Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках естественнонаучного цикла
Ефимова Галина Михайловна,
учитель химии ГОУ СОШ 453
Выборгского района Санкт-Петербурга
1.Что такое «критическое мышление».
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идет о мышлении. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников получать знания. Одним из таких способов обучения является технология развития критического мышления. Но прежде чем говорить о самой технологии, хотелось бы понять, что же такое «критическое мышление»
Критическое мышление - мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: ученик вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения. Но главное - каждый при этом сам решает, с какой точкой зрения согласиться. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Однако не стоит приравнивать критическое мышление к традиционному изучению фактов - ясно, что фактические знания отнюдь его не исчерпывают. Однако и преподавательская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению: мы учим своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Обучение критическому мышлению - это лишь часть многогранной работы преподавателя.
Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у старшеклассников, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. Подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, - заключает Джон Бин, - сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем».
Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что «надо заме-нить традиционное «накопительное» образование - когда головы учеников служат своеобразными «счетами», на которые учителя кладут знания, - на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами» . Учение, считает он, пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы - в том числе экономические, общественные и политические - на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа.
По мнению американского философа и педагога Джона Дьюи, критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. «Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает». По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает. Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.
Профессор Ралф X. Джонсон из Канады определяет критическое мышление как «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения». Определение Джонсона подчеркивает роль критического мышления в решении вопросов и проблем.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением), утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. Под всеми названными элементами аргументации - утверждением, доводами и доказательствами - лежит элемент четвертый: основание. Основание - это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории, и которая дает обоснование всей аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И нет никакого противоречия в том, что первый пункт определения критического мышления говорит о его независимости, а этот последний пункт подчеркивает социальные параметры критического мышления. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некотором сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.
Именно сейчас, в период перехода на новые ФГОС, от учителя требуется новый, более конструктивный подход к процессу обучения, изменяются требования к организации самой учебной деятельности. Использование таких технологий, как «Развитие критического мышления», помогает ребенку овладевать законами использования знаний, открывает возможности для индивидуализации обучения, способствует активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, содержит элементы творческого подхода.
2.Цели и задачи образовательной технологии.
Можно выделить следующие цели и задачи технологии «Развитие критического мышления».
Цель технологии- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Задачи технологии научить школьников:
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
выделять ошибки в рассуждениях;
делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
избегать категоричности в утверждениях;
быть честным в своих рассуждениях;
определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
3.Сущность технологии «Развитие критического мышления»
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приёмы и методы:
- составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Вывод: происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию и «старую», используя знания, полученные на стадии осмысления.
4.Приёмы и методы технологии.
- заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
С помощью данной технологии формируются следующие УУД:
УУД |
Приемы ТРКМ |
Регулятивные |
Кластер, верные/неверные утверждения, таблица ЗХУ, эссе, зигзаг |
Познавательные |
«Толстые-тонкие» вопросы, ромашка Блума, мозговой штурм, прием «верные-неверные» утверждения |
Рассмотрим несколько приемов ТРКМ на каждой стадии.
Название метода или приема
Описание
Стадия использования
«Мозговой штурм»
Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме
2) набрасывание идей, предположений по теме
3) активизация имеющихся знаний.
Стадия использования-вызов
«Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Стадия использования-вызов
“Верные и неверные утверждения”
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Стадия использования-вызов, рефлексия
«Инсерт»
Чтение текста с пометками: «+» - я это знал, «-» - я этого не знал, «!»- это меня удивило, «?»- хотел бы узнать подробнее. Составление таблицы, выписываются основные положения из текста
Стадия использования-осмысление
«Ролевая игра»
Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка
Стадия использования-вызов
«Свободное письмо»
Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли.
Стадия использования-рефлексия
«СИНКВЕЙН»
Пятистишие:
1-первая строка-тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2-вторая строка-описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными
3-третья строка-описание действия в рамках этой темы, тремя словами, обычно глаголами
4-фраза из четырех слов, выражающая отношение к данной теме
5-одно слово- синоним к первому, на эмоционально-образном уровне
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, необходимо выразить типичные черты понятия.
Стадия использования-рефлексия
«Толстый и тонкий вопросы»
Толстые вопросы |
Тонкие вопросы |
Дайте три объяснения почему….? Объясните почему….. ? В чем различие……? |
Кто…..? Что…?. Когда…?.. |
Стадия использования-осмысление и рефлексия
Прогнозирование с помощью открытых вопросов
Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.
Стадия использования-осмысление
«Кластер» - гроздь винограда
Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана) через его графическое оформление.
Стадия использования-осмысление, рефлексия
Перепутанные логические цепи
Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку
Стадия использования-осмысление, рефлексия
«Зигзаг»
1 этап — учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в «домашние» группы, по очереди рассказывают новый материал — взаимообучение.
Стадия использования-осмысление
Взаимоопрос
Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят «толстые и тонкие» вопросы по прочитанному друг другу. Вопросы записываются. Лучшие вопросы задаются классу.
Стадия использования-осмысление
«Карусель»
Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
Стадия использования-осмысление, рефлексия
Стратегия «Галерея»
После «карусели», работы учащихся помещаются на доску. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.
Стадия использования- рефлексия
Перекрестная дискуссия
По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.
Стадия использования-осмысление
«Последнее слово за мной»
На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.
Стадия использования- рефлексия
“Ключевые слова”
Выписываются из текста «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Стадия использования-осмысление
“Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
-явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
-скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Стадия использования-вызов
«Продвинутая лекция»
На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект. На второй стадии – активное слушание:
- ученик отмечает подтвердившуюся информацию
- ученик выписывает новую информацию. Обмен мнениями по проблемным вопросам. Свободное письмо.
Стадия использования-осмысление
«ЗХУ»
Заполнение таблицы:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
Работа в паре:
что я знаю о теме урока?
Формулирование целей
Соотношение старой и новой информации
Стадия использования-осмысление, рефлексия
Поскольку я работаю в различных параллелях и преподаю природоведение, биологию и химию, то мне легко оценить всю необходимость применения новых форм и методов обучения. Различные методы и приемы данной технологии я применяю на уроках, вариант одного из них приводится ниже.
5.Методическая разработка урока природоведения с применением приемов ТРКМ для формирования УУД учащихся.
Тема урока: «Санкт- Петербург-город воды»
Данное мероприятие рассчитано на учащихся 4-5 классов. Такой урок можно проводить в курсе природоведения, во время предметных декад, к «Всемирному дню водных ресурсов», а также для ознакомления учащихся с проблемами водных ресурсов в Ленинградской области.
Цель урока: привлечь внимание детей к проблеме чистой воды в городе.
Задачи: формирование универсальных учебных действий
личностные
- проявлять интерес к проблеме охраны водных ресурсов
- оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения самостоятельности
- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения
- проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии
регулятивные
- определять цель выполнения задания
- корректировать деятельность
познавательные
- работать с источниками информации
- отделять значимую информацию от второстепенной
- применять географическую карту для получения необходимой информации
- представлять полученную информацию в устной и наглядной формах
коммуникативные
- воспринимать информацию с учетом поставленной учебной цели
- характеризовать приведенные источники воды
Оборудование: презентация, карта Санкт-Петербурга и Ленинградской области, гербарные образцы мхов, высушенные образцы сфагнума, таблица «Строение мхов», раздаточный материал к заданиям для групповой работы.
Используемый прием: «Верные и неверные утверждения», кластер, «ЗИГЗАГ»
Ход урока:
Стадия вызова
Прием «Верные и неверные утверждения»
|
Утверждения |
Да |
Нет |
1 |
Запасы пресной воды на Земле очень велики |
|
+ |
2 |
Существование живых организмов невозможно без пресной воды |
+ |
|
3 |
Основные источники пресной воды на Земле-это реки, озера, болота |
+ |
|
4 |
Морскую воду нельзя использовать для питья |
+ |
|
5 |
Нет нужды в охране и бережном использовании водных ресурсов планеты |
|
+ |
6 |
Многие страны мира испытывают нехватку пресной воды |
+ |
|
Осмысление
Слайд 1.
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, как очищается вода в нашем городе. Эта тема выбрана неслучайно, так как потребности человечества в чистой воде с каждым днем растут, а ее количество на планете постоянно убывает. Давайте попробуем определить соотношение соленой и пресной воды на Земле. Для этого я предлагаю вам такой наглядный опыт. Представьте, что в литровой бутылке весь мировой запас воды. Это пресная вода рек и озер, и соленая вода морей и океанов. Я хочу перелить в стакан ту часть воды, которая приходится на долю пресной воды. Сколько же это будет?
Слайд 2.
На слайде приведено соотношение пресной и соленой воды на планете. Учитель переливает небольшое количество воды в стакан и акцентирует внимание учащихся на том, что запасы пресной воды очень малы.
Слад 3.
Учитель: Нам с вами посчастливилось, мы живем в городе с большим запасом водных ресурсов.
Как называется главная водная артерия нашего города?
Слайд 4.
Учитель:В нашем городе протекает крупная река Нева.
Это полноводная, красивая река, которая радует нас, делает наш город красивее.
А теперь давайте вспомним, как называется наш район. Определите, какое место занимает Выборгский район по количеству водных объектов.
Слад 5.
Учитель: Наш город уникален, не зря его называют «северная Венеция». Мосты и набережные, реки и каналы, необыкновенные фонтаны Петергофа-все это создано для нас. Необходимо бережно относиться ко всему, что создала природа и сотворил своими руками человек.
Слайд 6.
Следующий этап работы - это работа в группах. Учащихся можно посадить заранее по группам или дать им возможность пересесть по ходу урока. Следует заранее определить состав каждой группы. Так же необходимо напомнить учащимся правила групповой работы.
Каждой группе выдается лист для выполнения задания, фломастеры, текст.
Учащимся необходимо составить «кластер» на тему «Как работает вода».
Примерный текст:
Вода играет исключительно важную роль в природе. Температура воды в жидком состоянии наиболее благоприятна для жизненных процессов. Для огромной массы организмов она является средой обитания. Уникальные свойства воды являются ценными для организмов и, казалось, созданы специально для их жизнедеятельности. Вода в водоемах замерзает сверху вниз, что имеет большое значение для обитающих в них организмов.
Вода в атмосфере оказывает смягчающее влияние на погодно-климатические условия. Она постоянно перемещается во всех сферах Земли. На большие расстояния она переносится циркуляционными потоками атмосферы.
Без воды не может происходить фотосинтез. Вода - единственный источник кислорода, выделяемого в атмосферу при фотосинтезе. Она необходима для биохимических и физиологических процессов, происходящих в организме. Живые организмы, в том числе человек, состоящий на 80% из воды, не могут обойтись без воды. Потеря 10-20% воды приводит к их гибели.
Вода играет огромную роль в жизнеобеспечении человека. Она используется им непосредственно для питья и хозяйственных нужд, как средство передвижения и сырье для получения промышленных и сельскохозяйственных продуктов, имеет эстетическое и рекреационное значение.
Вода превращается в самое драгоценное сырье, заменить которое невозможно. Запасы и доступность водных ресурсов определяют размещение новых производств, а проблема водоснабжения становится одной из важных в жизни и развитии человеческого общества.
Когда работа выполнена, необходимо подвести итоги, дать возможность высказаться каждой группе учащихся.
Слайд 7.
Учитель: Мы обсудили, как и для чего нужна человечеству вода. Человек не может существовать без воды. Потребности города в ней очень велики.
Слайд 8.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, сколько воды необходимо нам для того, чтобы умыться, принять душ, постирать?
На этом слайде показано, сколько литров воды тратит один человек в день на хозяйственные нужды. Показано как можно сократить расход воды в повседневной жизни.
Слад 9-10.
Осмысление
Групповая работа учащихся.
Учащимся предлагается выполнить второе задание. Для этого им заранее выданы карточки, на которых изображены различные источники воды. Каждой группе необходимо обсудить свой источник. Ребятам необходимо отметить положительные и отрицательные стороны каждого источника. На слайдах приведены вопросы - подсказки. Затем учащиеся пересаживаются и продолжают работать в новых группах, обсуждая другие водоемы, от куда Нева может пополнять свои воды. После обсуждения, ребята возвращаются в свои группы и заканчивают работу. Отмечают положительные и отрицательные стороны различных источников и выбирают наиболее выгодный для забора воды. Далее необходимо сделать выводы, дать высказаться каждой группе учащихся.
Слайд 11.
Необходимо подвести ребят к тому, что самым удобным источником является Нева. Она должна быть полноводной.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о куда река пополняет свои запасы?
Основной источник –это болота Ленинградской области.
Какие вы знаете растения болот? Посмотрите на гербарные образцы. Эти растения обитатели болот. Они способны накапливать в своих клетках воду. На таблице показано строение клеток сфагнума. Видны крупные полости-это емкости, заполняемые водой. Один килограмм сфагнума может запасти до семидесяти килограмм воды. Охрана болот-это одна из основных задач, стоящая в Ленинградской области.
Слайд 12.
Учитель: Обратите внимание какое количество воды необходимо нашему городу на одни сутки. Забором, очисткой и транспортировкой воды в нашем городе занимается ГУП «Водоканал». На следующих слайдах мы посмотрим, как очищается вода для потребителя.
Слайды 13-20.
На этих слайдах показаны этапы очистки воды. Конечно, схема эта очень упрощенная, все гораздо сложнее. Однако, даже так можно понять, что это трудоёмкий, дорогостоящий и затратный технологический процесс.
Рефлексия
Прием «Верные и неверные утверждения»
На этой фазе необходимо проверить правильность утверждений и подвести итоги урока.
Домашнее задание: придумать и нарисовать плакат, (А3) призывающий к защите водных ресурсов.
6.Преимущества ТРКМ
Как мы видим технология ТРКМ предлагает для выбора целый веер стратегий, приёмов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приёмы, к которым он привык, которые он считает наиболее эффективными. Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения: ученик в нём инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в традиционном обществе ещё можно было строить обучение путём трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Данная технология – один из способов превратить учение в личностно ориентированное.
Авторы говорят, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками. Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности — необходимые условия для формирования гражданских взглядов.
7.Литература
1. Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий-СПБ: АППО, 2013
2. Иваньшина Е.В. Метакогнитивные образовательные технологии при изучении предметов естественно-научного цикла- СПБ: АППО, 2011
3. Калинина М.П. Универсальные учебные действия школьников-СПБ: КАНОН, 2012
4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя- СПБ: КАРО, 2009