лет - юноши - 15, 12, 10; девушки -10, 8, 6; 16-17 лет-юноши -20, 18, 15; девушки- 12, 10, 8.
Верхняя (нижняя) прямая подача. Ученики располагаются в районе линии подачи и выполняют подачи мяча точно на противоположную площадку.
Подачи можно выполнять в парах, когда первый номер выполняет подачу мяча, а второй номер ловит мяч и передает первому на линию подачи.
Количество подач мяча через сетку на точность с 7 м из 10 возможных. Оценки: «5», «4», «3» - 14-15 лет - юноши - 6, 5, 4; девушки - 4, 3, 2;
16-17 лет - юноши - 7, 6, 5; девушки - 5, 4, 2; 18-20 лет-юноши-8, 7, 5; девушки-6, 5, 4.
Прием мяча снизу с подачи. Подачи и прием мяча выполняются в тройка, когда первый номер выполняет подачу мяча, а второй номер принимает мяч снизу и направляет его в зону 3,2 третьему номеру.
Количество приемов из 7 подач.
Оценки: «5», «4», «3» - 14-15 лет - юноши — 5, 4, 3; девушки — 4, 3, 2;
16-17 лет - юноши - 6, 5, 4; девушки - 5, 4, 3.
4. Развивающие игры и игровые задания.
Развивающие игры - это подвижные игры, помогающие совершенствовать различные элементы спортивных игр.
Баскетбол.
1. «Подвижный квадрат»: четверо
участников располагаются так, чтобы получился квадрат. Пятый игрок - водящий, находится в нутрии квадрата и передает мяч на выбор любому из четверки, а сам бежит на его место. Получивший мяч занимает время водящего, выполняет передачу и т.д.
2. «Салки с мячом»: игроки распола-
гаются произвольно по всей баскетбольной площадке, один игрок с мячом в руках - водящий. По
команде преподавателя водящий выполняет ведение мяча правой или левой рукой и должен осалить одного из игроков, убегающих от него.
3. «Стритбол»: игра проводится с ис-
пользованием одного щита на обычной баскетбольной площадке - на одной ее половине. Команда состоит из 3 игроков. Продолжительность 12 мин. или до 15 очков.
4. «Гонка мяча по кругу»: нечетное
количество игроков располагаются по кругу, у одного из игроков мяч. По команде преподавателя игрок выполняет передачу мяча от груди двумя руками через одного игрока. Можно использовать 2-3 мяча.
5. Игра «Елочка»: занимающиеся
встают в две шеренги в шахматном порядке. Первый игрок выполняет передачу мяча второму и бегом занимает его место. Второй номер выполняет передачу мяча третьему, бегом занимает его место и т.д. Последний игрок осуществляет прием мяча и его ведение, занимая место первого игрока. Чтобы увеличить нагрузку, надо увеличить расстояние между игроками.
6. Эстафета «Передал, садись»: игро-
ки располагаются в несколько колонн, направляющие с мячом в руках находятся на расстоянии 1-1,5 м. По команде преподавателя направляющие игроки выполняют передачи от груди двумя руками впередистоящим в колонне, после передачи первый садится и т.д. Последний получив мяч, занимает место направляющего игрока, который встает впереди колонны и т.д.
7. Эстафеты: игроки выполняют пе-
ремещения, ведение, передачи различными способами и броски.
3. «Стритбол»: игра проводится с ис-
пользованием одного щита на обычной баскетбольной площадке - на одной ее половине. Команда состоит из 3 игроков. Продолжительность 12 мин. или до 15 очков.
4. «Гонка мяча по кругу»: нечетное
количество игроков располагаются по кругу, у одного из игроков мяч. По команде преподавателя игрок выполняет передачу мяча от груди двумя руками через одного игрока. Можно использовать 2-3 мяча.
5. Игра «Елочка»: занимающиеся
встают в две шеренги в шахматном порядке. Первый игрок выполняет передачу мяча второму и бегом занимает его место. Второй номер выполняет передачу мяча третьему, бегом занимает его место и т.д. Последний игрок осуществляет прием мяча и его ведение, занимая место первого игрока. Чтобы увеличить нагрузку, надо увеличить расстояние между игроками.
6. Эстафета «Передал, садись»: игро-
ки располагаются в несколько колонн, направляющие с мячом в руках находятся на расстоянии 1-1,5 м. По команде преподавателя направляющие игроки выполняют передачи от груди двумя руками впередистоящим в колонне, после передачи первый садится и т.д. Последний получив мяч, занимает место направляющего игрока, который встает впереди колонны и т.д.
7. Эстафеты: игроки выполняют пе-
ремещения, ведение, передачи различными способами и броски.
Волейбол.
1. Передача мяча сверху двумя руками: учащие располагаются по схеме. Водящий выполняет передачу сверху двумя руками первому номеру в колонне, он возвращает мяч водящему и уходит в конец колонны, мяч переходит ко второму и т.д. номерам. После 1-2 «кругов» водящего меняют. Упражнение заканчивается, когда все ученики выполнят функции водящего.
2. Передачи во встречных колоннах:
учащие располагаются по схеме во встречных колоннах. После передачи мяча первый игрок уходит в конец противоположной колонны и т.д.
3. Подачи по заданным зонам: игро
вую площадку разделяют на 9 равных квадратов.
Квадраты номеруются слева направо. При подачи
мяча в 5-й, 7-й, 9-й квадраты подающий получает
3 балла, при попадании в 4-й, 6-й - 2 балла, в 8-й
- 1 балл.
4. «Гонка мяча по кругу»: пять и бо
лее занимающихся становятся по кругу диамет
ром 3-4 м примерно на равном расстоянии друг от
друга. Перемещаясь по кругу бегом, каждый из
игроков поочередно выполняют передачу мяча
над собой и делает ускорение вперед; следующий
за ним партнер занимает его место и осуществля
ет прием мяча. В игре можно использовать разные
способы перемещения: приставным шагом,
прыжками, выполняя повороты на 360 .
5. «Мяч среднему»: играющие образу
ют несколько кругов, в центре каждого круга
находится «средний». Средний поочередно
набрасывает мяч снизу вверх своим товарищам,
которые выполняют ответную передачу. Передача
мяча среднему может быть выполнена : а) сверху
двумя руками; б) снизу двумя руками. Получив
мяч от последнего из круга средний меняется с
ним местами.
1. Передача мяча сверху двумя руками: учащие располагаются по схеме. Водящий выполняет передачу сверху двумя руками первому номеру в колонне, он возвращает мяч водящему и уходит в конец колонны, мяч переходит ко второму и т.д. номерам. После 1-2 «кругов» водящего меняют. Упражнение заканчивается, когда все ученики выполнят функции водящего.
2. Передачи во встречных колоннах:
учащие располагаются по схеме во встречных колоннах. После передачи мяча первый игрок уходит в конец противоположной колонны и т.д.
3. Подачи по заданным зонам: игро
вую площадку разделяют на 9 равных квадратов.
Квадраты номеруются слева направо. При подачи
мяча в 5-й, 7-й, 9-й квадраты подающий получает
3 балла, при попадании в 4-й, 6-й - 2 балла, в 8-й
- 1 балл.
4. «Гонка мяча по кругу»: пять и бо
лее занимающихся становятся по кругу диамет
ром 3-4 м примерно на равном расстоянии друг от
друга. Перемещаясь по кругу бегом, каждый из
игроков поочередно выполняют передачу мяча
над собой и делает ускорение вперед; следующий
за ним партнер занимает его место и осуществля
ет прием мяча. В игре можно использовать разные
способы перемещения: приставным шагом,
прыжками, выполняя повороты на 360 .
5. «Мяч среднему»: играющие образу
ют несколько кругов, в центре каждого круга
находится «средний». Средний поочередно
набрасывает мяч снизу вверх своим товарищам,
которые выполняют ответную передачу. Передача
мяча среднему может быть выполнена : а) сверху
двумя руками; б) снизу двумя руками. Получив
мяч от последнего из круга средний меняется с
ним местами.
6. Эстафета «Передал, садись»: игроки
располагаются в несколько колонн, направляю
щие с мячом в руках находятся на расстоянии 1 -
1,5 м. По команде преподавателя направляющие
игроки выполняют передачи любым способом
впередистоящим в колонне, после передачи пер
вый садится и т.д. Последний получив мяч, зани
мает место направляющего игрока, который вста
ет впереди колонны и т.д.
7. Эстафеты с элементами
волейбола (с применением передач сверху и
снизу двумя руками).
Список литературы
1. Железняк Ю.Д. Волейбол в YII классе, стр. 15-19
Физическая культура в школе 3/1986
2. Д.И. Нестеровский. Баскетбол YIII классе стр. 31-35
ФК в школе 5/1997
3. Б.И. Туркунов, В.В.Воронков. Базовые элементы техники волейбола стр. 37-
43
ФК в школе 6/2001
4.М.А. Грибачева. Критерии оценки при обучении волейболу, стр. 8-12
ФК в школе 2/2002
5. В.М. Семкин. Игры, подводящие к баскетболу стр. 43-45
ФК в школе 1/2004
6. Н.П. Баула. Баскетбольные тесты стр. 22-25
ФК в школе 4/2004
7. М.А.Грибачева. Урок волейбола. Методические рекомендации стр. 14-17
ФК в школе 8/2004
8. Е.Д. Гончарова. Урок волейбола по методу круговой тренировки.
ФК в школе 6/2004
9. Л.Д. Назаренко. На занятиях с волейболистами-старшеклассниками стр. 43-
46
ФК в школе 2/2005
10. А.И. Тихомиров, М.А. Грибачева, Л.Г. Никишкина. На семинаре по баскет
болу.
стр.32-35 ФК в школе 7/2005
11. А.Г. Фурманов Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. - М: 1982 стр.43-79