Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система дистанционного образования в России.
Методическая разработка урока по естествознанию для 11 класса

Проблемы устойчивого развития общества и биосферы

Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии, химии и естествознания
ГБОУ СОШ №353 Санкт-Петербурга

Тип урока:  урок общеметодологической направленности (по дидактической цели – урок совершенствования знаний, по способу организации – обобщающий урок).

Вид урока:  урок-интеллектуальная игра, урок на основе групповой технологии.

Форма урока:урок-игра с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся.

Цели урока:

- Для учителя:

1). Систематизировать экологические знания обучающихся о биосфере, её границах, структуре и компонентах;

2). Систематизировать у обучающихся систему знаний о биосфере, о свойствах биомассы, о границах биосферы и определяющих их факторах, о биогенных круговоротах и превращении энергии в биосфере;

3). Убедить обучающихся в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране;

4). Продолжить формирование у обучающихся нетерпимого отношения к деятельности человека, приносящей непосредственный и опосредованный вред природе;

5). Продолжить формирование умений находить решения экологических задач по глобальным проблемам человечества.

- Для обучающихся:

1). Повысить интерес обучающихся к естественным наукам и показать их значение в жизни человека;

2). Выявить межпредметные связи, научить обучающихся применять знания и работать в команде;

3). Повысить у обучающихся престиж интеллектуального труда.

Планируемые результаты

I.                   Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение объектов живой природы;

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, структурировать учебный материал, делать выводы;

- формирование экологической культуры и сознания о влиянии деятельности человека на природу;

- формирование необходимости бережного отношения к живым объектам, к их ценности, о важности сохранения природных объектов;

-1-

- формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.

II.                Метапредметные результаты:

1). Регулятивные УУД:

- продолжить формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировать вопросы на уроке), выдвигать свои версии, анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме, в форме рисунков, схем);

- продолжить формирование умений в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- продолжить формирование умений излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая данными;

- продолжить формирование умений работать по плану, сверять свои действия с учебными целями и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

2). Познавательные УУД:

- продолжить формирование умений слушать, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы;

- продолжить формирование умений строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- продолжить формирование умений находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных целей при слушании учителя, при работе с учебником, системой Интернет;

- продолжить формирование умений преобразовывать информацию из одного вида в другой (объяснения  учителя, справочный и иллюстративный материал для сравнения и для общего вывода, теоретические знания – для выполнения тестовых заданий).

3). Коммуникативные УУД:

- продолжить формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в общении и сотрудничестве со сверстниками через работу в группах;

- продолжить формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем при индивидуальной работе и работе в группах.

III.             Предметные результаты:

- формирование знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы;

- формирование представлений о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов;

- формирование оценки последствий прямого и косвенного воздействия человека на биосферу и собственной деятельности на окружающую природную среду.

Обучающиеся должны знать:

1). Границы биосферы;

2). Факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;

3). Функцию биосферы;

4). Эволюцию биосферы;

5). Учёных, внёсших научный вклад в понятие "биосфера", в развитие биосферы.

Обучающиеся должны уметь:

1). Раскрывать суть понятий: биосфера, вещество (живое, биогенное, косное, биокосное), биологический круговорот веществ, ноосфера, планктон, атмосфера, литосфера, гидросфера, биомасса, бентонос, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, литораль, сукцессия.

2). Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

3). Объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

 

Средства обучения: учебник авторов И.Ю. Алексашиной, А.В. Космодамианского,                        Н.И. Орещенко  Естествознание.  Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных   учреждений. – СПб.: СпецЛит, 2015; интерактивная доска, проекционная система для демонстрации слайдов (таблиц, рисунков, цитат, тестовых вопросов).

-2-

Оборудование:тетради, ручки, учебник курса "Естествознание: 11 класс", наглядный раздаточный материал.

 

Форма работы с учащимися:фронтальная, групповая.

 

Методы обучения:словесный (беседа, описание, объяснение), проблемный (мотивация для формулирование темы, целей и задач урока, выполнение некоторых заданий учебных туров), наглядный (эвристическая беседа с использований иллюстраций в презентации), дедуктивный (на примере изложения и исследования темы к частному – личностная значимость для каждого ученика), самоконтроль (выполнение заданий туров).

 

Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, наблюдение.

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 

Образовательные технологиидиалог, беседа, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления, самостоятельная работа обучающихся.

 

Методические рекомендации

Данный урок-игра проводится самым последним и 11 по счёту при изучении самой последней главы "Естественные науки и глобальные проблемы человечества" (на изучение этой главы отводится 11 учебного времени). Этот урок является также последним при изучении всего курса "Естествознание: 11 класс".

В игре участвуют:  команды учащихся 11 класса в составе по 4 – 6 человек (количество команд – от 2 до 5); 2 – 3 человека члены жюри (приглашаются свободные на данный момент времени учителя заранее учителем-предметником);  один ведущий учитель-предметник.

Учитель-предметник заранее расставляет в классе "круглые" столы от 2 до 5 (в зависимости от количества обучающихся в данном классе) и раскладывает на каждом из столов карточки с номерами команд и наглядный раздаточный материал (листы для письменных ответов формата А4  с номерами и названиями туров, листы формата А4  с заданиями некоторых туров, а также рефлексивные листы-карточки на каждого из обучающихся в классе). На листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её название, номера и названия туров. Для облегчения работы, лучшего восприятия материала, экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы, рисунки.

Отдельно для жюри учитель также ставит стол, сценарии игры с ответами и критериями оценивания и итоговой таблицей результативности, грамоты для командных групп.

При работе с заданиями каждого тура важно, чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы), так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.

Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются учителем на интерактивной доске.

Задания (туры) построены так, что дают возможность проверить знания обучающихся по большинству тем раздела "Естественные науки и глобальные проблемы человечества" дисциплины "Естествознание: 11 класс".

Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно выслушав ведущего, обсуждают между собой варианты ответов, пишут ответы на листах формата А4   данного тура и после времени, отведённого на размышления, капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры, листки с ответами, итоговая таблица результатов игры, итоговый критерий оценивания игры.

 

 

 

-3-

В игре 7 туров. Длительность игры 45 минут. В конце урока после работы над всеми турами кто-нибудь из членов жюри озвучивает общее количество баллов, набранное каждой командой игроков, место, которое заняла каждая из команд, и оценки за работу на уроке, которые получает каждый из учащихся данной командной группы в зависимости от набранного ими общего количества баллов за игру.

Примечание:  если вдруг по времени получается, что все туры пройти за урок не получится, то ведущий учитель на своё усмотрение либо сокращает какое-то количество вопросов в каких-либо турах, либо сокращает игру на какой-нибудь тур (в зависимости от ситуации). И тогда жюри определяют места по общему количеству баллов за игру, а оценки выставляет (и озвучивает после выставления) по следующему критерию:

1). Если никакое количество вопросов в турах и сами туры не сокращаются, то наибольшее количество баллов за всю игру при ответах правильно на все вопросы, равно 90.

2). От числа 90 отнимается то количество баллов за вопросы, которые не рассматривались на уроке, а затем следует максимально возможное количество баллов, которые командные группы обучающихся могли получить за игру умножать на следующие коэффициенты:

   на оценку "5" – от 0,9 * макс. кол-во баллов до макс. кол-во баллов;

   на оценку "4" – от 0,75 * макс. кол-во баллов до 0,9 * макс. кол-во баллов;

   на оценку "3" – от 0,5 * макс. кол-во баллов до 0,75 * макс. кол-во баллов;

   на оценку "2" – менее 0,5 * макс. кол-во баллов.

В заключение игры проводится награждение команд игроков-победителей почётными грамотами.

 

Ход урока

I.Организационный момент: приветствие друг друга, проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом ("отсутствующие").

 

II.Мотивация учебной деятельности: формулирование темы урока, постановка целей и задач (вызов):

а). Создание  ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез. Демонстрация слайдов на интерактивной доске.

     Учитель просит обучающихся отгадать загадку:

     Живые организмы находятся во мне,

     Живу я очень давно до жизни на Земле,

     Включаю я в себя немного атмосферы,

     Включаю я в себя и гидросферу,

     А также литосфера находится во мне.

     (Биосфера)

 

Затем учитель просит дать название (назвать слово-термин) зачитанному им определению:

     - Часть мира, образованного совместно действующими и сознательно преобразующими его людьми, называется …

     (обществом)

 

Затем учитель зачитывает стихотворение:

Моя планета - человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава - океан.

Где вся природа поймана в капкан.

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Вот она летит, маленькая, какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая.

 

-4-

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.

Все еще живёт! Все ещё людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

 

Ведущий учитель

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с её биосферой - величайшее чудо, онау нас одна.  Дорогие ребята! Территория нашей школы очень маленькая, но всё начинается с малого. Давайте все вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня.

- А теперь, уважаемые ребята, как вы думаете, как называется тема нашего урока?

 

- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.

 

Далее учитель спрашивает: "Исходя из темы, что мы будем изучать на уроке"?

 

- Обучающиеся излагают свои варианты ответов.

III.Осмысление: выполнение интеллектуальной игры по учебным турам (по составленному сценарию).

 

IV.Рефлексия

Пока члены жюри проверяют последний тур, считают общее число баллов, заработанное каждой командой игроков за игру, определяют призовые места и ставят оценки каждой из командных групп, ведущий учитель просит каждого обучающегося взять со стола рефлексивные карточки (смотрите приложения), заполнить и сдать ему их после урока.

 

Учащиеся внимательно слушают учителя и заполняют рефлексивные карточки.

 

V.Домашнее задание

Учитель задаёт домашнее задание написать мини-сочинение по теме: "Каждый из нас в силах изменить".

 

Учащиеся внимательно слушают учителя и записывают домашнее задание.

 

VI.Подведение итогов

Кто-нибудь из членов жюри озвучивает призовые места командных групп, называет общее число баллов, набранное каждой из командных групп, и оценки каждому из игроков данной командной группы.

Ведущий учитель благодарит обучающихся за работу на уроке, членов жюри за помощь при проведении урока и прощается с классом.

Обучающиеся сдают учителю рефлексивные листы-карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-5-

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Рефлексия урока

 

Фамилия, имя _________________________          Класс ______

 

 

1). Организация эмоциональной рефлексии учащихся

Рефлексивные вопросы:

1). Что я приобрёл после этого урока? / ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2). Что меня удивило? / ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3). Что мне не удалось? / _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

 

 

В таблицу 2  поставьте знак "+" в соответствующую колонку.

 

Таблица 2.  Вопросы эмоциональной рефлексии

 

Вопросы

"Да"

"Нет"

"Затрудняюсь ответить"

Своей работой на уроке в целом я доволен

 

 

 

Своей работой в подгруппе я доволен

 

 

 

Для меня не было подходящего задания

 

 

 

Урок для меня показался коротким

 

 

 

За урок я устал(а)

 

 

 

Моё настроение улучшилось

 

 

 

Маериал урока мне был интересен

 

 

 

Материал урока мне был полезен

 

 

 

Сегодня на уроке мне было комфортно

 

 

 

 

 

 

2). Организация качественной рефлексии учащихся

Закончите следующие предложения:

а). Я научился _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

б). Я почувствовал ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

в). Я хотел бы поблагодарить ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

г). Я теперь буду ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

-6-

IТУР:  "РАЗМИНКА"

 

"Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться"

(Сенека Луций Анней младший)

 

Iтур даётся командам игроков устно и на обсуждение между собой.

 

Задание: внимательно заслушав вопрос, обсуди его в своей команде и, подумав, дай правильный ответ (напиши его рядом с вопросом).

 

1). Особая форма материального бытия со своими законами диалектического развития, находящаяся всё время в непрерывном движении, называется …

 

2). Загрязнение воздуха, наблюдаемое над крупными городами (Лондоном, Нью-Йорком, Токио, Парижем, Берлином, Москвой и другими), образующееся в результате воздействия солнечной радиации на смесь углеводородных газов и оксидов азота, которые выбрасываются в атмосферу с выхлопными газами автотранспорта, называется …

 

3). Территория, предназначенная для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за её пределами, создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия и территорией жилой застройки, называется …

 

4). Непригодные для производства данной продукции виды сырья, его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологических процессов вещества (твёрдые, жидкие, газообразные) и энергия, не подвергающаяся утилизации в рассматриваемом производстве, называются …

 

5). Вещества, чуждые биосфере, и не входящие в число природных соединений, полученные человеком в результате искусственного синтеза, называются …

 

6). Группа особей одного вида или сообщества (лишайники, ракушки, ряска, сосна), по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в окружающей среде, в том числе и о присутствии концентраций загрязнителей, называется …

 

7). Система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды    называется …

 

8). Предупредительный контроль, направленный на хозяйственную деятельность человека или иную другую деятельность для обеспечения экологической безопасности, называется …

 

9). Область науки и техники, охватывающая разработку, проектирование, наладку, эксплуатацию и совершенствование экобиозащитной техники и технологии, организацию и управление природоохранной работы, экспертизу проектов технологий и производств и сертификацию продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности хозяйственной деятельности человека, снижения риска антропогенного воздействия на окружающую природную среду, называется …

 

10). Твёрдые или жидкие частицы, находящиеся в атмосфере и образующие туман или дым, называются …

 

11).Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы с сорняками, называются …

 

-7-

12). Радиоактивные вещества, тяжёлые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей, называются …

 

13). Атмосферные осадки, содержащие кислоту, называются …

 

14). Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов, молекул, природных вод и минеральных масс в биосфере называются …

 

15). Природное явление, вызванное поглощением углекислого газа водяным паром при использовании энергии солнечных лучей, называется …

 

16). Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост растений и подавляющих почвенную фауну, называется …

 

17). Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным, транспортным и сельскохозяйственным предприятиям, называется …

 

18). Способ очистки воды с участием микрофлоры активного ила называется …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий оценивания Iтура: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.

 

 

-8-

IIТУР:  «КРОССВОРД "СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ"»

 

"Непринуждённая беседа – лучшая школа для ума"

(Люк Клапье Вовенарг)

 

IIтур даётся командам игроков письменно – на самостоятельную работу и обсуждение.

 

Задание:  у команд игроков на столах лежат одинаковые кроссворды. Необходимо внимательно прочитав каждый вопрос, предложить все возможные варианты ответов и, обсудив их, выбрать правильный и записать его в клетки кроссвордной сетки по горизонтали и по вертикали.

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ  К  КРОССВОРДУ:

 

По горизонтали:

 

1.         Вещество, представляющее собой совместный результат жизнедеятельности организмов и небиологических процессов (почва).

5.    Часть оболочки Земли, населённая живыми организмами.

6.   Учёный-геолог, который в 1875 году ввёл термин "биосфера".

8.    Взвешенные в толще воды одноклеточные водоросли и мельчайшие животные.

   

 

 

-9-

     10.  Целостная система,  включающая человечество,  производство,  природу, развивающаяся на

             основе новых социальных законов в интересах настоящего и будущего человечества.

 

     11.  Процесс перемещения и превращения химических элементов через косную и органическую

            природу при активном участии живого вещества.

 

     13.  Вся совокупность живых существ (растений, животных, микроорганизмов), приспособлен-

            ных к совместному обитанию на определённой территории.

 

     15.  Вещество,  формирующееся  без  участия  живых организмов (результаты движения земной

            коры, деятельность вулканов, метеориты).

 

     17.  Наибольшая по массе геосфера, нижняя граница жизни.

 

 

По вертикали:

 

2.         Учёный, разработавший учение о биосфере.

 

3.         Вещество, образованное совокупностью всех живых организмов планеты, в данный момент существующих, численно выраженное в элементарном химическом составе, весе, энергии.

 

4.         Живые организмы (водоросли, моллюски, пиявки, креветки, устрицы), прикреплённые ко дну и ползающие по нему.

 

      7.    Функциональная  система,  включающая  в  себя  сообщества  живых  существ  и  их  среду  

             обитания.

 

  1. Количество   живого   вещества   той   или   иной   биосистемы,   приходящееся  на  единицу

площади  или  объёма.

 

    12.   Газ,    используемый    живыми   организмами   для   дыхания   и   минерализации   мёртвых

            органических  веществ.

 

    14.   Закономерный    процесс    изменения    живых   сообществ   в   результате   взаимодействия

            организмов  между  собой  и  с  окружающей  их  абиотической  средой.

 

    16.   Устойчивая   экосистема,   в   которой   органические  компоненты  биоценозов  неразрывно

            связаны с неорганическими – почвой, влагой, атмосферой.

 

    18.   Участок  берега,  затопляемый  морской  водой  во  время  прилива  и  осушаемый  во время

            отлива.

 

 

 

 

 

 

Критерий оценивания  IIтура:  за каждое правильно разгаданное слово в кроссворде команде игроков ставится 1 балл.

 

 

-10-

IIIТУР:  "УЗНАЙ УЧЁНОГО ПО ЕГО ПОРТРЕТУ"

 

"Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить".

(Адольф Фридрих Дистервег)

 

 

IIIтур даётся командам игроков устно и на обсуждение между собой.

 

Задание:  на рисунках, расположенных ниже, изображены портреты учёных. Установите соответствие между портретами учёных и их инициалами:  поставьте в IIIстолбик таблицы, расположенной ниже, только цифру, над которой находится портрет учёного.

 

 

 

Порядковый номер учёного

Инициалы учёного

Ответ команды игроков

1

  Иван Петрович Павлов

 

2

  Грегор Иоганн Мендель

 

3

  Владимир Иванович Вернадский

 

4

  Жан Батист Ламарк

 

5

  Эдуард Адольфович Зюсс

 

6

  Климент Аркадьевич Тимирязев

 

7

  Николай Иванович Лунин

 

8

  Антони Ван Левенгук

 

9

  Иван Михайлович Сеченов

 

10

  Карл Фон Линней

 

11

  Илья Ильич Мечников

 

12

  Николай Иванович Вавилов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-11-

 

 

  Э. Зюсс1        Антони Ван Левенгук        В.И. Вернадский       Карл Линней2

 

                   1                                         2                                          3                                          4

 

 

  Тимирязев К.А.        Грегор Иоханн Мендель        И.М. Сеченов       И.И. Мечников

 

                  5                                         6                                           7                                          8

 

 

  И.П. Павлов        Н.И. Вавилов2        Н.И. Лунин        Ламарк4

 

                  9                                        10                                         11                                        12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий оценивания  IIIтура:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.

 

 

-12-

IVТУР:  «ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА»

 

"Только осуществляя свои лучшие мечты,

                                                                                           человечество продвигается вперёд"

(Климент Аркадьевич Тимирязев)

 

IVтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.

 

Задание: в приведённых предложениях вместо точек вставьте в нужном числе и падеже необходимые по значению слова.

 

1). …………… обитания – это часть ………..………, которая окружает данный …………… или группу организмов и воздействует на него определённым образом различными …………… .

 

2). …………… - это геологическая ……………, населённая живыми ……………….. .

 

3). Основу …………… составляет одно или несколько культурных …………… или естественное растительное ……………….., дополняемое культурными растениями.

 

4). Живое …………… - это совокупность всех …………… организмов планеты в данный момент существования, характеризующееся заключённой в нём ……………, производящей работу.

 

5). К ……………….. природным ресурсам относятся тепловая и световая …………… солнца, ……………, ветра, приливов и отливов, водные …………… в целом.

 

6). Факторы среды по происхождению подразделяются на ……………….., ……………….. и ……………….. .

 

7). Науку, изучающую взаимоотношения живых организмов с окружающей их …………… обитания, называют …………… .

 

8). Экологи изучают влияние среды обитания на отдельные организмы, ……………….., …………… и влияние …………… организмов и их сообществ на окружающую природную среду.

 

9). Паразитизм – это такие взаимоотношения, при которых …………… получает ………………………… от организма хозяина.

 

10). ……………….. круговорот – это процесс перемещения и превращения химических элементов через …………… и органическую природу при активном участии живого вещества.

 

11). Функция биосферы – это круговорот …………………………….., циркуляция веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми ……………….. .

 

12). ……………….. – это космопланетарное пространство, преобразуемое и управляемое человеческим разумом, гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие ……………….. .

 

 

 

 

 

Критерий оценивания IVтура:  за каждый правильно написанный пункт задания команде игроков ставится 1 балл.

 

-13-

VТУР:  "ФОТОВОПРОС"

 

"Наука – не волшебный рог изобилия, а лишь средство

                                                  преобразования мира в руках людей"

(Джон Десмонд Беркал)

 

Vтур даётся командам игроков устно – на самостоятельную работу и обсуждение.

 

Задание

Что общего между данными объектами (рисунками)?  Если здесь присутствует какая-то логическая связь, то покажите стрелочками расположение объектов в нужном порядке (или запишите ряд в виде определённой последовательности).

 

 

Лягушка2      Сова2      Настурция1

 

           Рис. 1.  Лягушка                                 Рис. 2.  Сова                                  Рис. 3.  Настурция

 

 

Бабочка5      Жук-могильщик2      Обыкн. уж1

 

            Рис. 4.  Бабочка                         Рис. 5.  Жук-могильщик               Рис. 6.  Уж обыкновенный

 

 

 

 

 

 

 

Критерий оценивания Vтура:  этот тур считается выполненным и засчитывается только тогда, когда дан ответ на вопрос и показана стрелками (выписана в ряд) определённая последовательность между объектами. За правильный ответ команде игроков ставится 3 балла.

 

 

-14-

VIТУР:  "БИОСФЕРА ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ"

 

"Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться".

(Сенека Луций Анней младший)

 

 

VIтур проводится учителем для команд игроков устно.

 

Задание:  заслушав вопрос, подумайте и обсудите его в команде, а затем напишите ответ на листе для письменных ответов.

 

1).Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере – это:

     а). Эволюция органического мира;

     б). Замкнутый круговорот веществ и энергии;

     в). Усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности человека;

     г). Усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека?

 

2). В биосфере:

     а). Биомасса растений равна биомассе животных;

     б). Биомасса животных во много раз превышает биомассу растений;

     в). Биомасса растений во много раз превышает биомассу животных;

     г). Соотношение биомасс растений и животных постоянно изменяется?

 

3). Биосфера является открытой системой, так как она:

     а). Способна к саморегуляции;                         б). Способна изменяться во времени;

     в). Состоит из экосистем;                                  г). Связана с космосом обменом веществ?                              

 

4). Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там:

     а). Размещается озоновый слой;                       б). Отсутствует свет;

     в). Очень низкая температура;                          г). Отсутствует кислород?

 

5). Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается:

     а). В нижних слоях гидросферы;                    б). В верхних слоях атмосферы;

     в). В литосфере на глубине до 200 м?            г). На стыке атмосферы, гидросферы и литосферы?

 

6). Поддержанию равновесия в биосфере, её целостности способствует:

     а). Расширение площади земель, занятых культурными растениями;

     б). Сохранение биоразнообразия;

     в). Создание агроэкосистем;

     г). Вселение новых видов в экосистемы?

 

7). Парниковый эффект в биосфере вызывает накопление в атмосфере:

     а). Пыли;               б). Ядовитых веществ;               в). Углекислого газа;               г). Азота?

 

8). Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется:

     а). Конкуренцией между организмами;                              б). Популяционными волнами;

     в). Разнообразием её видового состава;

     г). Закономерностями наследственности и изменчивости организмов?

 

9). Необходимые условия устойчивого развития биосферы – это:

     а). Создание искусственных агроценозов;        б). Сокращение численности хищных животных;

     в). Уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур;

     г). Развитие промышленности с учётом экологических закономерностей?

 

-15-

10). В преобразовании биосферы главную роль играют:

       а). Биоритмы;                                                      б). Живые организмы;    

       в). Процессы саморегуляции;                            г). Круговорот минеральных веществ?

 

11). Структурно-функциональной единицей биосферы является:

       а). Тип животного;                б). Отдел растения;                в). Царство;                г). Биогеоценоз?

 

12). Биосфера как глобальная экосистема состоит из:

       а). Биотических и химических компонентов;  

       б). Биотических и мёртвых компонентов;

       в). Живых и химических компонентов;

       г). Биотических и абиотических компонентов?

 

13). Внедрение малоотходных технологий в промышленное производство позволяет:

       а). Защитить биосферу от загрязнений;

       б). Повысить продуктивность агроценозов;

       в). Ускорить круговорот веществ в биосфере;

       г). Замедлить круговорот веществ в биосфере?

 

14). Масса живого вещества в биосфере очень мала, но она играет огромную роль в …

       а). Создании литосферы;                                             б). Преобразовании вещества и энергии;

       в). Создании Мирового океана;                                  г). Образовании материков?

 

15). К функциям биосферы, обусловленными процессами фотосинтеза, можно отнести:

       а). Газовую;                                                       б). Окислительно-восстановительную;

       в). Концентрационную;                                   г). Газовую и окислительно-восстановительную?

 

16). Основное отличие биосферы от других оболочек планеты Земля заключается в том, что:

       а). В биосфере не происходит геохимических процессов, а идёт только биологическая эволюция;

       б). В биосфере используются другие источники энергии;

       в). Геологическая и биологическая эволюция идут одновременно;

       г). В биосфере идёт только геологическая эволюция?

 

17). Наилучшим способом участияотдельного человека в сохранении биосферы является:

       а). Отказ от езды на автомобиле; 

       б). Участие в разработке законов по охране природы;

       в). Сокращение потребления мясной пищи;

       г). Отказ от браконьерства?  

 

18). Основная идея В.И. Вернадского заключается в том, что:  

       а). В природе происходит круговорот веществ;

       б). Живые организмы являются открытыми системами;

       в). Биосфера состоит из атмосферы, литосферы и гидросферы;

       г). Живые организмы преобразуют энергию солнца в энергию геохимических процессов?         

 

 

 

 

 

Критерий оценивания VIтура:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.

 

 

-16-

VIIТУР:  "БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ"

 

                                           "Трудных предметов нет, но есть бездна вещей,

                                                    которых мы просто не знаем, и ещё больше таких,

                                                                 которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно.

         И эти-то ложные сведения ещё больше нас останавливают

                                                и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем"

(Александр Иванович Герцен)

 

 

 

VIIтур даётся командам игроков письменно – на самостоятельную работу и обсуждение.

 

 

Задание.  С 90-х годов XXвека и по настоящее время происходит постепенное изменение климата на планете. Предложите свои варианты последствий (с пояснениями к ним) этой глобальной проблемы для растений, животных и человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий оценивания VIIтура:  за полностью правильно выполненное задание, то есть за каждый из 3 правильно описанных вариантов ответов с пояснениями к ним команде игроков ставиться по 3 балла (по максимуму за весь этот тур – 9 баллов). Если же у команды игроков будут иметься какие-либо недочёты (изложены не все из 3 вариантов ответов, нет пояснений к каким-то из вариантов ответов, пояснения к вариантам ответов изложены не полностью, пояснений к вариантам ответов не имеется вообще), то проверяющий по своему усмотрению может снизить результат до 0 – 2 баллов за каждый из вариантов ответов.

Если команда игроков даёт иные варианты ответов или таковых не излагает вообще, то проверяющий ставит ей за этот тур 0 баллов.

 

 

-17-

ИТОГИ УРОКА-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ                                                           ПО ТЕМЕ:  "ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И БИОСФЕРЫ"

 

 

"Наука необходима народу. Страна, которая её не развивает,

                                                                неизбежно превращается в колонию".

(Фредерик Жолио-Кюри)

 

 

 

Итоговая  таблица  результатов  игры

 

Туры игры

Номер группы учащихся / количество набранных баллов за тур

 

 

 

 

 

I тур (0 – 18 баллов)

 

 

 

 

 

IIтур (0 – 18 баллов)

 

 

 

 

 

IIIтур (0 – 12 баллов)

 

 

 

 

 

IV тур (0 – 12 баллов)

 

 

 

 

 

V тур (0 – 3 балла)

 

 

 

 

 

VI тур (0 – 18 баллов)

 

 

 

 

 

VII тур (0 – 9 баллов)

 

 

 

 

 

ИТОГО БАЛЛОВ:

 

 

 

 

 

МЕСТО

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ  КРИТЕРИЙ  ОЦЕНИВАНИЯ  УРОКА-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  ИГРЫ:  призовые места ставятся жюри (комиссией) командам игроков в соответствии с максимально набранным ими числом баллов.

Оценки командам игроков ставятся по следующему критерию:

          "5" – при получении 81 – 90 баллов;

          "4" – при получении 68 – 80 баллов;

          "3" – при получении 45 – 67 баллов;

          "2" – при получении 44 балла и меньше.

 

 

-18-

ОТВЕТЫ 

НА  УРОК-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ 

ПО ТЕМЕ:  "ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И БИОСФЕРЫ"

 

"… Памятники науки существуют вечно"

(Вольтер)

 

 

IТУР:  "РАЗМИНКА"

 

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1

Окружающей природной средой

10

Аэрозолью

2

Фотосмогом

11

Гербицидами

3

Санитарно-защитной зоной предприятия

12

Канцерогенами

4

Отходами

13

Кислотными дождями

5

Ксенобиотиками

14

Круговоротом веществ

6

Биоиндикаторами

15

Парниковым эффектом

7

Мониторингом

16

Засолением почв

8

Экологической экспертизой

17

Безотходной технологией

9

Инженерной защитой окружающей природной среды

18

Биологической очисткой

 

 

IIТУР:  «КРОССВОРД "СТРУКТУРА БИОСФЕРЫ"»

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

б

и

о

ц

е

н

о

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

16

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

7

 

 

 

3

 

 

 

 

б

 

2

 

б

 

 

11

к

р

у

г

о

в

о

р

о

т

 

 

э

 

 

 

ж

 

 

 

 

е

 

в

 

и

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

м

 

 

 

к

 

1

б

и

о

к

о

с

н

о

е

 

о

 

18

 

 

д

 

 

 

8

п

л

а

н

к

т

о

н

 

 

в

 

 

 

 

т

 

р

 

г

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

с

 

 

 

о

 

 

15

к

о

с

н

о

е

 

и

 

 

 

 

 

14

 

 

 

с

 

5

б

и

о

с

ф

е

р

а

 

 

н

 

а

 

о

 

т

 

10

н

о

о

с

ф

е

р

а

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

д

 

ц

 

о

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

6

з

ю

с

с

 

с

 

е

 

р

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

н

 

а

 

 

 

 

 

ц

 

 

 

 

19

а

т

м

о

с

ф

е

р

а

 

 

 

 

и

 

о

17

л

и

т

о

с

ф

е

р

а

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й

 

з

 

ь

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

б

и

о

г

е

н

н

о

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-19-

IIIТУР:  "УЗНАЙ УЧЁНОГО ПО ЕГО ПОРТРЕТУ"

 

Порядковый номер учёного

Инициалы учёного

Ответ команды игроков

1

  Иван Петрович Павлов

9

2

  Грегор Иоганн Мендель

6

3

  Владимир Иванович Вернадский

3

4

  Жан Батист Ламарк

12

5

  Эдуард Адольфович Зюсс

1

6

  Климент Аркадьевич Тимирязев

5

7

  Николай Иванович Лунин

11

8

  Антони Ван Левенгук

2

9

  Иван Михайлович Сеченов

7

10

  Карл Фон Линней

4

11

  Илья Ильич Мечников

8

12

  Николай Иванович Вавилов

10

 

 

 

IVТУР:  "ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА"

 

               1 – Среда, пространства, организм, факторами.

               2 – Биосфера, оболочка, организмами.

               3 – Агроценоза, растений, сообщество.

               4 – Вещество, живых, энергией.

               5 – Неисчерпаемым, энергия, воды, ресурсы.

               6 – Абиотические, биотические, антропогенный.

               7 – Средой, экологией.

               8 – Популяции, виды, живых.

               9 – Паразит, питательные вещества, хозяина.

             10 – Биологический, косную.

             11 – Веществ в природе, организмами.

             12 – Ноосфера, человечества.

 

 

 

VТУР:  "ФОТОВОПРОС"

 

Данные объекты объединяет то, что они представляют собой пищевую цепь (цепь питания).

Определённая последовательность пищевой цепи

настурция  →  бабочка  →  лягушка  →  уж обыкновенный  →  сова  →  жук-могильщик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-20-

VIТУР:  "БИОСФЕРА ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ"

 

1 – б;            4 – а;            7 – а;            10 – б;            13 – а;            16 – в;

2 – в;            5 – г;            8 – в;            11 – г;            14 – б;            17 – б;

3 – г;            6 – б;            9 – г;            12 – г;            15 – г;            18 – г.

 

 

 

VIIТУР:  "БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ"

 

Задание.  С 90-х годов XXвека и по настоящее время происходит постепенное изменение климата на планете. Предложите свои варианты последствий этой глобальной проблемы для растений, животных и человека.

 

Варианты ответов

 

1). Изменение климата приведёт к уменьшению количества осадков, повышению уровня морей и океанов и глобальному повышению температуры.

Считается, что глобальное потепление является причиной изменения климата и погоды. Согласно многолетним наблюдениям гидрометслужбы, самые жаркие года пришлись на период с 1986 года и по настоящее время, причём в 1998 году температура на планете была самой высокой за всё время её регулярных наблюдений. Увеличение количества осадков стало причиной наводнений, уровень Мирового океана за последние110 лет повысился на   15 – 20 см. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой потепление – естественный, периодически повторяющийся природный процесс, который Земля переживала уже не раз.

2). Изменение климата негативно скажется на здоровье людей.

Глобальное потепление приведёт к значительному изменению параметров окружающей среды и климата. В результате этого насекомые-переносчики различных болезней могут проникнуть в новые регионы, тем самым расширяя очаги этих заболеваний. Из-за резких изменений климата в некоторых местах могут разразиться разрушительные бури и наводнения. В бедных странах Азии и Африки  засухи приведут к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и к голоду.

3). С изменением климата изменится и естественная окружающая среда.

Глобальное потепление приведёт к изменению границ биогеографических районов и природных зон, поскольку климат – определяющий фактор для существования природных сообществ и обитающих в них растений и животных. Не все виды живых организмов смогут приспособиться к новым условиям жизни, некоторые из них исчезнут. Приморские низменности и даже целые острова могут погрузиться в пучину Мирового океана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-21-

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Алексашина И.Ю., Космодамианский А.В., Орещенко Н.И.  Естествознание: 10 – 11 классы: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2015. – 286 с, илл.
  2. Анастасова Л.П.  Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. – 5-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011. – 178 с.
  3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.  Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-Пресс школа, 2012. – 130 с., илл.

      4. Боднарук М.М., Ковылина Н.В.  Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2012. – 228 с., илл.

      5. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В.  Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2011. – 432 с.

      6. Корсунская В.М., Мироненко Г.Н., Мокеева З.А., Верзилин Н.М.  Уроки общей биологии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012. – 150 с., илл.

      7. Модестов С.Ю.  Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ. Пособие для учителя. – Санкт-Петербург: Акцидент, 2011. – 178 с., илл. (Серия "Учительский портфель").

      8. Пименов А.В.  Уроки биологии в 10 – 11 классах. Часть II. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 148 с.

     9. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.  Биология. Общая биология. Базовый уровень: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – 9-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 382 с., илл.

    10. Трайтак Д.И., Клинковская Н.И., Карьенов В.А., Балуев С.И.  Биология. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2013. – 136 с., илл.

     11. Энциклопедия "Что такое? Кто такой?  В трёх томах. – М.: Педагогика-Пресс, 2013.

     12. Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-22-

 

Технологическая карта урока естествознания

Тема урока

Проблемы устойчивого развития общества и биосферы

Учебный предмет, класс

Естествознание, 11 класс

Тип и вид урока

Тип урока:  урок общеметодологической направленности (систематизации и обобщения знаний).

Вид урока:  урок-интеллектуальная игра, урок на основе групповой технологии.

Ведущая(ие) идея(и) урока

I.   Идея единства, целостности и системной организации природы;

II.  Идея взаимозависимости человека и природы;

III. Идея гармонизации системы "природа-человек".

ЦСО (ценностно-смысловые ориентиры)

Ценностные составляющие:

1). Всеобщие взаимосвязи и взаимообусловленность определяют целостность и само существование природы и человека;

2). Человек – одна из форм жизни на планете, которая обеспечивается существованием биологических систем, способных трансформировать солнечную энергию;

3). Явления природы на нашей планете есть отражение космических процессов.

Смысловые составляющие:

1). Изменение любого компонента системы или взаимосвязей вопреки законам природы неизбежно приведёт к её разрушению;

2). Высокая степень зависимости человека от природы, жизнь как уникальное космическое явление;

3). Человек имеет планетарно-космическое предназначение.

Цели урока

Для учителя

Для обучающегося

1). Систематизировать экологические знания обучающихся о биосфере, её границах, структуре и компонентах;

2). Систематизировать у обучающихся систему знаний о биосфере, о свойствах биомассы, о границах биосферы и определяющих их факторах, о биогенных круговоротах и превращении энергии в биосфере;

3). Убедить обучающихся в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране;

4). Продолжить формирование у обучающихся нетерпимого отношения к деятельности человека, приносящей непосредственный и опосредованный вред природе;

5). Продолжить формирование умений находить решения экологических задач по глобальным проблемам человечества.

1). Повысить интерес обучающихся к естественным наукам и показать их значение в жизни человека;

2). Выявить межпредметные связи, научить обучающихся применять знания и работать в команде;

3). Повысить у обучающихся престиж интеллектуального труда.

Образовательные результаты

Личностные:

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение объектов живой природы;

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, структурировать учебный материал, делать выводы;

- формирование экологической культуры и сознания о влиянии деятельности человека на природу;

- формирование необходимости бережного отношения к живым объектам, к их ценности, о важности сохранения природных объектов;

- формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.

Метапредметные:

1). Регулятивные УУД:

- продолжить формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировать вопросы на уроке), выдвигать свои версии, анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме, в форме рисунков, схем);

- продолжить формирование умений в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- продолжить формирование умений излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая данными;

- продолжить формирование умений работать по плану, сверять свои действия с учебными целями и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

2). Познавательные УУД:

- продолжить формирование умений слушать, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы;

- продолжить формирование умений строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- продолжить формирование умений находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных целей при слушании учителя, при работе с учебником, системой Интернет;

- продолжить формирование умений преобразовывать информацию из одного вида в другой (объяснения  учителя, справочный и иллюстративный материал для сравнения и для общего вывода, теоретические знания – для выполнения тестовых заданий).

3). Коммуникативные УУД:

- продолжить формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в общении и сотрудничестве со сверстниками через работу в группах;

- продолжить формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем при индивидуальной работе и работе в группах.

Предметные:

- формирование знаний о роли человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы;

- формирование представлений о различных последствиях хозяйственной деятельности человека для биосферных процессов;

- формирование оценки последствий прямого и косвенного воздействия человека на биосферу и собственной деятельности на окружающую природную среду.

Обучающиеся должны знать:

1). Границы биосферы;

2). Факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;

3). Функцию биосферы;

4). Эволюцию биосферы;

5). Учёных, внёсших научный вклад в понятие "биосфера", в развитие биосферы.

Обучающиеся должны уметь:

1). Раскрывать суть понятий: биосфера, вещество (живое, биогенное, косное, биокосное), биологический круговорот веществ, ноосфера, планктон, атмосфера, литосфера, гидросфера, биомасса, бентонос, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, литораль, сукцессия.

2). Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

3). Объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

Образовательная среда урока

1). В классе стоят от 2 до 5 столов (в зависимости от команд игроков) с табличками с названием команд; стол для членов жюри;

2). Раздаточный материал: листы бумаги формата А4 с заданиями и с названиями туров для письменных ответов игроков;

3). Проекционная система для демонстрации слайдов: портретов, цитат,  таблиц, рисунков;

4). Интерактивная доска;

5). Грамоты для игроков команд-победителей.

Технологии и технологические приёмы организации образовательной деятельности

Диалог, беседа, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления, самостоятельная работа обучающихся.

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающегося

1. Организационный:

а). Мотивация к учебной деятельности,

включение в учебную деятельность на личностно-значимом  уровне.

а). Приветствие друг друга, проверка готовности обучающихся к уроку, работа с журналом ("отсутствующие").

 

 

а). Выполняют самооценку готовности к уроку.

Настраиваются на предстоящую работу.

Высказывает собственные мысли.

 

 

2. Мотивация учебной деятельности: формулирование темы урока, постановка целей и задач:

а). Создание  ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

а). Создаёт условия для формулирования темы и целей урока.

- Исходя из темы, что мы будем изучать на уроке?

а). Формулируют тему урока. Ставят для себя цель, самим определить то, что они хотят узнать на уроке по теме,  озвучивают цель урока как ожидаемый результат/действие.

3. Осмысление

Организация решения учебной задачи.

Организация ситуации предъявления результатов.

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся и группами обучающихся заданий по учебным турам.

Создание ситуации успеха для каждого.

Определяют способ деятельности через понимание задания. Выполняют задание, перерабатывают, используют информацию для решения поставленных задач, организуют поиск решения в группах. Готовят ответы на поставленные вопросы (задания) туров.

Представляют результат, высказывают и доказывают свою точку зрения.

4. Рефлексия:

а). Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

б). Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

1. Выясняет, какие затруднения возникли у обучающихся в ходе урока.

2. Просит оценить уровень личной значимости материала урока для обучающихся.

3. Организует оценивание работы учащихся на уроке.

Проводят самооценкупо оценочной  линейке, анализирует деятельность по достижению цели.

 

5. Домашнее задание

Написать мини-сочинение по теме: "Каждый из нас в силах изменить".

Учащиеся внимательно слушают учителя и записывают домашнее задание. Задают уточняющие вопросы.

6. Подведение итогов

Озвучивание кем-нибудь из членов жюри призовых мест командных групп, общего числа баллов, набранного каждой из командных групп, и оценок каждому из игроков данной командной группы.

Один из членов жюри вручает грамоты командам игроков за призовые места.

Внимательно слушают члена жюри.

Капитаны команд получают грамоты от члена жюри и благодарят за своё оценивание.

       

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»