Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Биология

Информационная карта урока

Естественный отбор

Ильяш Ольга Игоревна

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: комбинированный урок

Место проведения: кабинет № 305

Время 1 час 30 мин.

 

Освоение знаний о естественном отборе и его видах как, главной движущей силы эволюции

Развить познавательный интерес, память, мышление, интеллектуальные и творческие способности, умение работать самостоятельно (ОК2) и в группе (ОК6).

 

Воспитать научное мировоззрение, логическое мышление, познавательную активность

Содержание

 

  1. Организационный момент.

- Приветствие.

2. Актуализация знаний

( Биологическое  лото (Приложение 1), кроссворд «Эволюционное учение» (Приложение 2).

  1.  Интерактивная лекция.

«Естественный отбор» (Приложение 4)

- Борьба за существование

(презентация)

4. Моделирование естественного отбора (игра Приложение 3).

Выводы

  1. Продолжение интерактивной лекции

- Естественный отбор (презентация)

6. Работа с учебными элементами (прочитать, выполнить задания)

  1. Проверка выполненных заданий, комментирование.
  2. Что нового узнали на уроке
  3. Д.З. изучить конспект, подготовить сообщение «Эволюция…..» (любого вида животного или растения)

 

Методический инструментарий

 

Средства

-Интерактивная доска

-Проектор,

- Презентация  «Естественный отбор»,

- Для игры: фасоль разного цвета по 200 штук,  пластиковые ложки, вилки, ножи

- Учебный элемент «Естественный отбор» (Приложение 5)

- Кроссворд

- Биологическое лото

 

 

Форма: групповая (5 чел. в группе), индивидуальная

 

Методы:

-объяснительно-иллюстративный

- АМО

 

Результаты

 

- Называть

 –формы естественного отбора; формы борьбы за существование; сущность действия естественного отбора; вклад Дарвина

 

- Определять борьбу  за существование, естественный отбор

 

-Использовать знания  для решения познавательных задач

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО

«Естественный отбор»

1. Естественный отбор

Индивидуальное развитие организма

Онтогенез

Организмы, в клетках которых содержится ядро

Эукариоты

Половые клетки

Гаметы

Наука о наследственности и изменчивости

Генетика

Неклеточные организмы

Вирусы

Наследственные изменения

Мутации

Наука о клетке

Цитология

Наука о жизни

Биология

Определённый участок ДНК

Ген

Дизоксирибонуклеиновая кислота

ДНК

Деление половых клеток

Мейоз

Современное эволюционное учение

Неодарвинизм

Длительное и постепенное развитие органического мира

Эволюция

Основоположник ламаркизма

Ламарк

Процесс, происходящий в природе, в результате которого выживают наиболее приспособленные организмы

 

 

Приложение 2

КРОССВОРД

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  1. Современное эволюционное учение, основанное на знаниях теории эволюции, генетики и экологии.
  2. Наука о постепенном развитии органического мира.
  3. Ученый античности, который первый высказал  идею о развитии мира.

 

По вертикали:

  1. Ученый, который создал теорию естественного отбора.
  2. Учение «Ламаркизм» принадлежит ученому…
  3. Ч. Дарвин путешествовал на корабле…

Приложение 3

 

ИГРА «МОДЕЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА»

 

Цель. Показать, как действует естественный отбор.

Оборудование. Пластиковые ложки, вилки, ножи, стаканчики, фасоль белого и красного цвета, горох. Заготовленные по числу команд таблицы.

Ход игры:

  1. Студенты разделяются на команды охотников, по пять - шесть человек. Каждая команда имеет свои орудия охоты: пластиковые лож­ки, вилки, пластиковые ножи, липкая лента, большой и указательный пальцы левой руки. Собранные семена переносят в пластиковые стаканчики.
  2. На полу (или на ковре) рассыпано 600 фасолин по 200 каждого цвета.
  3. По сигналу охотники собирают семена в течение трех минут. Затем каждая команда подсчитывает собранные семена. Результаты заносят в таблицу.
  4. Группа охотников, собравшая меньше всего семян, объявляется вымершей. Охотники из этой группы перехо­дит в оставшиеся команды, получая средства охоты этих команд.
  5. На поле удваивают число оставшихся семян каждого цвета. Например, если собрано всего 50 белых фасолин, то, значит, их осталось 150, и следует рассыпать еще 150. И так для каждого цвета.
  6. Охота по тем же правилам повторяется еще три раза (три «поколения») до тех пор, пока останется только одна группа охотников.

Таблица результатов эксперимента

Первое 
поколение

Команда
«Ложки»

Команда
«Вилки»

Команда
«Ножи»

Всего

Белая фасоль

 

 

 

 

Красная фасоль

 

 

 

 

Горох

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

Второе 
поколение

Команда
«Ложки»

Команда
«Вилки»

Команда
«Ножи»

Всего

Белая фасоль

 

 

 

 

Красная фасоль

 

 

 

 

Горох

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

Третье 
поколение

Команда
«Ложки»

Команда
«Вилки»

Команда
«Ножи»

Всего

Белая фасоль

 

 

 

 

Красная фасоль

 

 

 

 

Горох

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

Вопросы:

  1. Какие команды вымерли и почему?
  2. Почему мы удваивали число оставшихся семян?
  3. Какие реальные события в природе отражает этот эксперимент? Приведите примеры.
  4. Фасолины какого цвета оказались наиболее приспо­собленными в условиях этого эксперимента и почему?
  5. Какой способ охоты оказался самым успешным в этом эксперименте и почему?

Игра составлена по материалам практикума Общая биология, под редакцией В.К Шумного и Г.М. Дамшица. М Просвещение.

.

Приложение 4

ЛЕКЦИЯ

ТЕМА: «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР»

Часть 1

В 1831 году по окончании университета Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигль». Путешествие продолжалось без малого пять лет. Большую часть времени Дарвин проводит на берегу, изучая геологию и собирая коллекции по естественной истории. В течение путешествия он тщательно записывает свои наблюдения и теоретические выкладки. Время от времени, как только для этого представлялся удобный случай, Дарвин отсылает копии заметок в университет, вместе с письмами, включающими копии отдельных частей его дневника, для родственников. За время путешествия он сделал ряд описаний геологии различных районов, собрал коллекцию животных, а также сделал краткое описание внешнего строения и анатомии многих морских беспозвоночных. В других областях, в которых Дарвин был несведущ, он проявил себя искусным коллекционером, собрав экземпляры для изучения их специалистами. Несмотря на частые случаи плохого самочувствия связанные с морской болезнью, Дарвин продолжал исследования и на борту судна; большинство его заметок по зоологии были о морских беспозвоночных, которых он коллекционировал и описывал во времена затишья на море.

Основы учения о естественном отборе были заложены Ч. Дарвиным в его трудах по теории эволюции (дарвинизме).  Понятие о естественном отборе существенно расширилось  и углубилось благодаря развитию генетики, трудам И.И. Шмальгаузена и С.С. Четверикова

 

 

 

 

 

 

Основная логика эволюционного учения 

  

Как вы знаете, все организмы оставляют потомство, иногда очень многочисленное. Одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр – 2 млн., лягушки – до 10 тыс. икринок, серая крыса – 5 пометов в год. На одном растении мака ежегодно созревают до 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят. Расчеты показывают, что даже при такой низкой интенсивности размножения через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн. особей.

На основе этих и других примеров Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет.

В чем причина гибели? 

Причины гибели разнообразны:

  • Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида
  • Нападение врагов
  • Действие неблагоприятных факторов среды (засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)

Отсюда следует вывод, сделанный Дарвином: в природе происходит непрерывная борьба за существование. Сам Дарвин писал: «… Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства. Я ради удобства прибегаю к общему термину « борьба за существование».

Иначе говоря, борьба за существование – это совокупность сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Когда лев отнимает добычу, подразумевается борьба за пищу. Про растение на окраине пустыни можно сказать, что оно ведет борьбу против засухи.

Дарвин выделил 3 основные формы борьбы за существование.

 

Межвидовая борьба:

Включает отношения типа: хищник – жертва (волки, лисы охотятся на зайцев, между волками и зайцами, между лисами и зайцами идет напряженная борьба за существование); между хищниками (волки и лисы) тоже идет конкуренция за пищу. Существование трав зависит не только от поедания их животными, но и от других условий: опыление, конкуренция за свет, влагу.

Между паразитами и хозяином тоже идет межвидовая борьба, т.к. паразиты ослабляют организм хозяина, делают его менее конкурентноспособным.

Внутривидовая борьба:

Самая жесткая и острая, т.к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах: пище, территории, убежищах, местах размножения. Например птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей. У многих животных в процессе эволюции выработались приспособления, помогающие им избежать конкуренции с другими особями своего вида. Например, самцы бобров, медведей метят границы своего участка. Наряду с этим в целях сохранения своего вида у многих животных в процессе эволюции выработались приспособления жить стадами (олени, обезьяны и др.), совместно заботиться о молодняке своей популяции (зайцы, пчелы, пингвины и др.).

 

Борьба с неблагоприятными условиями среды:

Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве. Зимой при недостатке растворенного в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся в неблагоприятные места обитания и не прорастают.

ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

Задание: Определить форму борьбы за существование.

  • В пустыне растет одинокое деревце саксаула. Наблюдаем ли мы в этом случае борьбу за существование? (с неблагопр. условиями)
  • Возникает ли борьба за существование между коровами и саранчой при массовом ее размножении? (межвидовая)
  • А по двору метелица
    Ковром шелковым стелится,
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые, как детки сиротливые
    Прижались у окна.
    Озябли пташки малые, голодные, усталые,
    И жмутся поплотней…. /С. Есенин/
    (борьба с неблагоприятными условиями)
  • Лес кругом, широкая поляна…
    На траве широкой у кургана
    Жаркий бой ведут тетерева…. /П. Усачев/
    (внутривидовая борьба)
  • А знаете, друзья, что еж
    Был с мягкой шерсткою когда-то?
    Но объявилась вдруг лиса,
    Защелкали зубами волки –
    И стали колкими глаза, и выросли иголки. /А. Марков/
    (межвидовая борьба)
  • Не причиняйте зла скворцу.
    Оберегая род людской,
    Помощник наш всегдашний,
    Он бьется с грозной саранчой –
    Врагом колхозной пашни…. /А. Осмолов/
    (межвидовая борьба)

 

Часть 2

Естественный отбор

Сопоставив способность всех организмов к неограниченному размножению и разнонаправленной наследственной изменчивости, Дарвин пришел к выводу, что выживают и оставляют потомство особи, отличающиеся более полезными для данного вида свойствами, т. е. в определенных условиях местности происходит естественный отбор. 

Эволюция лошади началась 65 млн лет назад (ранний эоцен) с маленького животного размером не больше собаки. Многие животные, существующие сейчас на земле, произошли от созданий, которые были намного больше их по размеру. Лошадь же наоборот. 
Первым известным предком лошади было маленькое животное размером не больше собаки. Это был «Eohippus» или «низкая лошадка».
Этот зверек с гибким изогнутым позвоночником и длинным хвостом опирался на всю ступню, на передних лапах у него было по четыре пальца, а на задних – по три. «Низкая лошадь» жила в лесу и передвигался по мягкой почве, питаясь преимущественно листьями и молодыми побегами. 
Еще одна ступень в эволюции - небольшие трехпалые лошади, которые впервые появились 35 миллионов лет назад. Это животное напоминало своими размерами пони. Родом они из Америки, откуда они мигрировали в Евразию. Когда на нашей планете началось похолодание,  условия, в которых предок лошади развивался миллионы лет, изменились. Климат стал суше, растительность - грубее. Коренным переломом в развитии этой ветви животного мира стало появление участков суши свободных от лесов. Влажные почвы лесов сменились покрытыми травой и кустарником территориями. Тропические леса уступили место бескрайним равнинам. Предки лошади стали жить на открытых пространствах. Новые условия проживания привели к вырабатыванию новых инстинктов и изменениям в строении тела; повысилась прочность зубов, челюсти стали более массивными. В результате вытянулась лицевая часть черепа, а глазницы и черепная коробка отодвинулись назад. Шея удлинилась, чтобы легче было доставать до земли. С длинными ногами стало проще убегать от хищников, стопа приспособилась к передвижению по твердому грунту. Постепенно конечности предков лошадей приняли очертания подобные сегодняшним, доминирующим стал один палец, который увеличился в размерах и ороговел, постепенно превратившись в копыто. И только 15 миллионов лет назад появилась первая однопалая лошадь. От этого предка берет начало классификация домашней лошади и всех ее выживших сородичей.

Таким образом, естественным отбором называют процесс, происходящий в природе, в результате которого выживают и оставляют потомство в конкретных условиях среды особи с полезными для данного вида признаками и свойствами. Материалом для естественного отбора служат индивидуальные наследственные изменения (мутации и комбинации, возникающие в популяциях). Они могут быть полезными, безразличными и вредными для вида. Полезным для вида будет всякое изменение, повышающее возможность выживания и оставления более многочисленного потомства.

Творческая роль естественного отбора заключается в том, что в процессе эволюции он сохраняет и накапливает из разнонаправленных мутаций наиболее соответствующие условиям среды и полезные для вида. Естественный отбор является главной движущей силой эволюции органического мира. Различают две формы естественного отбора.

Движущий отбор описал Дарвин, показав, что в изменившихся условиях среды большую возможность выжить и оставить потомство имеют особи, генотипы которых обеспечивают формирование новых, наиболее отвечающих этим условиям признаков. Движущий отбор приводит к образованию новых популяций, а затем видов. Например, в Плимутской бухте (Англия) вследствие постоянного засорения воды органическими остатками на смену прежней популяции краба пришла новая, способная существовать в таких условиях.

Стабилизирующий отбор фиксирует, закрепляет полезные признаки и формы в относительно постоянных условиях среды. Мутации, отклоняющиеся от установившейся оптимальной нормы, в таких условиях, как правило, оказываются менее жизнеспособны и уничтожаются отбором. Эту форму отбора описал советский ученый Иван Иванович Шмальгаузен (1884—1943). Реальность стабилизирующего отбора подтверждается существованием относительно стабильных в определенных условиях возделывания сортов растений и пород животных, а также длительным существованием древних форм (кистеперые рыбы, пресмыкающиеся и др.). Его действие можно наблюдать, например, в замкнутом водоеме (пруд, озеро). В нем при относительно постоянных условиях размножаются особи, признаки которых наиболее соответствуют установившемуся биологическому равновесию. Возникающие отклонения от установившейся нормы нежелательны и отметаются отбором.

Относительная приспособленность (целесообразность). Дарвин считал, что все приспособления организмов к окружающей среде возникли в результате естественного отбора за счет выживания и оставления потомства особями, наиболее приспособленными к данной среде. В процессе эволюции у организмов выработалось множество разнообразных относительных приспособлений к окружающей среде.

Покровительственная окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Многие животные, обитающие в траве (богомолы, кузнечики и др.), окрашены в зеленый цвет, а на снежных равнинах Крайнего Севера — в белый (белые медведи, белые куропатки и др.).

Маскировка — приспособления, при которых форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например, в тропических лесах многие змеи неразличимы среди лиан; лохматый морской конек похож на водоросль, в которой прячется; насекомых, живущих на коре деревьев, издали можно принять за лишайники (жуки, усачи, пауки, бабочки).

Предостерегающая (угрожающая) окраска выделяет из окружающей среды яркими пятнами или полосами ядовитых, жалящих животных (змеи, осы, шмели).

Мимикрия — сходство в окраске, форме тела безопасных животных с ядовитыми и опасными. Отдельные виды мух, не имеющие жала, похожи на жалящих шмелей и ос; неядовитые змеи — на ядовитых. Это результат гомологичных (одинаковых) мутаций у разных видов, которые помогают выжить незащищенным животным.

У растений также известно много различных приспособлений, позволяющих произрастать во влажных или засушливых местах, обеспечивающих опыление цветков определенными видами насекомых или птиц, способствующих распространению плодов ветром, птицами и животными, препятствующих самоопылению (более длинный пестик и короткие тычинки, разное время созревания тычинок и пестиков) и т.д.

У всех растений и животных в результате естественного отбора сформировались приспособления к жизни в определенной среде, но характер их различен. Например, дельфин плавает при помощи хвостового плавника, а пингвин — видоизмененных крыльев.

Большая плодовитость — приспособленность организмов, подвергающихся значительному уничтожению (тля, черви-паразиты, мелкие рыбы, сорные растения и др.), к сохранению вида. Однако все эти приспособления имеют относительный характер и помогают организму выжить только в тех условиях, в которых они возникли. При изменении условий приспособление перестает быть полезным. Например, зеленые богомолы не видны на зеленой траве, но на побуревшей они хорошо заметны и уничтожаются птицами. Игольчатый покров ежа защищает его от уничтожения многими хищниками, но не спасает от филина, который разрывает жертву на части и заглатывает куски вместе с иглами.

Приложение 5

Учебный элемент

Естественный отбор

Цели:

Изучив данный учебный элемент, Вы будите знать:

- Основоположника теории эволюции Ч. Дарвина;

- Основные положения теории Дарвина;

- Формы борьбы за существование;

- Формы естественного отбора.

Сопутствующие учебные элементы:

- УЭ 1. «Основная логика эволюционного учения»

- УЭ 2. «Основоположник теории эволюции Ч. Дарвина»

- УЭ 3. «Борьба за существование»

    - УЭ 4. «Естественный отбор»

 

 

 

 

 

 

УЭ 1.Основная логика эволюционного учения

  

УЭ 2. Основоположник теории эволюции Ч. Дарвина

  

УЭ 3. Борьба за существование

Дарвин установил способность большинства видов к неограниченному размножению, позволяющему особям одного вида в относительно короткий срок заселить весь земной шар. Однако в природе этого не наблюдается, потому что подавляющее большинство зародышей и молодых особей погибает в борьбе за существование. Под этим термином он подразумевал сложные связи между различными организмами и условиями среды в биогеоценозах. Дарвин выделял различные формы борьбы за существование.

Внутривидовая борьба за существование отражает конкуренцию между особями одного вида.

Она носит сложный, наиболее острый характер, так как особям одного вида и в особенности одной популяции для жизни и оставления потомства требуются одинаковые условия. Поэтому между самцами популяции происходит соперничество из-за самки, между хищниками — состязание за добычу. Чрезмерное увеличение численности популяции обостряет борьбу за пищу, поэтому некоторые рыбы питаются молодью своего вида, а синицы иногда затаптывают в подстилку птенцов.

Межвидовая борьба за существование — это состязание за выживание между особями разных видов. Она носит сложный характер и проявляется в следующем: а) особи двух видов, живущие в одинаковых экологических условиях, конкурируют за условия существования (в посевах культурных растений сорняки отнимают у них влагу и питательные вещества); б) особи одного вида физически уничтожают особей другого вида (хищники пожирают свою жертву); в) один вид без ущерба и пользы для себя способствует процветанию другого вида (овцы, рогатый скот на своей шерсти распространяют плоды и семена растений); г) два вида взаимно поддерживают друг друга (насекомые и птицы опыляют цветки, злаковые и бобовые растения способствуют произрастанию друг друга в травосмесях).

Борьба с неблагоприятными условиями среды особенно наглядно проявляется в районах с избыточной влажностью, сухостью, жарой, холодом или другими неблагоприятными факторами. В процессе эволюции у организмов выработался ряд приспособлений, позволяющих выжить и оставить потомство наиболее приспособленным к суровым условиям. Например, на обдуваемых ветром островах растения стелются по земле.

УЭ 4.Естественный отбор

Естественным отбором называют процесс, происходящий в природе, в результате которого выживают и оставляют потомство в конкретных условиях среды особи с полезными для данного вида признаками и свойствами. Материалом для естественного отбора служат индивидуальные наследственные изменения (мутации и комбинации, возникающие в популяциях). Они могут быть полезными, безразличными и вредными для вида. Полезным для вида будет всякое изменение, повышающее возможность выживания и оставления более многочисленного потомства.

Творческая роль естественного отбора заключается в том, что в процессе эволюции он сохраняет и накапливает из разнонаправленных мутаций наиболее соответствующие условиям среды и полезные для вида. Естественный отбор является главной движущей силой эволюции органического мира. Различают две формы естественного отбора.

Движущий отбор описал Дарвин, показав, что в изменившихся условиях среды большую возможность выжить и оставить потомство имеют особи, генотипы которых обеспечивают формирование новых, наиболее отвечающих этим условиям признаков. Движущий отбор приводит к образованию новых популяций, а затем видов. Например, в Плимутской бухте (Англия) вследствие постоянного засорения воды органическими остатками на смену прежней популяции краба пришла новая, способная существовать в таких условиях.

Стабилизирующий отбор действует там, где условия жизни остаются постоянными в течение длительного периода.

Так окраска водяных ужей, живущих на озерных островах, хорошо маскирует  в зарослях травы.

Время от времени в популяции появляются мутантные особи, с нехарактерной окраской, но, не смотря на то, что окраска наследуется, численность особей не растет.

Это объясняется тем, что ужи с уклоняющейся окраской становятся легкой добычей хищников. Таким образом, действие стабилизирующего отбора сводится к уничтожению всех уклоняющихся от нормы особей.

А его результатом является сохранение строго определенных признаков.

Относительная приспособленность (целесообразность). Дарвин считал, что все приспособления организмов к окружающей среде возникли в результате естественного отбора за счет выживания и оставления потомства особями, наиболее приспособленными к данной среде. В процессе эволюции у организмов выработалось множество разнообразных относительных приспособлений к окружающей среде.

Покровительственная окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Многие животные, обитающие в траве (богомолы, кузнечики и др.), окрашены в зеленый цвет, а на снежных равнинах Крайнего Севера — в белый (белые медведи, белые куропатки и др.).

Маскировка — приспособления, при которых форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например, в тропических лесах многие змеи неразличимы среди лиан; лохматый морской конек похож на водоросль, в которой прячется; насекомых, живущих на коре деревьев, издали можно принять за лишайники (жуки, усачи, пауки, бабочки).

Предостерегающая (угрожающая) окраска выделяет из окружающей среды яркими пятнами или полосами ядовитых, жалящих животных (змеи, осы, шмели).

Мимикрия — сходство в окраске, форме тела безопасных животных с ядовитыми и опасными. Отдельные виды мух, не имеющие жала, похожи на жалящих шмелей и ос; неядовитые змеи — на ядовитых. Это результат гомологичных (одинаковых) мутаций у разных видов, которые помогают выжить незащищенным животным.

У всех растений и животных в результате естественного отбора сформировались приспособления к жизни в определенной среде, но характер их различен. Например, дельфин плавает при помощи хвостового плавника, а пингвин — видоизмененных крыльев.

Большая плодовитость — приспособленность организмов, подвергающихся значительному уничтожению (тля, черви-паразиты, мелкие рыбы, сорные растения и др.), к сохранению вида. Однако все эти приспособления имеют относительный характер и помогают организму выжить только в тех условиях, в которых они возникли. При изменении условий приспособление перестает быть полезным. Например, зеленые богомолы не видны на зеленой траве, но на побуревшей они хорошо заметны и уничтожаются птицами. Игольчатый покров ежа защищает его от уничтожения многими хищниками, но не спасает от филина, который разрывает жертву на части и заглатывает куски вместе с иглами.

 

Вопросы и задания

 

  1. Заполните таблицу

Виды борьбы за существование
 

Вид

Краткое определение

Пример

 

 

 

 

 

 

 

2. Заполните словарь терминов (борьба за существование, естественный отбор, мимикрия).

3. Что такое относительная приспособленность. Приведите один пример.

 

4. Приведите пример стабилизирующего отбора.

 

5.  Многие насекомые приносят вред. Между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните:

- Почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства?

- К каким последствиям в живой природе приведет уничтожение насекомых?

 

6.  В теплице для выращивания растений созданы оптимальные условия жизни. Объясните, будет ли в этом случае происходить борьба  за существование.

 

7.  В трудное путешествие отправили через горы и пустыни караван из лошадей, ослов и мулов. Все животные были навьючены до предела возможностей. До цели дошли лишь мулы. Можно ли в этом случае говорить о том, что произошел естественный отбор? Ответ обоснуйте.

 

8.  Приведите примеры адаптаций к недостатку влаги у растений.

 

9.  Плодовитость вида тем выше, чем выше вероятность истребления потомства. Несколько примеров большой плодовитости видов:

- Холерная бацилла за сутки может дать потомство массой 100 т.

- Потомство пары птиц величиной с воробья при продолжительности жизни в 4 года может покрыть весь земной шар за 35 лет.

- Потомство пары мух съест мертвую лошадь так же скоро, как лев.

Потенциал размножения велик, но численность взрослых особей вида постоянна. Почему?

Формы естественного отбора

Технологическая карта занятия

Цели:

Образовательные: сформировать понятия о различных формах естественного отбора, выяснить какое биологическое значение имеют разные формы отбора для существования видов в природе, научится определять формы естественного отбора.

Развивающие: способствовать обучению студентов умению полу­чать, выявлять, сопоставлять, анализировать материал, делать обоснованные выводы и предложения, раскрывать и доказывать их в процессе анализа рассматриваемого вопроса, привлечь к поиску новой информации, работая с учебником.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры умственного труда через умение выслушивать собеседника, находить компромиссные решения, умение отстаивать свою точку зрения в корректной форме.

Вид занятия: комбинированное.

Обеспечение занятия:

Раздаточный материал: дидактические карточки, тестовые задания.

Технические средства: компьютер, презентация, видеофильмы «Искусственный отбор», «Естественный отбор».

 

Литература основная:

  1. 1.     Биология под редакцией академика РАО Н. В. Чебышева А. А.  Москва «Академия» 2009г.
  2. 2.     Каменский, Е. А. Криксунов  «Общая биология 10-11 классы». Москва, «Дрофа»  2012.

Литература дополнительная:

  1. С. Г.  Мамонтов «Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы». Москва, «Дрофа» 2011г.
  2. 2.     А. В. Онищенко   «Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов» Санкт-Петербург  2010г.

Студент должен знать: что такое естественный отбор и на чём основывается его действие, формы естественного отбора, результаты естественного отбора.

Студент должен уметь: приводить примеры разных форм естественного отбора, объяснять механизм появления адаптаций.

В результате освоения данной темы студент должен овладеть общими (базовыми) и профессиональными компетенциями:

1. Общие (базовые компетенции):

- умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;

- успешное владение и использование информационных технологий;

- способность к сотрудничеству с другими людьми, диалогу, умение работать в группе;

- демонстрировать глубину полученных знаний  и применять их в профессиональной деятельности;

2. Профессиональные компетенции:

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- осознание себя как профессионала;

- ценностно-смысловое к профессиональной деятельности медицинского работника;

- умение разрабатывать и анализировать основные направления организации своей жизненной позиции, образа жизни, реализовывать мероприятия по развитию самого себя и окружающих.

Темы рефератов и сообщений:

«Адаптация организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора»,

 «Вклад  И.И. Шмальгаузена,  А.С. Северцова, С.С. Четверикова в развитие учения о формах естественного отбора», «Половой отбор», «Естественный отбор среди людей».

Ход занятия

Организационный момент.

Вводная часть.

Актуализация знаний:

1)    Что является главными движущими силами эволюции по Ч. Дарвину? (Наследственная изменчивость, борьба за существования, естественный отбор).

2)    Дайте определение «борьбы за существование», какие формы её выделял Дарвин. Приведите примеры каждой формы?

3)    Что является результатом борьбы за существование?

4)    Что является результатом эволюционного процесса? (Появляются новые более приспособленные виды живых организмов).

Индивидуальная работа студентов по карточкам

Карточка № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 2

 

 

 

Постановка проблемы:   Как можно объяснить факт существования без изменений многие миллионы лет знаменитой кистеперой рыбы латимерии, которая появилась на Земле в Девонский период, гаттерии, жившей еще в Триасовый период, дерево гинкго Пермского периода? На них не действуют силы эволюции?

Студенты начинают выдвигать свои предположения, возникает противоречие. Чтобы разрешить проблему, найти ответ на поставленные вопросы предлагаю познакомиться с трудами И.И.Шмальгаузена, С.С. Четверикова и других ученых. Именно благодаря открытиям этих ученых можно объяснить возникшие противоречия.

Задача сегодня на занятии, познакомиться с разными формами естественного отбора, выяснить при каких условиях внешней среды они действуют, каковы результаты этих форм отбора.

Изучение нового материала (лекция, сопровождается составлением опорного конспекта в тетради).

В современном понимании естественный отбор — это избирательное (дифференциальное) воспроизведение генотипов, или дифференциальное размножение.

Дифференциальное размножение представляет собой конечный результат многочисленных процессов: выживания гамет, успеха в оплодотворении, выживаемости зигот, эмбрионов, рождения, выживаемости в молодом возрасте и в период половой зрелости, стремления к спариванию, успешности спаривания, плодовитости. Различия в этих процессах есть следствие различий в признаках и свойствах, различия в генетической программе.

Объекты отбора: отдельные особи, семьи, популяции, группы популяций, виды, сообщества, экосистемы.

Сфера действия естественного отбора: естественный отбор затрагивает все признаки особи. Отбор идет по фенотипам — результатам реализации генотипа в процессе онтогенеза в конкретных условиях среды, т. е. отбор действует лишь косвенно на генотипы. Поле действия естественного отбора — популяции. Точка приложения естественного отбора - признак или свойство.

Естественный отбор имеет две стороны: дифференциальную (избирательную) выживаемость и дифференциальную смертность, то есть естественный отбор имеет положительную и отрицательную стороны. Отрицательная сторона естественного отбора — элиминация. Положительная сторона — сохранение фенотипов наиболее соответствующих условиям экосистемы в данный момент. Естественный отбор увеличивает частоту этих фенотипов, а значит — и частоту генов, формирующих эти фенотипы.

Механизм естественного отбора

1. Изменения генотипов в популяции многообразны, они затрагивают любые признаки и свойства организмов.

2. Среди множества изменений случайно возникают и такие, которые лучше соответствуют конкретным природным условиям в данное время.

3. Обладатели этих полезных признаков оставляют больше выживающих и размножающихся потомков по сравнению с остальными особями популяции.

4. Из поколения в поколение полезные изменения суммируются, накапливаются, комбинируются и превращаются в адаптации — приспособления.

Формы естественного отбора:

Самостоятельная работа с текстом учебника и статьей «Формы естественного отбора». На работу отводится 25 минут. Студенты составляют отчет в виде таблицы.

Форма отбора

Условия среды обитания

Результат

Движущая форма естественного отбора

 

 

Стабилизирующая форма естественного отбора

 

 

Дизруптивная форма естественного отбора

 

 

Половой отбор

 

 

Информация для преподавателя:

Интенсивность давления отбора – его количественная характеристика, направление естественного отбора определяет качественное его влияние на эволюцию. В зависимости от направления выделяют разные формы естественного отбора.

Генетической основной любой формы естественного отбора является наследственная изменчивость, а причиной – влияние условий среды. Мутанты, бывшие прежде менее приспособленными по сравнению с нормальным генотипом, при благоприятном для них изменении условий среды получают преимущество и постепенно вытесняют прежнюю норму. Результатом длительного действия отбора является преобразование популяционного генофонда, замена одних, количественно преобладающих, генотипов другими.

Движущая форма естественного отбора. Движущий отбор был описан еще Ч. Дарвином. Само название «движущий» говорит о том, что такой отбор выступает в качестве творческой силы эволюции. При движущей форме отбора происходит отсев мутаций с одним значением среднего признака, которые заменяются мутациями с другим средним значением признака. Эта форма отбора выявляется легче других. В итоге действия движущей формы отбора, например, возникает увеличение размеров потомков по сравнению с предками (в эволюционном ряду лошадиных от имевшего размеры с лисицу ископаемого фенакодуса до современных осла, зебры, лошади). Другие формы могут уменьшаться в размерах. Так, на остров Средиземного моря попали в конце третичного периода слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами. Мутации карликовости подхватывались движущей формой отбора, а исходные аллели, определявшие нормальный для слонов размер, отсеивались вследствие гибели крупных особей. В результате на островах Средиземноморья возникли карликовые слоны ростом до полутора метров (они были истреблены первыми охотниками, заселившими эти острова). Ч. Дарвин объяснял происхождение многих бескрылых насекомых, живущих на океанических островах, действием движущего отбора.

Классическим примером действия движущего отбора в природе служит так называемый индустриальный меланизм. В районах, не подвергавшихся индустриализации, у бабочки березовый пяденицы белая окраска соответствует светлой березовой коре. Среди светлых бабочек на стволах берез встречались и темные, но они были хорошо заметны и склевывались птицами. Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, и белые березы покрылись слоем копоти. Теперь на темных стволах птицы гораздо легче замечали не темных, а типичных светлых бабочек. Постепенно в загрязненных районах частота встречаемости темных (мутантных) особей резко возросла и они стали преобладающим, хотя еще сравнительно недавно встречались исключительно редко.

Убедительный пример движущего отбора – выработка у микроорганизмов, насекомых, мышевидных грызунов устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам. Многочисленными исследованиями установлено, что воздействие на микроорганизмы различными антибиотиками обусловливает за относительно короткий срок устойчивости к дозам, во много раз превышающим исходную. Это объясняется тем, что антибиотики выступают в качестве фактора отбора, способствующего выживанию устойчивых к нему мутантных форм. Благодаря быстрому размножению микроорганизмов мутантные особи увеличиваются в числе и образуют новые популяции, невосприимчивые к действию антибиотиков. Увеличение дозы или применение более сильных препаратов вновь создает условия для действия движущего отбора, в результате которого образуются все более и более устойчивые популяции микроорганизмов. Вот почему в медицине неуклонно идет поиск новых форм антибиотиков, к которым еще не приобрели устойчивости патогенные микробы.

В странах с передовой сельскохозяйственной культурой все чаще отказываются от химических средств защиты растений от вредителей (насекомых, грибков). Поскольку через ограниченное число поколений движущим отбором фиксируются у вредителей мутации устойчивости к химическим веществам. Вместо химической обработки признано целесообразным через 10-12 лет заменять старый сорт новым, которого еще «не нашли» вредители.

Стабилизирующий отбор. Известно, что реликтовое растение гинкго и потомок первоящера гаттерия, а также кистеперая рыба – латимерия существуют почти без изменения миллионы лет. Как объяснить такую стабильность видов, если в природе постоянно совершается мутационный период? Ответ на этот вопрос дает учение о стабилизирующем отборе, разработанное крупнейшим эволюционистом И.И. Шмальгаузеном.

Стабилизирующий отбор наблюдается в том случае, если условия внешней среды длительное время остаются достаточно постоянными. В относительно неземной среде преимуществом обладают типичные, хорошо приспособленные к ней особи со средним выражением признака, а отличающиеся от них мутанты погибают. Известно много примеров стабилизирующего отбора. Так, после снегопада и ильных ветров в Северной Америке было найдено 136 оглушенных, полуживых домовых воробьев, 72 из них выжили, а 64 погибли. Погибшие птицы имели или очень длинные, или очень короткие крылья. Особи со средними, «нормальными», крыльями оказались более выносливыми.

В результате действия стабилизирующей формы отбора мутации с широкой нормой реакции замещаются мутациями с тем же значением средней, но более узкой нормой реакции.

Стабилизирующий отбор ведет к большой фенотипической однородной популяцией. Если он действует длительное время, то создается впечатление, что популяция или вид не изменяются. Однако эта неизменность кажущаяся и касается лишь внешнего облика популяции, генофонд же ее продолжает изменяться на основе появления мутации с тем же значением средней, но с более узкой нормой реакции.

Стабилизирующая форма отбора характерна и для человека. Известно, что нарушения по самым мелким 21-22-й парам хромосом ведут к тягчайшему наследственному заболеванию – синдрому Дауна. Если возникнут отклонения в числе и форме более крупных хромосом, это приведет к гибели оплодотворенных яйцеклеток. Самопроизвольные (спонтанные) аборты часто вызваны гибелью эмбрионов с ненормальностями в хромосомах средних размеров.

Таким образом, стабилизирующая форма отбора в течение сотен тысяч и миллионов поколений оберегает виды от существенных изменений, от разрушающего влияния мутационного процесса, выбраковывая мутантные формы. Без стабилизирующего отбора не было бы устойчивости (стабильности) в живой природе.

Стабилизирующий и движущий отборы взаимосвязаны и представляют две стороны одного процесса. Популяции постоянно вынуждены приспосабливаться к изменениям условий среды. Движущий отбор будет сохранять генотипы, которые наиболее соответствует изменениям среды. Когда условия среды стабилизируются, отбор приведет к созданию хорошо приспособленной к ней формы. С этого момента в действие вступает стабилизирующий отбор, который будет поддерживать типичные, преобладающие генотипы и устранять от размножения уклоняющейся от средней нормы мутантные формы.

Дестабилизирующий отбор. Стабилизирующий отбор сужает норму реакции. Однако в природе нередки случаи, когда экологическая ниша вида со временем может оказаться более широкой. В этом случае селективное преимущество получают особи и популяции с более широкой нормой реакции, сохраняющие вместе с тем тоже среднее значение признака. В итоге идет процесс, обратный стабилизирующему отбор: преимущество получают мутации с более широкой нормой реакции. Так, популяции озерных лягушек, живущие в прудах с разнородной освещенностью, с чередованием участков, заросших ряской, тростником, рогозом, с «окнами» открытой воды, характеризуются широким диапазоном изменчивости окраски (итог дестабилизирующего отбора. Наоборот, в водоемах с однородной освещенностью и окраской (пруды, сплошь заросшие ряской, или открытые пруды) диапазон изменчивости окраски лягушек узок (итог действия стабилизирующего отбора). Таким образом, дестабилизирующая форма отбора ведет к расширению нормы реакции.

Разрывающий (дизруптивный) отбор. Для многих популяций характерен полиморфизм – существование двух или нескольких форм по тому или иному признаку. Полиморфизм нельзя объяснить только возникновением новых мутаций. Причины его могут быть разными. В частности, он может быть обусловлен повышенной относительной жизнеспособностью гетерозигот. В других случаях полиморфизм может быть результатом действия особой формы отбора, получившей название разрывающего или дизруптивного. Эта форма отбора осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года. Хорошо изучен случай с преимущественным выживанием в зимний сезон «красных», а в летний «черных» форм двухточечной божьей коровки. Дизруптивный отбор благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против средних промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию по данному признаку на несколько групп, встречающихся на одной территории, и может при участии изоляции привести к разделению популяции на две и более.

У многих рыб и птиц яркая окраска отдельных частей тела самца служит для самки стимулом, без которого не может начаться спаривание. Особи, имеющие вследствие изменчивости более мелкие и менее яркие пятна, голос или светящиеся точки, оказываются в ином положении по сравнению с особями, у которых эти признаки выражены более масштабно или сильно. Самки предпочитают более ярко окрашенных, певучих, танцующих. Успех в процессе спаривания и размножения более нарядных самцов послужил причиной возникновения экстравагантных, а иногда и абсурдных, с точки зрения человека, украшений у самцов птиц (павлин, петух, индюк, райские птицы).

Половой отбор — это отбор вторичных половых признаков в результате активной борьбы самцов за самку или выбора самками самцов для спаривания. Борьба за самку имеет место среди насекомых (осы, пчелы, жуки-олени, бабочки-переливницы, пилильщики), у рыб (колюшка) и рептилий борьба за самку происходит редко. У птиц и млекопитающих борьба широко распространена.

 А. Р. Уоллес не согласился с Дарвином по вопросу о половом отборе. Уоллес считал (сейчас так считают все), что дарвиновский половой отбор — это тот же естественный отбор. Уоллес объяснил эффекты полового отбора экологическими причинами. В своей "Теории птичьих гнезд" (1867) Уоллес показал закономерную связь между типом птичьих гнезд и окраской самок. Оба пола окрашены ярко у тех видов птиц, которые строят гнезда в укрытиях (зимородок — гнездо в обрывистом берегу, дятел — гнездо в дупле, сизоворонка - гнездо в расщелине). У тех же видов, у которых самка высиживает птенцов в открытых гнездах, окраска криптическая — сходная с фоном. Такое отклонение в окраске самок, по Уоллесу, — результат естественного отбора, а не полового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний

  1. 1.     Работа с таблицей по определению форм естественного отбора.

Примеры

Форма естественного отбора

1. Исчезновение глаз у крота

 

2. Устойчивость (неизменность) размеров и форм цветка у насекомоопыляемых растений.

 

3. Изменение вредителей под воздействием ядохимикатов.

 

4. Кистеперая рыба латимерия.

 

5. У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.

 

6. Насекомые, попавшие на океанический остров, стали бескрылыми.

 

7. Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов.

 

8. На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны.

 

9. Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников.

 

  1. 2.     Мини-конкурс!                                                                                                                 Кто наиболее точно даст определение понятию – естественный отбор.
  2. 3.     Вопросы для обсуждения:

А) Может ли один и тот же фактор среды в различных местах обитания быть причиной движущего и стабилизирующего отбора?

Б) Правильно ли выражение «насекомые – вредители» привыкают к ядохимикатам? Какой процесс здесь имеет место?

В) Вспомните из зоологии обитателей Австралии: сумчатых и яцекладущих млекопитающих. Можно ли их существование объяснить действием стабилизирующего отбора?

  1. 4.     Действует ли на современного человека естественный отбор? Своё мнение докажи.

      5.  Задания с выбором одного правильного ответа.

Вариант 1

  1. К движущим силам эволюции относят:
    а) многообразие видов;         б) борьбу за существование;
    в) видообразование;               г) приспособленность.
  2.  По гипотезе эволюции, борьба за существование будет наиболее ожесточенной, если на одной территории будут жить организмы:                 а) многих разных видов        б) двух разных видов

в) двух близких видов           г) только одного вида

  1. Темные бабочки в промышленных районах встречаются чаще, чем светлые, потому что они:

а) откладывают больше яиц

б) более устойчивы к загрязнению окружающей среды

в) поглощают грязь из окружающей среды

г) менее заметны для птиц

д) под действием загрязнений мутируют с изменением окраски

  1. После снежной бури уцелели преимущественно птицы со средней длиной крыла, а длиннокрылые и короткокрылые погибли. Это  ... отбор.

а) движущий                       б) ликвидирующий

в) стабилизирующий         г) дизруптивный

  1. Как называется отбор особей, при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака?
    а) стабилизирующим;       б) движущим; 
    в) искусственным;             г) методическим.
  2. Примеры действия движущей формы естественного отбора:                                а) гибель во время урагана воробьев с длинными и короткими крыльями

б) выживание в мутной воде мелких крабов, дыхательные щели которых не засоряются

в) численное увеличение в промышленных районах темных бабочек и уменьшение светлых

г) появление на сенокосных лугах двух популяций растений, цветущих до и после покоса

  1. Индустриальный меланизм у бабочек может быть свидетельством:

а) действия дизруптивного отбора

б) существования движущего отбора

в) действия стабилизирующего отбора

г) возможности сохранения полезных мутаций

  1. Естественный отбор действует на ... уровне.

а) молекулярном                  в) популяционном

б) видовом                            г) организменном

  1. Для борьбы с  насекомыми – вредителями  приходится постоянно создавать новые ядохимикаты, потому что:

а) возникающие мутации делают некоторых насекомых устойчивыми к ядам

б) неблагоприятные условия обостряют внутривидовую борьбу

в) начинает действовать естественный отбор приспособленных

г) начинает действовать искусственный отбор приспособленных

Вариант 2

  1. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
    а) свойства живой природы; 
    б) результаты эволюции;
    в) движущие силы эволюции; 
    г) основные направления эволюции.
  2. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет:
    а) естественный отбор;              б) искусственный отбор;
    в) изоляция;                                 г) борьба за существование.
  3. Действие естественного отбора приводит к:
    а) мутационной изменчивости; 
    б) сохранению полезных для человека признаков;
    в) случайному скрещиванию; 
    г) возникновению новых видов.
  4. В направлении приспособления организмов к среде обитания действует:
    а) методический отбор;                      б) естественный отбор;
    в) наследственная изменчивость;      г) борьба за существование.
  5. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?
    а) сохранение старых видов;
    б) изменение нормы реакции;
    в) появление новых видов; 
    г) сохранение особей с измененными признаками.
  6. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют:
    а) движущим;   б) методическим;
    в) стабилизирующим;  г) массовым
  7. В окрестностях города, загрязняющего окружающую среду, светлые бабочки стали встречаться реже, а темных бабочек стало больше. Такую форму отбора называют:

а) движущей б) ликвидирующей

в) стабилизирующей

  1. На зеленом лугу среди зеленых кузнечиков идет отбор по окраске тела, который называют:

а) дизруптивным                    б) движущим

в) стабилизирующий              г) фенотипическим

д) покровительственным

  1. Примеры действия стабилизирующей формы естественного отбора:

а) гибель во время урагана воробьев с длинными и короткими крыльями

б) выживание в мутной воде мелких крабов, дыхательные щели которых не засоряются

в) численное увеличение в промышленных районах темных бабочек и уменьшение светлых

г) появление на сенокосных лугах двух популяций растений, цветущих до и после покоса

6. Вставьте пропущенные слова в текст

Вариант 1

Основной идеей теории эволюции Ч. Дарвина является идея __________________ __________. Естественный отбор - это преимущественное сохранение в ряду поколений наследственных задатков, которые _______________ выживать и размножаться, и вытеснение наследственных задатков, которые этому _____________. Разумеется, наличие таких задатков и их проявление в _______________ не гарантирует особи успеха в выживании и размножении, но повышает _________________ такого успеха. Именно благодаря естественному отбору и возникают новые приспособления.

Вариант 2

Способность зайцев быстро убегать от волков когда-то сформировалась благодаря ________________ форме отбора и поддерживается ныне благодаря ______________________ форме отбора. Это означает, что отбор отсекает зайцев, способных бегать не только медленнее, но и ____________ других. Почему? Наверное, потому, что за чрезмерное развитие какого-то ____________________ нужно чем-то платить. Оптимальное устройство любого животного всегда представляет собой компромисс между различными требованиями.

 

Выводы по уроку:

1. Естественный отбор – результат борьбы за существование.

2. Материалом для отбора служит наследственная (неопределённая, индивидуальная, мутационная) изменчивость.

3. ЕО – главный направляющий фактор эволюции.

4. Движущая и стабилизирующая формы естественного отбора являются в природе основными, но, кроме этого, в природе, при определенных условиях может происходить дизруптивный, а также половой отбор.

5. Результатом ЕО является появление новых видов.

 

Домашнее задание:

Карточка № 1

 

 

 

 

 

 

Карточка № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»