Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Образ воды на планете Земля».

5 класс. «Естествознание»

Илляшик Лилия Петровна, кандидат хим. наук,

Учитель естествознания и физики  лицея № 623

Аннотация. Представлена методическая   разработка урока с элементами мастерской  по теме «Гидросфера» в курсе  «Естествознания» для 5 класса. Технология педагогических мастерских является интегративной и  наряду с формированием аналитического мышления и навыков самостоятельной работы, способствует развитию  творческих способностей и коммуникативной культуры учащихся.

      Самостоятельная работа с информацией в настоящее время становится основной в  образовательном процессе любого уровня, поэтому необходимо обеспечить формирование и развитие  навыков самостоятельной работы на самых первых ступенях основной школы.  Для достижения этой цели педагогическая наука обладает огромным арсеналом педагогических методик,  приемов и  технологий(1,2),  среди которых все большее место занимают педагогические мастерские. (3-5).

     Данная технология открывает широкие возможности для формирования умения активного поиска знаний учащимися, что в настоящее время приобретает приоритетное значение, так как только знание, пропущенное через собственное видение мира, становится «своим» и при определенных условиях будет востребовано в жизни и не осядет мертвым грузом. У активного работающего ученика проявляются и тренируются все способности человека, задействованы все способы восприятия информации.

     Разрабатывая  урок в форме мастерской, учитель должен предусмотреть условия для активной самостоятельной и творческой работы участников мастерской. Приобщение учащихся к работе с информацией в условиях выбора и анализа материала способствуют развитию аналитического мышления,  а этапы групповой работы обеспечивают формирование коммуникативной культуры.

      В предлагаемой работе использованы элементы мастерской на вводном уроке  «Образ воды на планете Земля» по теме «Гидросфера» в курсе «Естествознания» в 5 классе. Занятие рассчитано на два часа.

Цели занятия.   Ввести понятие «гидросфера», познакомить с многообразием водных объектов планеты, создать у детей образ единой воды, представленной в разных формах и различных состояниях, основываясь  на актуализации имеющихся у них  знаний и опыта, на знакомстве с литературными и художественными произведениями, содержащими изображения компонентов гидросферы.

Продолжить формирование коммуникативной культуры, умения излагать  свои мысли, работать с образом и словом. Развивать мыслительную деятельность при отборе, анализе, сравнении , классификации нужных сведений.

      Для проведения мастерской требуется подготовка  пространства и оборудования, обеспечивающих свободный доступ к источникам информации и местам социализации  результатов, раздаточного материала   для индивидуальной и групповой работы.  Информационные материалы на  данном занятии представлены в разных видах: презентация с фотографиями, репродукциями картин, звуковое сопровождение, фотографии водных объектов, репродукции картин, тексты загадок, стихотворений, описаний воды в художественной литературе, таблиц и схем по теме урока.

   В качестве индуктора детям предлагается несколько загадок о  воде  в разных формах (лед, вода, снег, река, ручей, озеро...).  При прослушивании звукового сопровождения (журчание ручья, плеск воды, шум прибоя, капель …) нужно определить источники звука. Затем ставится вопрос, что же было центральным образом во всех представленных объектах и после ответа формулируется тема занятия:  «Образ воды на планете Земля»

Для первого этапа работы   перед началом занятия большое количество фотографий различных водных объектов размещаются на  общедоступных стендах или в  виде набора передаются  для каждой группы. Учащимся предлагается рассмотреть их, каждому выбрать наиболее понравившийся объект, сравнить в группе и записать возникшие ассоциации. После этого раздаются подборки стихотворений поэтов с описанием разных водных объектов, ознакомившись с которыми дети на тех же листах записывают ключевые слова, эмоции и ассоциации.

      Далее следует индивидуальная работа с отобранным материалом. Нужно осмыслить возникшие ассоциации, продумать образы, попытаться сформулировать свое отношение к воде на планете, затем следует обсуждение всех вариантов  в группе  с целью выработать общее мнение, которое на этапе социализации озвучивается каждой группой.                       (Во время индивидуальной и групповой работы  ведущие мастерской готовят стенды с репродукциями картин художников. У некоторых детей  образ воды ассоциируется с ее недостатком, поэтому целесообразно в видеоряд включить изображение пустыни.) Из этого видеоряда каждая группа выбирает ту картину, которая более всего соответствует возникшему образу.

   На  следующем групповом этапе  предлагается,  используя  весь имеющийся на столах  раздаточный материал, к которому добавляются небольшие  описания водных объектов из художественной литературы  (М. Пришвин, М. Твен, А.  Сент - Экзюпери, К. Паустовский …), определить о каких формах воды и каких водных объектах идет речь в разных ситуациях. После этапа социализации, результаты которого записываются на электронной доске по принципу дополнения, учащимся ставится задача  создать в группах   общее представление о воде и видах водных объектов существующих  на Земле.  На электронной доске (или в виде раздаточного материала) для ознакомления выводится дополнительная информация о воде.

Результат этой работы озвучивается.  На следующем этапе групповой работы предлагается придумать классификацию водных объектов на Земле. При необходимости можно предложить некоторым группам известные классификации и дополнительную информацию о круговороте воды. Все полученные классификации озвучиваются.

   На последнем этапе проводится рефлексия.  Руководитель  благодарит детей за работу и предлагает   выразить свое состояние и отношение к работе в любой форме: вербально, с помощью, смайликов, таблиц …

 Работа в мастерской  не оценивается, что способствует более раскованной и смелой работе детей. Некоторые учащиеся приносят на следующий урок свои собственные классификации, рисунки, рассказы, стихи, которые можно оценить, если ребенок хочет получить отметку. В заключение приведу два стихотворения, созданных  на  одном из занятий.

 Вьюга и пурга,                                   Снег, сосулька и туман,

Дождик и вода,                                   Залив, болото,  лужа, океан

Туча и снежинка,                               озера, океаны и водопад,

Капля и слезинка,                              Все это  водная оболочка Земли,

Сугробы, моря, пруд  и град,            Которую Гидросферой назвали мы.

 

 

И второе:            Вода в реке, океане и море,

                           Лед, пар и облака на просторе,

                           Друг в друга переходят круглый год

                           И называется все это круговорот.  

Классификация воды на Земле в результате получилась, например, такая:

Соленая вода.  Вода морей и океанов, подземные минеральные воды.

Пресная вода суши. Поземные пресные воды, снег, лед,  вода рек, ручьев, озер, ледников,  болот

Пресная вода в атмосфере.    Дождевая вода, туман, роса, снег, град, иней. 

 

          Список литературы.

1. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии.- М.: Народное образование, 2001. – 128с.

2. Уроки конкурсантов «Учитель года России – 2001г.» Журнал Физика в школе №  2001 с.124.

3. Белова Н.И.  «Я знание построю в мастерской».- С-Пб.: УПМ, 1994.-52с.

4. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская ? http://ipk74.ru/files/vmk/keup/ped.mast.doc

   5. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности: автореф.дис.  канд.пед.наук. dissercat.com…pedagogicheskaya-masterskaya…

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»