Здоровьесберегающие технологии на уроках
физической культуры в общеобразовательной школе
Бугаева Виктория Сергеевна,
учитель физической культуры ГБОУ школа №337
Невского района Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования [4].учитель физической культуры ГБОУ школа №337
Невского района Санкт-Петербурга
Цель моей профессиональной деятельности как учителя физкультуры – сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры. По сути, сам урок является здоровьесберегающим. Это урок, где учащиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально. Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:
1) Благоприятная дружеская обстановка на уроке. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания, как оценивают работу;
2) Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся. Чередую теорию и практику; 3) Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений – не допускать перегрузки учащихся; 4) Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого я предлагаю создать для каждого ученика ситуацию успеха, предоставить всем детям право оценить свой результат; 5) Занятия на свежем воздухе. Эффективным средством против простудных заболеваний является закаливание организма. Уроки на свежем воздухе включают занятия на школьном стадионе, где проходит легкоатлетическая подготовка, футбол, игра в лапту, лыжная подготовка; 6) Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счёт возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.
В здоровье подрастающего поколения заинтересованы все: и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учёбы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии [3].
Направленности в физическом воспитании – оздоровительная, образовательная, воспитательная.
Сочетая эти три направления формируются физкультурно- оздоровительные технологии – это процесс оздоровления детей.
Средства физического воспитания:
1. Санитарно-гигиенические: проветривание спортивного зала естественным сквозным способом, влажная уборка, соответствующее освещение, наличие медицинской аптечки, спортивный инвентарь по возрасту, наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима) [3].
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью учащихся.
Двигательная активность восполняется при использовании различных форм: проведение урока физической культуры три раза в неделю; учащимся предоставлена возможность заниматься в спортивном зале и на стадионе; организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья; участие детей в районных и областных соревнованиях; проведение утренней зарядки с детьми младшего школьного возраста; использование между уроками физкультминуток и физкультпауз; домашнее задание; вовлечение учащихся в школьные и районные спортивные кружки и секции.
2. Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности. Кроме физической нагрузки ведётся теоретическая подготовка детей. Нагрузка чередуется с теорией физической культуры.
3. Активные методы обучения – это побуждения участия детей к активной и самостоятельной деятельности. Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются: индивидуальная работа, работа с партнёром, работа в группе.
4. Дифференцированный подход – это правильно регулируемая нагрузка: учитывать состояние здоровья, функциональные возможности всех учащихся, физическую подготовленность, индивидуальные особенности, степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала [2].
Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире [3].
Таким образом, ключевой компетенцией учителя, в частности учителя физкультуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни здорового человека [4].
Список литературы:
- Бальсевич В.К. Новые технологии формирования физической культуры школьника. Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ /В.К.Бальсевич, Л.И.Любышев – 2005г.
- Городияш Е.Л. Физическое воспитание в школе /Е.Л.Городияш [и др.]. – 2008г.
- Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры /Л.Б.Кофман – 1998г.
- Сухарев А.Г. Гигиеническая норма суточной двигательной активности школьников /А.Г.Сухарев – 2000г.