Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экологические проблемы и международное сотрудничество
в регионе Балтийского моря

Барышникова Ирина Владимировна,
учитель биологии, ГБОУ школа №129,
Красногвардейского района города  Санкт-Петербурга


 
 Примерно до середины ХХ в. состояние Балтийского моря не вызывало серьезных опасений. Но уже в конце 60-х годов вследствие того, что поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению, и в результате сверхэксплуатации ресурсов на Балтике разразился экологический кризис, и в 1973 г. море было объявлено чрезвычайным районом Мирового океана. Несмотря на развитие в регионе природоохранной деятельности, к настоящему моменту общая экологическая ситуация в целом не улучшилась.Целью данной статьи  является  анализ современной системы сотрудничества Российской Федерации с государствами Балтийского региона, в том числе в деятельности различных международных организаций и в рамках Совета государств Балтийского моря. К  Балтийскому региону (водосборному бассейну Балтийского моря) относятся 14 государств — Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Польша, Словакия, Чехия, Германия и Дания. Девять из них (за исключением Норвегии, Белоруссии, Украины, Словакии и Чехии) имеют непосредственный выход к Балтийскому морю, а территории пяти стран (Швеции, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши) полностью (или с очень небольшими исключениями) лежат в балтийском бассейне.  Площадь бассейна Балтийского моря в 4 раза больше площади самого моря и составляет 1,75 млн. км2. Сегодня в регионе Балтийского моря проживает около 96,5 миллионов человек. Это густонаселенный район с высокой концентрацией промышленности и интенсивным сельским хозяйством. Основные промышленные центры и сельскохозяйственные районы непосредственно приурочены к прибрежной зоне, что еще более усиливает антропогенную нагрузку на море. Балтийское море по сравнению с другими морями не такое уж большое. Особенным его делает высокая чувствительность к различным загрязнениям и неспособность самостоятельно с ними справиться, очень небольшая способность к самоочищению, высокая степень токсического загрязнения. Поэтому: общая задача всех стран региона — уже в ближайшие десять лет восстановить экологию Балтийского моря.Для Балтийского моря с учетом ее географического положения, особенностей ресурсного и экономического потенциала вопросы международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды рассматриваются как один из важнейших факторов в достижении целей устойчивого развития. Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара. Например, Черное, Красное, Средиземное. Эта полузамкнутость Балтийского моря обусловливает его чрезвычайную чувствительность к антропогенному воздействию. По площади (около 415 тыс. км2) Балтийское море вполне сравнимо с другими внутренними акваториями, однако по количеству содержащейся в нем воды (21 тыс. км3) оно мало, а по отношению к Атлантике его можно считать пренебрежимо малым. Средняя глубина Балтики составляет 52 м, но около 17% акватории не глубже 10 м. Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление воды может произойти в среднем за 30—50 лет. Все, что в него попадает, остается в нем десятилетиями, так как водообмен через Датские проливы осуществляется очень медленно.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ
Одна из самых значимых экологических проблем Балтики на сегодняшний день - это избыточное поступление в акваторию азота и фосфора. В результате смыва с удобряемых полей с коммунальными стоками городов и отходами предприятий в море попадают 75% вредного азота и 95% не менее вредного фосфора. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным». Это ведет к:
 1. Увеличение выбросов биогенных веществ
 2. Повышение концентрации биогенных элементов
       3. Снижение прозрачности воды
       4. Уменьшение глубины, до которых распространены заросли морских трав на   дне.
   В результате мощного воздействия вредных веществ и в силу природной замкнутости воды Балтики теряют кислород и зарастают сине-зелеными водорослями, выделяющими цианистые соединения. Поэтому рыба, которая еще водится в Балтике, зачастую уже непригодна к употреблению. Ежегодно в Балтийское море сбрасывают неочищенные сточные воды из душевых и туалетов 250-300 круизных паромов. Регион Балтийского морей особенно восприимчив к выбросам нефти и нефтепродуктов. Балтийское море также особенно уязвимо к загрязнению из-за суровых климатических условий и низкой скорости биоразложения нефтепродуктов. Если сравнивать Балтийское море с другими морями, то Балтика - несомненный чемпион по самому высокому содержанию искусственных радиоактивных веществ. Больше всего загрязняют Балтийское море крупные страны, но и небольшие государства вносят в этот процесс свою лепту. Копенгаген — столица страны, оказывающей сильное негативное влияние на состояние балтийской экосистемы.Несмотря на то, что представители Всемирного фонда охраны природы неоднократно пытались привлечь внимание общественности и государственных органов к этому вопросу, до сих пор ничего не изменилось.
 Международное сотрудничество в регионе Балтийского моря должно способствовать сохранению биологического разнообразия и обеспечению эффективности его использования. Это сотрудничество в области охраны окружающей среды и природопользования предполагает развитие следующих направлений:
1) предотвращение радиоактивного загрязнения Балтийского моря;
2) сокращение выбросов  предприятий нашего региона;
3) программа, содействующая созданию чистых производств на загрязняющих  Балтийское море предприятиях;
4) устойчивое лесопользование и сохранение биологического разнообразия;
5) снабжения городов и поселков  чистой питьевой водой.
В октябре 2006 года Совет Министров Северных Стран принял специальную программу по сотрудничеству с некоммерческими организациями (НКО) для региона Балтийского Моря. Ее основная цель - развитие партнерства Северных стран, стран Балтии, Польши, Беларуси и России. Программа определяет НКО как независимую общественную организацию с открытой и демократической структурой. Программа по сотрудничеству с НКО для региона Балтийского моря предполагает модель тройного партнерства, где участвуют, по крайней мере, один партнер из Северных стран, один из стран Балтии или Польши и партнер из России и Беларуси. Каждая страна Балтийского региона  обязана разрабатывать и применить морскую стратегию, основные задачи которой следующие:
* защищать и беречь морскую среду, не допускать ухудшения ее состояния и по возможности восстанавливать экосистемы в регионах, где им нанесен ущерб;
* не допускать и сокращать сбросы в морскую среду с тем, чтобы постепенно устранить загрязнение, чтобы оно не влияло на разнообразие морских обитателей, экосистемы моря, здоровье людей и законные способы использования моря.
При этом страны должны учитывать и то, какое влияние оказывают их действия на соседей, и значительно ограничить деятельность, отрицательно влияющую на окружающую среду.Почти весь кислород, необходимый для нормального обитания организмов в глубинной части Балтики, приходит вместе с водами Северного моря. Это происходит нерегулярно, только под воздействием сильных западных ветров. В целом за XX столетие было около 90 вторжений североморской воды, однако, например, в период с 1983 по 1992 г. не было ни одного. Поступающие воды более соленые, более плотные, поэтому погружаются вниз. Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает бoльшая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории. При дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря — Борнхольмской, Готландской и Гданьской; в 70-х годах сероводородные зоны были найдены и в некоторых углублениях Рижского залива.
Вторая по значимости проблема Балтийского моря — накопление тяжелых металлов — ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть — при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца — 3 тыс. т, кадмия — около 50 т, а ртути — «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов. Третья из наиболее острых проблем Балтики — загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря. Причины возникновения экологических проблем полузамкнутой балтийской акватории следует искать на суше, в пределах водосборного бассейна. Разработаны детальные правила, которым нужно следовать для предотвращения загрязнения с судов — в первую очередь это касается нефти, наливных химикатов, стоков, мусора, упаковочных материалов, изготовленных из вредных полимерных соединений. Согласно Конвенции, страны обязаны также запретить затопление отходов в Балтике, разрешив только контролируемый сброс незагрязняющих пустых пород. Должны также приниматься меры по предотвращению загрязнения морской среды вследствие разведки или эксплуатации части его дна и грунта. Предусмотрено сотрудничество в борьбе с разливами нефти и выбросами опасных веществ. Ведется научное сотрудничество с целью мониторинга и оценки состояния окружающей среды Балтийского моря.
Большинство решений Хелкома принимается в виде рекомендаций, которые страны должны осуществлять через национальное законодательство. Ни одну из стран нельзя принудить выполнять какое-либо решение, и, следовательно, не существует механизма наложения санкций в случае невыполнения рекомендаций. В 1988 г. министры окружающей среды стран Балтики, сознавая недостаточность существующих темпов изменений в своих странах, приняли декларацию, в которой выразили «твердое намерение» сократить выброс самых вредных для экосистем Балтийского моря загрязнителей на 50% к 1995 г. К сожалению, эта цель не была реализована, но Хельсинкская конвенция 1974 г. все же дала ряд позитивных результатов. В 1992 г. была подписана новая Хельсинкская конвенция, пересмотренная в связи с произошедшими в регионе политическими, экономическими и другими изменениями. Новая конвенция распространила свое действие на Белоруссию, Украину, Чехию, Словакию и Норвегию (на территории которых находится малая часть бассейна Балтийского моря). Конвенция содержит также детально разработанные критерии и меры по предотвращению загрязнения с наземных источников. Она вводит принцип превентивности и принцип «загрязнитель платит». Первый означает, что превентивные меры должны предприниматься уже тогда, когда существует возможный риск загрязнения окружающей среды, а второй — что затраты на меры по предотвращению нанесения вреда окружающей среде должен нести конкретно тот, кто создает загрязнение, а не государство или его жители.
     Конвенция содержит требования большей открытости, доступа к информации и мер по повышению информированности общественности. Появляется открытость внутри стран и в отношениях между ними, растет доверие к предоставляемой информации.
Хотя новая Хельсинкская конвенция еще не вступила в силу, она уже влияет на работу Хелкома и характер международного сотрудничества в регионе. На сегодняшний день из всех государств бассейна Балтийского моря данный договор не ратифицирован только Польшей, которая как раз и создает наибольшую антропогенную нагрузку на акваторию.
К числу региональных соглашений в области охраны окружающей среды Балтийского моря относится также Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов Балтийского моря и региона
(Гданьская конвенция, 1973 г.). Она вступила в силу в 1974 г.
Хельсинкская и Гданьская конвенции являются основой международного экологического сотрудничества в регионе Балтийского моря. Однако изменение климата, потеря биологического разнообразия, истощение озонового слоя, переносы загрязнителей атмосферы на большие расстояния в Европе, трансграничная торговля химикатами и опасными отходами, загрязнение вследствие международных морских грузоперевозок, международная торговля также влияют на экосистемы Балтики. Поэтому проблемы балтийского бассейна приходится рассматривать и в более широком, межрегиональном и глобальном контексте.
      Используя общие региональные интересы и сознавая необходимость защищать Балтийское море, прибалтийские государства могли бы сформировать сильную единую группу, которая следила бы за тем, чтобы интересы Балтики учитывались при обсуждении и принятии планов действий на общеевропейском и мировом уровнях. Чем лучше происходит взаимодействие в общемировом масштабе, тем лучших результатов можно достичь в конкретном регионе.
Список используемой литературы
1. Фурман Е., Мунстерхулм Р., Салеман Х., Вялипакк П. «Балтийское море. Окружающая среда и экология», Х.: Printing Digitone Oy, 2002 г.
2. Растоскуев В.В., Шалина Е.В. «Геоинформационные технологии при решении задач экологической безопасности», СПб.: ВВМ, 2006 г.
3. Альхименко А.И. «Аварийные разливы нефти в море и борьба с ними. Учебное пособие для ВУЗов», СПб: ОМ-Пресс, 2004 г.
4. Гончаров В.К., Пимкин В.Г. «Прогнозирование экологических последствий выхода в морскую среду отравляющих веществ из затопленного в Балтийском море старого химического оружия. Экологическая химия», 2000 г.
5. Яковлев В.В. «Нефть, газ, последствия аварийных ситуаций», СПб.: СПбГПУ, 2003 г.
Нормативные акты
6. Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинская Конвенция), [Convention for the Protection of the Marine Environment of the Baltic Sea], 22.03.1974, вступила в силу 03.05.1980
Электронные источники
7.http://www.mnr.gov.ru/files/part/3396_nord_stream_espoo_report_russia_binder_3-small.pdf
8. http://www.moles.ee/01/Mar/07/10-2.html
9.http://mbsz.ru/doc/hels_konvention.pdf
10. http://www.elfond.ee/ru/delayem/2009-04-29-17-02-53
11. http://www.envir.ee/471030

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»