Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Зачетный урок в форме сказки  по теме «Микромир».

5 класс  "Естествознание"

                                            Илляшик Лилия Петровна.

                                                                               Учитель естествознания и физики лицея 623

 

Аннотация.  В статье приводится описание зачетного урока по теме «Микромир». В форме сказки учащимся предложены разные вопросы по данной теме.Урок проводится для повторения  и проверки усвоения материала и направлен на продолжение формирования УУД.

Материалы к уроку:  для организации пространства плакаты  "На поиск Истины"; "Открываем тайны Мироздания», презентация на электронной доске.

Учитель говорит вводное слово: сегодня у нас урок открытия тайн Мироздания. Давайте послушаем сказку и вместе с ее героем будем разгадывать тайны мироздания, решать задачи и искать Истину. Приготовьте, пожалуйста, тетради для записи  ответов  на вопросы и ваших  догадок.

 (В конце урока задания можно  организовать самопроверку по ответам, выведенным на доску,  или собрать тетради для проверки и выставления зачетной оценки.)

В некотором царстве, в некотором государстве жил человек Любознательный, он всем увлекался, а больше всего любил тайны природы отгадывать. Чем больше отгадывал, тем больше проявлялось новых. (Можно рассказать притчу о мудреце, который сравнивал область знаний и незнания свои и ученика, чем больше знания, тем больше они соприкасаются с неизвестным. От притчи к философскому высказыванию: "Я знаю, что ничего не знаю".)

Говорят, в Древние времена жила среди людей Истина, к ней любой мог обратиться и правильный ответ получить. Но не нравилось темным силам, что люди истину знали и похитили ее темные силы, унесли далеко - далеко и спрятали в замке за высокой стеной с надежными запорами, многие храбрецы пытались Истину вернуть, даже дорогу к тому замку проложили. Но это было давно, дорога частично разрушилась, новые препятствия на ней появились, давно уж никто не пытался Истину отыскать. Слышал это предание и Любознательный, его желание отыскать Истину крепло с каждым днем.

Однажды вышел он на дорогу и пошел по ней, дошел до городских стен, а дорога в ворота уперлась, на воротах большой замок висит.  Ключ давно уж потерян, да и был ли он? Задумался Любознательный, как ворота открыть? Вдруг подходит старушка и говорит, что ворота сами откроются, если сумеет Любознательный правильно выписать из текста 1, что на воротах виден, тела и вещества. 1. (На доске появляется кадр презентации с рисунком ворот со словами: стол, стакан, пластмасса, линейка, железо, ворона, вода.)

            Пишем в тетради в два столбика:  тела и вещества, помогаем Любознательному. Написали? Хорошо, замок упал, ворота открылись, дорога далеко видна, да только размыла вода дорогу, огромный овраг образовался, не обойти, не перейти. Дерево большое на другом берегу оврага растет, большими ветвями шевелит. Задумался Любознательный, как преграду преодолеть?  Решил Любознательный просить дерево помочь через овраг перебраться.   В ответ он  услышал шелест листьев   и слова :   " Ответь сначала на вопросы: 2. «Что называется телом?  3.Из чего состоят все тела? 4. В каком состоянии могут быть вещества?»

Ответил Любознательный на все вопросы. Протянуло дерево ему ветку и помогло через овраг перейти. Дальше шагает по дороге Любознательный, по сторонам смотрит, тайны природы подмечает. Вдруг выскочило на дорогу чудище и говорит: «Давно здесь никто не проходил,  велели мне темные силы дорогу стеречь и путников губить и тебя погублю, если не ответишь на вопросы:     5. «Какие явления называются физическими? 6. Что происходит с веществом при химических реакциях?»

Задумался Любознательный, трудный вопрос, только справился он и с этим заданием. Чудище исчезло, а Любознательный дальше пошел. Он уже видел свет, сияющий над городом, где Истину спрятали. Вскоре и стены городские показались. Да только перед городом застава, город охраняет, с путников пошлину взимает, разные трудные вопросы задает. Спрашивают стражники Любознательного: 7. «Из чего состоят все вещества? 8.  Какие бывают вещества?» И примеры привести просят, чтобы понятнее было. Задумался Любознательный, сложный вопрос, прямо в тайны Мироздания заглядывать приходится... Ответил все же. Пропустили его стражники.

Вошел Любознательный в город, а перед ним много дорог. Как узнать, какая к замку, где Истина спрятана, идет? Плана нет, что же делать? Правильно, прохожего спросить. Как раз идет человек.. «Покажу я тебе дорогу, только ответь на три  вопроса: 9. Что такое молекула? 10. Из чего состоят молекулы? 11. Назови частицы, входящие в состав атома.»     

В самые тайны Микромира пришлось заглянуть Любознательному, чтобы ответить на эти вопросы. Зато прохожий показал ему нужную дорогу и велел прямо идти и никуда не сворачивать. Скоро вышел наш путешественник к замку. А замок, как ему и положено, обнесен стеной и ров с водой. Стена высокая, башня мощная, а вокруг ров водой наполненный, а мост поднят. Говорят привратники: «Опустим для тебя мост, если закончишь фразы: 12. «Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее вследствие беспорядочного движения частиц называется ...», 13. «Тела, имеющие заряды одного рода, взаимно ....», 14. «Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется .,.».

Закончил Любознательный фразы. Опустили мост привратники, перешел путешественник через ров, а ворота замка решеткой закрыта. Спрашивают стражи ворот: 15. «Чем отличаются твердые вещества от жидких и газообразных?» На этот простой вопрос быстро ответил Любознательный, вспомнил схему, что на уроке висела, где наглядно показано строение жидких, твердых и газообразных веществ.

       Пропустила его   стража в замок. Идет он  по галерее и дошел до закрытых дверей,  а перед дверьми  два мудреца спорят.  Один говорит: « Я все тайны Мироздания изучил , другой  отвечает: «Я все устройство Мира знаю!»  Вам, вместе с  отважным путешественником нужно определить верные (пишем рядом с номером + ) и не правильные высказывания мудрецов (рядом с номером вопроса ставим -.)

 Стали тут мудрецы друг перед другом знаниями хвастать.  « Знаю я, - говорит первый Мудрец,- что 16. мельчайшая частица вещества – молекула». « Ну и что?,0отвечает второй мудрец,- зато я знаю, что все  17. молекулы состоят из атомов».  «18. Видел я их вчера в телескоп» - подхватил первый Мудрец. «Конечно, - согласился второй,- 19. в телескоп  атомы можно увидеть. А  вот знаешь ли ты, что 20.  молекулы газа движутся медленнее, чем в твердых телах?»

«Точно! – подхватил первый.- Слышал ли ты, что 21. все вещества могут существовать в 4 агрегатных состояниях: твердом, жидком, газообразном и плазме?» «Знаю, знаю! – воскликнул второй.-  22. Все вещества на Земле в виде плазмы и существуют! А известно ли тебе, что 23.  скорость диффузии не зависит от температуры?» «Ошибаешься, -ответил первый,- я точно знаю, 24. чем ниже температура, тем быстрее протекает диффузия.» «Сам ты ошибаешься! - возмутился второй Мудрец. -Лучше скажи мне, почему искры летят, когда я кошку свою глажу?» «Что за вопрос,- удивился первый Мудрец,- 25. это просто кошка у тебя грязная!» Спросили Мудрецы мнение Любознательного по этим утверждениям. Указал он на ошибки, мудрецы открыли ему двери, а там – огромный зал в центре которого под стеклянным колпаком Истина спрятана.

А впереди Змей-Горыныч сидит и огнем дышит, того и гляди, сожжет освободителя. Нужно быстро огонь залить водой. Для этого 26. напиши формулу воды. Справился Любознательный и с этой задачей.  Змей Горыныч исчез, а стеклянный колпак лопнул. Вышла Истина и говорит: «Скрыта истина в народной мудрости. Объясни мне две народных пословицы:

27.1. Куй железо, пока горячо.

28.2. Бочку меда ложка дегтя испортит.

Сказал свои объяснения Любознательный. Поблагодарила его Истина за освобождение. Всем спасибо за работу. Приступаем к проверке.

    Проверку можно провести в режиме самопроверки или взаимной проверки. В последнем случае учащиеся обмениваются тетрадями. Варианты ответов выводятся на доске и  одновременно зачитываются учителем, а дети проверяют ответы. Считают количество правильных ответов и сдают тетради  проверки. Если привести критерии оценки и дети сами  выставят их

 

 

1. Тела: стол, стакан, линейка, ворона

     Вещества: пластмасса, железо, вода.

2. окружающие нас предметы

3. из вещества

4. твердые, жидкие, газообразные

5. вещество не меняется

6. изменяется состав и строение вещества

    из одних веществ получаются другие

7. из атомов и молекул

8. простые и сложные

9. наименьшая частица вещества, сохраняющая его состав и свойства

10. из атомов

11. р+, n0-   или протон, нейтрон, электрон

12. диффузия

13. отталкиваются

14. плавление

15. скоростью, порядком и расстоянием

      строением

16. + ,    17 +,    18 – ,    19 -,    20 -,    21 +,    22 -,    23 -,    24 -,    25 - .

26. Н2О

27. нагретое железо – мягкое

28. произойдет диффузия и деготь распределится по всему меду.

 

Критерии оценки:  14 – 19   - «3»

                                 20 – 24 – «4»

                                 25 – 28 – «5».

Рефлексия.

Учащихся еще раз благодарим за работу и  им предлагается оценить свое впечатление и  состояние  на уроке, выбрав  цвет (зеленый, желтый, красный)    картонного  маячка или  смайлик, который опускается в общую коробку на выходе из класса.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»