Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Урок-КВН

Фразеологизмы

 

            Смирнова Лидия Павловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Лицея №40

Цели урока:

1.  Научить различать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, подбирать
синонимы.

       2.  Познакомить с фразеологическими словарями и справочниками.
       3.  Роль фразеологизмов в русском языке, их происхождение.

Ход урока.

      1.  Вступление (2 ученика).

1)  Мы начинаем КВН.
Для чего?

Чтоб не осталось в стороне Никого!

2)  Пусть не решить нам всех проблем,
Пусть станет радостнее всем,
Веселее станет всем!

       2.  Ведущий:

- Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в клубе веселых и находчивых, чтоб себя показать и других посмотреть, кому что на уроках,  самых главных,  самых трудных, не забавных, запомнилось, понравилось. Итак, слово двум командам.

3.  Представление капитанов, их команд, эмблем, приветствий соперников,
болельщикам.

Разминка: объяснить значение фразеологизмов.

1-й команде:

 

  1. Как сонная муха.
  2. Дал маху.
  3. Как мокрая курица.
  4. Наказать по первое число.
  5. Ходить на задних лапах.
  6. Куры не клюют.
  7. По щучьему веленью.

2-й команде:

  1. Водой не разольешь.
  2. Как в воду канул.
  3. Толочь воду в ступе.
  4. Седьмая вода на киселе.
  5. Воды не замутить.
  6. Носить воду решетом.
  7. Набрал в рот воды.

 

(Жюри  оценивает   1-й  этап: «Подсчитаем, с каким количеством очков отправимся в путешествие»).

             Ведущий:

              - Ребята, мы отправляемся по стране «Родной язык и родная литература»,
              где все выражает свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши
              знания и «веселое лукавство ума», как поет в своей песне Владимир Высоцкий:

Много прекрасного в странной стране:

Можно закутаться и заблудиться,

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случиться.

Вот будет пропасть - и нужен прыжок,

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело.

Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок! В этом-то все и дело!

Ведущий:

           Перед нами первое препятствие - пропасть, на дне которой плещется вода.
           Не случайно в нашей разминке фразеологизмы включали это слово.

 I.  Задание 1-й команде: ответьте, в состав каких фразеологизмов входит еще

слово «вода»? (за каждый быстрый и правильный ответ - 0,5 очков). Задание 2-й команде: со словом «голова».

II.  Задание - капитанам: вытянуть карточку с именем собственным (Фома,

Ерема, Емеля, Маланья, Макар, Сидор, Федор). Назвать фразеологизм с

этим именем.

 III.   Задание: найди пару - антоним (обеим командам).

           1-й команде:

 Иголки собирай. Ни зги не видно. Заварить кашу. По чайной ложке. Коломенская верста. Чуть свет. Повесить нос.           Сидеть на чужой шее. Душа в душу.

            2–й команде:

На ночь глядя. Воспрянуть духом. От горшка два вершка. Как кошка с собакой. Единым духом. Расхлебывать кашу. Не покладая рук. Жить своим горбом.

IV.  Проверим домашнее задание (рисунок - фразеологизм). Жюри оценивает.

V.  Задание: назвать фразеологизмы с именами числительными. VI.   Задание (домашнее):

  1. Привести примеры фразеологизмов из художественных произведений.

  2. Рассказать о происхождении фразеологизмов.

    Ведущий:

    -Итак, наше состязание окончено, представляем слово жюри.
    (Жюри называет количество очков каждой команды, команду - победителя).     VI. Итог урока:

    Учитель:

    -Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее яркой, меткой, образной.
    Я пожелаю вам, ребята, умело пользоваться фразеологизмами в своей речи,
    помнить, что это - наше богатство, доставшееся нам от наших предшественников,
    с любовью и вниманием относиться к родному языку.

    VI. Домашнее задание:

  3. Назвать фразеологизмы, содержащие слово «нос».

  4. Индивидуальное задание: составить сценарий КВН по теме «Лексика».


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»