Методическая разработка урока природоведения
Большое космическое путешествие
(обобщающий урок по теме «Вселенная»)
Виноградова Елена Анатольевна,
учительГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
Контингент учащихся: 5-й класс общеобразовательных школ
Предмет: природоведение
Тип урока: урок обобщения знаний
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Подготовка к уроку:Расстановка столов для работы в группах по 5-6 чел. Оформление кабинета рисунками учащихся на тему «Космос». Для оценки работы учащихся на уроке можно пригласить старшеклассников , учителей в жюри.
Цель:создать условия для обобщения, проверки знаний и умений учащихся по изученной теме «Вселенная»
Задачи урока:
Образовательные:
1.1. Выявить уровень усвоения учащимися системы знаний о том, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков
1.2. Повторить материал о том, как устроена Солнечная система, что представляет собой Галактика
2. Развивающие:
2.1. Развивать навыки работы с источникоминформации: учебником .
2.2. Стимулировать познавательный интерес учащихся к изучению природы
2.3. Развивать умение совершать логические мыслительные операции: анализировать, сравнивать, обобщать.
2.4. Развивать коммуникативные навыки при работе в группе
3. Воспитательные:
3.1. Воспитывать у учащихся положительное отношение к учёбе
3.2. Формирование у учащихся отношений взаимопомощи, взаимоуваженияи сотрудничества
Этапы проведения урока:
1. Организационный момент
2. Работа учащихся в группах. Выполнение заданий.
3. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент
Учащиеся класса делятся на группы по 5-6 человек, соревнующиеся между собой. За каждое задание максимальная оценка - 3 балла.
2. Проведение урока
Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами сегодня совершим удивительный полет в Космос на учебном космическом корабле.( слайд №1) В пути нам предстоит сделать несколько остановок, на которых вам предстоит показать свои знания о Вселенной, Солнечной системе, звездах и галактиках. На нашем корабле работает несколько команд- экипажей. На борту корабля пассажиры- жюри, которое будет оценивать работу экипажей. Наш корабль сможет стартовать с Земли только, если вы выполните правильно первое задание: разгадаете кроссворд.
1. «КОСМИЧЕСКИЙ» КРОССВОРД ( слайд №2)
По горизонтали:
1. Космическое пространство и всё, что его заполняет.
2. Космическое тело, упавшее на Землю.
3. Шарообразное небесное тело, не излучающее собственного света.
6. В переводе с греческого -«звездоподобные»
7. Небесные тела, имеющие ядро и хвост.
По вертикали:
4. Гигантский раскалённый шар.
5. Гигантское скопление звёзд.
8. Участки звёздного неба.
2. Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
Учитель: Внимание, экипажи корабля! Первая остановка – историческая. На Земле вы узнали, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков, какой вклад в развитии этих знаний внесли различные философы и ученые древности. Небезызвестный вам Незнайка перепутал карточки с фамилиями учёных и их открытиями и не может сам навести порядок .Помогите ему, ребята. Напротив фамилии ученого расположите его открытие, взгляд на строение Вселенной.
( слайд №4)
1. Н. Коперник
2. Д. Бруно
3. Г.Галилей
4. К. Птолемей
5. Пифагор
1. В центре Вселенной расположена Земля.
2. Центром Вселенной является Солнце.
3. Солнце - центр Солнечной системы.
4. Открыл спутники у Юпитера
5. Первым предположил, что земля имеет форму шара.
З. Станция «ПЛАНЕТАРНАЯ»
Учитель: Наш космический корабль летит в Солнечной системе.
Беседа:
1. Что представляет собой Солнечная система?
2. Какие небесные тела находятся в Солнечной системе?
3. Что называют планетой?
4. На какие две группы делятся планеты?
Теперь вам предстоит проверить свои знания о планетах: выполните тест, выберите один правильный ответ( индивидуальная работа). Проверка теста ( слайды № 5-9)
1. Сколько планет в солнечной системе
а) 4 б) 5 в) 7 г) 8
2. Самая большая планета в Солнечной системе
а)Земля б)Марс
в)Юпитер г)Уран
3. Самая маленькая планета Солнечной системы
а) Сатурн б)Меркурий
в)Венера г)Марс
4. Самая дальняя от Солнца планета
а)Нептун б)Венера
в)Марс г)Меркурий
5. Самая близкая к Солнцу планета
а) Меркурий б) Земля
в) Юпитер г) Нептун
6. Не этой планете находится Большое красное пятно
а)Сатурне б) Меркурии
в)Юпитере г)Марсе
7. Планета имеет плотную облачную атмосферу; по размерам сходна с Землей
а)Меркурий б)Венера
в)Нептун г)Сатурн
8. Планета с наиболее яркими кольцами
а)Земля б)Марс
в)Венера г)Сатурн
9. Планета на которой есть атмосфера , вода и жизнь?
а)Земля б)Марс
в)Меркурий г)Венера
10. Планета ,имеющая два спутника _ Фобос и Деймос ?
а)Земля б)Нептун
в)Марс г)Уран
5. Станция «СОЛНЕЧНАЯ»
Учитель: С борта нашего звездолета нам надо отправить зашифрованную телеграмму о Солнце. Выберите верные утверждения. Ответ запишите в виде пятизначного числа.( слайд № 10)
1. Солнце - самая большая планета
2. Солнце – ближайшая к Земле звезда
3. Солнце – гигантский пылающий шар
4. Солнце – центр Солнечной системы
5. Солнце по размерам такое же, как Луна
6. Солнце – желтый карлик
7. Солнце неподвижно
8. Температура внутри Солнца 6тыс. градусов
9. Температура внутри Солнца 15млн.градусов
Ответ: 2,3, 4, 6,9.
6. Станция «ТАИНСТВЕННЫЕ СОСЕДИ СОЛНЦА»
Учитель: В космическом пространстве есть таинственные соседи Солнца – это астероиды, кометы, метеориты, метеоры. Задание: написать пропущенные слова.( слайд №11)
1) _____________ получили своё название от греческого слова « волосатая».
2) _____________ещё называют малыми планетами.
3) Больше всего астероидов движется между орбитами Марса и ___________.
4) Самая известная комета - __________ ____________.
5) ______________ - световое явление, возникающее при сгорании частичек космической пыли в атмосфере Земли.
7. Станция «ЗВЁЗДНАЯ» ( слайд № 13)
Учитель:
Беседа:
1. Что такое звезды?
2. Какая звезда самая близкая к Земле?
3. Как различаются звезды по размерам и по цвету?
4. Как различаются звезды по цвету и яркости?
5. Мальчик заблудился в лесу. Он знал, что его поселок находится к западу от леса. Днём было пасмурно, и мальчик не мог найти дорогу домой. Наступила ночь. Небо прояснилось, и он определил, в каком направлении ему надо идти. Объясните, как он это сделал?
6. Что такое созвезвездия?
Если вы отгадаете ребусы, вы вспомните названия некоторых созвездий.( слайд №14)
Водолей
Весы
Жираф
Дракон
Дева
Близнец
Учитель: Вот и закончилось наше большое космическое путешествие. Все экипажи показали хорошие знания. Возвращаемся домой - на нашу прекрасную планету.
3. Заключительный этап урока : подведение итогов конкурсов, поздравление команды- победителя, поощрение самых активных учащихся, выставление отметок за урок.