Духовные ценности в содержании образования
и воспитания в школах Германии
и воспитания в школах Германии
Мальцева Анна Николаевна
Потребность общества в приобщении учащихся к системе духовных ценностей обуславливает обращение к европейскому опыту формирования ценностных ориентаций. Сегодня образовательные учреждения Германии активно занимаются передачей духовно-нравственных ценностей, лежащих в основе так называемого ценностного воспитания. Немецкие исследователи видят фундамент ценностного воспитания в религии, которая нашла свое отражение в Конституции. Ученые полагают, что ценностное религиозное воспитание намного эффективнее способствует формирования внутреннего, духовного мира ребенка.Немецкая аксиология в разработке учения о ценностях занимает особое место по сравнению с другими странами. Во второй половине 20 века в немецкой педагогике проводилось множество исследований, посвященных ценностному аспекту в связи с тем, что проблема ценностей вышла на первый план. Понятие «ценность» как этическую категорию впервые ввел в научный оборот немецкий философ Рудольф-Герман Лотце в середине 19 века, «выделивший 3 сферы: действительность, истинность и ценность» [1, с.17]. Его философия оказала влияние на многих представителей аксиологии. Как отрасль идеалистической философии аксиология сформировалась в Германии в конце 18 века. До сих пор влияние Германии на развитие аксиологии не ослабевает, так как многие направления имеют видных представителей, которые впоследствии стали известными специалистами в области теории ценностей (И.Гессен, М.Шелер и т.д.).
Анализируя духовные ценности в Германии, исследователь И.А.Меркулова приходит к выводу, что в немецкой литературе духовные и религиозные ценности являются синонимами [1, с. 37]. Следовательно, под духовными ценностями немецкие ученые понимают ценности религиозного характера, нормы христианской нравственности.
В Германии Основной закон и Конституция федеральных земель определяют образовательную политику государства в области формирования духовных ценностей. В школьных законах различных земель можно выявить противоречивые формулировки целей и задач образования. Однако на первом месте ставится ответственность перед Богом, любовь к Родине и немецкому народу.
Например, в Баварии и в земле Баден-Вюртемберг воспитание ориентируется на христианский образ человека. В первом параграфе закона о школе федеральной земли Баден-Вюртемберг указывается:
- Школы должны не только передавать знания и умения, но и воспитывать в духе христианской любви к ближнему.
- Высшие образовательные цели - ответственность перед Богом, любовь к своему народу и Родине, уважение достоинства человека и его убеждений, чувство личной ответственности.
- Школа должна готовить учащихся к выполнению своих обязанностей, изложенных в Конституции.
- Школьников нужно воспитывать в духе демократии [3].
Ценностные ориентации сформулированы также в учебных планах земель. Основные ценности рассматриваются как главное направление в достижении идеала для личности в обществе. Так, в Баварии «воспитание имеет приоритет перед простым сообщением учебного материала. Сообщение должно быть связано с воспитанием ценностных ориентаций, с разумным усвоением и применением установленных норм» [1, с.76].
Однако различные политические партии, группы вкладывают свое содержание в понятие «ценность» и цель воспитания. Часто цели и ценности расходятся. Некоторые исследователи считают, что ценности могут формироваться лишь в процессе воспитания, а знания не могут служить способом передачи ценностей [1, с.81]. Некоторые педагоги рассматривают «порядок» как цель всего процесса обучения и как ценность первого порядка. Представители антиавторитарного воспитания (А.Миллер, Х. Шенебек) признают ребенка с его внутренним миром и способностями главной ценностью. Все вышесказанное доказывает, что Германия - государство с мировоззренческим плюрализмом, в котором царит противоречие в области ценностных приоритетов.
Исследование практики приобщения к духовным ценностям немецких школьников выявило богатство и разнообразие форм и методов воспитания. Духовное воспитание школьников Германии осуществляется, главным образом, на уроке религия. Анализ практической реализации религиозного образования в Германии показывает, что оно способствует приобщению школьников к духовным ценностям, сформулированным в Конституции и школьных законах.
Во многих федеральных землях преподается предмет «Этика» или «Нормы и ценности», введенный в конце 1970-х гг. по причине ценностных и образовательно-политических изменений. Урок этики возник как замена уроку религии, чтобы учащиеся, не посещающие урок религии, могли разобраться в вопросах ценностей и смысла. Однако многие педагоги справедливо полагают, что урок этики не может заменить собой религию.
Действительно, христианская религия служила немецкому народу в качестве связующего средства сохранения нравственного порядка еще с давних времен. В немецкой культуре ценностно-смысловое ядро складывается под воздействием католичества и протестантизма. Христианство является важным звеном между обществом и педагогическими процессами, происходящими в нем. Именно поэтому поиск целей и задач духовного воспитания должен осуществляться в контексте интеграции основ христианской и светской педагогики [2,с.121]. В Германии понимание важности преподавания религии в светской школе привело к появлению целой области в педагогики – религиозной педагогики, которая превратилась в самостоятельную область академического исследования. В Европе созданы международные ассоциации, университетские кафедры, институты и методические центры по обеспечению религиозного образования в школах. Благодаря тесному межконфессиональному сотрудничеству был определен круг проблем, сформирован категориальный аппарат и разработано множество моделей преподавания религии в школе. [2, с.122].
С 2012 года в 4-х классах всех образовательных организаций в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Серьезной проблемой представляется отсутствие технологии преподавания данного курса, а также квалифицированных методистов и преподавателей. В этой связи есть основания обратиться к опыту Германии, где религиозное образование занимает прочные позиции в духовном воспитании подрастающего поколения.
Анализ литературы, посвященной проблеме религиозного образования в Германии, позволяет сделать вывод, что изучение традиционных духовных ценностей в системе образования в Германии способствует развитию культурной идентичности учащихся, формированию личности и гражданина, ответственного за свои поступки и нацеленного на совершенствование общества. Эти результаты сказываются положительно на развитии общества.
Литература
- Меркулова И.А. Формирование духовно-нравственных ценностей в педагогической теории и образовательной практики Германии второй половины 20 века [Текст]: дис. … канд.пед.наук: 13.00.01/ И.А. Меркулова; науч.рук. Помелов В.Б.; ВятГГУ. – Киров, 2004.- 194 с.
- Шапошникова Т.Д. Нравственные и духовно-этические ценности в содержании образования в зарубежной школе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. №4. С.119-128.
- Religionsunterrichtsgesetz : Rechtstexte zum Religionsunterricht in der Evangelischen Landeskirche in Baden/ Evangelische Landeskirche in Baden. Karlruhe, 2003. S.10-14.