Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока природоведения

Большое космическое путешествие
(обобщающий урок по теме «Вселенная»)

Виноградова Елена Анатольевна,
у
чительГБОУ лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

 

Контингент учащихся: 5-й класс общеобразовательных школ

Предмет: природоведение

Тип урока: урок обобщения знаний

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая  и индивидуальная

Техническое оснащение: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Подготовка к уроку:Расстановка столов для работы в группах по 5-6 чел. Оформление кабинета  рисунками учащихся на тему  «Космос». Для оценки работы учащихся на уроке можно пригласить старшеклассников , учителей в жюри.

Цель:создать условия для обобщения, проверки знаний и умений учащихся по изученной теме «Вселенная»

Задачи урока:

Образовательные:

1.1.                    Выявить уровень усвоения учащимися   системы знаний о том, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков

1.2.                    Повторить  материал о том, как устроена Солнечная система, что представляет собой  Галактика

2.     Развивающие:

2.1.                    Развивать навыки работы с источникоминформации: учебником .

2.2.                    Стимулировать  познавательный интерес учащихся к изучению  природы

2.3.                    Развивать умение  совершать логические мыслительные операции: анализировать, сравнивать, обобщать. 

2.4.                    Развивать коммуникативные навыки при работе в группе

3.     Воспитательные:

3.1.                    Воспитывать у  учащихся положительное отношение к учёбе

3.2.                    Формирование у учащихся отношений взаимопомощи, взаимоуваженияи сотрудничества

Этапы проведения урока:

1.     Организационный момент

2.     Работа учащихся в группах. Выполнение  заданий.

3.     Подведение итогов.

 

Ход урока:

1.     Организационный момент

 Учащиеся класса делятся на группы по 5-6 человек, соревнующиеся  между собой. За каждое задание максимальная оценка  - 3 балла.

2.     Проведение урока

Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами сегодня совершим удивительный полет в Космос на учебном космическом корабле.( слайд №1) В пути нам предстоит сделать несколько остановок, на которых вам предстоит показать свои знания о Вселенной, Солнечной системе, звездах и галактиках. На нашем корабле работает несколько команд- экипажей. На борту корабля пассажиры- жюри, которое будет оценивать работу экипажей. Наш корабль  сможет стартовать  с Земли только, если вы выполните правильно первое задание: разгадаете кроссворд.

             1. «КОСМИЧЕСКИЙ»  КРОССВОРД    ( слайд №2)

 

По горизонтали:

1.     Космическое пространство и всё, что его    заполняет.

2.     Космическое тело, упавшее на Землю.

3.     Шарообразное небесное тело, не излучающее собственного света.

               6.  В переводе с греческого -«звездоподобные»

               7.  Небесные тела, имеющие ядро и хвост.

 

По вертикали:

            4.  Гигантский раскалённый шар.

5.          Гигантское скопление звёзд.

            8.  Участки звёздного неба.

 

2. Станция    «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

 

Учитель: Внимание, экипажи корабля! Первая остановка – историческая. На Земле   вы узнали, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков, какой вклад в развитии этих знаний внесли различные философы и ученые древности. Небезызвестный вам Незнайка перепутал карточки с фамилиями учёных и их открытиями и не может сам навести порядок .Помогите ему, ребята. Напротив фамилии ученого  расположите его открытие, взгляд на строение  Вселенной.

( слайд №4)


1.     Н. Коперник

2.     Д. Бруно

3.     Г.Галилей

4.     К. Птолемей

5.     Пифагор

 

1.     В центре Вселенной расположена Земля.

2.     Центром Вселенной  является Солнце.

3.     Солнце - центр Солнечной системы.

4.     Открыл спутники у Юпитера

5.     Первым предположил,  что земля имеет форму шара.


З. Станция «ПЛАНЕТАРНАЯ»

Учитель: Наш космический корабль летит в Солнечной системе.

Беседа:

1.     Что представляет собой Солнечная система?

2.     Какие небесные тела находятся в Солнечной системе?

3.     Что называют планетой?

4.     На какие две группы делятся планеты?

 

Теперь вам предстоит проверить свои знания о планетах: выполните тест, выберите один правильный ответ( индивидуальная работа). Проверка теста     ( слайды № 5-9)

 

1.       Сколько планет   в солнечной системе

                       а) 4                            б) 5                        в) 7                          г) 8

2.     Самая большая планета в Солнечной системе

а)Земля                                         б)Марс

в)Юпитер                                      г)Уран

 

3.     Самая маленькая планета Солнечной системы

                    а) Сатурн                                       б)Меркурий

                    в)Венера                                        г)Марс

 

4.     Самая дальняя от Солнца планета

                   а)Нептун                                        б)Венера

                   в)Марс                                           г)Меркурий

 

5.     Самая близкая к Солнцу планета

                 а) Меркурий                                  б) Земля

                 в) Юпитер                                       г) Нептун

6.     Не этой планете находится Большое красное пятно

                 а)Сатурне                                       б) Меркурии

                 в)Юпитере                                     г)Марсе

7.     Планета  имеет плотную облачную атмосферу; по размерам сходна с Землей

                а)Меркурий                                   б)Венера

                в)Нептун                                         г)Сатурн

8.     Планета с  наиболее яркими кольцами

              а)Земля                                             б)Марс

             в)Венера                                            г)Сатурн

9.     Планета на которой есть атмосфера , вода и жизнь?

                  а)Земля                                    б)Марс

                 в)Меркурий                            г)Венера

10.                       Планета ,имеющая два спутника _ Фобос и Деймос ?

                 а)Земля                                    б)Нептун

                в)Марс                                        г)Уран

 

5.     Станция «СОЛНЕЧНАЯ»

Учитель: С борта нашего звездолета нам надо отправить зашифрованную телеграмму  о Солнце. Выберите верные утверждения. Ответ запишите в виде пятизначного числа.( слайд № 10)

1.     Солнце - самая большая планета

2.     Солнце – ближайшая к Земле звезда

3.     Солнце – гигантский пылающий шар

4.     Солнце – центр Солнечной системы

5.     Солнце по размерам такое же,  как Луна

6.     Солнце – желтый карлик

7.     Солнце неподвижно

8.     Температура внутри Солнца 6тыс. градусов

9.     Температура  внутри  Солнца 15млн.градусов

Ответ:   2,3, 4, 6,9.

6.      Станция «ТАИНСТВЕННЫЕ СОСЕДИ СОЛНЦА»

Учитель: В космическом пространстве есть таинственные соседи Солнца – это астероиды, кометы, метеориты, метеоры. Задание: написать пропущенные слова.( слайд №11)

 

 

 

1)    _____________ получили своё название  от греческого слова « волосатая». 

2)    _____________ещё называют малыми планетами.

3)    Больше всего астероидов движется между орбитами Марса и ___________.

4)    Самая известная комета - __________   ____________.

5)    ______________ - световое явление, возникающее при сгорании частичек космической пыли  в атмосфере Земли.

 

7.     Станция «ЗВЁЗДНАЯ» ( слайд № 13)

 

Учитель:

Беседа:

1.      Что такое звезды?

2.      Какая звезда самая близкая к Земле?

3.      Как различаются звезды по размерам и по цвету?

4.      Как различаются звезды  по цвету и яркости?

5.       Мальчик заблудился в лесу. Он знал, что его поселок находится к западу от леса. Днём было пасмурно, и мальчик не мог найти дорогу домой. Наступила ночь. Небо прояснилось, и он определил, в каком направлении ему надо идти. Объясните, как он это сделал?

6.      Что такое созвезвездия?

Если вы отгадаете ребусы, вы вспомните названия некоторых созвездий.( слайд №14)

Водолей

Весы

Жираф

Дракон

Дева

Близнец

 

Учитель: Вот и закончилось наше большое космическое путешествие. Все экипажи показали хорошие знания. Возвращаемся домой -  на нашу прекрасную планету.

3. Заключительный этап урока : подведение итогов конкурсов, поздравление команды- победителя, поощрение самых активных учащихся, выставление отметок за урок.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»